Программа факультатива по математике «За страницами учебника математики»
рабочая программа по алгебре по теме

Смирнова Елена Борисовна

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОЛГОРЕЧЕНСК

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

Программа  факультатива по математике

«За страницами учебника математики»

На 2014-2015 г.

 

                                                                                       УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

                                                                                        СМИРНОВА  Е.Б.

1.Пояснительная записка

1.1 Введение

     Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

      Наряду с решением основной задачи изучение математики на внеурочных занятиях предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе факультатива "За страницами учебника математики”. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Умение решать задачи, особенно олимпиадные, всегда являлось одним из показателей математической одаренности ученика. Причем, главная ценность самих олимпиад состоит не в выявлении победителей и награждении особо одаренных детей, а в общем подъеме математической культуры ,интеллектуального уровня учащихся. И для того, чтобы этот подъем культуры и интеллекта действительно произошел, к математическим олимпиадам учащихся надо готовить. Кроме того, в настоящее время победы учащихся на олимпиадах международного и всероссийского уровней являются достаточным основанием для зачисления в вуз без экзаменов, вне конкурса, что также является стимулом для посещения учащимися данного курса.

   

1.2  Цели и задачи

   Наряду с подготовкой к математическим олимпиадам основными целями проведения занятий курса являются:

  • Привитие интереса к математике;
  • Углубление и расширение знаний учащихся по математике;
  • Развитие математического кругозора ,мышления, исследовательских умений;
  • Воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи курса:

  • сформировать представление о методах и способах решения арифметических  и геометрических задач;
  • углубить  и расширить знаний по математике;
  •  научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
  • Подготовить учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах
  • Формировать навыки самостоятельной работы;
  • Формировать приемы умственных операций  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
  • Воспитывать уважительное отношение между  членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
  • Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
  • Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

1.3 Условия реализации программы

Программа внеурочной деятельности по учебно-познавательному направлению «За страницами учебника математики» предназначена для обучающихся 6 классов. Занятия групповые, 0,5 час в  неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут. Занятия планируется проводить с 1 октября по 30 апреля. Всего 18часов.

Программа основана на принципах добровольности, научности, системности, практической направленности,  последовательности.

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач). Содержание занятий курса направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных, нестандартных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Программа факультатива "За страницами учебника математики” дополняет программу учебной дисциплины - математика.

2. Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

  1. Задачи на применение специальных методов решений (4ч)

1

Решение задач кругами Эйлера

1

1.10

2

Логические задачи и принцип  Дирихле

1

15.10

3

Инварианты

1

29.10

4

Рассмотрение частных и крайних случаев

1

5.11

2.Задачи, использующие программный материал, но повышенной трудности (8ч)

1

Расстановки скобок и знаков

1

26.11

2

Возрасты. Календарные задачи

1

3.12

3

Гонки. Интересные движения

1

10.12

4

Составление уравнений

1

24.12

5

Делимость

1

08.01

6

Совместная трапеза. Совместная работа

1

15.01

7

Куб и прямоугольный параллелепипед. Развертки

1

29.01

8

Задачи на пропорции и проценты

5.02

3.Комбинированные задачи (используют программный материал и идеи, изучаемые на кружках ,факультативах) 4ч

1

Игры. Выигрышные ситуации

1

19.02

2

Арифметика остатков

1

5.03

3

Взвешивания

1

19.03

4

Примеры и конструкции

1

1.04

4.Повторение (2ч)

Математическая карусель

1

22.04

Итоговое занятие (устная олимпиада)

1

29.04

3.Содержание курса

Задачи на применение специальных методов решений 4ч.

Эйлер. Круги Эйлера. Решение простейших задач с помощью кругов  Эйлера. Логические задачи. Принцип Дирихле. Задача о кроликах. Инвариант. Четность. Приемы поиска решения задачи –рассмотрение частных случаев. Метод максимального предположения.

Задачи, использующие программный материал, но повышенной трудности (8ч)

Порядок действий. Выражение. Решение задач на определение возраста, определение даты. Основные понятия: скорость ,время расстояние, скорость по течению и против, скорость собственная (в стоячей воде). Движение в одном и противоположном направлениях. Гонки. Текстовые задачи на составление уравнений. Делимость чисел. Признаки делимости. Решение текстовых задач арифметическим способом. Проценты и пропорции. Основное свойство пропорции. Отношения. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Коэффициент пропорциональности. Куб и прямоугольный параллелепипед. Развертка прямоугольного параллелепипеда и куба.

3.Комбинированные задачи (используют программный материал и идеи, изучаемые на кружках ,факультативах) 4ч

Деление с остатком. Равноостаточные числа. Правило определения класса. Игры. Выигрышные ситуации. Метод решения задач с конца. Нахождение удачного ответного хода: симметрия, разбиение на пары ,дополнение до определенного числа. Взвешивания. Примеры и конструкции: расстановка чисел ,закрашивание клеток.

Повторение 2ч

4.Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы курса

Обучающийся должен знать/понимать

Что такое круги Эйлера, кто такой Л.Эйлер, его достижения в математике;

Что значит инвариант

В чем заключается принцип Дирихле, кто такой Дирихле. его достижения в математике

Четность или нечетность чисел, делимость чисел. признаки делимости  на 2,3,5,9,10 а также 4,7,25 и др.

Куб и прямоугольный параллелепипед;  развертка прямоугольного параллелепипеда и куба

Принцип максимального предположения

Метод индукции

Обучающийся должен уметь:

Решать логические задачи с помощью кругов Эйлера;

Применять принцип Дирихле при решении логических задач;

Применять понятие четности при решении задач;

Определять соответствие  фигур(тел) и разверток

Решать  текстовые задачи повышенной трудности на движение, пропорции, проценты, совместные действия;

Составлять уравнения по условиям задач и решать их;

решать задачи на взвешивание, календарные задачи, на определение возраста;

применять свойства и признаки делимости при решении олимпиадных задач;

определять выигрышную ситуацию;

применять  деление с остатком при решении текстовых задач и примеров;

применять метод индукции при решении задач на делимость, разрезание;

  1. Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы курса

Программа факультатива "За страницами учебника математики” предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении новых математических сведений, понятий; второй — практический, где обучающийся решают задачи, применяя полученные знания.

Способами  учета знаний, умений  будет проведение самостоятельных работ, домашних контрольных работ, зачетов, а также проведение викторин, турниров, математических боев. Участие обучающихся  в школьных и городских олимпиадах по математике также является формой контроля полученных знаний.

6.Литература

1.А.В. Спивак. Математический кружок. 6-7 классы. Издательство МЦНМО, Москва, 2013г.

2.Сост. Т.С.Безлюдова. Факультативные занятия «Математика после уроков»6класс.изд.Белый ветер, 2013г.

3.А.В.Фарков Математические олимпиады: методика подготовки. 5-8классы.Москва ВАКО ,2014г.

4.Е.Л.Мардахаева Занятия математического кружка. 5класс.Мнемозина ,2012г.

5.Материалы сайтов:

http://www.proshkolu.ru/org/donskoe-z/

http://school-collection.edu.ru/ 

http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по математике "За страницами учебника математики" 5 класс

Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математик...

Программа факультативного курса по математике" За страницами учебника математики.Текстовые задачи"

Основная цель факультативных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развивать их математические способности и внутреннюю мотивацию к предме...

Рабочая программа: кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс

Рабочая программа: Кружок по математике "За страницами учебника математики" 8 класс...

Рабочая программа : кружок по математике "За страницами учебника математики" 7 класс

Рабочая программа: Кружок по математике "За страницами учебника математики" 7 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «За страницами учебника математики», 8 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по  математике «За страницами учебника математики» для 8 класса составлена, как продолжение работы по внеурочной деятельности с 5-9 классы. П...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике "За страницами учебника математики"

Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обу­чение более успешным, включить учащихся в активную по­знавательную деятельность, способствует формированию УУД. Прог...