Хитрые приемы быстрого счета
творческая работа учащихся по алгебре (5 класс) по теме

В работе рассмотрены различные  приемы быстрого  счета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_bystrogo_scheta_manukyan.docx39.2 КБ
Файл manukyan_hitrye_priemy.pptx2.04 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                      «Гимназия 1636 НИКА г. Москвы»

Исследовательская работа

«Хитрые приемы быстрого счёта»

Выполнила : Манукян Милена

Обучающаяся 5 В класса

Руководитель:

учитель математики

 Кобзева Л.В.

2016

                                                               Содержание

Введение………………………………………………………………… ……..3

1. История счета .…………………………………….……………………. …..5

2. Приемы вычислений…………………………………………………….. ….5

     2.1. Приемы быстрого сложения и  вычитания……………………………5

     2.2. Приемы быстрого умножения………………………………………….7

     2.3. Приемы быстрого деления………………………………………………9

3.Практическая часть…………………………………………………………….9 Заключение………………………………………………………….……………12

Источники………………………………………………………………………..13


Введение

В наш век, век новых технологий и развития компьютерной техники,  разговор о быстром счете может показаться неуместным, однако и по сей день гибкость ума является предметом гордости людей, а способность, производить быстрые вычисления вызывает откровенное удивление.

Тема моей исследовательской работы – «Хитрые приемы быстрого счета». Я выбрала  ее, так как  считаю, что умение быстро считать повысит не только интерес к урокам математики, но и пригодится в жизни.

В данной работе я  рассмотрела некоторые способы быстрых вычислений, которые могут пригодиться на уроках математики в школе и не только.  «Каждому ученику необходимы приемы быстрого счета, их знание значительно облегчит учебу. Быстрота счета возникнет в результате длительных упражнений» - уверена наша учительница математики. Поэтому, каждый  урок начинается с устного  счета.

Работа состоит из :

1)Введения

  1. Теоретической  части, которая включает в себя основные приемы быстрого устного счета
  2. Практической части, которая демонстрирует эксперимент по изучению приемов устного счета
  3. Заключения
  4. Источников.

Цель исследования:

Найти методы быстрого счета  и показать результативность  их использования для повышения вычислительных навыков обучающихся 5 классов.

Задачи исследования:

  1. Изучение хитрых приемов быстрого счета;
  2. Подбор материалов для тренинга;
  3. Проведение диагностики, изучение результатов исследования;
  4. Сделать выводы  по использованию данных видов устных упражнений.

Объект исследования: учащиеся 5 «в» класса;

Предмет исследования: приемы быстрого  счета.

Гипотеза исследования: может ли человек быстро выполнять вычисления без калькулятора?

Методы:

1)Анализ литературы;

2)Наблюдение;

3)Диагностика;

4) Сравнительный анализ.

Актуальность проблемы.

Навыки быстрого счета  помогут человеку в учебе, в быту, в профессиональной деятельности. Кроме того, быстрый счет - настоящая гимнастика для ума, приучающая в самых сложных жизненных ситуациях находить в кратчайшее время хорошие и нестандартные решения.

Практическая значимость. Умение быстро считать в уме является неоспоримым преимуществом и достоинством того, кто таковым умением обладает. Человек, легко оперирующий цифрами, никогда не окажется обманутым при расчетах. Но самое главное, способности к вычислениям постоянно будут поддерживать в хорошей форме и развивать его умственные способности, что особенно важно в период обучения. Я считаю, что необходимо знать технику быстрых вычислений и уметь применять их в практической деятельности. В данной работе я описываю краткую историю искусства счета; разбираю нестандартные приемы вычислений. Приёмы быстрого счета развивают память. Это касается не только математики, но и других предметов, которые изучаются в школе. Приемы устного счета нужно повторять систематически. Нижеперечисленные способы быстрого устного счета рассчитаны на ум "обычного" человека и не требуют уникальных способностей. Главное - более или менее продолжительная тренировка. Производя математические вычисления в уме, человек пользуется теми же правилами, что и при письменных вычислениях. Несколько простых правил, а главное – постоянная тренировка в устном счете, помогут научиться хорошо, считать. Бывают люди, которые быстро множат и делят в уме четырех и пятизначные числа. Достичь такого искусства трудно, надо помнить много правил, очень долго и утомительно тренироваться. Наша задача – научиться работать с двузначными, а иногда и – с трехзначными числами. Этого для экономии времени достаточно.

1.История счета

Наши далекие предки постоянно сталкивались с необходимостью делить и обменивать вещи, продукты, делать запасы. Так человек постепенно учился считать. Для счета использовали пальцы рук, ног, камешки и другие предметы. Позже появились изображения чисел. Одним из первых способов «записи» чисел, сохранившемся  и поныне, были зарубки на палке. В Древнем Вавилоне записывали числа, выдавливая значки палочкой на глиняной дощечке. Сейчас мы пользуемся арабскими цифрами, нам это привычно. Люди научились складывать и вычитать, умножать и делить, причем способы вычислений не всегда были удобны и понятны. В древней литературе упоминаются такие способы умножения, как «загибанием», «ладьей», «решеткой», «задом наперед», «ромбом», «треугольником» и многие другие.

Разработкой приемов быстрого счета занимались многие ученые: Яков Исидорович Перельман, Георгий Берман, Я. Трахтенберг и другие.

2.Приемы вычислений

2.1 Приемы быстрого сложения и  вычитания

Способы быстрого сложения чисел

Поразрядное сложение чисел

К разрядам первого слагаемого прибавляют разряды второго слагаемого, начиная с высших (сотни, десятки и т.д.):

16+38+27+86=(10+30+20+80)+(6+8+7+6)=140+27=167.

Прибавление к одному числу отдельных разрядов другого числа, всегда начиная с высших

К разрядам первого слагаемого прибавляют разряды другого слагаемого:

96+47=(96+40)+7=136+7=143,

8375+473=((8375+400)+70)+3=(8775+70)+3=8845+3=8848.

Сложение путем округления

Если слагаемые близки к круглым числам, то их заменяют разностью или суммой между круглым числом и дополнением:

3916+991+1998=(4000+1000+2000)–(84+9+2)=

=7000–95=6905.

Сложение с использованием свойств действий с числами

Слагаемые разбивают на такие группы, которые в сумме дают круглые числа:

12+63+28=(12+28)+63=40+63=103.

Если одно слагаемое близко к круглому числу, то его заменяют разностью и дополнением между круглым числом:

549+94=549+(100–6)=549+100–6=643.

Если оба слагаемых близки к круглому числу, то они заменяются разностью между круглым числом и дополнением:

504+497=500+4+500–3=1001.

Способы быстрого вычитания чисел

Поразрядное вычитание

574-243=(500-200)+(70-40)+(4-3)=300+30+1=331.

Если число единиц какого-либо разряда вычитаемого больше числа единиц того же разряда уменьшаемого, то последнее число единиц увеличивается на 10 путем заимствования  одной единицы следующего высшего разряда уменьшаемого:

647–256=(500-200)+(140-50)+(7-6)=300+90+1=391.

Вычитание с использованием свойств действий с числами

 (973+747)-873=(973-873)+747=100+747=847;

1093-(1494-907)=(1093+907)-1494=2000-1494=506.

Вычитание путем уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого

67-48=(67+1)-48-1=(68-48)-1=20-1=19;

453-316=453–(313+3)=(453-313)-3=140-3=137.

Вычитание путем округления уменьшаемого или вычитаемого или одновременно обоих

Если уменьшаемое и/или вычитаемое близки к круглому числу, то их заменяют разностью или суммой между круглым числом и дополнением:

824-396=824–(400-4)=(824-400)+4=424+4=428;

395–98=(400–5)–(100–2)=400–100–5+2=297.

2.2 Приемы быстрого умножения

Способы быстрого умножения чисел

Умножение на 4, 8,16 и т.д.

Чтобы число умножить на 4, 8, 16 его последовательно удваивают:

213*8=(213*2)*4=(426*2)*2=852*2=1704.

Умножение на 5, 50, 0,5

Чтобы умножить число на 5, нужно умножить его на 10 и разделить на 2:

138*5=(138*10):2=1380:2=690.

Чтобы умножить число на 50, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 2:

87*50=(87*100):2=4350.

Умножение на 25

Чтобы умножить число на 25, нужно умножить его на 100 и полученное произведение разделить на 4:

348*25=348*100:4=8700.

Умножение на 125

Чтобы умножить число на 125, нужно умножить его на 1000 и разделить на 8:

32*125=32:8*1000=4000.

Умножение  на 15

Чтобы умножить число на 15, нужно  исходное число умножить на 10 и прибавить половину полученного произведения:

129*15=129*10+1290:2=1290+645=1935.

Умножение на 11

1 способ. Чтобы число умножить на 11 , к нему приписывают ноль и прибавляют исходное число:

241*11=2410+241=2651.

2 способ. Следует “раздвинуть” цифры числа, умножаемого на 11, и  в образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем если  эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении, следует единицу перенести в старший разряд:

34*11=374, т.к. 3+4=7, семерку помещаем между тройкой и четверкой,

68*11=748, т.к. 6+8=14, четверку помещаем между семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и восьмеркой.

Умножение двузначного числа на 101 и на 10101

Самое простое правило: «припишите ваше число к самому себе». При умножении на число 101, 1001, 10101, число надо повторить дважды/трижды:

57*101=5757,

89*10101=898989.

Умножение на 9, 99 и 999

К первому множителю приписать столько нулей, сколько девяток во втором множителе, и из результата вычесть первый множитель:

286*9=2860–286=2574,

23*99=2300–23=2277,

18*999=18000–18=17982.

Применение распределительного закона умножения относительно сложения и вычитания ко множителям, один из которых представлен в виде суммы или разности

8*318=8*(300+10+8)=2400+80+64=2544,

7*196=7*(200-4)=1400–28=1372.

2.3 Приемы быстрого деления.

Последовательное деление

Если делитель является составным числом, то разлагаем его на два или большее число множителей, а потом выполняем  последовательное деление:

720:45=(720:9):5=80:5=16,

9324:36=(9324:3):12=3108:12=259.

Деление на 5, 50 и 500

Чтобы число разделить на 5; 50 или 500, надо это число разделить на 10;100; 1000 соответственно, и затем результат умножить на 2:

42400:5=42400:10*2=8480,

21600:50=21600:100*2=432,

214000:500=214000:1000*2=428.

Деление на 25

Чтобы число разделить на 25, надо это число разделить на 100 и умножить на 4:

12100:25=12100:100*4=484.

Деление на 125

Чтобы число разделить на 125, надо это число умножить на 8 и разделить на 1000

4000:125 =4000:100*8=320.

3.Практическая часть 

Практическая часть включает в себя изучение динамики развития вычислительных навыков у обучающихся 5 В класса.

Была выдвинута следующая гипотеза: с помощью приемов быстрого счета можно улучшить вычислительные навыки.

Объекты исследования: учащиеся 5В класса.

Этапы исследования:

 1. Изучить известные способы быстрого устного счета;

2. Подобрать материал для  проведения тренинга;

3. Провести диагностику;

 4. Сделать анализ проведенных исследований.

Для диагностики был составлен ряд однотипных упражнений, на сложение, вычитание, деление и умножение, которые нужно было выполнить.

Диагностика проводилась в несколько этапов:

 ∙ Проверка имеющихся навыков счета;

 ∙ Изучение способов сложения и вычитания;

 ∙ Ознакомление с новыми приемами умножения;

 ∙ Изучение способов деления.

Обработка результатов показала: На 1 этапе решили: письменно решено –5 заданий,     время-5мин 20сек.,

После изучения способов облегченных вычислений, на  втором  этапе решено 7 заданий,  время-5мин 10сек.

 После непродолжительной тренировки (неделя), в третьем контрольном замере : решено полностью  все задания, время-4мин , От замера к замеру количество нерешенных заданий уменьшается, а решенных увеличивается, растет и число заданий, выполненных устно. На примере группы учеников 5«В» класса, уверенно прослеживается динамика развития вычислительных навыков приемов устного быстрого счета.

Значит, принимаем гипотезу о том, что приемы быстрого счета существуют и с их помощью можно улучшить вычислительные навыки. Многие  не представляют свою жизнь без калькулятора.  Очень зря, ученые доказали, что люди, регулярно считающие в уме,  застрахованы от старческого маразма и раннего слабоумия. Так что вывод следует такой - практикуйтесь чаще. Способность считать быстро в уме надо развивать, независимо от его математических способностей, хотя бы, для того чтобы не стать жертвой обмана на рынке или в магазине.

Заключение

Необходимым условием успешной работы, так или иначе связанной с вычислениями, является владение культурой счета. Основу культуры счета составляют вычислительные навыки, совершенствование которых возможно только в практической деятельности. В следующем году мы продолжим практическую часть нашей работы на примере учащихся уже 6-х классов, обучив их приемам быстрого счета. Счет является простым и легким делом только, когда владеешь особыми приемами и навыками. Каждый ученик может улучшить вычислительные навыки с использованием приемов быстрого счета. Наработка вычислительных навыков должна быть систематической, ежедневной, надо стремиться к тому, чтобы как можно больше освоить “хитрых” приемов. В заключение подчеркну, что устный счет развивает механическую память, быстроту реакции, умение сосредоточиться, а поиски и обоснование новых приемов служат формированию логических умений. Вот так простые устные упражнения на каждом уроке могут развить каждого из нас. Нужно только стараться и усердно работать!

Источники

1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил.

2. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ Под редакцией М.К. Потапова, текстол. Обработка Ю.В. Нестеренко. – 4-е изд. – М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1984, 192 с.

3. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. шк. - 5-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.: ил.

4. Перельман Я.И. Живая математика. - Екатеринбург, Тезис, 1994.

5. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. - Екатеринбург, Тезис, 1994.

6. Ткачева М.В. Домашняя математика. - М., Просвещение,1993.

7. Зайкин М.Н. Математический тренинг. - Москва, 1996.

8.Ткачева М.В. Домашняя математика. - М., Просвещение,1993.

9. Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П. Савин. – М.: Педагогика, 1989. – 352 с.: ил.

Интернет-источники

  1. www.school.edu.ru
  2. www.ik.net/~stepanov/
  3. http://www.junior.ru/students/chukhua/shestoe%20chyvstvo.htm 
  4. http://www.mathematics-repetition.com/news/sekret-bstrogo-ustnogo-stcheta.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа «Хитрые приемы быстрого счета» о бучающаяся 5 В класса ГБОУ «Гимназия №1636 НИКА» Манукян Милена у читель математики Кобзева Л.В.

Слайд 2

Актуальность Умение быстро считать в уме является неоспоримым преимуществом и достоинством того, кто таковым умением обладает. Человек , легко оперирующий цифрами, никогда не окажется обманутым при расчетах. С пособности к вычислениям постоянно будут поддерживать в хорошей форме и развивать его умственные способности, что особенно важно в период обучения.

Слайд 3

Основополагающий вопрос Можно ли быстро выполнять вычисления без калькулятора?

Слайд 4

Гипотеза Хитрые приемы быстрого счета существуют и с их помощью можно улучшить вычислительные навыки обучающихся 5 класса.

Слайд 5

Объект исследования: натуральные числа ; Предмет исследования: приемы быстрого счета .

Слайд 6

Цель исследования Найти приемы быстрого счета и показать результативность их использования для повышения вычислительных навыков обучающихся 5 классов. Задачи исследования: Изучить хитрые приемы быстрого счета; Подобрать материал для тренинга; Провести диагностику, изучить результаты исследования; Сделать выводы по проделанной работе.

Слайд 7

Приемы быстрого сложения чисел Поразрядное сложение чисел Сложение путем округления Сложение с использованием свойств действий с числами

Слайд 8

Приемы быстрого вычитания чисел Поразрядное вычитание Вычитание с использованием свойств действий с числами Вычитание путем уравнивания числа единиц последних разрядов уменьшаемого Вычитание путем округления уменьшаемого или вычитаемого или одновременно обоих

Слайд 9

Приемы быстрого умножения чисел 1.Умножение на 4, 8,16. 2. Умножение на 5, 50. 3. Умножение на 25. 4. Умножение на 125.

Слайд 10

Приемы быстрого деления Деление на 5, 50 и 500. Деление на 25. Деление на 125

Слайд 11

Практическая часть Объект исследования: учащиеся 5В класса. Этапы исследования: 1. Изучить известные способы быстрого устного счета; 2. Подобрать материал для проведения тренинга; 3. Провести диагностику; 4 . Сделать анализ проведенных исследований.

Слайд 12

Результаты исследований 1 этап Р ешено 5 заданий, время - 5мин 20сек . II этап Решено 7 заданий, время - 5мин 10сек . III этап Решено 10 заданий, время - 4 мин.

Слайд 13

Выводы Счет является простым и легким делом только, когда владеешь особыми приемами и навыками. Каждый ученик может улучшить вычислительные навыки с использованием приемов быстрого счета. Наработка вычислительных навыков должна быть систематической, ежедневной, надо стремиться к тому, чтобы как можно больше освоить “хитрых” приемов . В заключение подчеркну, что устный счет развивает механическую память, быстроту реакции, умение сосредоточиться, а поиски и обоснование новых приемов служат формированию логических умений. Гипотеза подтвердилась. В дальнейшем продолжу работу над этой темой. Работа будет интересна обучающимся и учителям математики.

Слайд 14

Источники 1 . Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл . сред. шк . – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил. 2. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки/ Под редакцией М.К. Потапова, текстол . Обработка Ю.В. Нестеренко. – 4-е изд. – М.: Наука. Главная редакция физико- математической литературы, 1984, 192 с. 3. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл . сред. шк . - 5-е изд. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.: ил. 4. Перельман Я.И. Живая математика. - Екатеринбург, Тезис, 1994. 5. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. - Екатеринбург, Тезис, 1994. 6. Ткачева М.В. Домашняя математика. - М., Просвещение,1993. 7. Зайкин М.Н. Математический тренинг. - Москва, 1996. 8.Ткачева М.В. Домашняя математика. - М., Просвещение,1993. 9. Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П. Савин. – М.: Педагогика, 1989. – 352 с.: ил. Интернет-источники www.school.edu.ru www.ik.net/~stepanov/ http://www.junior.ru/students/chukhua/shestoe%20chyvstvo.htm http://www.mathematics-repetition.com/news/sekret-bstrogo-ustnogo-stcheta.html

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приемы быстрого счета"

Целью проекта является овладение приемами устного счета. Дети потренируются в вычислениях и покажут свое умение считать в уме, например, умножая двузначные числа и применяя известные нам законы...

Приемы быстрого счета

Вопросы, направляющие проектОсновополагающий вопросУмею ли я быстро считать?Проблемные вопросыМожет ли человек считать быстро ?Какие приёмы вычислений существуют?Где пригодятся приёмы вычислений в жиз...

Приемы быстрого счета

Можно использовать в кружковой работе и на уроке,для организации паовторения....

Учебное занятие в 8 классе по теме "Приемы быстрого счета"

Это учебное занятие рассчитано на 30 минут. Готовилось для муниципального конкурса "Учитель года"...

Мастер класс "Приемы быстрого счета"

Мастер класс "Приемы быстрого счета"...

приемы быстрого счета

Исследовательская работа по математике...

Интерессные приемы быстрого счета

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКЕ В 6 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ...