Методическая разработка Математика 6 класс урок обобщения по теме «Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости» по книге А.Грина «Алые паруса» В рамках проекта «Успешное чтение» программы «Книга на уроке»
методическая разработка по математике (6 класс) по теме

Лавренова Наталья Владимировна

Проект "Успешное чтение", программа "Книга на уроке", как одна из форм  творческой работы учителя и учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Математика 6 класс урок обобщения по теме

         

«Пропорции. Прямая и обратная  пропорциональные зависимости»

            по книге А.Грина «Алые паруса»

В рамках проекта «Успешное чтение»

программы «Книга на уроке»

выполнила Лавренова Наталья Владимировна

учитель математики ГБОУ школы №476

Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока математики в 6классе

по теме: «Пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости»

               (по книге А.Грина «Алые паруса»).

Цели:  

         Обучающие - обобщить и закрепить знания учащихся о прямой и

                                 обратной  пропорциональных зависимостях;

                               - способствовать развитию умения решать задачи;

                               - закрепить навыки и умения решения пропорций;

                               - подготовить учащихся к самостоятельной работе.

         Развивающие - способствовать развитию культуры устной речи;

                                 - развитию мышления через обучение;

                                 - развитию любознательности учащихся, их

                                   познавательного интереса.

                                 - развитию творческих способностей.

    Воспитательные  - воспитание ответственности самостоятельности;

                                  - воспитание культуры общения, чувства взаимопомощи,

                                    самоконтроля.

                                  - привитие интереса и любви к чтению.

 Тип урока: урок-обобщение, закрепление полученных знаний.

Оборудование:   доска, мел, мультимедийное оборудование (ПК, проектор, экран), презентационный материал (компьютерная презентация в формате Microsoft PowerPoint), раздаточный материал (по количеству обучающихся), учебник, тетрадь.

                                                       Ход урока.

   - Ребята! В этом году мы продолжаем с вами участвовать в проекте «Успешное чтение».

   - Поэтому сегодня у нас необычный урок математики. К нам снова приходит на урок книга.

                                                    Книга щедро расплачивается за любовь к ней.

                                                    Книга учит даже тогда, когда вы этого не  

                                                    ждёте, и, может быть, не хотите.

                                                    Власть книги огромна.

                                                  Н.П.Смирнов - Сокольский.

                                                  (На экране слайд №2 – данное высказывание).

- Итак, книга А.Грина «Алые паруса».

 (Учитель демонстрирует книгу  А.Грина  «Алые паруса»; на экране слайд №3 – рисунок с

  высказыванием):

                                                     Звук прекрасный – имя Грина  

                                                     Мир из выдумки и правды,

                                                     Мир блистающий, мир добрый…

- Нам предстоит выяснить и попытаться понять ту нехитрую истину, в которой так был

  убеждён сам Грин и хотел убедить нас, читателей.

- А помогут нам в этом следующие задания:

1) Устная работа:

 - Из предложенных тем выберите те, которые, изучались на ближайших уроках.

 - На выбранных карточках зашифрована пословица.

                            «Где есть желание, найдётся путь».

                                                 

(На доске с помощью магнитов крепятся карточки с названием тем уроков;

под каждой выбранной карточкой-открывается задание устной работы;

по  мере  решения  задания  учитель переворачивает  карточки, на обратной стороне которых записана пословица; дети составляют и читают пословицу).

  1. Модуль

  1. Прямая пропорциональность       -     обратите в дробь 99%       -      Где

  1. Пропорции                                     -     выразите дробь 0,25           -     есть

                                                              в виде   %  

  1. Дроби  

   

  1. Зависимость между величинами  -    обратите дробь  в           -     желание

                                                               десятичную

6.   Основное свойство пропорции      -   найдите значение

                                                                     выражения                    -     найдётся

7.   Обратная пропорциональность     -     найдите значение

                                                                      величины, если 50% её

                                                                      равны 8 м                             -     путь

                                                                                                                                 

 - А наш путь проложен по карте, выдуманной  страны Грин-ландии. На ней нанесены

   известные нам названия городов, островов и проливов…

 - Откуда эти географические объекты? (Конечно из произведений А. Грина).

   (На экране слайд №4 – карта Грин – ландии; учитель показывает на карте город Лисс).

 - Итак, мы с вами оказались в небольшом городке под названием Лисс…

                                                               (Учитель читает текст задачи №1 из д/з).

2) Домашнее задание.

 Задача №1

Город Лисс был расположен в 4 верстах от деревни Каперна, в которой проживали Лонгрен с дочерью Ассоль. Как-то раз Ассоль пришлось одной относить лавочнику игрушки, сделанные отцом. Она не спешила и шла со скоростью 3 версты/час, затратив на путь 2,5 часа.  С какой скоростью Ассоль шла обратно, если на обратный путь она потратила 1,5 часа?

- Знакома вам задача?

- Давайте проверим домашнее задание.

             (Ученик объясняет решение задачи, заготовленное перед уроком на  

              доске, определяя обратную пропорциональную зависимость; проговаривает правило)    

- У кого так решена задача? (оценка)

- Как вы думаете, почему спешила Ассоль на обратном пути?

(-Ей не терпелось скорее рассказать отцу о встрече с Эглем, собирателем сказок, песен. Именно он поведал девочке сказку, навеял её душе прекрасную мечту.)

                   (На экране слайд №5-Ассоль разговаривает с Эглем; кадр из к/ф).

- Выразите скорость, с которой шла Ассоль на обратном пути в км/ч, если

 1верста=1,067км и округлите до десятых.

                            (Учащиеся решают в тетрадях; один ученик решает на доске).

- Проверим задачу №2.

                (Ученик читает текст задачи).

Задача №2

Ассоль не только помогала отцу по хозяйству, мастерила вместе с ним игрушки, но и любила шить.  Ровно подвертывая рубец, она шила петельным швом с отчетливостью швейной машинки. Прошив  метра за 2,16 минуты. Сколько метров может прошить Ассоль за 1,44 минуты?

             (Ученик объясняет решение задачи, заготовленное перед уроком на  

              доске, определяя прямую пропорциональную зависимость;  

              проговаривает правило).    

- У кого так решена задача? (оценка)

- Итак, проверив домашнее задание, мы приблизились к истине, в которой так был убеждён

  А.Грин на 2 шага.

  1 шаг - ответ к задаче №1 - число 5,3

  2 шаг - ответ к задаче №2  - число          (На доске с помощью магнитов  

                                                                     крепятся карточки с числами 5,3 и).

3) - Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о пропорциях, прямой и обратной пропорциональных зависимостях.

           (На доске записана тема урока; учащиеся записывают в тетрадях дату

            урока, классная работа).

- О комбинациях каких пропорциональных величин мы говорили на уроках?

- Определите зависимость между величинами:

                    (На доске записаны формулы, цветным мелом выделена

                     постоянная величина).

v t = s                      Ц К= Ст                             Произ.т.  t = Vработы

 

v t = s                      Ц К= Ст                             Произ.т.  t = Vработы

v t = s                      Ц К= Ст                              Произ.т.  t = Vработы

          (Учащиеся определяют зависимость между величинами; учитель расставляет стрелки в одном направлении, если прямая пропорциональная зависимость и в разных направлениях, если обратная пропорциональная зависимость).

4) - А теперь установим соответствие:

    - Вам надо соединить стрелками начало предложения  - с его окончанием,

      задание с правильным выбранным ответом.

(Учащиеся индивидуально выполняют задание, меняются работами с соседом по парте, проверяют и оценивают).

(На экране слайд №6 – текст задания; слайд №6 – текст задания для проверки).

 ( См. приложение к уроку).

                           

5) Решение в тетради:

Решить уравнение: 2: 70 = 3: х          (На доске записано уравнение, учащиеся  решают в

                                                                       тетрадях, один ученик решает на доске с

                                                                       объяснением, применяет и проговаривает правило

   Ответ:98                                                     основное свойство пропорции).

6) Решение задач:

     - Теперь мы приступаем к решению задач.

 Задача  №1.

                                (Дети читают текст задачи; на экране слайд №7 – текст  

                                 задачи).

  Из 2   кг муки получается 3  кг хлеба. Сколько хлеба может испечь  Ассоль из  7 кг    муки?

(Выразите массу муки в пудах, если 1 пуд = 16, кг.)

- О каких величинах говорится в задаче?         (На слайде добавляется краткая запись задачи).

- Давайте определим зависимость между величинами.

                                                                           (На слайде добавляются стрелки, направленные

                                                                            одинаково; устно обсуждается решение).

- Что интересного заметили?              (Уже составлена пропорция и решена).

- Итак, при решении задачи, мы получили ответ – число 98.Тем самым сделали 3шаг к

  истине.                                    (На доске с помощью магнитов крепится карточка с числом 98).

- Выразите массу хлеба в пудах, если 1пуд=16,4кг.

                                                  ( Учащиеся решают в тетрадях; один ученик решает на доске).

  Задача №2      (Дети читают текст задачи; на экране слайд №8– Грэй в  лавке – кадр из к/ф).

       Отдав распоряжение, Грэй отправился  в город, где пробыл до вечера. Он побывал в трех лавках и лишь в одной  из них нашел, что искал.

- Довольно образцов, сказал Грэй, вставая, этот шелк я беру.

- Весь кусок? – почтительно сомневаясь, спросил торговец. Но Грэй, молча, смотрел ему в лоб, отчего хозяин  лавки сделался немного развязнее.

- В таком случае, сколько метров?

Грэй кивнул, приглашая повременить, и высчитал карандашом на бумаге требуемое количество.

- Две тысячи метров. – Он с сомнением осмотрел полки. – Да, не более 2000 метров.

Оказалось это составило 99% всего шелка. Сколько метров ткани было в лавке?  

(Сколько метров ткани осталось в лавке после покупки?)

- Придумайте  решение задачи.       (Звучит музыка; учащиеся      думают

                                                              над решением задачи; слайд №9-

                                                              – Грэй в лавке-кадр  из к/ф).

(Учащиеся обсуждают решение задачи, способы решения: по действиям и составлением пропорции; на доске с помощью магнита  крепится карточка с краткой записью задачи; учащиеся записывают решение в  тетрадях; один ученик  решает на доске; учитель акцентирует внимание на то, что задачу на проценты можно решить с помощью пропорции; оценка учащихся).

- Почему Грэй принял решение заменить на алые, паруса своего галиота?

(Грэй полюбил Ассоль за красоту и душевные качества. Узнал о её мечте и решил воплотить эту мечту, совершив чудо.)

- Итак,  4 шаг на пути к истине – число 2020   (На доске с помощью   магнитов  крепится  

                                                                                       карточка с числом 98).

- Решая задачи мы подошли к истине, в которой был так убеждён А.Грин. Но ключом к

  чтению являются ответы ещё к двум задачам.

- Найдите в карточке раздел самостоятельная работа и приступите к самостоятельному

  решению, можно найти правильное решение, обсудив его в парах, с соседом по парте.

                          (На доске с помощью  магнитов крепятся карточки с краткой

                         записью; возможна проверка решения по ответам).

                                                                                                                                     

                           Самостоятельная работа

       Задача  №1

   При изготовлении  9 одинаковых моделей лодок Лонгрену потребовалось 300 дм ³ деревянного бруса. Сколько потребуется деревянного бруса для изготовления 6 таких лодок?

       Задача№2

  Команда «Секрета»,  все  24 человека,  выгрузили  кофе, чай за 10 дней. За сколько дней ту  же работу смогут выполнить 20 человек команды?

- Теперь мы можем прочитать истину.            (Учитель переворачивает  карточки   с  числами

                                                                               и дети читают   истину).

«Делай чудеса своими руками». 

98                   -                 Делай

                    -                чудеса

5,3                   -                своими

                                                       (На экране слайд №10-кадр из к/ф

                                                                          с теми же словами).                                                        

                           

2020            -               руками

7)  Итог:

- Что решали на уроке?                  (Пропорции, задачи на прямую и  

                                                              обратную пропорциональную зависимость).

- А что нового узнали?                   (Задачи на проценты можно решать пропорцией,  

                                                             определяя пропорциональную зависимость).

- В чём особенность задач, которые мы сегодня решали на уроке?

                                                              (Текст задач связан с сюжетом книги

                                                               А.Грина «Алые паруса»).

8) - Запишите  домашнее задание в дневник:

    - составьте задачу на прямую или обратную  пропорциональную зависимости, используя  

       сюжет книги  А.Грина «Алые паруса» и решите её;

    - №777(б, г);

    - сдать работу на проверку на двойных листах.

                                                                    (Оценка учащихся).

    - Хочется закончить урок словами главного героя  х/ф «Алые паруса»,

    - Благодаря  Ассоль я понял одну нехитрую истину: Чудеса надо делать своими руками.  

      Если человек жаждет чудо, сделай ему это чудо. Новая душа будет у него и новая у тебя.

                                                     (На экране слайд №10  и звучит  песня).

     - Урок закончен.                                          (На экране слайд №11).

Литература.

1. А.Грин  «Алые паруса» (Феерия) Минск  «Мастацкая литература» 1979год.

2. Н.Я.Виленкин и др. « Математика 6 класс». Учебник для общеобразовательных

    учреждений. Москва. «Мнемозина», 2009год.

3. А.С.Чесноков, Н.И.Нешков  «Дидактические материалы по математике для 6 класса».

    Москва. «Классик Стиль», 2001год.

4.  Л.П.Попова  В помощь  школьному учителю. «Поурочные разработки по математике».

     К учебному комплекту Н.Я.Виленкина 6 класс. Москва. «Веко», 2008год.



Предварительный просмотр:

Установите соответствие:

Равенство двух отношений называют…..

Если пропорция верна, то произведение ее средних членов равно произведению…

Если при увеличении (уменьшении) одной  величины в несколько раз, другая увеличивается (уменьшается во столько же раз, то эти величины …

Если при увеличении (уменьшении) одной  величины в несколько раз, другая уменьшается (увеличивается)  во столько же раз, то эти величины …

Подчеркните средние члены пропорции и найдите неизвестный член пропорции:

8 : у = 20 : 5

Вставьте пропущенное число, чтобы равенство было верным:

 =

прямо  пропорциональны

пропорцией

крайних членов

обратно  пропорциональны

                  32, 8, 24

                     

                   

                 4,  2,  16



Предварительный просмотр:

           №1.

  Из 2   кг муки получается 3  кг хлеба. Сколько хлеба может испечь  Ассоль из  70 кг   муки?

(Выразите массу муки в пудах, если 1 пуд = 16,4 кг.)

           №2.

Отдав распоряжение, Грэй отправился  в город, где пробыл до вечера. Он побывал в трех лавках и лишь в одной  из них нашел, что искал.

- Довольно образцов, сказал Грэй вставая, этот шелк я беру.

- Весь кусок? – почтительно сомневаясь, спросил торговец. Но Грэй молча смотрел ему в лоб, отчего хозяин  лавки сделался немного развязнее.

- В таком случае, сколько метров?

Грэй кивнул, приглашая повременить, и высчитал карандашом на бумаге требуемое количество.

- Две тысячи метров. – Он с сомнением осмотрел полки. – Да, не более 2000 метров.

Оказалось это составило 99% всего шелка. Сколько метров ткани было в лавке?  

(Сколько метров ткани осталось в лавке после покупки?)

                       Самостоятельная работа

         №1.

При изготовлении  9 одинаковых моделей лодок Лонгрену потребовалось 300 дм ³ деревянного бруса. Сколько потребуется деревянного бруса для изготовления 6 таких лодок?

        №2

  Команда «Секрета»,  все  24 человека,  выгрузили  кофе, чай за 10 дней. За сколько дней ту же работу смогут выполнить 20 человек команды?

____________________________________________________________________________________

           №1.

  Из 2   кг муки получается 3  кг хлеба. Сколько хлеба может испечь  Ассоль из  70 кг   муки?

(Выразите массу муки в пудах, если 1 пуд = 16,4 кг.)

           №2.

Отдав распоряжение, Грэй отправился  в город, где пробыл до вечера. Он побывал в трех лавках и лишь в одной  из них нашел, что искал.

- Довольно образцов, сказал Грэй вставая, этот шелк я беру.

- Весь кусок? – почтительно сомневаясь, спросил торговец. Но Грэй молча смотрел ему в лоб, отчего хозяин  лавки сделался немного развязнее.

- В таком случае, сколько метров?

Грэй кивнул, приглашая повременить, и высчитал карандашом на бумаге требуемое количество.

- Две тысячи метров. – Он с сомнением осмотрел полки. – Да, не более 2000 метров.

Оказалось это составило 99% всего шелка. Сколько метров ткани было в лавке?  

(Сколько метров ткани осталось в лавке после покупки?)

                       Самостоятельная работа

         №1.

При изготовлении  9 одинаковых моделей лодок Лонгрену потребовалось 300 дм ³ деревянного бруса. Сколько потребуется деревянного бруса для изготовления 6 таких лодок?

        №2

  Команда «Секрета»,  все  24 человека,  выгрузили  кофе, чай за 10 дней. За сколько дней ту же работу смогут выполнить 20 человек команды?

Домашнее задание.

          №1

Город Лисс был расположен в 4 верстах от деревни Каперна, в которой проживали Лонгрен с дочерью Ассоль. Как-то раз Ассоль пришлось одной относить лавочнику игрушки, сделанные отцом. Она не спешила и шла со скоростью 3 версты/час, затратив на путь 2,5 часа.  С какой скоростью Ассоль шла обратно, если на обратный путь она потратила 1,5 часа?

           №2

Ассоль не только помогала отцу по хозяйству, мастерила вместе с ним игрушки, но и любила шить.  Ровно подвертывая рубец, она шила петельным швом с отчетливостью швейной машинки. Прошив  метра за 2,16 минуты. Сколько метров может прошить Ассоль за 1,44 минуты?

Домашнее задание.

             №1

Город Лисс был расположен в 4 верстах от деревни Каперна, в которой проживали Лонгрен с дочерью Ассоль. Как-то раз Ассоль пришлось одной относить лавочнику игрушки, сделанные отцом. Она не спешила и шла со скоростью 3 версты/час, затратив на путь 2,5 часа.  С какой скоростью Ассоль шла обратно, если на обратный путь она потратила 1,5 часа?

            №2

Ассоль не только помогала отцу по хозяйству, мастерила вместе с ним игрушки, но и любила шить.  Ровно подвертывая рубец, она шила петельным швом с отчетливостью швейной машинки. Прошив  метра за 2,16 минуты. Сколько метров может прошить Ассоль за 1,44 минуты?

Домашнее задание.

             №1

Город Лисс был расположен в 4 верстах от деревни Каперна, в которой проживали Лонгрен с дочерью Ассоль. Как-то раз Ассоль пришлось одной относить лавочнику игрушки, сделанные отцом. Она не спешила и шла со скоростью 3 версты/час, затратив на путь 2,5 часа.  С какой скоростью Ассоль шла обратно, если на обратный путь она потратила 1,5 часа?

           №2

Ассоль не только помогала отцу по хозяйству, мастерила вместе с ним игрушки, но и любила шить.  Ровно подвертывая рубец, она шила петельным швом с отчетливостью швейной машинки. Прошив  метра за 2,16 минуты. Сколько метров может прошить Ассоль за 1,44 минуты?

Домашнее задание.

             №1

Город Лисс был расположен в 4 верстах от деревни Каперна, в которой проживали Лонгрен с дочерью Ассоль. Как-то раз Ассоль пришлось одной относить лавочнику игрушки, сделанные отцом. Она не спешила и шла со скоростью 3 версты/час, затратив на путь 2,5 часа.  С какой скоростью Ассоль шла обратно, если на обратный путь она потратила 1,5 часа?

           №2

Ассоль не только помогала отцу по хозяйству, мастерила вместе с ним игрушки, но и любила шить.  Ровно подвертывая рубец, она шила петельным швом с отчетливостью швейной машинки. Прошив  метра за 2,16 минуты. Сколько метров может прошить Ассоль за 1,44 минуты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий урок. Конференция по книге А. Грина "Алые паруса".

«Когда для человека главное – получить дражайшийПятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерноПламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, еслиТы в состоянии. Новая душа будет у него...

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

Практическая работа по книге А.Грина "Алые паруса"

Практическая работа по книге А.Грина "Алые паруса" для дистанционного обучения...

Литературная игра-квест по книге года А.Грина "Алые паруса"

Литературная игра-квест по книге А.Грина "Алые паруса" проводится с учащимися 5 - 11 классов. На 6 "станциях" учащиеся выполняют задания по книге, при этом получая коды для расшифровки места получения...

Урок обобщения по теме "«Пропорция. Решение задач», 9 класс, подготовка к ОГЭ

Дана технологическая карта урока обобщения по теме "Пропорция. Решение задач" в рамках подготовки к ОГЭ по математике, приложения к уроку и презентация. Урок построен на материале Открытого ...

По страницам книги А.Грина «Алые паруса…»

Систематизировать знания учащихся по повести-сказке А.Грина «Алые паруса», обучать анализу текста, развивать речевые навыки, воспитывать любовь к добру, веру в чудо....

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...