Методическая разработка урока математики "Решение задач на проценты", 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Лазарева Наталья Семеновна

Методическая разработка урока по математике "Решение задач на проценты", посвящена решению проблемного вопроса "Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_protsenty.5_klass.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики в 5а классе

                                        Решение задач на проценты.
Тип урока: Обобщение и систематизация. 
Форма урока: решение проблемного вопроса: “Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения ” при помощи решения задач.
Цель урока: Отработать и закрепить навык решения задач на проценты. 
Задачи урока: 
1) Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала “Проценты”, помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов. 
2) Способствовать грамотному усвоению темы “Проценты” на примерах решения задач; отработке практических навыков в вычислении процентов. 
3) Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса современности: Соблюдение правил дорожного движения – не формальность, а условие сохранения жизни и здоровья. 
                                                                    Ход урока 
I. Организационный момент 
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся доказать, нужны ли проценты в жизни человека? 
II. Устный опрос 
Работа с сигнальными карточками. (Карточки с одной стороны – желтого  цвета, с другой – синего цвета.)  При положительном ответе учащиеся поднимают карточки синий стороной к учителю, при отрицательном – желтые.
Учитель: 
1. Процент – это сотая часть числа; 
2. 8% - это 0,08; 
3. 0,269 – 269%; 
4. 50% числа – это его половина; 
5. Число 10 составляет 20% от 20; 
6. 25% класса – это четверть учеников класса. 
Учитель: Ребята, а что вам напоминают наши сигнальные карточки? 
Дети: Сигнальные карточки напоминают нам светофор. 
III. Проблемная ситуация 
Учитель: 
Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта. Все это делает нас участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения. Пройдет всего несколько лет и многие из вас сядут за руль автомобиля. И именно от вас будет зависеть жизнь и безопасность окружающих людей. Поэтому уже сейчас следует задуматься над проблемой “Стоит ли пренебрегать правилами дорожного движения”.

По какой причине чаще всего происходят ДТП? 
Основные причины: 
• несоблюдение скоростного режима; 13%
• нарушение правил проезда перекрестка; 11%
• алкогольное опьянение; 35%
• выезд на встречную полосу движения; 23%
• по вине пешеходов. 18% 

Сообщение 1 ученик: ДТП – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной ущерб. 
Сообщение 2 ученик: Первое ДТП зарегистрировано 30.05.1896 года в Нью-Йорке. Электромобиль Генри Уэллса столкнулся с велосипедом Эвилина Томаса, который закончился переломом ноги. 
IV. Фронтальный устный счет
Учитель: В наше время на дорогах города нужно иметь внимание и быстроту реакции. Проверим, если она у вас? Ваша задача – решить пример и найти ответ. Узнаете сколько детей погибают в стране ежедневно. Ежедневно в ДТП в нашей стране погибает 8 детей, ваших сверстников.

 Заполните пропуски:


 
V. Решение задач 
Задача №1. За 6 месяцев (январь – июнь) 2012 года в Российской Федерации произошло 105300 ДТП. Из них 9% ДТП – с участием детей. Какое количество ДТП с участием детей произошло? (один человек у доски) 
9%=0,09 
105300 ∙ 0,09=9477 ребенок 

Задача №2

За 7 месяцев произошло 105000 ДТП, из них 13440 ДТП – с жертвами. Найдите процентное отношение ДТП, в которых пострадали люди.

13440:105000=0,128=12,8%


VI. Физ. минутка  А теперь физкультминутка

Раз поднялись-потянулись,

Два согнулись-разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

головою три кивка,

на четыре руки шире,

пять руками помахать,

шесть за парту сесть опять

Задача №3. 

Статистика показывает, что из 300 000 ДТП 
- 30% ДТП происходит из-за алкогольного опьянения; 
- 10% выезд на встречную полосу составляет от всех причин ДТП; 
- по причине несоблюдения скоростного режима происходит в 2,5 раза больше ДТП чем по причине выезда на встречную полосу. 
- ДТП, совершенных по причине нарушения правил проезда перекрестка было зафиксировано на 15000 больше, чем по причине выезда на встречную полосу. 
- остальные ДТП происходят по вине пешеходов. 
Решение: 
1) 300 000 : 100 ∙ 30 = 90 000 (ДТП) – происходит из-за алкогольного опьянения. 
2) 300 000 : 100 ∙ 10 = 30 000 (ДТП) – происходит из-за выезда на встречную полосу. 
3) 30 000 ∙ 2,5 = 75 000 (ДТП) – происходит из-за несоблюдения скоростного режима. 
4) 30 000 + 15 000 = 45 000 (ДТП) – по причине правил проезда перекрестка. 
5) 300 000 – (90 000 + 30 000 + 75 000 + 45 000) = 60 000 (ДТП) – по вине пешеходов. 
Сообщение ученика 
По данным ГИБДД в России ежегодно погибает около 30 тысяч человек. 
Например, за 10 лет с 1997 по 2007 год погибло 350 254 человека, для сравнения в Афганской войне 1979-1989 года погибло около 15 000 человек. 

VII. Математический диктант (на листах контроля) А теперь проведём математический диктант. Запишите на листах номер варианта и записывайте только номер задания и ответ.

Найти число, если:

1) 20% этого числа равны десяти (Ответ: 50)

2) ноль целых две десятых от пяти (Ответ: 1)

3) Тридцать процентов от трехсот (Ответ: 90)

4) Сколько % число 12 составляет от 60. (Ответ: 20%)

5) Выразите в процентах значение отношения:

Шести секунд к одной минуте (Ответ 10%).

Проверку проведем в форме взаимопроверки: поменяйтесь работой с соседом по парте, напротив правильных по вашему мнению ответов поставьте ручкой с зеленой пастой знак «+». После проверки сдайте работы

 (меняются друг с другом работами,  проверяют и выставляют оценки: 5 верных ответов – «5»; 4верных ответа – «4»; 3 верных ответа – «3»)


VIII. Подводим итоги 
Учитель: Сегодня мы говорили о пяти основных причинах ДТП. Какие еще причины можете назвать? 
Ученики обсуждают в группах. Высказывают: 
Разговоры по мобильному телефону, неиспользование ремней безопасности, разговоры с пассажирами, курение, еда за рулем и т.д. 
Учитель  С какой просьбой обратитесь к взрослым, чтобы уменьшить эту печальную статистику. 
1. Кто знает правила движения на велосипеде? 
2. Какой вывод сделали для себя? 
(Высказываются учащиеся) 
IX. Домашнее задание. 

Решить любые 2 задачи из 6 предложенных.
1. Папа получает 18760 р., мама 19240 р. На продукты наша семья тратит 55% всех денег, на оплату коммунальных услуг -15%. Какая сумма остается на другие расходы? 
2. Плата за детский сад в месяц составляет 1200 р., а это 6% от бюджета семьи. Какова сумма семейного бюджета? 
3. 4% вклада в сберегательный банк составили 1296 к. Какова сумма вклада в рублях? 
4. Предприниматель заплатил налог в сумме 33000 р., что составило 12% его заработка. Какую сумму он заработал? 
5. В 2005 г. Квартира была куплена за 1600 т.р. В 2008 г. Она стала стоить 3200 тыс. р. На сколько процентов выросла стоимость квартиры? 
6. Купили пакет с пятьюдесятью семенами за 200 р. Из них вырастили рассаду и продали по 400 р. За десяток. Сколько процентов прибыли получили?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

в данной работе изложен материал,который может быть полезен при проведении открытого урока....

Учебно-методическая разработка элективного курса "Задачи на проценты"

Данный курс предназначен для учащихся 9 -11 классов. В нем разобраны основные типы задач на проценты и способы их решения. Этот курс может оказать помощь для подготовки и сдаче ГИА и ЕГЭ....

Методическая разработка урока по математике для 6 класса по теме «Решение задач на составление пропорций»

Цель урока: совершенствовать навыки составления пропорций по условию задачи, сформировать умение применять пропорции при решении задач, использовать условие и решение задачи для сохранения и укреплени...

Методическая разработка урока математики по теме "Проценты"

Предложенная методическая разработка составлена с учветом ФГОС и является подспорьем к развитию интереса учащихся к изучению предмета.В разработке представлены различные виды упражнений на тему "...

разработка урока "Решение задач на проценты" 6 класс

Разработка урока "Решение задач на проценты"...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...