Методическая разработка урока "Методы решения задач по теме "Определение фокусного расстояния линзы"
методическая разработка по физике (11 класс) по теме
Урок по физике в 11 классе по теме «Методы решения задач по теме «Определение фокусного расстояния линзы» призван обобщить знания по теме «Линзы», развить навыки самостоятельной работы и научить применять знания по теме «Линзы» к решению задач используя такие методы, как экспериментальный, вычислительный и графический.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_v_11_klasse.doc | 51.5 КБ |
rabochiy_list.doc | 36.5 КБ |
metody_resheniya_zadach_po_teme.zip | 1004.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики в 11 классе
Учебник «Физика 11", Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., М., Просвещение, 2009 г.
Учитель физики МОУ ГСОШ г. Калязина Балашова Т.П.
Тема урока:
Методы решения задач по теме «Определение фокусного расстояния линзы»
Я слушаю и забываю,
Я вижу и запоминаю,
Я делаю и понимаю.
Мори Ван Мейтс
Цель урока:
- Обобщить знания по теме «Линзы»
- Развить навыки самостоятельной работы
- Научить применять знания по теме «Линзы» к решению задач используя такие методы, как экспериментальный, вычислительный и графический
- Отработать навыки умения планировать и проводить эксперимент
Дидактический тип урока: комплексное применение знаний
Задачи:
- научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения задач;
- для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа, синтеза и сравнения:
- продолжить формирование умений рационально решать экспериментальные, вычислительные и графические задачи.
Программное обеспечение: Power Point
Оборудование:
1. лабораторный комплект по оптике
2. диск «Ученический эксперимент по физике Оптика», ФГУП «Центр МНТП»
Ход урока:
- Вызов.
Мозговая атака (беседа по вопросам с использованием презентации).
- Что такое линза?
- Какие виды линз вы знаете?
- Назовите основные характеристики линз.
- Что такое фокус?
- Что называется фокусным расстоянием?
- Какие три «замечательных луча» используют для построения изображения, даваемого линзой?
- Какие изображения можно получить с помощью собирающей линзы?
- Назовите способы определения фокусного расстояния линзы.
- Реализация
Индивидуальная работа
Учащимся выдаётся рабочий лист (см. приложение), где записан план работы на уроке. В рабочих листах ученики записывают результаты экспериментов, решение задач и выполняют графические работы. Каждый учащийся выбирает для себя уровень сложности задач и темп работы.
- 1-й этап
Экспериментальный метод определения фокусного расстояния
Для выполнения эксперимента используется оборудование из микролаборатории по оптике.
Определить фокусное расстояние:
А) Получив изображение удалённого предмета, выполнить измерение фокусного расстояния.
Б) Получить изображение равных размеров с предметом (H = h). Выполните рисунок и необходимые измерения. Вычислите фокусное расстояние.
В) Получите чёткое уменьшенное изображение предмета. Выполнив измерения, рассчитать фокусное расстояние по формуле тонкой линзы
Сделайте вывод.
- 2-й этап
Вычислительный метод определения фокусного расстояния.
Учащиеся решают задачи на определение фокусного расстояния, использую формулу тонкой линзы.
Вариант 1
Средний уровень
1.Предмет находится на расстоянии 5см от собирающей линзы, а его мнимое – на расстоянии 7см. Определите фокусное расстояние линзы.
Высокий уровень
1.Высота предмета 2см, высота изображения 80см. Определите фокусное расстояние линзы, если расстояние от предмета до линзы 20,5см.
Вариант 2
Средний уровень
1. Определите фокусное расстояние линзы, если предмет находится на расстоянии 10см, а его мнимое изображение – на расстоянии 15см. (Ответ округлите до десятых)
Высокий уровень
2. Расстояние от предмета до линзы 15,6см. Определите фокусное расстояние линзы, если она даёт пятикратное увеличение.
- 3-й этап
Графический метод определения фокусного расстояния.
Учащиеся определяют фокусное расстояние, выполняя построение, используя три «замечательных луча».
- Рефлексия (подведение итогов)
В рабочем листе предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.
Мне было интересно____________
Мне было скучно_______________
Мне было легко________________
Мне было трудно_______________
Я узнал много нового____________
Я не узнал ничего нового_________
Мне ничего не понятно__________
Домашнее задание
Повторить п.63-65
- Начальный уровень:
Ф-11, стр.195 упр.9 (7)
- Средний уровень:
выполнить измерение фокусного расстояния оптических приборов, имеющихся у вас дома (очки, лупа и др.)
- Высокий уровень:
Составить схематическую задачу по отысканию точки, из которой вышли лучи, ход которых после линзы известен. Вид линзы выбрать самостоятельно.
Приложение
Рабочий лист
Методы решение задач по теме «Определение фокусного расстояния линзы»
Фамилии, имя ученика----------------------------------------------------------------------
- Экспериментальный метод решения задач:
А) Получив изображение удалённого предмета, выполнить измерение фокусного расстояния.
Б) Получить изображение равных размеров с предметом (H = h). Выполните рисунок и необходимые измерения. Вычислите фокусное расстояние.
В) Получите чёткое уменьшенное изображение предмета. Выполнив измерения, рассчитать фокусное расстояние по формуле тонкой линзы
Сделайте вывод:
2.Вычислительный метод
Вариант 1
Средний уровень
1.Предмет находится на расстоянии 5см от собирающей линзы, а его мнимое – на расстоянии 7см. Определите фокусное расстояние линзы.
Высокий уровень
1.Высота предмета 2см, высота изображения 80см. Определите фокусное расстояние линзы, если расстояние от предмета до линзы 20,5см.
Вариант 2
Средний уровень
1. Определите фокусное расстояние линзы, если предмет находится на расстоянии 10см, а его мнимое изображение – на расстоянии 15см. (Ответ округлите до десятых)
Высокий уровень
- Расстояние от предмета до линзы 15,6см. Определите фокусное расстояние линзы, если она даёт пятикратное увеличение.
3.Графический метод определения фокусного расстояния.
Итог урока
Мне было интересно____________
Мне было скучно_______________
Мне было легко________________
Мне было трудно_______________
Я узнал много нового____________
Я не узнал ничего нового_________
Мне ничего не понятно__________
Предварительный просмотр:
Рабочий лист
Методы решение задач по теме «Определение фокусного расстояния линзы»
Фамилии, имя ученика----------------------------------------------------------------------
- Экспериментальный метод решения задач:
А) Получив изображение удалённого предмета, выполнить измерение фокусного расстояния.
Б) Получить изображение равных размеров с предметом (H = h). Выполните рисунок и необходимые измерения. Вычислите фокусное расстояние.
В) Получите чёткое уменьшенное изображение предмета. Выполнив измерения, рассчитать фокусное расстояние по формуле тонкой линзы
Сделайте вывод:
- Вычислительный метод
Вариант 1 | Вариант 2 |
Средний уровень 1.Предмет находится на расстоянии 5см от собирающей линзы, а его мнимое – на расстоянии 7см. Определите фокусное расстояние линзы. Высокий уровень 1.Высота предмета 2см, высота изображения 80см. Определите фокусное расстояние линзы, если расстояние от предмета до линзы 20,5см | Вариант 2 Средний уровень 1. Определите фокусное расстояние линзы, если предмет находится на расстоянии 10см, а его мнимое изображение – на расстоянии 15см. (Ответ округлите до десятых) Высокий уровень 2. Расстояние от предмета до линзы 15,6см. Определите фокусное расстояние линзы, если она даёт пятикратное увеличение. |
3. Графический метод решения задач
Средний уровень
- На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение А1В1. Определите графически положение оптического центра и фокусов линзы.
А
М В В1 М
А1
Высокий уровень
- На рисунке показаны главная оптическая ось ММ линзы, предмет АВ и его изображение А1В1. Определите графически положение оптического центра и фокусов линзы.
А
А1
В В1
М М
Подписи к слайдам:
«Определение фокусного расстояния линзы»
Я слушаю и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю Мори Ван Мейтс
Какие линзы бывают?
Линзой называют прозрачное тело, ограниченное с двух сторон сферическими поверхностями.
Что такое линза ?
Выпуклые – линзы, у которых края намного тоньше, чем середина.Вогнутые – линзы, у которых края толще, чем середина
Основные величины, характеризующие линзу:
Оптическая осьГлавный оптический центр ФокусФокальная плоскость
Виды изображений:
Действительное или мнимоеУвеличенное или уменьшенноеПрямое или перевёрнутое
«Три замечательных луча»
Для построения изображений в тонких линзахиспользуются следующие лучи:
1) Луч, падающий на линзу параллельно главной оптической оси, после преломления идет через фокус.2) Луч, идущий через фокус, после преломления идёт параллельно главной оптической оси.3) Луч, идущий через оптический центр линзы, не меняет своего направления.
F
F
1
2
3
Назовите способы определения фокусного расстояния.
Оценить фокусное расстояние линзы, используя понятие «фокус линзы».Измерение фокусного расстояния собирающей линзы с использованием формулы тонкой линзы:получив изображение равных размеров с предметом;получив чёткое уменьшенное изображение предмета.
Методы решения физических задач
экспериментальный вычислительный графический
Домашнее задание
Повторить п.63-65Начальный уровень: Ф-11, стр.195 упр.9 (7)Средний уровень:выполнить измерение фокусного расстояния оптических приборов, имеющихся у вас дома (очки, лупа и др.)Высокий уровень:Составить схематическую задачу по отысканию точки, из которой вышли лучи, ход которых после линзы известен. Вид линзы выбрать самостоятельно.
Методы решения задач по теме «Определение фокусного расстояния линзы»
Выполнила: Балашова Т.П., учитель физики МОУ ГСОШ г.Калязина,Тверской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Решение задач и уравнений на тему «Разложение многочленов на множители».7 класс.
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе «Разложение многочленов на множители».Иллюстрационные материалы к уроку....
Методическая разработка урока: Решение задач на применение законов Ньютона
Данный урок позволяет применить законы Ньютона для решения задач на примере снегохода. Методическая разработка сопровождается презентацией....
методическая разработка урока "Решение задач по теме "Молекулярные основы наследственности. биосинтез белка""
Методические рекомендации проведения урока в профильном классе.Тип урока: эмпирическое индуктивное обобщение.Форма урока: взаимообмен заданиями по методике Ривина – Баженова.Цели урока: Систематизиров...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА лекция «Решение задач по теме «Вывод молекулярной формулы органического вещества по продуктам сгорания»»
Проблемная лекция по теме "Вывод молекулярной формулы органического вещества по продуктам сгорания" для обучающихся 10 класса с использованием ИКТ....
Методическая разработка урока "Решение задач по теме "Силы в природе"
Методическая разработка данного урока посвящается проблеме развития навыков и умений обучающихся решать физические задачи и применять полученные знания и умения в нестандартных ситуациях. Методическая...
Методическая разработка урока "Решение задач с помощью систем уравнений. 7 класс"
Методическая разработка урока в 7 классе по теме:"Решение задач с помощью систем уравнений"....
Методическая разработка урока решения задач на плотность - "Корона Гиерона"
Методическая разработка урока позволит учителю на уроке решения задач закрепить и обобщить материал по теме "Плотность", сформировать навыки учащихся в решении разноуровневых задач....