Программа факультативного курса по математике" За страницами учебника математики.Текстовые задачи"
элективный курс по алгебре (8 класс) на тему

Основная цель факультативных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развивать их математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.

   Наряду с решением основной задачи, изучение математики на занятиях факультатива «За страницами учебника» предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе факультатива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_po_matematike_.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России

Авторской программы «Математика. Алгебра.7-9классы. Зубарева И.И, Мордкович А.Г. -М. -  Мнемозина

Курс рассчитан на 35 часов.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения  учащиеся 8 класса

    должны знать/понимать:

 - значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа,;

- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;  вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

   должны уметь:

- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

Математика является одним из опорных предметов основной школы. Овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. В первую очередь это относится к предметам естественнонаучного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Предлагаемые факультативные занятия разработаны с учётом учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентированы на многогранное рассмотрение содержания курса математики VIII класса по многим содержательным линиям программы. При проведении факультативных занятий предполагается учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся и использовать разноуровневые задания с учётом учебной программы по математике. На занятиях желательно  использовать соответствующий наглядный материал, использовать возможности новых информационных технологий, технических средств обучения.

   Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Данный факультатив рассчитан на обучение решению нестандартных задач учащихся разного уровня подготовки с учетом того, что ранее они с подобными задачами не сталкивались. На занятиях изучаются основные подходы к решению нестандартных задач, что в дальнейшем позволит решать достаточно сложные задачи.

     Курс ориентирован на развитие у учащихся интереса к познанию математики, приобретение первоначальных навыков исследовательской деятельности.

Основная цель факультативных занятий: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и на основе соответствующих заданий развивать их математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.

   Наряду с решением основной задачи, изучение математики на занятиях факультатива «За страницами учебника» предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе факультатива

  1. Содержание учебного предмета

Текстовые задачи и техника их решения  (1ч)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Значение правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

Задачи на движение    (11ч)

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

Задачи на сплавы, смеси, растворы (4ч)

Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели.

Задачи на работу  (4ч)

Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.

Задачи на проценты (5ч)

Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

Задачи на числа (4ч)

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа.

Рациональные методы решения задач (2ч)

Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемые с конца.

Задачи повышенной трудности (3ч)

Итоговый урок (1ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№№ разделов

Наименование разделов, тем

Количество

часов

I

Введение  в спецкурс.

Текстовые задачи и техника их решения.

1

II

Задачи на движение.

Движение по течению и против течения.

Равномерное и равноускоренное движение по прямой.

Движение по окружности.

Графический способ решения задач на движение.

11

III

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

Задачи на сплавы, смеси, растворы.

Практикум по решению задач.

4

IV

Задачи на работу.

Задачи на работу. Практикум по решению задач.  

4

V

Задачи на проценты.

Задачи на проценты. Задачи с экономическим содержанием. Формула сложных процентов. Практикум по решению задач.

5

VI

Задачи на числа.

Задачи на числа.

Практикум по решению задач.

Творческая работа по темам: « Задачи на проценты», « Задачи на числа».

4

VII

Рациональные методы решения задач.

Решение задач с конца.

Решение задач с помощью графов.

2

VIII

Задачи повышенной трудности.

Решение задач повышенной  трудности.

3

Итоговое занятие.

1

  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ урока

Тема урока

Дата провед.урока

Планир.

Фактич.

Iчетверть

Введение  в спецкурс(1ч.)

1/1

 Текстовые задачи и техника их решения

5-10.09

Задачи на движение.(11ч)

2/1

 Задачи по течению и против течения

12-17.09

3/2

 Задачи по течению и против течения

19-24.09

4/3

 Равномерное движение тел навстречу

26-1.10

5/4

 Равномерное движение тел в одном направлении

3-8.10

6/5

Равноускоренное движение тел

10-15.10

7/6

Движение тел по окружности в одном направлении  

 

17-22.10

8/7

 Движение тел по окружности  навстречу друг другу

24-29.10

9/8

 Графический способ решения задач на движение. 

7-12.11

10/9

 Графический способ решения задач на движение.

14-19.11

11/10

 Задачи на движение ГИА и ЕГЭ

21-26.11

12/11

 Задачи на движение ГИА и ЕГЭ

28-3.12

Задачи на сплавы, смеси, растворы(4ч)

 13/1

 Задачи на сплавы

5-10.12

14/2

  Задачи на смеси

12-17.12

15/3

  Задачи на растворы

19-24.12

16/4

  Задачи на растворы

26-30.12

Задачи на работу(4ч)

17/1

  Задачи на работу

16-21.01

18/2

  Задачи на работу

23-28.01

19/3

          Задачи на совместную работу

30-4.02

20/4

 Задачи на совместную работу

6-11.02

Задачи на проценты(5ч.)

21/1

  Задачи на проценты

13-18.02

22/2

   Задачи с экономическим содержанием

20-25.02

23/3

  Задачи с экономическим содержанием

27-4.03

24/4

  Формула сложных процентов

6-11.03

25/5

  Формула сложных процентов

13-18.03

Задачи на числа(4ч)

26/1

  Задачи на числа

20-24.03

27/2

 Задачи на числа

3-8.04

28/3

 Задачи на числа

10-15.04

29/4

  Задачи на числа

17-22.04

Рациональные методы решения задач(2ч)

30/1

 Решение задач с конца.

 

24-29.04

31/2

 Решение задач с помощью графов 

1-6.05

Задачи повышенной трудности(3ч)

32/1

 Задачи повышенной трудности

8-13.05

33/2

 Задачи повышенной трудности

15-20.05

34/3

Задачи повышенной трудности

22-27.05

35 .

Итоговый урок

29-31.05

 

 

 

 

 

Лист

корректировки  календарно - тематического планирования

№ п/п

Изменение

Причина изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа факультативного курса "За страницами учебника математики"

рабочая программа, тематическое планирование факультативного курса по математике 6 класса...

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс

Рабочая программа факультативного курса по математике "Математика за страницами учебника" 5-6 класс...

Рабочая программа факультативного курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса

Рабочая программма факультативнрго курса "Математика: за пределами учебника" для 6 класса содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....

Программа факультативного курса « За страницами учебника математики» 8 класс

Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Данный курс направлен на коррекцию знаний учащихся за курс 7 и 8 классов, пов...

Программа факультативного курса по геометрии 8 класс "Геометрия в задачах"

Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся 8 класса....

Рабочая программа Факультативный курс по математике для 6 класса «Занимательные задачи по математике »

Факультативный курс предназначен тем, кто интересуется математикой и хочет узнать о ней больше, чем можно прочитать в учебнике или услышать на уроке, Он окажется полезным и тем, кто безразличен к мате...

Программа факультативного курса для обучающихся 8 класса "Решение нестандартных задач"

Формирование умения рассуждать, доказывать и решать задачи, а особенно нестандартные задачи, в процессе обучения математике является одной из важнейших педагогических задач. Содержание данного факульт...