Методическая разработка урока по теме "Решение задач на прямую и обратную пропорцональные зависимости" в 6 классе.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Зайцева Наталья Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Тема урока  « Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости.»

Математика 6 класс ,

Составитель : учитель Зайцева Н.В.

Цель для ученика: Как правильно решать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости ?

Цели для учителя:

  • Предметные цели : закрепление  и усовершенствование навыков  выявлять среди данных величин пары, находящиеся в прямой или  обратной пропорциональной зависимости; выработка умений по применению полученных знаний при решении задач.
  • Метапредметные цели: формирование умения проводить анализ и синтез объектов,  наблюдать и делать выводы; развитие умения искать и обрабатывать необходимую информацию.
  • Личностные цели: повышение заинтересованности в изучении предмета математики; воспитание самостоятельности, самооценки, активности.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков

Форма урока : Урок практикум

Опорные понятия, термины:

Пропорция, свойства пропорции

Прямая пропорциональная зависимость

Обратная пропорциональная зависимость

Новые понятия

Объекты контроля:

Результаты  выполнения заданий теста.

Результаты усвоения решения  задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости.

Формы контроля:

Задания обобщающего и систематизирующего характера.

Устные упражнения.

Домашнее задание

Учебник Виленкина  № 812, 816, 818.

Дополнительное задание : Придумать и решить по одной задаче на прямую и обратную пропорциональности

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Дидактический материал.

Планируемые результаты

Результат взаимодействия (сотрудничества)

примечание

Организационный

1 мин

Приветствую учащихся, сообщаю структуру урока.

Создает благоприятную обстановку.

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

Сообщение темы и целей сегодняшнего урока.

2 мин

Формирует цели урока для учеников класса.

Принимают учебные цели.

Личностные: умение осознать значимость поставленных учебных задач.

Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

Приняты учебные цели урока.

Актуализация  знаний

10мин

Задает вопросы учащимся.

Корректирует ответы.

Организует и координирует работу в парах.

Отвечают на вопросы.

Сверяют работу товарища с эталоном выполнения .

Список вопросов.

Список заданий для графического диктанта.

Личностные: личностное самоопределение , умение формулировать собственную позицию, умение давать самооценку своей деятельности.

Познавательные: умение адекватно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению

Коммуникативные: умение аргументировано доказывать свою точку зрения., владеть монологической и диалогической формами речи.

Участие в устной работе, повторены основные определения , правила нахождения неизвестного члена пропорции, принцип прямой и обратной пропорциональной зависимости.

Выполнение учениками заданий обобщающего и систематизирующего характера.

10мин

Задает вопросы учащимся.

Корректирует ответы.

Стимулирует учащихся на успешное выполнение будущей контрольной работы.

Письменно  отвечают на вопросы., решают задачи.

Сверяют работу с эталоном выполнения .

Упражнения , задачи .

Задания обобщающего и систематизирующего характера.

Познавательные: знаково-символические действия, структурирование знаний,  умение анализировать объект выбор наиболее эффективных способов задач., контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение аргументировано доказывать свою точку зрения, представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

Повторены правила решения задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость.

   Проверка выполнения работ. Корректировка , если необходимо.

5 мин

Создает ситуацию успеха.

Самостоятельно проверяют выполнение работы

Эталон выполнения задач.

Личностные: умение давать оценку и самооценку своей деятельности. Познавательные: контроль и оценка процесса  и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа  решения с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция – внесение необходимых дополнений  в план решения задач.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем,

Обобщены основные приемы решения задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость.

Слайд 12

2 мин

физкультминутка

Этап контроля и самоконтроля знаний .

10 мин

Обеспечивает усвоения алгоритма решения задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость.











Самостоятельно выполняют тест.

Задания теста.

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по алгоритму

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой, представляют конкретное содержание и сообщают его в письменной форме.

Выполняют задание на решение задач.

Этап подведения итогов урока

2 мин

Подводит учащихся к формулированию выводов. Корректирует ответы учащихся.

Формулируют ответы на вопрос: Как решить задачу на прямую и обратную пропорциональную зависимость.

Список вопросов.

Личностные: умение давать самооценку своей деятельности.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и того что еще нужно усвоить , осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: структурирование знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение аргументировано доказывать свою точку зрения, представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме, владеть монологической и диалогической формами речи.

Сформулированы основные выводы  по теме.

рефлексия

2 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

Оценивают свою работу

Игра «Расскажи другу, что запомнилось после урока.»

Личностные: умение давать  самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи

Проведена рефлексия деятельности.

Д\з

1 мин

Обсуждение домашнего задания



Предварительный просмотр:

Тема урока  « Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости.»

Цели: повторить и   обобщить материал по теме « Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости.», подготовиться к контрольной  работе.

Задачи урока :

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о прямой о обратной пропорциональных зависимостях; закрепить умение выявлять среди данных величин пары, находящиеся в прямой или  обратной пропорциональной зависимости; проверить степень усвоения материала путем проведения индивидуальной работы с проверкой   на уроке.
  • Развивающая: развивать логическое мышление , познавательный  интерес, любознательность , формировать умение анализировать , наблюдать  и делать выводы.
  • Воспитательная: повышать заинтересованность в изучении предмета математики; воспитывать самостоятельность ,  самооценку, активность.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Формы организации деятельности учащихся: 

фронтальная, групповая,  индивидуальная

Оборудование: презентация, созданная в программе Microsoft Power Point., задания с тестом.

Ход урока.

1 Организационно-мотивационный момент ( 1мин)

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный,  Ал - Бируни:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

2 Сообщение темы и целей сегодняшнего урока. (2мин)

3 Актуализация опорных знаний.(10мин)

А) «Экзаменационные вопросы» ( вопросы для повторения), можно совместить с проверкой  домашнего задания.

  • Что такое пропорция?
  • Как называются члены этой пропорции?
  • Каким основным свойством обладают члены пропорции?
  • Какие две величины называют прямо пропорциональными? (привести примеры прямо пропорциональных величин).
  • Какие две величины называют обратно пропорциональными?

Б)  Графический диктант.

«Да» и «нет» не говорите,

А значком изобразите.

«Да» значком «+», нет значком «-».

 Ученики работают самостоятельно.

Затем обмениваются тетрадями в парах для проверки.

  • Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в 3 раза, другая уменьшается в 3 раза.
  • Зависимость между временем и расстоянием при постоянной скорости является прямой пропорциональностью.
  • Зависимость между периметром квадрата и длиной его стороны является обратной пропорциональностью.
  • Зависимость между грузоподъемностью машин и их количеством является обратной пропорциональностью.
  • Две величины называют обратно пропорциональными, если при уменьшении одной из них в 2 раза, другая увеличивается в 4 раза.
  • Возраст человека и размер его обуви обратно пропорциональны.
  • Скорость и расстояние при постоянном времени движения обратно пропорциональны.
  • Число дней работы трактора и площадь, которую он вспашет, прямо пропорциональны.
  • Покупают одинаковые тетради. Количество тетрадей и стоимость покупки прямо пропорциональны.

Карта ответов: — + —   + — —    — + +

Ребята проверяют работу соседа и выставляют оценку по  следующим критериям.

Получи оценку.)

  • 8 -9 правильных ответов – «5»
  • 6-7 правильных ответов – «4»
  • 4-5 правильных ответов – «3»

4 Выполнение учениками заданий обобщающего и систематизирующего характера. (10мин)

Учитель предлагает решить задачи , предварительно разобрав текст задач . Ученики  работают полусамостоятельно.

1  Весной при проведении работ по озеленению города на улице посадили липы. Принялось 95% вех посаженных лип. Сколько посадили лип, если принялось 57 лип?

Решение:

Липы (шт.)

Проценты %

Посадили

х

100

Принялось

57

95

;  ; х=60.

Ответ: 60 лип посадили.

2 Для отопления здания школы заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5т?

Решение:

Краткая запись:

Масса (т)

за 1 день

Количество

дней

По норме

0,6

180

0,5

х

Составим пропорцию:

;        ;          дней

Ответ: 216 дней.

3  В железной руде на 7 частей железа приходится 3 части примесей. Сколько тонн примесей в руде, которая содержит 73,5т железа?

Решение: (слайд №27)

Количество

частей

Масса

Железо

7

73,5

Примеси

3

х

;        ;        

Ответ: 31,5 кг примесей.

5 Проверка выполнения работ. Корректировка , если необходимо.(5мин)

Итак, сформулируем алгоритм решения задач с помощью пропорций.

Алгоритм решения задач на прямую

и обратную пропорциональные зависимости:

  1. Неизвестное число обозначается буквой х.
  2. Условие записывается в виде таблицы.
  3. Устанавливается вид зависимости между величинами.
  4. Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость - противоположно направленными стрелками.
  5. Записывается пропорция.
  6. Находится её неизвестный член.

5 Физкультминутка.(2мин)

6 Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. (10мин)
Самостоятельная работа. Тест (индивидуальные карточки).

1 вариант

1 Объем шарика равен 15см³а масса 75 г. Найдите объем шарика, сделанного из этого же материала , если его масса – 56г.

а) 11,2 см³;                б) 11,25 см³                      в) 10,8 см³       г)  другой ответ.

2 Огурец состоит на 96% из воды. Сколько воды содержится в 295 кг огурцов ?    

а) 280,2 кг;               б) 283,2 кг                         в) 279,6 кг      г)  другой ответ.

3 Шесть маляров покрасили забор за 6 часов. Сколько нужно маляров, чтобы покрасить такой же забор за 2 часа?

а) 36                             б) 12                                 в) 18                        г)  другой ответ.

4 В троллейбусе  из 120  мест   54 места для сидения. Сколько процентов составляют места для сидения ?

а) 47%                          б) 49%                      в) 45%                       г)  другой ответ.

5  Три землекопа  за 2ч  выкопали  6м  канавы. За  какое время 7 землекопов выкопают 28м канавы ?

а) за 8 ч;               б) за 6 ч                    в)  за 2 ч                                     г)  другой ответ.

2 вариант

1 Длина деревянной  указки  18см, а масса   75 г.  Найдите длину указки, сделанной  из  того  же материала,  если ее масса – 125 г.

а)  30 см;                б) 24 см                  в)  32 см                       г)  другой ответ.

2 В соляном растворе содержится 2,8% соли. Сколько соли содержится в 275 кг раствора?.

а) 7,68 кг                 б) 7,72 кг               в) 7,7 кг                      г)  другой ответ.

3 Четыре экскаватора выкопали котлован за 5ч.  За  какое время выкопают такой же котлован два экскаватора?

а) 10 ч                  б)  12 ч                       в) 14 ч                           г)  другой ответ.

4 В корзине 55 грибов,  33  из которых белые. Сколько процентов составляют остальные грибы?

а) 25 %                б) 40%                         в) 50%                 г)  другой ответ.

5 Четыре козы за 3 дня дали 18 л молока. Сколько коз, за 7 дней дадут 42 л молока?

а)  8                      б)    4                               в) 6                    г)  другой ответ.

ОТВЕТЫ :  

        1 вариант а,б,в,в,г       2  вариант а,в,а,б,б

После  работы карточки собираются  на проверку учителем.

Ученики проверяют свое решение по эталонам ответов.

7 Этап подведения итогов урока (2мин)

  • Что мы узнали на уроке? (Понятия прямой и обратной пропорциональной зависимости двух величин)
  • Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
  • Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
  • Приведите примеры величин, у которых зависимость не является ни прямо, ни обратно пропорциональной.

8 Рефлексия (2мин)

Оцените свою работу на уроке.

Удовлетворены ли вы результатом своей работы?

9   Задание на дом.

  1. Учебник Виленкина  № 812, 816, 818.
  2. Дополнительное задание : Придумать и решить по одной задаче на прямую и обратную пропорциональности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Решение экспериментальных задач по теме Растворы"

В условиях предпрофильного обучения учителя химии использу­ют нетрадиционные методики. Сре­ди них урок-практикум для разно­возрастной группы (9-й и 11 -й клас­сы). Это позволяет учащимся 9-х классов б...

Методическая разработка урока математики "Решение задач на проценты", 5 класс

Методическая разработка урока по математике "Решение задач на проценты", посвящена решению проблемного вопроса "Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения?"...

Урок по математике для 6 – х классов на тему: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость»

Урок по математикедля 6 – х классов на тему: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость»...

Урок по теме: «Жить или курить? Или решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимости», 6 класс

Цели урока: Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?». Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленног...

Технологическая карта урока по математике. 6 класс Тип урока: открытие новых знаний Тема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

Технологическая карта урока по математике. 6 классТип урока: открытие новых знанийТема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.Цели:I. Образовательно-развивающая:1. Выведение  и  усв...

Карточки по теме: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости»

Цель: проверить умение учащихся решать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости....