Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием»
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Желнирович Надежда Викторовна

Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. В настоящее время большое число будущих специалистов, с одной стороны, нуждается в серьезной математической подготовке, которая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий круг новых проблем. Хорошее владение математическим аппаратом требует базовой подготовки, осуществляющейся за школьными партами. С другой стороны,  важно знать и отчетливо понимать каким образом математический подход дает возможность  изучать  явления реального мира, как  и где это можно применять и что это дает. Несмотря на то, что физика и математика очень близкие друг другу науки, их связь и целостность традиционно не воспринимается обучающимися. Из года в год  выпускники, сдающие государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ по математике и физике, испытывают трудности при решении тех или иных заданий, где нужно использовать знания другого предмета.

 Одним из способов  формирования компетенций выпускников является интеграция выше названных учебных дисциплин, которая способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов. Самая эффективная в настоящее время форма реализации связей между предметами – это интегрированные уроки.  Методическую разработку такого урока мы и хотим предложить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx194.38 КБ

Предварительный просмотр:

на уроках погружения в рамках традиционного общешкольного образовательного события «Ломоносовские дни», посвященного Году русского языка. Наш 8 А  класс «погружался» в язык и творчество А.С.Пушкина.  Для урока-погружения группами обучающихся  создавались  компьютерные презентации о периодах жизни А.С.Пушкина и особенностях его творчества.

Была проведена большая поисковая работа с различного рода информацией (книги, энциклопедии, справочники, учебные пособия, периодические издания, Интернет и, конечно же, художественная литература).

В условиях введения Федерально

го государственного образовательно

го стандарта (ФГОС) приоритетной

целью школьного образования ста

новится формирование умения

учиться. Традиционно учитель был

обязан дать ученику глубокие и

прочные знания по предметам.

Жизнь меняется быстро, и ни учи

тель, ни родитель, ни сам ученик не

в состоянии предугадать, какие

знания и умения понадобятся в

будущем. Отсюда возникает необхо

димость в умении обучаться и разви

ваться в течение всей жизни. И как

следствие, вместо передачи суммы

знаний школьное образование ори

ентируется на развитие личности

учащегося на основе усвоения спосо

бов действий. Однако это не значит,

что нужно совсем отказаться от тра

диционных знаний, умений, навы

ков (ЗУНов). Просто меняются при

оритеты. Предметное содержание

перестаёт быть центральной частью

стандарта, главным становится фор

мирование универсальных учебных

действий (УУД).

С изменением приоритетов в обуче

нии в связи с введением ФГОС в кор

не меняется и понятие оценивания.

В современной школе необходимы

такие средства оценки учебных до

стижений, которые будут определять

продвижение самого ученика относи

тельно собственного уровня [1]. По

этому в 2012 г. на базе Белоярской

СОШ No 1 Управлением образова

ния Верхнекетского района Томской

области была открыта эксперимен

тальная площадка по разработке и

апробированию инструментария по

оцениванию пр

       формирование у учащихся общих учебных умений и навыков:

 рефлексивные умения: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, умение отвечать на вопрос: чему надо научиться для решения поставленной задачи?

  поисковые умения: умение самостоятельно выдвигать идеи, доставать недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, умение выдвигать гипотезу, составлять причинно-следственные связи;

 

 навыки сотрудничества: умение коллективно планировать работу взаимодействовать друг с другом в группе;

 

 менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс, планировать деятельность, принимать решения, прогнозировать результаты;

  

 коммуникативные умения: умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение идти на компромисс;

 

 презентационные умения и навыки: навыки монологической речи, умение держать себя при выступлении, использование технических средств при презентации.

 

       повышение информационной компетентности учащихся, выбравших математику как профильный учебный предмет, через решение заданий более высокого уровня сложности.

 

       формирование специальных математических умений овладения учащимися основными методами и приемами решения алгебраических задач с параметрами.

 

Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Математика + Экономика»

Методы Математика Финансы и банковские услуги Экономика Девелопмент Капитал Инструментальные и математические методы Учебные дисциплины Методички 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГОУ СПО «Орехово-Зуевский государственный профессионально-педагогический колледж»

Методическая разработка

Интегрированного урока по учебным дисциплинам «Математика + Экономика»

Использование производной при решении задач по экономика по теме «Семейный бюджет»

Орехово-Зуево, 2012год

Одобрено
предметной комиссией ОД

Протокол №____
«____»_________2012 г.

Председатель ____________________


Согласовано
зам. директора по УР

_______________

«____»_________2012 г.

Содержание

Введение

1. Описание подготовки к проведению урока

2. Ход урока

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Основой для интеграции является теория межпредметных связей, которая в современной дидактике получает всё больше и больше внимания. Межпредметные связи являются формой и принципом взаимодействия между отдельными учебными предметами, служат для обобщения и систематизации знаний, но не представляют нового качества знаний. Межпредметная интеграция образует целостность, которая представляет интегральное качество.

Механизм реализации межпредметных связей заключается в переносе элементов содержания одного предмета в другой и последующих действий с ними.

В настоящее время в современной экономике необычайно большое число будущих специалистов, нуждается в серьезной математической подготовке, которая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий круг новых проблем, применять современную вычислительную технику, использовать теоретические достижения в практике. Хорошее владение математическим аппаратом требует базовой подготовки на основе, высокого уровня общего образования в области фундаментальных наук. Для этого, по меньшей мере, необходимо получение студентами отчетливого представления о том, что такое математика и математическая модель, в чем заключается математический подход к изучению явлений реального мира, как его можно применять и что они могут дать.

Чтобы повысить интерес студентов к математике и показать ее практическое применение предлагается рассматривать на уроках задачи с экономико-производственным содержанием.

1.  Описание подготовки к проведению урока

Урок проводится со студентами 1-го курса по математике по теме : «Применение производной в решении прикладных задачах" и по экономике "Семейный бюджет".

Урок преследует своей целью: обобщить знания студентов по данным темам, а также показать межпредметные связи математики и экономики.

Для проведения мероприятия заранее преподавателем готовятся вопросы и материал, который будет использоваться на уроке.

За неделю до проведения урока преподаватель дает задание студентам составить на листе таблицу доходов и расходов своей семьи.

Для проведение урока создается презентация, которая поможет сделать урок наиболее наглядным.

2. Ход урока

Интегрированный урок математика + экономика

Применение производной при решении экономических задач по теме "Семейный бюджет"

Особенную важность имеют те методы науки,

которые позволяют решать задачу, общую для

всей практической деятельности человека,

как располагать своими средствами для

достижения по возможности большей выгоды.

(П. Л. Чебышев)

На свете существует очень много наук и все они тесно связаны друг с другом. Нельзя заниматься химией, не зная физики, биологией, не зная химии... Но есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это математика. При помощи математического аппарата возможно моделирование практической деятельности в реальной жизни, ее отдельных сторон, качеств и областей. На сегодняшнем уроке мы и попытаемся установить связь между экономикой и математикой

В настоящее время в современной экономике большое число будущих специалистов, нуждается в серьезной математической подготовке, которая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий круг проблем, применять современную вычислительную технику, использовать теоретические достижения в практике. Чтобы правильно описать экономические процессы и явления необходимо владеть математическими знаниями и умениями, а также владеть экономическими понятиями.

Цель нашего занятия: понять причины и сущность проблем, с которыми вам предстоит встретиться в недалеком будущем, и научиться находить различные математические модели для решения экономических проблем.

развивать логическое мышление, умения применять свои знания при решении практических задач, интерес к предмету;

воспитывать ответственность, инициативность.

Ход урока

Урок у нас с вами необычный, состоящий из двух дисциплин математики и экономики.

Кем бы ни был человек, он обречен всю жизнь решать экономические проблемы, думая о том, как заработать на жизнь и как разумнее использовать полученные доходы. В курсе экономики вы познакомиться с экономикой домашнего хозяйства – наукой о повседневной экономической жизни семьи. Семейная экономика позволяет нам разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, быть в меру щедрым и скупым, знать цену трудовой копейки. А по математики мы изучили с вами тему "Производная". Так давайте же посмотрим как эти две дисциплины взаимосвязаны на примере этих тем.

Для начала давайте вспомним основные понятия математики

Блицопрос (теоретический): (слайд)

Что называется дифференцированием функции?

Геометрический смысл производной?

Механический смысл производной?

Какие точки называются критическими точками функции?

Рассмотрим основные характеристики дифференциального исчисления. (слайд)

1) Какая математическая величина обозначается данной буквой?

2)Работа с карточками. (слайд)

Записать правила дифференцирования и определение производной.

( проверка на проекторе)

Производные элементарных функций и производная сложной функции в общем виде:

Теперь обратимся к экономике.

Небольшая разминка. Вам нужно вставить слова в стихотворение. (приложение)

Блицопрос (теоретический) по экономическим понятиям(слайд)

Что такое семейный бюджет?

Что такое доход?

Из чего он складывается?

Что такое расходы?

На что ваша семья тратит свои доходы?

Рассмотрим структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов (слайд). Бюджет семьи должен быть строго сбалансирован, это позволит членам семьи рационально использовать ресурсы, удовлетворить большинство потребностей. (слайд)

Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет, для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Кто-то из взрослых является домашним бухгалтером. Он знает доходную часть бюджета семьи и планирует сколько средств и на что будет израсходовано с учётом цен на товары и услуги. В этих целях удобно вести хозяйственную книгу, куда ежедневно вносятся о покупках, их цена и платежи. (слайд)

Расходы семьи делятся на две основные группы: постоянные и переменные.

Постоянные расходы – расходы, которые не меняются в какого-то периода времени ( покупка основных продуктов питания, плата за квартиру, проездной билет и. т.д).

Переменные расходы включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.

Циклические расходы – покупка предметов разного срока пользования (мебель 10-12 лет; верхняя одежда 2-3 сезона; бытовая техника, материалы на ремонт и. т.д).

Сезонные расходы связаны с определёнными сезонными явлениями (заготовка в прок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка и. т.д).

Непредвиденные расходы часто связаны с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и. т.д). (слайд)

Перейдем к практической части. Займемся решением практических задач с экономическим содержанием, которые допускают решение с помощью производной.

Сейчас мы с вами подсчитаем доходы и расходы двух семей и выясним какой у каждой семьи бюджет.

(выбирают карточки с фамилией семей и с заданиями ) Приложение

Какие результаты у нас получились.

А теперь попробуйте подсчитать с каким бюджетом живет ваша семья. Я не зря попросила вас дома составить таблицу доходов и расходов вашей семьи.

Подведем итоги нашего урока.

Вывод: Сегодня на уроке мы увидели межпредметные связи между двумя дисциплинами математикой и экономикой, а также повторили такие темы как "Производная и ее применение к решению прикладных задач" - по математике и "Семейный бюджет" - по экономике.

Приложение 1

Карточка 1

Ф. И.студента________________________

1.Записать правила дифференцирования и определение производной.

( f(x) + g(x))′=

(f(x)*g(x))′=

(kf(x))′=

′=
f ′(x) =

2. Записать производные элементарных функций х′=
x2 =
′=

С′=
(kx+m)′=

Приложение 2

Вставить пропущенные слова в стихотворение

Мама с папой на работе,

У станков стоят все дни.

За труды их есть награда,

Называется ___________.

И бюджет из года в год

Пополняет ___________.

Если хочешь урожай,

То давай поли, сажай.

Чтобы денег больше было,

Мама в магазин ходила,

Папа может сдать в __________

Дом, гараж, машину, землю.

Брат собрался с мыслью тут,

Поступил он в институт.

Он ____________ несет,

И бюджет семьи растет.

А двадцатого числа

Деду _______ пришла.

Денег много накопили,

В банк скорее поспешили.

Валютный счет семьи открыли,

За год ________ получили.

Приложение 3

Задание 1. Каждая семья заполняет бланк «Характеристика семьи», где указаны члены семьи, их возраст, место работы, предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии, источники дополнительных доходов семьи и их размер.

Задание 2. «Семьи» планируют предстоящие расходы на один месяц исходя из общей суммы предполагаемых доходов, заполняют бланк «Расходная часть семейного бюджета».

Задание 3 Решить задачу

Задание 4. Сравнить доходную и расходную части семейного бюджета. Определить какой бюджет получился у каждой «семьи»: сбалансированный, с дефицитом или избыточный.

Приложение4

Бланк

Семья Ивановых

Бюджет семьи (расчет на один месяц)

ДОХОД

Сумма, руб.

РАСХОД

Сумма, руб.

Основные источники:

Постоянные расходы:

заработная плата папы

оплата квартиры

заработная плата мамы

электроэнергия

пенсия бабушки

телефон

пособие на детей

транспорт

стипендия старшего сына

питание

Дополнительные источники:

Переменные расходы:

приусадебный участок

бытовые услуги

ценные бумаги

промтовары

выигрыш в лотерею

платежи, накопления

гонорар

индивидуальная трудовая деятельность

ИТОГО

ИТОГО

Приложение4

Бланк

Семья Сидоровых

Бюджет семьи (расчет на один месяц)

ДОХОД

Сумма, руб.

РАСХОД

Сумма, руб.

Основные источники:

Постоянные расходы:

заработная плата папы

оплата квартиры

заработная плата мамы

электроэнергия

пенсия дедушки

телефон

стипендия старшего сына

транспорт

стипендия дочери

питание

Дополнительные источники:

Переменные расходы:

приусадебный участок

бытовые услуги

ценные бумаги

промтовары

выигрыш в лотерею

платежи, накопления

гонорар

индивидуальная трудовая деятельность

ИТОГО

ИТОГО

Приложение5

Задача для семьи Ивановых

Бабушка изготавливает Х единиц тортов в месяц. Установлено, что зависимость финансовых накопления от объема выпуска выражается формулой f(x)=. Исследовать потенциал ее предприятия.

Функция исследуется с помощью производной.

Задача для семьи Сидоровых

Дедушка изготавливает Х единиц тапок в месяц. Установлено, что зависимость финансовых накопления от объема выпуска выражается формулой f(x)=. Исследовать потенциал его предприятия.

Функция исследуется с помощью производной.

Заключение

В результате проведенного урока студенты научились как можно правильно спланировать свой бюджет, как использовать математический аппарат при решении прикладных задач, т. е. применять полученные знания на практике.

Проведя этот урок мы показали взаимосвязь математики и экономики.

Список используемой литературы

1.  Алимов Ш. А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М., 2010.

2.  Мордкович А. Г. Алгебра и начала математического анализа. учебник 10-11кл.-М.:Мнемозина, 2009. - 399с.

3. Липсиц И. В. Введение в экономику и бизнес. - М. Вита - Пресс, 2010 -208с

4. Егорченко И. В. Теория и методика использования реальности в обучении математике.-Саранск, 1999

Введение.

 

    Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. 0дним из способов их формирования является интеграция учебных дисциплин. Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов.

    Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Учителя обычно испытывают затруднение в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов. Основная причина – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в конкретных учебных темах и курсах.

    Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя зависит от содержания материала, но приблизительно должно быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.

    Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагается отдельным  ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.

    Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; Если по двум дисциплинам или если он обобщал знания из смежных предметов, то оценка выставляется по этим предметам.

    Опираясь на опыт других педагогов, и используя свой собственный, в данной работе я пыталась сформулировать цели и задачи интегрированных уроков, рассмотреть их виды, остановилась на методике их проведения, а также предложила варианты  интегрированных уроков биологии и физики " Функция глаза. Гигиена зрения", внеклассного мероприятия «Крестики и нолики», «Внутренняя среда организма. Гомеостаз», «Световые явления в природе».

 

Цели и задачи интегрированных уроков.

 

    Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности.

    Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

    Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимая предпосылка естественнонаучного мировоззрения.  Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Важную роль в процессе обучения и воспитания школьников играют естественнонаучные дисциплины.

    Одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, который включает в себя достаточный уровень базовых знаний для продолжения образования. Чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире. Современная картина мира не носит целостного характера: отображение реальности естественных наук не сливаются в единый образ с теми, которые дают общественные науки. Кроме того, современное биологическое образование уже с шестого класса начинает рассматривать биологические проблемы, требующие знаний по физике, биология перекрывается с химией при исследовании закономерностей химического взаимодействия в живых системах и т. д. Поэтому интеграция дисциплин естественно-научного цикла способствует комплексному изучению и формированию у учащихся знаний об изучаемых биологических процессов.

    Интегрированные уроки построены таким образом, что бы обеспечить реализацию дифференцированного подхода к получению знаний учащихся. Для разных категорий учеников в зависимости от их способностей предлагаются разные методы усвоения знаний: от анализа изучаемых процессов до пересказа полученной информации. Кроме того, изучение биологических процессов носит не только описательный, но и поисковый характер. Поставленные перед учениками проблемы требуют использования знаний, полученных в курсе химии и др. наук. Следовательно, изучаемые проблемы рассматриваются с разных точек зрения.

    Таким образом, в ходе проведения интегрированных уроков решаются задачи развития умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечивается преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне, что не маловажно для формирования модели выпускника школы.

 

Интегрированный урок, как форма учебного занятия.

 

    Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения  следующий: содержание учебного материала —> + опора на научную информацию других учебных предметов —> опора на раннее изученное —> межпредметные связи = единство материального мира.

    Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности учащихся. Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:

    а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

   б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;

   в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке;

   г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.

   д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.

    Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.

    Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.

    Интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах.

    Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

    Вот наиболее общая классификация интегрированных уроковпо способу их организации:

 

-конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

 

  -конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

 

-создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

 

    Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.        

 

Обобщая, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе.

 

  1. Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.
  2. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.
  3. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в различные, но близкие образовательные области и выступающих “на равных”.
  4. Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.

 

Варианты интегрированных уроков.

 

               Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно сынтегрировать не только  два, но и три и даже несколько предметов на одном или нескольких уроках.

    Интегрированные уроки бывают целостными и фрагментарными. Интеграцию на весь урок удаётся организовать редко. Они более интересны, т.к. не каждый день на уроке присутствуют два учителя одновременно, помогает решить большее количество задач, применить разные методы и формы обучения. Фрагментарные уроки позволяют рассмотреть небольшой круг вопросов. Интегрированные уроки можно сделать между разными  учебными дисциплинами, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми. Например, биология и физика. На этих уроках формируются следующие компетенции:

  • Ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
  • Информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
  • Коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).

             После  проведения таких уроков мы, как правило, анализируем их с учащимися, и сделали определенный вывод: ребятам такие уроки нравятся, поэтому они нужны. Эти уроки имеют свои             

 

ценности и проблемы в организации проведения

 

 

  • Формируют целостное мировоззрение;      =несовпадение тем  во времени;
  •  Дают возможность интеллектуального    =трудности в составлении расписания

самосовершенствования;

  • актуализирует имеющиеся знания;
  • применение знаний в новых ситуациях.

 

 

У нас с учителем физики Карбовской А. А давно было задумано провести интегрированный урок. Используя образовательные стандарты по биологии и физике, нам удалось спланировать обобщающий урок по теме "Функция глаза. Гигиена зрения" в восьмом классе. Проведен он был как обобщающий в конце года по календарно-тематическому планированию. Детям заранее объявили тему урока, предложили сделать презентации по темам: «Глаз и зрение», «Строение глаза», «Как видят животные?», одновременно с изучением нового программного материала, при подготовке к урокам учащимся было предложено самостоятельно рассмотреть и осветить ряд вопросов отражающих современное представление науки об изучаемых процессах. Этот урок мы в прошлом учебном году представили на муниципальный конкурс «Уроки с использованием ИКТ», и получили сертификат.

 

Заключение.

 

Таким образом, интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования.

В планах на будущее привлечь к созданию таких уроков учителя химии, например, создать интегрированный урок на тему «Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях», «Движение крови по сосудам. Кровообращение» и т. д.

 

    Хочу предложить на ваше обозрение интегрированные уроки (физика и биология) в виде презентации «Внутренняя среда организма. Гомеостаз» (8 класс), «Световые явления в природе» (10 класс) которые у нас с учителем физики находится в процессе разработки. Сразу хочется отметить, что наверняка нет такого учителя, который бы не усмотрел именно в этой теме интеграцию, но я осмелюсь продемонстрировать свой подход. Интерес мой ещё и в том, что так построенный урок может быть использован на различных образовательных ступенях (как это показано на первых слайдах) с учётом перехода на концентрическое обучение.

    А так же на этом уроке соблюдаются и основные требования к современному уроку: индивидуализация (ребёнок работает в своём темпе за компьютером), дифференциация (можно простроить уровни сложности), расширение ИКТ компетенций (учащийся отрабатывает навыки работы с компьютером, тестовыми программами, учебными CD, internet-ресурсы), создание ситуации успеха на уроке у каждого учащегося.

    При этом хочется отметить и необходимость личной ИКТ компетенции учителя, т.к. для полноценного использования урока, учитель должен сам уметь использовать указанные ресурсы.

    И последнее. Этот урок может быть адаптирован к разным техническим возможностям школы, если нет свободного класса, при не значительных поправках, можно использовать проектор. При отсутствии указанных тестовых сред, можно использовать любую тестирующую программу и составить тест самому.

 

 


»  Тэги к этому документу: 

»

Поиск

 

технология

© НФПК, 2008-2010. Правила и условия использования сайта. Написать администратору сайта. О проекте.

Тема материалов из опыта работы: «Развитие мышления учащихся на основе интеграции предметов ».

Автор опыта: Маркова Людмила Георгиевна, учитель математики МОУ «СОШ с. Ома»


Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе. Одной из важнейших проблем, на наш взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью физики и математики. Также вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика физики и математики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции. Необходимо также отметить ещё один важный момент: интегрированное обучение призвано отразить интеграцию научного знания, объективно происходящую в обществе. Не освещать межнаучные связи или показывать их поверхностно было бы большим недостатком современной школы. Интегрированное обучение позволяет наиболее эффективно показать междисциплинарные связи и естественнонаучный метод исследования, используемый на стыке наук.

Целями интегрированного обучения являются следующие положения.


  1. Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения физике, математике на основе интеграции этих предметов.

  2. Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.

  3. Повышение и развитие интереса учащихся к указанным предметам.


Поясним и конкретизируем наше понимание
оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения. Конечно, такие условия можно создать не только за счёт интегрированного обучения, но оно является, на наш взгляд, одним из важнейших способов формирования оптимальных условий для развития мышления.

К оптимальным условиям для развития мышления мы относим следующее.


  1. ^ Изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора учащихся и т. п.).


В действующих для общеобразовательных школ учебниках по физике, математике есть много абстрактных, формальных тренировочных упражнений для отработки техники вычисления, техники применения новых знаний, что является, безусловно, необходимым условием выработки вычислительных навыков. Но работа с подобными упражнениями, особенно на первых этапах изучения новой темы, часто кажется учащимся формальной, а порой ненужной. Разумеется, систематическая работа по данной теме приведёт в конечном счёте к положительным результатам по устранению формализма в восприятии выполняемой работы. Но если показать на основе интеграции в начале изучения новой темы практическое решение какой-либо проблемы, может быть, даже достаточно сложной, и подчеркнуть, что дальнейшая деятельность по отработке вычислительных и каких-либо других практических навыков нужна будет для того, чтобы в будущем самостоятельно решать подобные сложные проблемы,— то этап проведения тренировочных упражнений не будет выглядеть оторванным от практических нужд. Кроме того, включение на этом этапе элементов интеграции всё более и более будет способствовать выделению практической значимости проводимой тренировочной работы.


  1. Развитие в комплексе элементов научного стиля мышления. 


Научный стиль мышления определяется следующими качествами: гибкостью (нешаблонностью), глубиной (умением выделять существенное), целенаправленностью (рациональностью мышления), широтой (обобщённостью мышления), активностью, критичностью, доказательностью, организованностью памяти.

Как показывает опыт работы, традиционные формы обучения, как правило, не дают одновременного глубокого формирования совокупности качеств, свойственных научному стилю мышления; в то время как интегрированное обучение позволяет добиться такого формирования.

Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий — это развивает
гибкость мышления. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления

При интеграции знаний очень важно выделять существенное, уметь видеть цель работы, подводить итоги решения рассматриваемой проблемы для того, чтобы после обобщения использовать полученные результаты в дальнейшем,— всё это развивает
глубину, целенаправленность и широту мышления. Кроме того, в процессе такой работы у учащихся возрастает любознательность.

Рассмотрение достаточно сложных вопросов на интегрированных уроках, специфика интеграции, естественно, требуют постоянства усилий учащихся. Эти усилия направлены на достижение поставленных целей, изучение и применение различных подходов к их реализации, решение и исследование различных вариантов выхода из проблемных ситуаций в зависимости от изменяющихся условий — всё это развивает
активность мышления.

Новизна, нестандартность тем, задач, упражнений интегрированных уроков вызывают строгую необходимость оценивать правильность полученных результатов, что развивает
критичность мышления.

Достаточно большой объём информации, получаемый и обрабатываемый учащимися на интегрированных уроках, включение их оперативной и долговременной памяти, систематизация знаний, использование общих методов и приёмов решения задач развивают
организованность памяти. Интегрированные уроки, как никакие другие, в большей степени ориентированы на организованность памяти, что даёт возможность соблюдать принцип экономии мышления.

Широкое объединение знаний из различных предметов было бы неестественным, если бы выдвигаемые на уроке тезисы были не обоснованы, не доказаны. Обучение учащихся на интегрированных уроках рассуждению, построению доказательства, логике обоснования средствами различных наук развивают
доказательность мышления.


  1. Возможность в комплексе использовать элементы естественнонаучного метода познания.


Специфика интегрированного урока состоит в том, что выбираемая для рассмотрения проблема должна быть пограничной относительно физики, математики, и её исследование должно быть многогранным, всесторонним, не дающим возможности упустить какой-либо её компонент, а также исследование должно показать значение этой проблемы. Такое всестороннее изучение проблемы возможно при условии комплексного применения естественнонаучного метода познания, который включает следующие элементы:


  • а) понимание проблемы, точное определение её и отграничение от других проблем;

  • б) изучение всех ситуаций, связанных с данной проблемой;

  • в) планирование поиска решения проблемы, выбор наиболее вероятной гипотезы;

  • г) планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы, проведение контрольного эксперимента;

  • д) выводы и их обоснование, выбор оптимального способа решения;

  • е) распространение выводов на новые ситуации, в которых действуют те же (выявленные в изучении данной проблемы) факторы.


Интеграция в обучении – это, во-первых, создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, - это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

Уровни интеграции.

1.Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов.

2.Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин.

3.Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Общие задачи интеграции.

1.Создать у детей образ целостного восприятия окружающего мира.

2.Активизировать знания учащихся, полученные по предметам в практической ситуации.

3.Познакомить детей с различными применениями полученных знаний, умений и навыков.

4.Умножить знания в области школьных предметов.

5.Развивать элементы общечеловеческой культуры и навыки коллективной работы и творческой дисциплины.

Одной из форм реализации интегрированного обучения является интегрированный урок.

Интегрированный урок – одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы.

Отыскать точки соприкосновения предметов на уроке, показать пример широкого сотрудничества предметов на уроке через сотрудничество учителей и школьников как новой формы урочной деятельности, расширить кругозор учеников и повысить их познавательную активность. Реализовать эту проблему можно, используя инновационные технологии интегрированного урока.

Интегрированный урок – специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов. Такой урок направлен на рассмотрение и решение какой-либо проблемы. Он позволяет добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Преимущества интегрированных уроков.

1.Учащиеся получают глубокие разносторонние знания об объектах изучения, используя информацию из различных предметов, по новому осмысливают события, явления.

2.Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями. Знания приобретают осознанность, гибкость.

3.Активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развития познавательного интереса через проблемное обучение.

4.Вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность.

5.Развитие исследовательских навыков и умений.

6.Формирование у учащихся современных представлений о целостности и развития природы.

7.Формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

8.Уроки по форме нестандартные и увлекательные.

9.Они снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключений на разнообразные виды деятельности.

10.Повышается качество знаний учащихся.

Признаки интегрированных уроков.

1.Специально организованный урок.

2.Цель специфическая (объединённая)

3.Широкое использование знаний из разных дисциплин.

4.Большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на уроке.

5.Предельная чёткость, компактность, логичность, сжатость интегрируемых предметов на каждом этапе урока.

Методика организации интегрированного урока.

1.Первый этап – подготовительный: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока.

2.Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.

3.Третий этап – рефлексивный. Проводится анализ урока, необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

Планирование и организация интегрированного урока.

1.Важно правильно определить главную цель интегрированного урока.

2.Из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для реализации цели.

3.Требется тщательное определение оптимальной нагрузки по различным видам деятельности учащихся на уроке.

4.При проведении урока учителями (ведущими разные предметы) требуется тщательная подготовка.

Условия для проведения интегрированного урока.

1.Правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока.

2.Высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока.

3.Включение самообразования учащихся в учебный процесс.

4.Использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока.

5.Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

6.Обязательный учёт возрастных психологических особенностей обучающихся.

Интегрированный урок в большинстве своём ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет цель не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество учительского и ученического коллектива во время проведения урока и при подготовке к нему.

Но в отдельных случаях при высокой сложности или большом объёме изучаемого материала интегрированный урок может выходить за рамки одного урока и длиться 1,5 – 2 академических часа. В первом случае время, отводимое на каждый предмет, строго регламентируется. Урок, проводившийся по одной теме, делится на две части, каждую из которых ведёт учитель предметник. Несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стоят собственные задачи, диктуемые спецификой предмета.

Другим видом интегрированного урока является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель сам планирует, сколько минут и какое время следует отвести каждому предмету. Причём предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета. Педагоги дополняют друг друга, ведут диалог, как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную атмосферу, показывая учащимся пример взаимного сотрудничества на основе понимания и взаимоуважения.

Предлагаемые формы интеграции позволяют уплотнить урок, задать умелый деловой настрой. Быстро включаться в работу и переключаться с одного учебного предмета на другой. Неназойливо побуждать детей к разнообразным знаниям, перерастающим в активное их участие в групповых, в парных и других формах коллективных занятий. Осуществляя на уроках взаимосвязь различных видов деятельности, можно добиться активного, заинтересованного включения детей в учебный процесс. Для повышения познавательной активности учащихся, а также с целью формирования навыка взаимосотрудничества, при проведении практической работы используется в основном групповая или коллективная форма организации деятельности учащихся. Работа в группах позволяет каждому ребёнку раскрыть свои творческие способности, воспитывает взаимоуважение и чувство товарищества, но и позволяет уплотнить урок за счёт экономии времени.


^ Тема урока

«Решение задач с физическим содержанием»


Цели урока: показать, что алгебраический способ решения задач универсален, с его помощью можно решать и физические задачи; показать межпредметную связь на примере решения задач.


Оборудование:


  1. раздаточный материал

  2. плакаты с высказываниями

  3. микрокалькуляторы

  4. оценочные листы

  5. выставка книг

  6. жетоны



Формы организации познавательной деятельности учащихся:


  1. Работа в группах

  2. Ассистент в группе



План урока.

1.Вступление.

2.Организационный момент.

3.Решение задачи №1.

4.Подведение итогов.

5.Обсуждение высказываний.

6.Решение задачи №2.

7.Подведение итогов.

8.Обсуждение высказываний.

9.Заключение.

10.Оценки за урок.

11.Рефлексия.


I. Вступление:

Учитель математики.У нас с вами сегодня интегрированный урок. А кто-нибудь из вас может объяснить – что такое интеграция? Интеграция – это объединение в одно целое.

И мы решили объединить уроки – математики и физики, т.к. у нас много общего. Например, решение задач. И тема нашего урока «Решение математических задач с физическим содержанием».

Цель нашего урока: показать, что ряд наших задач можно решать двумя способами – алгебраически и с помощью физических формул.


II. Организационный момент.

Учитель математики. Работать мы будем в 4 группах (состав вам известен). В каждой группе есть ассистент, т.е. руководитель вашей группы. У каждой группы 2 оценочных листа (по математике и по физике). В течение урока вам будет предложено две задачи: две группы решают задачу алгебраически, две - физически (используя формулы). Затем группы меняются ролями. Группы, которые работали на местах, сдают листочки с решением задач учителям. Учитель математики оценивает решение задач по математике, а учитель физики – по физике. Другие две группы объясняют решение задач на доске. Оценки в оценочные листы выставляют ассистенты групп и учителя. За ответы на дополнительные вопросы ученики получают жетоны. (Это будет учитываться при выставлении оценки за урок.)

Учитель математики. Обратимся к плакату.

«В математике и физике существует свой язык формул». Вы согласны с высказыванием?

Обсуждение высказывания
.


Учитель математики. Вспомним некоторые формулы по математике:


  • Как определяется пройденный путь?

  • Как определяется скорость?

  • Как определяется время?


За правильные ответы учащиеся получают жетоны.


III. Решение задач.

Учитель математики. Приступаем к решению первой задачи (для всех карточки с заданием).


Задача. Первый поезд проходит расстояние в 72 км на 2 часа быстрее, чем второй. С какой скоростью движется первый поезд, если его скорость на 18 км/ч больше, чем скорость второго?


Группы 1 и 3 решают задачу алгебраически, группы 2 и 4 – физически. Время ограничено. Выберите в группах, кто будет оформлять задачу на доске, кто будет объяснять. На доске решение задач объясняют представители от групп 1 и 2. Решение задач групп 3 и 4 проверяют учителя. Оценки в оценочный лист.


Учитель физики.

- Каким способом удобнее решить задачу?

- Почему вы так считаете?

- Что общего в решении этих задач мы видим?

(Одинаковые использовали формулы и уравнения, одинаковыми величинами пользовались, одинаковые уравнения получили)

- В чём разница?

(В обозначении: в математике чаще всего одни и те же буквы x, y, а в физике строгая символика)


Учитель математики. Обратимся к высказыванию:


^ «ФИЗИК ИЩЕТ КРАТКОСТЬ, МАТЕМАТИК ИЩЕТ ТОЧНОСТЬ»

Вы согласны с этим высказыванием?

Обсуждение высказывания.


IV.Учитель физики. Решаем вторую задачу.

Тело движется по окружности радиусом 0,5м с некоторой скоростью. Если скорость увеличить на 1м/с, то ускорение увеличится на 8 м/с
2. С какой скоростью двигалось тело?


Меняемся ролями. Группы 2 и 4 решают задачу алгебраически, группы 1 и 3 – физически.


  • О каком физическом явлении идёт речь?

  • Что вы знаете о скорости при движении по окружности?

  • Как вы называете ускорение?

  • Как оно направлено?

  • Как рассчитать его модуль?



За правильные ответы учащиеся получают жетоны.

У доски решают задачи группы 3 и 4. Объясняют решение. Решение задач групп 1 и 2 проверяют учителя. Оценки заносятся в оценочный лист.

Учитель математики. Дополнительные вопросы:


  • Как делается проверка математической задачи?

  • Какая формула сокращённого умножения применялась при решении уравнения?


За правильные ответы – жетоны.

Учитель физики. 


  • Каким способом было удобнее решать данную задачу?

  • Почему вы так считаете?

  • А что общего в решении этих задач (одинаковые формулы, одинаковые уравнения, величины) В чём разница (в оформлении, в обозначении величины). За правильные ответы – жетоны.


Учитель математики. обратимся к высказыванию.

^ «МАТЕМАТИКА – ЭТО ЯЗЫК, НА КОТОРОМ РАЗГОВАРИВАЕТ ФИЗИКА»

Обсуждение высказывания.


Итоги урока.

1)
 Ассистенты в группах сообщают оценки каждого ученика.

2) Учитывается количество жетонов учащихся по предметам.

3)Оценки за урок по математике и по физике в оценочном листе.

V. Учитель физики. Математика позволяет учёным делать важные физические открытия. Вспомните, какое открытие в 19 веке было сделано «на кончике пера», т.е. теоретически? (Открытие планет Нептун и Плутон). Нептун. Рассчитали его орбиту Джон Адамс, английский учёный и Урбен Леверье, француз. Иоганн Галле нашёл эту планету на небосклоне при помощи телескопа 23 сентября 1846 года.

На каждом уроке мы видим, что решение любой задачи по физике – это решение уравнения.


Учитель математики. Обратимся к высказыванию.

^ «ФИЗИК ИЩЕТ КРАТКОСТЬ, МАТЕМАТИК ИЩЕТ ТОЧНОСТЬ»

«У МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ СВОЙ ЯЗЫК – ЭТО ФОРМУЛ»

«МАТЕМАТИКА – ЭТО ЯЗЫК, НА КОТОРОМ РАЗГОВАРИВАЕТ ФИЗИКА»

VI. Домашнее задание.

Карточки с заданием – решить задачу двумя способами – алгебраически и физически.


VII. Рефлексия.


Оценочные листы (математика и физика)


I группа


Работа в группе (оценивает ассистент


Объяснение и оформление (оценивает учитель)


Ответы на вопросы (кол-во жетонов)


Оценка за урок


Ф. И. уч-ся























Тема урока

«Дроби. Блокада Ленинграда»


Цели. Образовательные:


  • закрепить действия с дробями;

  • развивать навыки устного счёта;

  • показать значимость решения задач с дробями.




Воспитательные:


  • прививать чувство патриотизма и любовь к своей Родине;

  • настроить детей на героический лад.




Развивающие:


  • развивать интерес к предмету;

  • развивать математическую речь, творческие способности при решении задач.



Оборудование:


  • доска (оформление)

  • высказывание о блокадном Ленинграде

  • плакат о составе хлеба

  • жетоны за правильные ответы

  • экран (Ф.И. ученика)

  • наглядные иллюстрации

  • плакат о хлебе

  • рисунки (салют)

  • географическая карта

  • карточки с устными упражнениями



Подготовительная работа.


  • прочитать о блокадном Ленинграде;

  • что означают слова: «Блокада»; «Минута молчания»;

  • приготовить краткие сведения о блокадном Ленинграде, выраженные в числах;

  • нарисовать праздничный салют на альбомном листе;

  • повторить действия с дробями.
  • Компетенции при изучении курса.
  •  
  • Познавательные.
  • - Умение самостоятельно и мотивированно организовывать  свою познавательную деятельность  (от постановки цели до получения и оценки результата).
  • - Участие в организации и проведении учебно-исследовательской работы. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
  • - Создание собственных текстов с использованием разнообразных средств.
  • Информационные.
  • - Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
  • - Извлечение необходимой информации из текстов, таблиц, графиков.
  • - Отделение основной информации от второстепенной.
  • - Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
  • - Развернутое обоснование суждения, приведение обоснования (доказательства), примеров.
  • Коммуникативные.
  • - Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности; восприятие иных мнений, объективное определение своего вклада в общий результат.
  • - Оценивание своего поведения в группе, выполнение требований в совместной практической деятельности.
  • - Умение отстаивать свою точку зрения.
  • - Развитие готовности к сотрудничеству.



План урока.

1.Организационный момент.

2.Вступление.

3.Устные упражнения.

4.»Восьмушка»

5.Решение задач.

6.Рассказ.

7.Состав хлеба.

8.Стихотворение.

9.Стихотворение.

10.Салют.

11.Минута молчания.

12.Заключение.

13.Домашнее задание.

14.Итоги урока.

15.Рефлексия.


Ход урока.


1.Организционный момент.

2.Введение.

Эпиграф урока:

« Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам».

(Ольга Берггольц)


Какую тему мы с вами сейчас изучаем по математике? (дроби). И наш девиз: «Дроби знать хочу я на отлично!». Мы сегодня будем говорить о дробях особо уважительно, так как будем решать задачи с дробями применительно к Великой Отечественной войне. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, а в конце урока подведём итоги.

О войне можно говорить много и долго. И о войне нужно говорить не только по праздникам, но и в будние дни. И вот такой будний день сегодня. Наш урок посвящается «Блокаде Ленинграда». Что означает слово «блокада»? Покажите этот город на карте флажком: «65 лет Победе».

Ленинград превратился в блокадный город. Он был окружён фашистами со всех сторон. Эта блокада длилась…(900 дней). Начало блокады – 8 сентября 1941 года, а конец – 27 января 1944 года. (Развернуть полоску на карте с датами).

Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Кушать было нечего. В городе оставалось много детей. Сколько именно? (400 000) Оставалось много стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная…(«дорога жизни»).

А сейчас, ребята, порешаем устно задачи с применением десятичных дробей. И в ходе решения узнаем ещё о некоторых фактах блокадного Ленинграда.

3. Устные упражнения.

1. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько?

Сосчитайте:

288,7*10 000 = (2 887 000 человек)

2. Блокадный Ленинград. Зима 1941 – 1942гг. Страшные морозы!

Вычислите:

10, 5+40,5-8 = (43
0С)

3. Дети помогали старшим. Подростки по несколько часов стояли у танков. По сколько же часов они работали в сутки?

Сосчитайте:

2,8:2*10 = (14 часов)

4. Зима 1941 – 1942гг. Не стало ополчения, света; стены домов очень промёрзли.

Просчитаем на сколько сантиметров промёрзли стены:

12,4-0,4+18 = (30см)




4.«Восьмушка»

Рисунок

Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами рисунок 1, на котором изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно.
Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется «восьмушка». Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:

1 кг = 1000г

1000:8*1 = 125 (г)

125г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала:
«Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам».


5.Решение задач. Послушаем следующее задание.

В одной ленинградской блокадной семье было трое детей, а точнее – три дочери. Мама в очередной раз принесла кусочек хлеба весом 125 граммов. Какая часть кусочка хлеба досталась бы каждой? (одна третья)

125:3 = 41,66 прибл. 41, 7 (г). Каждой бы досталось 41,7 г


Ситуация сложилась так, что одна дочка умерла. Осталось две дочери. Какая часть кусочка досталась бы теперь каждой дочери? (одна вторая)

125:2 = 62,5 (г)

Вывод: Было три сестрички, каждая получила бы 41,7 г; стало две сестрички, каждая получила бы 62,5 г. Давайте сосчитаем разницу:

62,5-41,7 = 20,8 (г); прибл. 21 (г) – разница

6.Рассказ.

А теперь послушаем рассказ «Кусочек хлеба» из книги Воскобойникова «900 дней мужества».

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось, умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше (62,5 г. вместо 41,7 г. Это больше примерно на 21 г. на каждого). Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.


7.Состав хлеба. Ребята! Блокадный хлеб и хлебом называть настоящим было трудно! Уже в октябре 1941 года ячменная мука была полностью израсходована, и хлеб стали выпекать из такого состава (зачитывают учащиеся по очереди)

Состав хлеба:


  • ржаная мука 0,6 кг

  • льняной жмых 0,05 кг

  • отруби 0,06 кг

  • овсяная мука 0,08 кг 1кг

  • соевая мука 0,04 кг

  • солодовая мука 0,04 кг

  • пшеничная мука 0,05 кг



С 1944 года в Ленинграде стал создаваться Музей Обороны. В зале стояла витрина, покрытая как бы изморозью. За этой витриной стояли весы, и на них лежало 125 г хлеба. А теперь вы узнали, много или мало одна восьмая буханки хлеба блокадного Ленинграда.


8.Стихотворение.

Послушаем стихотворение о блокадном Ленинграде (читает ученик):

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движения.

А если падал у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Блокадный хлеб! Блокадная вода!

Блокадный путь под вьюгой ледяною,

Какой бессмертье куплено ценою –

Мой город не забудет никогда!


9.Стихотворение.

Закончилась блокада. 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта! (Читает учитель):

Гремит салют,

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут,

Сегодня ленинградцы

Плачут…

10.Салют.

Интересно, как же он выглядел тот торжественный праздничный салют?! Я вас попросила дома нарисовать праздничный салют на альбомном листе, как вы его представляете. Расположите свои рисунки на доске. И задержитесь, посмотрите! И пусть этот бумажный салют им, блокадникам Ленинграда, от вас пятиклассников Омской школы к празднику Победы.


11.Минута молчания.

Ребята! Что означает слово «минута»? (Единица времени)

А что означает слово - «Минута молчания»? (Это несколько мгновений полной тишины в знак выражения горести об умерших). Свыше 20 млн. человек потеряла наша страна в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве по минуте молчания, то нам бы пришлось молчать…(38 лет).


Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встаньте на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.




( Минута молчания)


12.Заключение.

Подведём итог урока:


  • Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде.

  • Узнали, что такая простая обыкновенная дробь одна восьмая, и какое имела значение!

  • Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями.

  • Говорили о том, что нельзя забывать, ведь наши сверстники, живущие в блокадном Ленинграде, несмотря на жизненные трудности, холод и голод, учились в школе, ставили перед собой цели, что этим они приблизят Победу.



13.Домашнее задание: карточка (просчитать в граммах состав блокадного хлеба)


14.Итоги урока.


15.Рефлексия.


Литература:


1.Журнал «Математика в школе», №4, 2003г.;

2.Журнал «Читаем, учимся, играем», №11, 2009г.;

3.Фестиваль «Открытый урок» (2006 – 2007гг.)

(преподавание математики)

5 класс «Дроби» (Первушина И.М.)

5 класс «Умножение десятичных дробей» (Аксёнова М.И.)


Открытое внеклассное мероприятие

«М.В. Ломоносову посвящается»

Цели.

1.Получить новые знания, связанные с именем М.В.Ломоносова.

2.Комбинировать различные области знаний – математика, история, краеведение, литература, искусство.


Задачи.

1.Повторить, закрепить знания, умения и навыки по теме «Степени. Корни».

2.Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выступать перед аудиторией.

3.Формировать основные учебные компетенции – учебная, коммуникативная, личностная.

4.Формировать чувство патриотизма, гордости.

5.Активизировать интерес к учебным предметам.


Форма проведения. Интегрированное занятие с использованием ИКТ. Возраст: 11класс.

План мероприятия.

1.Организационный момент.

2.Введение.

3.Основная часть. Применение знаний, умений и навыков по алгебре.

Получение новых знаний о жизни и деятельности М.В.Ломоносова.

1.Самостоятельная работа.

2.Работа в парах
, подведение итогов.

3.Фронтальная работа с классом.

4.Работа в группах, обсуждение.

5.Творческая работа в группах.

4.Завершение занятия.

5.Заключение.

6.Домашнее задание.

7.Рефлексия.


^ 1.Организационный момент (слайд №1)


2.Введение (слайд№1)

Учитель сообщает тему занятия и просит учащихся сформулировать цели и задачи.

Вступительное слово учителя.


^ 3. Основная часть. 1.Самостоятельная работа.

Вычислить. Ответы записать в столбик.


1). Найдите значение числового выражения:

2011∙11+2010∙(-11) = 
Главная задача при планировании интегрирующего урока, — научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщённые выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. А для этого нужно, чтобы ребята попытались взглянуть на вещь заново, как на непривычную для них. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений над одним явлением на другое (экстраполяция), используют личное уподобление, незнакомое делают знакомым и, наконец, моделируют все эти обобщённые мыслительные операции. Альтернативность и вариативность мышления — возможность, которую предоставляет интегрированное обучение, и в этом его огромная польза.
       Таким образом, проведение интегрированных уроков в школе третьей ступени – полезно и необходимо. Их главным результатом является всестороннее развитие личности школьников.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Три группы интеграционных связей

  1. Содержательно-информационные — по видам знаний (научные, фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические).
  2. Операционно - деятельностные — по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные).
  3. Организационно-методические — по способам реализации межпредметных связей (логические, ассоциативные, понятийные, концептуальные).

Виды интеграционных связей

  1. Способ усвоения — репродуктивный, поисковый, творческий.
  2. Широта осуществления — внутрицикловые, межцикловые.
  3. Хронология реализации — преемственные, сопутствующие, перспективные.
  4. Способ установления — односторонние, двусторонние, многосторонние, прямые, обратные.
  5. Постоянство реализации — эпизодические, периодические, систематические.
  6. Форма «организации» — поурочные, тематические, сквозные, комплексные.

Результаты интеграции

  1. Знания приобретают качества системности.
  2. Умения становятся обобщёнными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
  3. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
  4. Более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.
  5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Специфика интегрированного урока состоит в том, что выбираемая для рассмотрения проблема должна быть пограничной относительно физики, математики, информатики, и её исследование должно быть многогранным, всесторонним, не дающим возможности упустить какой-либо её компонент, а также исследование должно показать значение этой проблемы. Такое всестороннее изучение проблемы возможно при условии комплексного применения естественнонаучного метода познания, который включает следующие элементы:

  • а) понимание проблемы, точное определение её и отграничение от других проблем;
  • б) изучение всех ситуаций, связанных с данной проблемой;
  • в) планирование поиска решения проблемы, выбор наиболее вероятной гипотезы;
  • г) планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы, проведение контрольного эксперимента;
  • д) выводы и их обоснование, выбор оптимального способа решения;
  • е) распространение выводов на новые ситуации, в которых действуют те же (выявленные в изучении данной проблемы) факторы.

Поскольку в интегрированном обучении рассматриваются разнообразные междисциплинарные проблемы, расширяющие рамки действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, но необходимые и уместные для развития учащихся, то следует подчеркнуть, что при таком подходе гармонично сочетаются разнообразные методы обучения (методы преподавания и изучения), используемые на стыке предметов: лекция и беседа, объяснение и управление самостоятельной работой учащихся, наблюдение и опыт, сравнение, анализ и синтез; большое место отводится методам обучения на компьютерных моделях и эвристическому.

Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения — развитие мышления учащихся.

  1. Синтезированность знаний. 

Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.

  1. Углублённость изучения. 

Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.

  1. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы. 

Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.

  1. Альтернативность решения. 

Новые подходы к известной ситуации, нестандартные способы решения проблемы, возможность выбора решения данной проблемы способствуют развитию гибкости мышления, развивают оригинальность мышления. Сопоставление решений развивает активность, критичность, организованность мышления. За счёт стремления осуществлять разумный выбор действий, отыскивать наиболее краткий путь достижения цели развивается целенаправленность, рациональность, экономия мышления.

  1. Доказательность решения. 

Доказательность решения проблемы развивает доказательность мышления.

Результаты интегрированного обучения и его значение

Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему.

Интегрированное обучение:

  • 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  • 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • 4) повышает качество знаний учащихся;
  • 5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
  • 6) формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
  • 7) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • 8) позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
  • 9) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
  • 10) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Перспективы развития интегрированного обучения

На данном этапе работы интеграция является дидактическим условием процесса обучения на III ступени в средней школе № 4.

Практика работы показала плодотворность интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. На данном этапе автор разрабатывает единую альтернативную программу обучения физике, математике, астрономии, информатике, при внедрении которой интеграция будет являться дидактическим принципом обучения. На этом, продвинутом, этапе интегрированного обучения главной целью будет формирование научного стиля мышления учащихся. Такое обучение возможно лишь при условии создания специализированного класса, набор учащихся в который должен проводиться на конкурсной основе.

Также представляется перспективным возможное объединение по ряду тем физики, математики, информатики, астрономии, химии, биологии, философии, психологии, что уже сейчас осуществляется автором на факультативных занятиях по его программе "Философские вопросы естествознания".

Совместно с кафедрой русского языка и стилистики Пермского государственного университета автор проводит исследование по интеграции русского языка и информатики с целью совершенствования программы по информатике для гуманитарных классов.

Внедрение программы интегрированного курса информатики и русского языка в гуманитарных классах было бы логичным с точки зрения целей обучения в этих классах.

Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация в рамках какой-либо школы была бы переходом этой школы на новый качественный уровень образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по теме "Решение задач на проценты"

Цель урока: научить решать задачи на нахождение процентов от числа,  числа по его процентам, совершенствование вычислительных навыков учащихся....

Методическая разработка: Кодирование графической информации. Решение задач.

Документ содержит группу задач по теме «Кодирование графической информации». Задачник разбит на типы задач, исходя из указанной темы. Каждый тип задач рассматривается с учетом дифференцированного подх...

Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием»

Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. В настоящее время большое число будущ...

Методическая разработка урока по информатике "Решение задач с применением графа при подготовке к ЕГЭ" - 2014 г.

Урок выстроен по ФГОС на районный конкурс методических разработок уроков «Современный урок в условиях реализации ФГОС» номинация "Урок с позиции УУД"...

Методическая разработка по биологии "Генетика.Решение задач"

Генетика вызывает у учащихся большой интерес, но так как проблемы генетики изучаются в ограниченном объеме, целесообразно использовать решение как типовых задач,так и "сюжетных" нестандартных задач,ко...

Технологическая карта урока по алгебре "Решение задач с прикладным содержанием"

Методическая разработка урока по алгебре "Решение  задач с прикладным содержанием  (задания В 10)  при подготовке к ЕГЭ профильного уровня с реализацией межпредметных связей физики и ма...