Конспект урока +презентация по теме "Решение логарифмических уравнений"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Куликова Ольга Ивановна

Конспект+ презентация урока обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по  теме "Решение логарифмических уравнений"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока обобщающего повторения по алгебре и началам анализа

в 11-м классе по теме: "Решение логарифмических уравнений "

учитель математики МКОУ Мироновской СОШ Куликова О.И.

«Изобретение логарифмов , сокращая вычисления нескольких месяцев
в труд нескольких дней, словно удваивает жизнь астрономов.»

                                                                                                                                                                           П.С.Лаплас

Цели урока:

  • Образовательные: обобщение знаний учащихся по теме "Логарифмические уравнения "; закрепить основные приемы и методы решения логарифмических уравнений; ознакомить учащихся с видами заданий повышенной сложности по данной теме в ЕГЭ.
  • Развивающие: развитие у школьников самостоятельности мышления и в учебной деятельности;  развитие навыков самоконтроля; научить рационально распределять время выполнения заданий .
  • Воспитательные: формирование таких качеств знаний, как прочность, глубина, оперативность;  воспитание у учащихся культуры поведения, добросовестного отношения к учебному труду, сопереживания успехам и неудачам товарищей.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по данной теме.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор и экран;
  • тетради;
  • листы для самоконтроля

Дата

Тема урока

Д/З

Устные

упражнения

Определение логарифмических уравнений с послед-м их решением

Решение уравнений

С/р

Итоговая оценка

 

 

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)

Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

  1. Этап проверки домашнего задания (3 мин)

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; установить пробелы в знаниях.

  1. Входной контроль (повторение теоретического материала) (12 мин)

Организация устной фронтальной работы с классом по повторению логарифмических формул и способов решения логарифмических уравнений.

Дайте определение:

  • логарифма
  • логарифмической функции
  • логарифмического уравнения
  • области определения логарифмической функции
  • какое преобразование называется логарифмированием?
  • какое преобразование называется потенцированием?

Устно вычислите (задания на экране):

-2

-

3

-3

-

49

-1

-

2

0

2

20

Сравните числа:

 и

и )

Найдите Х, если х>0:

    [1/5]                     [4]

                               

Перечислите:

  • основные способы решения логарифмических уравнений.

Способы решения логарифмических уравнений 

  1. По определению логарифма.
  2. Метод потенцирования.
  3. Метод введения новой переменной.
  4. Решение уравнений логарифмированием его обеих частей.
  5. Метод приведения к одному основанию.

На экране уравнения:

Определить способ решения каждого уравнения. Решите уравнения.

По окончанию работы правильность решения уравнений осуществляется с помощью экрана.

Устно ответить на следующие вопросы (если имеется не один корень):

  • Найти наименьший корень уравнения.
  • Найти сумму корней уравнения.
  • Найти разность корней уравнения.
  • Найти произведение корней уравнения.
  • Найти частное корней уравнения

Самооценка и взаимооценка деятельности учащихся (результаты заносятся в листы самоконтроля). 

4. Этап обобщения знаний учащихся (17 мин)

Решение логарифмических уравнений из заданий ЕГЭ части В и С.

№ 1 (В) Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения

log6(3x + 88) – log6 11 = log6 x. [

№ 2 (B) Найдите произведение всех корней уравнения

image2420. [

№ 3 (B) Найдите сумму корней уравнения image2421= log4 (x – 3) + 2. [

№ 4 (C)

№ 5 (C) Решите уравнение

Уравнения №1-3 решает по два ученика на обратных крыльях доски с последующей проверкой решения всем классом. Уравнение №4,5 решает ученик с подробным комментарием.

По окончании самооценка и взаимооценка учащихся (результаты заносятся в листы самоконтроля). 

5. Разноуровневая самостоятельная работа (проверка знаний учащихся) (10 мин)

Учащимся предлагаются логарифмические задания части А, части В, части С из заданий ЕГЭ.

На «3»

На «4»

На «5»

log1/5(3x-5) = log1/5(x+1)

log2(1+х)+log3(-9-2х)=log23

log1/3(2х-3)5=15

logx(x2-4x+4)=1

log22х – log2х – 2=0

lg2(х+1)= lg(х+1) lg(х-1)+2 lg2(х-1)

По окончанию работы правильность решения уравнений осуществляется с помощью экрана (результаты заносятся в листы самоконтроля). 

6. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание (2 мин)

По итогам каждого этапа урока учащиеся выставляли оценки в листы самоконтроля; в конце урока  – итоговую оценку.

Кто оценил себя на “5”? на “4”, на “3”?

Что получилось на уроке? Что не получилось?

Д/З: 1) найти наибольший корень уравнения: lq(x+6) – 2 = 1/2lq(2x -3) – lq25

             2)  log0,5(log4(1/х)) + log4(log2(16х2)=0

             3) решить систему уравнений:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщающий урок по теме : «Решение логарифмических уравнений». « Изобретение логарифмов, сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удваивает жизнь астрономов» П.С. Лаплас

Слайд 2

Устно: Дайте определение: логарифма логарифмической функции логарифмического уравнения области определения логарифмической функции какое преобразование называется логарифмированием? какое преобразование называется потенцированием?

Слайд 3

Закончите предложения: Логарифм от произведения равен… Логарифм от частного равен… Логарифм степени равен …

Слайд 4

Свойства логарифмов

Слайд 5

Вычислите:

Слайд 6

Вычислите:

Слайд 7

Вычислите:

Слайд 8

Вычислите:

Слайд 9

Вычислите:

Слайд 10

Вычислите:

Слайд 11

Вычислите:

Слайд 12

Вычислите:

Слайд 13

Сравните числа: log 0 , 2 3 log 0,2 2,5 l og 2 0,7 log 2 1,7 < <

Слайд 14

Основные способы решения логарифмических уравнений: 1. По определению логарифма. 2. Метод потенцирования. 3. Метод введения новой переменной. 4. Решение уравнений логарифмированием его обеих частей. 5. Метод приведения к одному основанию.

Слайд 15

Определить способ решения уравнений По определению Метод потенцирования Введение новой переменной Логарифмирование Приведение к одному основанию log x (2x + 3) = 2 lg (x 2 -2x) = lg (2x +12) x lgx = 10000 log 2 x +log x 2=2 log 3 2 x - 2 log 3 x =3

Слайд 16

Определить способ решения уравнений log 3 (4* 3 x-1 -1) = 2x - 1 2lg(x -1) = 1/2lgx 5 - lg √ х x lgx +2 = 1000 3log x 1/16 +log x 1/x =4 По определению Метод потенцирования Введение новой переменной Логарифмирование Приведение к одному основанию

Слайд 17

1). По определению логарифма log x (2x + 3) = 2 ОДЗ: x >0, x ≠1; X 2 = 2 x +3; X 2 - 2 x - 3=0; X 1 =3, х 2 =-1 X 2 = -1 посторонний корень Ответ: 3

Слайд 18

2).Потенцирование (применение свойств логарифма ) lg (x 2 -2x) = lg (2x +12) х 2 -2х = 2х +12; х 2 -4х -12 = 0; X 1 =6, х 2 =-2; Проверка: При X 1 =6, lg (36 -12) = lg (12 +12); Lg 24 = lg 24; При х 2 =-2, lg (4+4) = lg (-4 +12); Lg 8 = lg 8 Ответ: -2; 6.

Слайд 19

3 ). Введение новой переменной log 3 2 x - 2 log 3 x =3 ОДЗ: х >0 log 3 x = а а 2 -2а = 3; а 2 -2а- 3 =0; а 1 = -1, а 2 =3; log 3 x = -1, х 1 =1/3, log 3 x = 3, х 2 = 27 . Ответ:1/3 , 27 .

Слайд 20

4). Метод логарифмирования x lgx = 10000 ОДЗ: х >0; lgx lgx = lg10000; lgx lgx = 4; lgx = a; a 2 =4; a 1 =-2, a 2 =2; lgx = -2; x 1 = 1/100; lgx = 2; x 2 = 100; Ответ: -2; 2.

Слайд 21

5).Приведение к одному основанию. ОДЗ: х >0, x ≠ 1 Ответ: 2 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений"

Материал урока создает условия для отработки общих подходов к решению логарифмических уравнений, способствовует развитию математического языка,  коммуникативных умений учащихся...

Конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений"

Материал урока создает условия для отработки общих подходов к решению логарифмических уравнений, способствовует развитию математического языка,  коммуникативных умений учащихся...

Конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств", 11 класс

Конспект урока "Решение логарифмических уравнений и неравенств", 11 класс, подготовка к контрольной работе. Завершающий урок по изучению темы " Логарифмы. Решение логарифмических уравнений и неравенст...

конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств".

Урок обобщения и систематизации знаний в 11 класе по теме "Решение логарифмических уравнений и неравенств"...

конспект урока по теме Решение логарифмических уравнений и неравенств, 11 класс

Цели урока:Образовательные:  повторение теоретического  материала, закрепление  умения  применять свойства при решении логарифмических  уравнений и неравенств, обобщение...

Конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений с переменной в основании" 10 класс

Урок в 10 классе по теме "Решение логарифмических уравнений с переменной в основании"...

Конспект урока "Погружение в мир логарифмических уравнений"

Конспект урока "Погружение в мир логарифмических уравнений".Актуальность данной темы заключается в том,  что качественное усвоение материала позволит подготовиться к решению заданий ЕГЭ...