Выступление на районном семинаре учителей информатики «Продуктивные задания на уроках информатики для реализации деятельностного подхода»
материал по информатике и икт

Шестопалова Вера Федоровна

Выступление на районном семинаре учителей информатики  «Продуктивные задания на уроках информатики для реализации деятельностного подхода»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rayonnom_eminare_uchiteley_informatiki.docx390.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на районном семинаре учителей информатики

«Продуктивные задания на уроках информатики для реализации деятельностного подхода»

Подготовила

учитель информатики

МКОУ Смаглеевской СОШ

Шестопалова В.Ф.

    Задачей учителя на уроках информатики является формирование у ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя   целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе; преобразование   информационных объектов с помощью средств информационных технологий; этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде. Это путь действительного развития интеллектуальных возможностей человека и осознания его как составной части мироздания.  

     Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые  образовательные стандарты.

    Уровни усвоения учебного материала условно можно разбить на две части: репродуктивные и продуктивные

   В процессе продуктивной деятельности учащийся всегда создает что-то новое по сравнению с усвоенным ранее, т.е. генерирует новую информацию или способ деятельности. Создание нового всегда опирается на предшествующий опыт.

       Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых не содержится в учебнике в готовом, легко воспроизводимом виде, но в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как правило, более интересные.

     Решение задач по информатике способно развивать логическое мышление школьников. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала. В процессе решения задачи учащиеся применяют алгоритмы решения. Задания, выполняемые по определенному алгоритму, являются репродуктивными. Согласно новым стандартам в образовании учащимся следует давать продуктивные задания, для решения которых необходимо самостоятельно составить план (алгоритм) решения. Для достижения продуктивности на уроках информатики используют технологии и методики новейших достижений педагогической науки и практики: исследовательский метод, эвристический метод, проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технологии обучения в сотрудничестве, систему инновационной оценки «портфолио». Для получения продуктивного задания, как правило, перед учащимися ставится проблема. При этом урок будет протекать по следующим этапам: создание проблемной ситуации – постановка учебной проблемы – выбор способа ее решения – решение проблемы – проверка правильности решения. Те же этапы проходит и исследовательская работа. Любое продуктивное задание – это исследование.

    Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Их назначение  – включить учащихся в решение «жизненной»  проблемной задачи.

Как узнать продуктивное задание?

Во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся  особыми элементами:

стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);

задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания);

источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий);

инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

   Любое задание из учебника по информатике можно сделать продуктивным.

1.     Задания на анализ условия задачи: определить объекты в задаче и свойства объектов, а также возможные значения свойств объекта. Определить зависимости между объектами.

2.     Задания на изменения формы представления информации в задаче: выбор вариантов, установить соответствие, занести информацию в таблицу.

3.     Задания на изменение содержания: в задаче записать другие объекты и их свойства.

4.     Задания на создание алгоритма: составить алгоритм решения задания.

5.     Задания на создание программы: автоматизировать процесс решения задачи, автоматизировать задание.

   Например, в учебнике по информатике рассматривается табличный метод решения логических задач. Логические задачи содержат два класса объектов. Между элементами множеств каждого класса устанавливаются взаимно однозначные соответствия. Такие задачи удобно решать табличным методом. Учащихся сначала знакомят с табличным методом, а затем они решают подобные логические задачи. Это задание можно сделать продуктивным.

Итак, рассмотрим задачу из учебника. «Четверо друзей – Алик, Володя, Миша и Юра – собрались в доме у Миши. Мальчики оживленно беседовали о том, как они провели лето.

– Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? – спросил Володя.

О, ещё как, – ответил Балашов, – могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.

–   Посмотрите, какой я гербарий собрал, – сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.

Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика».

Продуктивное задание:

1.       Составить новую задачу, используя текст задачи и изменив имя и фамилию каждого мальчика.

2.     Определить частноутвердительные и частноотрицательные суждения. Придумать ситуацию реального мира. Составить суждения, а затем и текст задачи.

3.     Определить частноутвердительные и частноотрицательные суждения задачи. Выяснить, как соотносятся частноотрицательные и частноутвердительные суждения в тексте задачи. Определить возможные варианты суждений для данной задачи.

4.     Определить частноутвердительные и частноотрицательные суждения задачи. Выяснить, как соотносятся частноотрицательные и частноутвердительные суждения в тексте задачи. Определить возможные варианты суждений для данной задачи. Как изменится соотношение суждений при изменении количества элементов в каждом классе объектов.

5.     Определить частноутвердительные и частноотрицательные суждения задачи. Выяснить, как соотносятся частноотрицательные и частноутвердительные суждения в тексте задачи. Определить возможные варианты суждений для данной задачи. Составить алгоритм создания распределений суждений.

6.     Определить частноутвердительные и частноотрицательные суждения задачи. Выяснить, как соотносятся частноотрицательные и частноутвердительные суждения в тексте задачи. Определить возможные варианты суждений для данной задачи. Составить алгоритм создания распределений суждений. Написать программу создания распределения суждений.

7.     Составить программу решения логических задач табличным методом.

Все эти задания потребуют исследования текста логической задачи

Задание можно усложнить, если предложить учащимся автоматизировать процесс создания таблицы распределения суждений и решения задач табличным методом.

Примеры продуктивных заданий:

1. Маша пошла прогуляться в парк.

Она выбрала дорожку, в конце которой обнаружила машину.

Вопрос

Мимо каких деревьев она прошла? Деревья представлены в том порядке, в котором Маша видела их.

Варианты ответов

2. Задача.

Для школы решили купить новые принтеры и сканеры. На это выделили 2600 у.е. Всего купили 10 принтеров и сканеров. Причём принтеры стоили в 1,5 раза дороже, чем сканеры. Стоимость каждого принтера кратна 10.

Задание: Определите  сколько купили принтеров и сканеров и постройте таблицу в текстовом редакторе WORD

3. Работа в текстовом редакторе WORD.  Вставьте пропущенные гласные буквы: Паш...щий ,  се..щий, бре...щий , та...щий, вид...щий, бор...щийся, дыш...щий, худ…щий, завид…щий, высоч…ший, стро...щий, кол...щий, слыш...щий, знач…щий, пил…щий, клее…щий, вид…щий, сто…щий, колебл…щий, чита…щий, рису…щий .

4. Допишите действия, которые пользователь должен совершить, в правый столбец, чтобы выполнить операции, представленные в левом столбце.  

5. Учащимся предлагается  создать интерьер своей комнаты.  Мебель возможно сконструировать из параллелепипедов, представленных  в разных проекциях в графическом редакторе Paint.

6. При помощи панели инструментов WordArt нарисуйте  рисунок:

Достижение нового качества образования возможно лишь через включение в образовательный процесс продуктивных заданий.

Использование на уроках продуктивных заданий позволяет формировать качества личности, способной в будущем ориентироваться в нестандартной ситуации, самостоятельно решать практические задачи, проявлять гибкость и мобильность в принятии решений,  быть успешной в получении дальнейшего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре учителей английского языка: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления"

Доклад на тему: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления" раскрывает ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном я...

Выступление на районном семинаре учителей ОПК

Воспитание из всех святых дел самое святое. Феофан Затворник Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и предста...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление на районном семинаре учителей математики "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НООЛугвина Наталья Анатольевна, учитель математики ГБОУ школа № 467 Принципиальным отличием современного подхода в обучении является орие...

Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"

Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....

Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи             Дети – прирожденные художники, уче...