Дополнительные главы к школьному курсу математики.
план-конспект занятия по алгебре (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу.
Многочлены можно делить друг на друга «уголком», как целые числа. При этом, если а, в N и а в, то а = вq + r, где 0≤ r ≤ в.
Если многочлен а(х) делится на в(х), получается многочлен q(х) – частное и многочлен r(х) – остаток, таким образом
а(х)=в(х)• q(х)+ r(х).
Пример.
а(х)=х4+6х3-3х2-х+1
в(х)=х2-2х+3
х4+6х3-3х2- х +1 х2- 2х+3
х4-2х3+3х2 х2+8х+10
8х3- 6х2 - х
8х3-16х2+24х
10х2- 25х +1
10х2-20х+30
-5х – 29
Значит, х4+6х3-3х2-х+1 =( х2-2х+3)( х2+8х+10) +(-5х – 29).
Прежде, чем делить данные многочлены надо представить их в каноническом виде, т.е. по убыванию степеней, причем приписать степени с нулевыми коэффициентами , если в исходном многочлене они отсутствовали.
В задачах часто возникает необходимость лишь в делении многочлена на двучлен вида (х- а). Это связано с тем, что число а есть корень многочлена р(х) тогда и только тогда, когда р(х) делится нацело на (х-а). (Следствие из теоремы Безу).
Итак, если вы угадали что многочлен р(х) имеет корень а, нужно поделить его на (х-а), получится многочлен q(х) меньшей степени , такой что
р(х)=(х-а)•q(х).
Пример.
р(х)=х-2х5+1разделить на х-1.
Решение.
-2х5+0х4+0х3+0х2+х+1 х-1
-2х5+2х4 -2х4-2х3-2х2-1
-2х4+0х3
-2х4+2х3
-2х3+0х2
-2х3+2х2
-2х2+ х
-2х2+2х
-х+1
-х+1
0
Следовательно,
х-2х5+1=(-2х4-2х3-2х2-1)(х-1).
Теорема.
Рациональными корнями уравнения а0хn+а1хn-1+а2хn-2+…+аn-1х+аn=0
могут быть лишь числа m/p (m Z , p N),
где | m |-делитель числа | аn |, p – делитель числа| а0|.
Пример.
4х4+8х3-3х2-7х+3=0
Делители числа 3 : 1; 3
Делители числа 4 : 1; 2; 4,
Возможные рациональные корни: 1; 3; 1/2; 3/2; 1/4; 3/4.
Единственный способ «бороться» с уравнениями степени 3 и выше состоит в угадывании корня. При этом надо подобрать только те целые числа, на которые без остатка делится свободный член уравнения.
Пример.
В уравнении х3-2х2+3х+22=0 нужно проверить лишь числа 1; 2; 11; 22.
Как корень а угадан, надо разделить «уголком» данный многочлен на (х - а).
( ах2+вх+с=а(х-х1)(х-х2), где х1, х2 - корни квадратного трехчлена)
Найдите рациональные корни уравнения.
- х3-4х2+х+6=0 [х=-1; 2; 3];
- 8х3+16х2-9=0 [х=1/2];
- 3х5-6х4+4х3-8х2-3х+6=0 [х=2];
- 4х5+8х4-5х3-10х2-3х-6=0 [х=2];
- х4-7х3+14х2-7х-1=0 [х=1];
- х4+8х3-18х2+8х+1=0 [х=1];
- 2х3+х2-8х-4=0 [х=2; 1/2 ];
- х3-7х+6=0 [х=1; 2; -3];
- х5+5х-42=0 [х=2];
- х3+х2+2х-4=0 [х=1];
- х3-3х2+4=0 [х=-1];
- х3-2х2-х+2=0 [х=1;2];
- х3+х2-4х-4=0 [х=-1];
- -х3+13х2-12х+20=0 [х=1;2;10];
- х3-4х2+х+6=0 [х=-1;2;3].
Предварительный просмотр:
Сравнение чисел.
При решении уравнений и неравенств, а также задач с модулями требуется располагать числа на прямой. Если числа представляют собой сложные выражения с радикалами, это может стать проблемой. Тем более, что калькуляторами на экзамене пользоваться нельзя, приближенный подсчет не является доказательством того, что одно число меньше другого, если они достаточно «близки».
Некоторые приемы сравнения чисел.
1) Если числа положительные, ставим между ними галочку (мысля ее как неизвестный знак неравенства). Далее возводим числа в квадрат, убирая радикалы, и применяем свойства неравенства. В результате получим два рациональных числа, сравнив которые, сможем заменить галочку знаком неравенства. Например, сравним 3+2√2 и .
(3+2 ) ((3+2)234) ((9+12+8) 34)(17+1234)
(1217) ((12)2172)288289.
Значит =, и 3+2√2 .
2) Если слева и справа стоят отрицательные числа, то их надо умножить на (-1) и поменять галочку. Например, сравним числа и -.
(-)()(26) (2036),
Значит, есть , следовательно, есть . Значит, -.
Сравните числа.
1) + и ;
2) + и +;
3) - и - ;
4) 2- и 3- ;
5) -2 и - 2;
6) - и - .
Докажите, что
1) ;
2) ;
3) +2;
4) +2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.
Описание педагогического опыта работы.Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"
Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...
Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов»
Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов» на 2014-2015 учебный год...
Элективный курс по теме "Повторяем и систематизируем школьный курс математики"
Данный элективный курс помогает подготовить учащихся к успкшной сдаче ЕГЭ...
Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО
Тема: «Степень с отрицательным целым показателем». 8 класс....
«Методологические основы построения содержания школьного курса математики. Возможности содержания темы школьного курса математики в реализации Программы развития УУД в ООО».
Логико-дидактический анализ понятий и теорем темы «Сложение и вычитание натуральных чисел»...

программа элективного курса "Повторяем и систематизируем школьный курс математики"
Элективный курс рассчитан на 34 часа. цель - подготовка к сдаче ЕГЭ....
