Методическая разработка Математика 6 класс урок обобщения по теме «Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости» по книге А.Грина «Алые паруса» В рамках проекта «Успешное чтение» программы «Книга на уроке»
методическая разработка по математике (6 класс) по теме
Проект "Успешное чтение", программа "Книга на уроке", как одна из форм творческой работы учителя и учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_matematika_6_klass.doc | 136.5 КБ |
prilozhenie1_6_klass.doc | 22.5 КБ |
prilozhenie2_6_klass.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Математика 6 класс урок обобщения по теме
«Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
по книге А.Грина «Алые паруса»
В рамках проекта «Успешное чтение»
программы «Книга на уроке»
выполнила Лавренова Наталья Владимировна
учитель математики ГБОУ школы №476
Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока математики в 6классе
по теме: «Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
(по книге А.Грина «Алые паруса»).
Цели:
Обучающие - обобщить и закрепить знания учащихся о прямой и
обратной пропорциональных зависимостях;
- способствовать развитию умения решать задачи;
- закрепить навыки и умения решения пропорций;
- подготовить учащихся к самостоятельной работе.
Развивающие - способствовать развитию культуры устной речи;
- развитию мышления через обучение;
- развитию любознательности учащихся, их
познавательного интереса.
- развитию творческих способностей.
Воспитательные - воспитание ответственности самостоятельности;
- воспитание культуры общения, чувства взаимопомощи,
самоконтроля.
- привитие интереса и любви к чтению.
Тип урока: урок-обобщение, закрепление полученных знаний.
Оборудование: доска, мел, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал (компьютерная презентация в формате Microsoft PowerPoint), раздаточный материал (по количеству обучающихся), учебник, тетрадь.
Ход урока.
- Ребята! В этом году мы продолжаем с вами участвовать в проекте «Успешное чтение».
- Поэтому сегодня у нас необычный урок математики. К нам снова приходит на урок книга.
Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого не
ждёте, и, может быть, не хотите.
Власть книги огромна.
Н.П.Смирнов - Сокольский.
(На экране слайд №2 – данное высказывание).
- Итак, книга А.Грина «Алые паруса».
(Учитель демонстрирует книгу А.Грина «Алые паруса»; на экране слайд №3 – рисунок с
высказыванием):
Звук прекрасный – имя Грина
Мир из выдумки и правды,
Мир блистающий, мир добрый…
- Нам предстоит выяснить и попытаться понять ту нехитрую истину, в которой так был
убеждён сам Грин и хотел убедить нас, читателей.
- А помогут нам в этом следующие задания:
1) Устная работа:
- Из предложенных тем выберите те, которые, изучались на ближайших уроках.
- На выбранных карточках зашифрована пословица.
«Где есть желание, найдётся путь».
(На доске с помощью магнитов крепятся карточки с названием тем уроков;
под каждой выбранной карточкой-открывается задание устной работы;
по мере решения задания учитель переворачивает карточки, на обратной стороне которых записана пословица; дети составляют и читают пословицу).
- Модуль
- Прямая пропорциональность - обратите в дробь 99% - Где
- Пропорции - выразите дробь 0,25 - есть
в виде %
- Дроби
- Зависимость между величинами - обратите дробь в - желание
десятичную
6. Основное свойство пропорции - найдите значение
выражения - найдётся
7. Обратная пропорциональность - найдите значение
величины, если 50% её
равны 8 м - путь
- А наш путь проложен по карте, выдуманной страны Грин-ландии. На ней нанесены
известные нам названия городов, островов и проливов…
- Откуда эти географические объекты? (Конечно из произведений А. Грина).
(На экране слайд №4 – карта Грин – ландии; учитель показывает на карте город Лисс).
- Итак, мы с вами оказались в небольшом городке под названием Лисс…
(Учитель читает текст задачи №1 из д/з).
2) Домашнее задание.
Задача №1
Город Лисс был расположен в 4 верстах от деревни Каперна, в которой проживали Лонгрен с дочерью Ассоль. Как-то раз Ассоль пришлось одной относить лавочнику игрушки, сделанные отцом. Она не спешила и шла со скоростью 3 версты/час, затратив на путь 2,5 часа. С какой скоростью Ассоль шла обратно, если на обратный путь она потратила 1,5 часа?
- Знакома вам задача?
- Давайте проверим домашнее задание.
(Ученик объясняет решение задачи, заготовленное перед уроком на
доске, определяя обратную пропорциональную зависимость; проговаривает правило)
- У кого так решена задача? (оценка)
- Как вы думаете, почему спешила Ассоль на обратном пути?
(-Ей не терпелось скорее рассказать отцу о встрече с Эглем, собирателем сказок, песен. Именно он поведал девочке сказку, навеял её душе прекрасную мечту.)
(На экране слайд №5-Ассоль разговаривает с Эглем; кадр из к/ф).
- Выразите скорость, с которой шла Ассоль на обратном пути в км/ч, если
1верста=1,067км и округлите до десятых.
(Учащиеся решают в тетрадях; один ученик решает на доске).
- Проверим задачу №2.
(Ученик читает текст задачи).
Задача №2
Ассоль не только помогала отцу по хозяйству, мастерила вместе с ним игрушки, но и любила шить. Ровно подвертывая рубец, она шила петельным швом с отчетливостью швейной машинки. Прошив метра за 2,16 минуты. Сколько метров может прошить Ассоль за 1,44 минуты?
(Ученик объясняет решение задачи, заготовленное перед уроком на
доске, определяя прямую пропорциональную зависимость;
проговаривает правило).
- У кого так решена задача? (оценка)
- Итак, проверив домашнее задание, мы приблизились к истине, в которой так был убеждён
А.Грин на 2 шага.
1 шаг - ответ к задаче №1 - число 5,3
2 шаг - ответ к задаче №2 - число (На доске с помощью магнитов
крепятся карточки с числами 5,3 и).
3) - Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о пропорциях, прямой и обратной пропорциональных зависимостях.
(На доске записана тема урока; учащиеся записывают в тетрадях дату
урока, классная работа).
- О комбинациях каких пропорциональных величин мы говорили на уроках?
- Определите зависимость между величинами:
(На доске записаны формулы, цветным мелом выделена
постоянная величина).
v t = s Ц К= Ст Произ.т. t = Vработы
v t = s Ц К= Ст Произ.т. t = Vработы
v t = s Ц К= Ст Произ.т. t = Vработы
(Учащиеся определяют зависимость между величинами; учитель расставляет стрелки в одном направлении, если прямая пропорциональная зависимость и в разных направлениях, если обратная пропорциональная зависимость).
4) - А теперь установим соответствие:
- Вам надо соединить стрелками начало предложения - с его окончанием,
задание с правильным выбранным ответом.
(Учащиеся индивидуально выполняют задание, меняются работами с соседом по парте, проверяют и оценивают).
(На экране слайд №6 – текст задания; слайд №6 – текст задания для проверки).
( См. приложение к уроку).
5) Решение в тетради:
Решить уравнение: 2: 70 = 3: х (На доске записано уравнение, учащиеся решают в
тетрадях, один ученик решает на доске с
объяснением, применяет и проговаривает правило
Ответ:98 основное свойство пропорции).
6) Решение задач:
- Теперь мы приступаем к решению задач.
Задача №1.
(Дети читают текст задачи; на экране слайд №7 – текст
задачи).
Из 2 кг муки получается 3 кг хлеба. Сколько хлеба может испечь Ассоль из 7 кг муки?
(Выразите массу муки в пудах, если 1 пуд = 16, кг.)
- О каких величинах говорится в задаче? (На слайде добавляется краткая запись задачи).
- Давайте определим зависимость между величинами.
(На слайде добавляются стрелки, направленные
одинаково; устно обсуждается решение).
- Что интересного заметили? (Уже составлена пропорция и решена).
- Итак, при решении задачи, мы получили ответ – число 98.Тем самым сделали 3шаг к
истине. (На доске с помощью магнитов крепится карточка с числом 98).
- Выразите массу хлеба в пудах, если 1пуд=16,4кг.
( Учащиеся решают в тетрадях; один ученик решает на доске).
Задача №2 (Дети читают текст задачи; на экране слайд №8– Грэй в лавке – кадр из к/ф).
Отдав распоряжение, Грэй отправился в город, где пробыл до вечера. Он побывал в трех лавках и лишь в одной из них нашел, что искал.
- Довольно образцов, сказал Грэй, вставая, этот шелк я беру.
- Весь кусок? – почтительно сомневаясь, спросил торговец. Но Грэй, молча, смотрел ему в лоб, отчего хозяин лавки сделался немного развязнее.
- В таком случае, сколько метров?
Грэй кивнул, приглашая повременить, и высчитал карандашом на бумаге требуемое количество.
- Две тысячи метров. – Он с сомнением осмотрел полки. – Да, не более 2000 метров.
Оказалось это составило 99% всего шелка. Сколько метров ткани было в лавке?
(Сколько метров ткани осталось в лавке после покупки?)
- Придумайте решение задачи. (Звучит музыка; учащиеся думают
над решением задачи; слайд №9-
– Грэй в лавке-кадр из к/ф).
(Учащиеся обсуждают решение задачи, способы решения: по действиям и составлением пропорции; на доске с помощью магнита крепится карточка с краткой записью задачи; учащиеся записывают решение в тетрадях; один ученик решает на доске; учитель акцентирует внимание на то, что задачу на проценты можно решить с помощью пропорции; оценка учащихся).
- Почему Грэй принял решение заменить на алые, паруса своего галиота?
(Грэй полюбил Ассоль за красоту и душевные качества. Узнал о её мечте и решил воплотить эту мечту, совершив чудо.)
- Итак, 4 шаг на пути к истине – число 2020 (На доске с помощью магнитов крепится
карточка с числом 98).
- Решая задачи мы подошли к истине, в которой был так убеждён А.Грин. Но ключом к
чтению являются ответы ещё к двум задачам.
- Найдите в карточке раздел самостоятельная работа и приступите к самостоятельному
решению, можно найти правильное решение, обсудив его в парах, с соседом по парте.
(На доске с помощью магнитов крепятся карточки с краткой
записью; возможна проверка решения по ответам).
Самостоятельная работа
Задача №1
При изготовлении 9 одинаковых моделей лодок Лонгрену потребовалось 300 дм ³ деревянного бруса. Сколько потребуется деревянного бруса для изготовления 6 таких лодок?
Задача№2
Команда «Секрета», все 24 человека, выгрузили кофе, чай за 10 дней. За сколько дней ту же работу смогут выполнить 20 человек команды?
- Теперь мы можем прочитать истину. (Учитель переворачивает карточки с числами
и дети читают истину).
«Делай чудеса своими руками».
98 - Делай
- чудеса
5,3 - своими
(На экране слайд №10-кадр из к/ф
с теми же словами).
2020 - руками
7) Итог:
- Что решали на уроке? (Пропорции, задачи на прямую и
обратную пропорциональную зависимость).
- А что нового узнали? (Задачи на проценты можно решать пропорцией,
определяя пропорциональную зависимость).
- В чём особенность задач, которые мы сегодня решали на уроке?
(Текст задач связан с сюжетом книги
А.Грина «Алые паруса»).
8) - Запишите домашнее задание в дневник:
- составьте задачу на прямую или обратную пропорциональную зависимости, используя
сюжет книги А.Грина «Алые паруса» и решите её;
- №777(б, г);
- сдать работу на проверку на двойных листах.
(Оценка учащихся).
- Хочется закончить урок словами главного героя х/ф «Алые паруса»,
- Благодаря Ассоль я понял одну нехитрую истину: Чудеса надо делать своими руками.
Если человек жаждет чудо, сделай ему это чудо. Новая душа будет у него и новая у тебя.
(На экране слайд №10 и звучит песня).
- Урок закончен. (На экране слайд №11).
Литература.
1. А.Грин «Алые паруса» (Феерия) Минск «Мастацкая литература» 1979год.
2. Н.Я.Виленкин и др. « Математика 6 класс». Учебник для общеобразовательных
учреждений. Москва. «Мнемозина», 2009год.
3. А.С.Чесноков, Н.И.Нешков «Дидактические материалы по математике для 6 класса».
Москва. «Классик Стиль», 2001год.
4. Л.П.Попова В помощь школьному учителю. «Поурочные разработки по математике».
К учебному комплекту Н.Я.Виленкина 6 класс. Москва. «Веко», 2008год.
Предварительный просмотр:
Установите соответствие:
Равенство двух отношений называют…..
Если пропорция верна, то произведение ее средних членов равно произведению…
Если при увеличении (уменьшении) одной величины в несколько раз, другая увеличивается (уменьшается во столько же раз, то эти величины …
Если при увеличении (уменьшении) одной величины в несколько раз, другая уменьшается (увеличивается) во столько же раз, то эти величины …
Подчеркните средние члены пропорции и найдите неизвестный член пропорции:
8 : у = 20 : 5
Вставьте пропущенное число, чтобы равенство было верным:
=
прямо пропорциональны
пропорцией
крайних членов
обратно пропорциональны
32, 8, 24
4, 2, 16
Предварительный просмотр:
№1.
Из 2 кг муки получается 3 кг хлеба. Сколько хлеба может испечь Ассоль из 70 кг муки?
(Выразите массу муки в пудах, если 1 пуд = 16,4 кг.)
№2.
Отдав распоряжение, Грэй отправился в город, где пробыл до вечера. Он побывал в трех лавках и лишь в одной из них нашел, что искал.
- Довольно образцов, сказал Грэй вставая, этот шелк я беру.
- Весь кусок? – почтительно сомневаясь, спросил торговец. Но Грэй молча смотрел ему в лоб, отчего хозяин лавки сделался немного развязнее.
- В таком случае, сколько метров?
Грэй кивнул, приглашая повременить, и высчитал карандашом на бумаге требуемое количество.
- Две тысячи метров. – Он с сомнением осмотрел полки. – Да, не более 2000 метров.
Оказалось это составило 99% всего шелка. Сколько метров ткани было в лавке?
(Сколько метров ткани осталось в лавке после покупки?)
Самостоятельная работа
№1.
При изготовлении 9 одинаковых моделей лодок Лонгрену потребовалось 300 дм ³ деревянного бруса. Сколько потребуется деревянного бруса для изготовления 6 таких лодок?
№2
Команда «Секрета», все 24 человека, выгрузили кофе, чай за 10 дней. За сколько дней ту же работу смогут выполнить 20 человек команды?
____________________________________________________________________________________
№1.
Из 2 кг муки получается 3 кг хлеба. Сколько хлеба может испечь Ассоль из 70 кг муки?
(Выразите массу муки в пудах, если 1 пуд = 16,4 кг.)
№2.
Отдав распоряжение, Грэй отправился в город, где пробыл до вечера. Он побывал в трех лавках и лишь в одной из них нашел, что искал.
- Довольно образцов, сказал Грэй вставая, этот шелк я беру.
- Весь кусок? – почтительно сомневаясь, спросил торговец. Но Грэй молча смотрел ему в лоб, отчего хозяин лавки сделался немного развязнее.
- В таком случае, сколько метров?
Грэй кивнул, приглашая повременить, и высчитал карандашом на бумаге требуемое количество.
- Две тысячи метров. – Он с сомнением осмотрел полки. – Да, не более 2000 метров.
Оказалось это составило 99% всего шелка. Сколько метров ткани было в лавке?
(Сколько метров ткани осталось в лавке после покупки?)
Самостоятельная работа
№1.
При изготовлении 9 одинаковых моделей лодок Лонгрену потребовалось 300 дм ³ деревянного бруса. Сколько потребуется деревянного бруса для изготовления 6 таких лодок?
№2
Команда «Секрета», все 24 человека, выгрузили кофе, чай за 10 дней. За сколько дней ту же работу смогут выполнить 20 человек команды?
Домашнее задание.
№1
Город Лисс был расположен в 4 верстах от деревни Каперна, в которой проживали Лонгрен с дочерью Ассоль. Как-то раз Ассоль пришлось одной относить лавочнику игрушки, сделанные отцом. Она не спешила и шла со скоростью 3 версты/час, затратив на путь 2,5 часа. С какой скоростью Ассоль шла обратно, если на обратный путь она потратила 1,5 часа?
№2
Ассоль не только помогала отцу по хозяйству, мастерила вместе с ним игрушки, но и любила шить. Ровно подвертывая рубец, она шила петельным швом с отчетливостью швейной машинки. Прошив метра за 2,16 минуты. Сколько метров может прошить Ассоль за 1,44 минуты?
Домашнее задание.
№1
Город Лисс был расположен в 4 верстах от деревни Каперна, в которой проживали Лонгрен с дочерью Ассоль. Как-то раз Ассоль пришлось одной относить лавочнику игрушки, сделанные отцом. Она не спешила и шла со скоростью 3 версты/час, затратив на путь 2,5 часа. С какой скоростью Ассоль шла обратно, если на обратный путь она потратила 1,5 часа?
№2
Ассоль не только помогала отцу по хозяйству, мастерила вместе с ним игрушки, но и любила шить. Ровно подвертывая рубец, она шила петельным швом с отчетливостью швейной машинки. Прошив метра за 2,16 минуты. Сколько метров может прошить Ассоль за 1,44 минуты?
Домашнее задание.
№1
Город Лисс был расположен в 4 верстах от деревни Каперна, в которой проживали Лонгрен с дочерью Ассоль. Как-то раз Ассоль пришлось одной относить лавочнику игрушки, сделанные отцом. Она не спешила и шла со скоростью 3 версты/час, затратив на путь 2,5 часа. С какой скоростью Ассоль шла обратно, если на обратный путь она потратила 1,5 часа?
№2
Ассоль не только помогала отцу по хозяйству, мастерила вместе с ним игрушки, но и любила шить. Ровно подвертывая рубец, она шила петельным швом с отчетливостью швейной машинки. Прошив метра за 2,16 минуты. Сколько метров может прошить Ассоль за 1,44 минуты?
Домашнее задание.
№1
Город Лисс был расположен в 4 верстах от деревни Каперна, в которой проживали Лонгрен с дочерью Ассоль. Как-то раз Ассоль пришлось одной относить лавочнику игрушки, сделанные отцом. Она не спешила и шла со скоростью 3 версты/час, затратив на путь 2,5 часа. С какой скоростью Ассоль шла обратно, если на обратный путь она потратила 1,5 часа?
№2
Ассоль не только помогала отцу по хозяйству, мастерила вместе с ним игрушки, но и любила шить. Ровно подвертывая рубец, она шила петельным швом с отчетливостью швейной машинки. Прошив метра за 2,16 минуты. Сколько метров может прошить Ассоль за 1,44 минуты?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий урок. Конференция по книге А. Грина "Алые паруса".
«Когда для человека главное – получить дражайшийПятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерноПламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, еслиТы в состоянии. Новая душа будет у него...
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")
Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...
Практическая работа по книге А.Грина "Алые паруса"
Практическая работа по книге А.Грина "Алые паруса" для дистанционного обучения...
Литературная игра-квест по книге года А.Грина "Алые паруса"
Литературная игра-квест по книге А.Грина "Алые паруса" проводится с учащимися 5 - 11 классов. На 6 "станциях" учащиеся выполняют задания по книге, при этом получая коды для расшифровки места получения...
Урок обобщения по теме "«Пропорция. Решение задач», 9 класс, подготовка к ОГЭ
Дана технологическая карта урока обобщения по теме "Пропорция. Решение задач" в рамках подготовки к ОГЭ по математике, приложения к уроку и презентация. Урок построен на материале Открытого ...
По страницам книги А.Грина «Алые паруса…»
Систематизировать знания учащихся по повести-сказке А.Грина «Алые паруса», обучать анализу текста, развивать речевые навыки, воспитывать любовь к добру, веру в чудо....
Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).
Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...