Интегрированный урок по решению задач
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

1) повторить и закрепить основные знания, умения и навыки по алгебре за курс 9 класса;

                      2) узнать новое об Архангельске;

                      3) показать наличие межпредметных связей математики с другими науками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интегрированный урок116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок повторения основных тем курса 9 класса.

Решение задач

МБОУ Видновская СОШ №2, учитель: Попова Галина Викторовна.

Цели урока:

Образовательные:

                       1) повторить и закрепить основные знания, умения и навыки по алгебре за курс 9 класса;

                      2) узнать новое об Архангельске;

                      3) показать наличие межпредметных связей математики с другими науками.

Развивающие:

                      1) развивать способности пространственно мыслить, комбинировать различные отрасли знаний;

                      2) умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.

Воспитательные:

                      1) воспитывать познавательный интерес к математике, истории, географии, химии, экологии.

Оборудование: фотомонтаж о городе Архангельске, портрет М,В, Ломоносова, индивидуальный раздаточный материал, мультимедиа проектор.

Ход урока

I   Организационный момент

История нашей страны неразрывно связана с историей наших «малых родин». У каждого она своя, но вместе мы единое целое. Сегодня на уроке мы узнаем о родине Михаила Васильевича Ломоносова – Архангельской земле. Архангельск был основан по указу Ивана Грозного как торговый порт и оборонительный пограничный пункт на Беломорье, он прошел большой и славный путь.

II Повторение изученного

Назовите год основания Архангельска?

Задача 1: Для этого найдите нули функции

Расположите корни последовательно х1 и х2 по возрастанию, затем х3 и х4 по убыванию.

Ответ: 1, 5, 8, 4 (1584 год)

Назовите географические координаты города Архангельска?

Для этого выполните задачу № 2.

 Задача 2: При каких  х не имеет смысл выражение ?

Выражение не имеет смысла, если знаменатель , то есть при х = 40 и х = 64.

Числитель всегда имеет смысл, так как  при любом х 

Ответ: 40, 64.  

Местоположение г. Архангельска 40 градусов восточной долготы и 64 градуса северной широты.

Город Архангельск расположен в вершине дельты Северной Двины, в 50 км от Белого моря. В настоящее время является административным, экономическим и культурным центром Архангельской области.

Какова примерная протяженность г. Архангельска (в километрах) вдоль Северной Двины?

Выполнив задачу № 3, узнаем ответ.

Задача 3: Найти произведение корней квадратного трехчлена .

Ответ: 40 км.

Найти длину Северной Двины (км)?

Задача 4: Вычислить по общей формуле дискриминант неравенства: .

                   

Ответ: 744 км

Найти площадь бассейна Северной Двины в тысячах квадратных километров?

Задача 5: Найти целые нечетные решения неравенства .

                                                 

Ответ: 3, 5, 7 (357 тысяч.км2)

Найти годовой сток Северной Двины в млрд. м3?

Задача 6: Решить систему и найти произведение положительных  х  и  у  решений одной пары системы уравнений:.

Решим первое уравнение системы:

5·22=110

Ответ: 110 млрд. м3.

История города Архангельска конца 17 и начала 18 века неразрывно связана с именем Петра Великого.

В каком году Петр I посетил впервые Архангельск?

Задача 7: Найти разность между числами 2005 и значением выражения  при х = 300.

  1. упростим выражение .

разложим квадратный трехчлен на множители

2)  

3) 2005 – 312 = 1693

Ответ: 1693 год.

В центре города Архангельска на площади имени В.И. Ленина в кольце административных и жилых зданий, построенных по индивидуальным проектам, как символ высоты поднялось здание проектных организаций…

Сколько этажей в самом высоком здании города?

Ответ нам даст задача № 8.

Задача 8: Найти произведение координат вершин параболы .

Вершина ,

(– 8)·( – 3)=24

Ответ: 24 этажа.

В ближайшие годы будет отмечаться юбилейная дата со дня рождения     М.В. Ломоносова.

 

В каком году исполнится 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова?

Задача 9: При каких  v  уравнение  имеет один корень. Найти значения выражения 355·v + 1

Ответ: 2011

Доклад-сообщение о М.В. Ломоносове (ученик)

Архангельская земля – родина Михаила Васильевича Ломоносова. Родился он в ноябре 1711 года в крестьянской семье. Детские и юношеские годы его прошли рядом с Холмогорами.

Гениальный ученый, поэт, создатель Московского университета, сделал много открытий почти во всех отраслях знаний: литературе и искусстве, физике, астрономии, геологии, прикладной оптике, минералогии, географии, истории и экономике, химии.

Он филолог, поэт и художник. Физические и химические опыты, которые проводил ученый в своей лаборатории, отличались высокой точностью.

Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи – один из основных законов природы.

III Физкультминутка

IV Решение задач по химии

Пройдем с вами по следам Ломоносова и применим математические знания для решения задач по химии.

Задача 10: Определите массовую долю (w) кислорода (в процентах) в оксиде алюминия Al2O3.

Относительная молекулярная масса Mr(Al2O3) = 27·2 + 16·3=102

102 (Al2O3) – 100%

16·3 (O3) – w?

Исходя из этого решения получаем формулу для нахождения массовой доли

,

Ar – относительная атомная масса,

n – число атомов в молекуле элемента, массовую доля которого определяется,

Mr – молекулярная масса.

Задача 11: Определить массу цинка, который вступил в реакцию с серной кислотой, массой 4,9 г.

      Дано:

m(H2SO4) = 4,9 г

---------------------

m(Zn) – ?

 

Ar(Zn) = 65

Mr(H2SO4) = 98

Решение:

Ответ:  m(Zn) = 3,25 г.

V Рефлексия

Полезным ли для вас оказался наш необычный урок?

Что вы для себя узнали интересного?

Сегодня на уроке мы узнали новое о родной земле М.В, Ломоносова, о ее современном центре – городе Архангельске, повторили основные темы курса алгебры. Данный урок позволил нам взглянуть на математику с другой стороны, непросто как на точную науку, а как на систему, которая может дать не только знания величин и количественных отношений, но и учит пространственно мыслить, а также комбинировать различные отрасли своих знаний.

VI Домашнее задание

На ваших столах лежат таблицы. Каждый из вас во время прогулки в период каникул просчитывает количество автомобилей, проезжающих по улицам нашего города.    

I ряд

I

Школьная

II

Садовая

II ряд

I

Лемешко

II

Советский проезд

III ряд

I

Заводская

II

Советская

Рабочая формула и количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем, приведено во втором столбце таблицы, а в первом записаны типы автомобилей, после проведенных исследований заполните таблицу № 1, а затем суммируйте полученные данные в таблице № 2, предположив, что весь автотранспорт перевели на газовое топливо и любой тип автомобиля выбрасывает в воздух на этом топливе 25 г/км угарного газа. Постройте диаграммы работы транспорта при работе на разных видах топлива и запишите ваши предложения по улучшению качества воздушной среды. Ваши выводы и предложения мы обсудим на первом уроке после каникул.

Успехов вам в исследовательской деятельности и в изучении математики!

Резервные задачи для самостоятельной работы

  1. Каков рост Петра I?

Расположите числа в порядке убывания, если их сумма 24 и они находятся в отношении 3:15.

х – одна часть,          первое число – 3х,    второе – 5Х

3х+15х=24

                             

                                       

Ответ: 20, 4 см (204 см)

  1. Сколько грамм йода и спирта нужно взять для приготовления 500 грамм 5%-ной йодной настойки?

                      Дано:

              М(р-ра) = 500 г

              w(р.в.) = 5% = 0,05

         ------------------------

           т(I2) – ?

          т(спирта) – ?

       Решение:

w(р.в.) = т(р.в.) / т(р-ра)

т(I2) = w(р.в.)·m(наст.)

т(I2) = 0,05·500 = 25 г

т(спирта) = 500 – 25  = 475 г

                  Ответ: 25 г и 475 г

  1. Смешаны 100 грамм раствора с массовой долей некоторого вещества 20% и 50 грамм раствора с массовой долей этого вещества 32%. Вычислите массовую долю растворенного вещества во вновь полученном растворе.

1. найдем массу растворенного вещества в каждом растворе:

       20% от 100 г                      0,2·100 = 20 г

       32% от 50 г                        0,32·100 = 16 г

2. найдем массу растворенного вещества в смеси:

       20 + 16 = 36 г

3. найдем массу раствора

        100 + 50 = 150 г

4. х%  – концентрация раствора

         х% от 150 г                      х·150:100 = 1,5х

5. 1,5х = 36

     х = 24

Ответ: концентрация раствора 24%

Список литературы:

  1. Алгебра 9 класс под ред. С.А.Теляковского. Просвещение, Москва, 2011г.
  2. ГИА Алгебра. Тематические задания  образцами решений. / Под ред. О.А. Воронина. Лицей, Саратов, 2011г.
  3. . Сборник задач и упражнений по химии. М.А.Рябов. Экзамен, Москва, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Интегрированный урок «Моделирование решения задач по термодинамике с использованием электронных таблиц»

Интегрированный урок «Моделирование решения задач по термодинамике с использованием электронных таблиц»...

Урок по геометрии, 9 класс. Тема урока: «Движение. Решение задач».

Материал относится к преподаванию математики. Урок по геометрии 9 класс по учебнику Атанасян Л.С. по теме "Движение".  Тип урока:совершенствования умений и навыков. Форма урока: групповая с...

Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием»

Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. В настоящее время большое число будущ...

Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием»

Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. В настоящее время большое число будущ...

Методическая разработка интегрированного урока "Моделирование математических задач"

Данная разработка представляет собой подробное описание основных этапов проведения интегрированного урока по математике и информатике, на котором обучающиесясоздают и исследуют математические модели в...