Урок математики в 5-м классе по теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений" Рыбина Наталья Павловна , учитель математики Учебник: Математика: учеб. для 5 кл.общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.–М.: Мнемозина,2005 г. Цели урока: - Образовательная: повторить и обобщить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений;
- Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи, контроля и самоконтроля;
- Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма проведения: урок-соревнование. Класс разбивается на группы. Парты расставлены для групповой работы команд. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,групповая, коллективная. План урока: - Организационный момент – 2 мин.
- Проверка домашнего задания – 3 мин.
- Повторение изученного материала – 8 мин.
- Обобщение изученного материала – 22 мин.
- Физкультурная пауза – 2 мин.
- Итог соревнования – 2 мин.
- Задание на дом – 1 мин.
ХОД УРОКА I. Организационный момент Один великий учёный сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным». (Блез Паскаль) Задача, конечно не слишком простая Играя учить и учиться играя. Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет наше ученье. Итак, сегодня урок пройдёт не совсем обычно, а в форме соревнования. Соревноваться будут 3 команды. Каждый конкурс оценивается по бальной системе. Команда, набравшая наибольшее количество баллов и самые активные учащиеся получат в конце урока оценки. Сегодня на уроке мы закрепим умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений,что послужит вам хорошей основой при дальнейшем изучении данной темы в курсе 6 класса.Но вначале откройте тетради, запишите на полях число, классная работа и тему урока. II. Проверка домашнего задания Конкурс №1 Первый конкурс домашнее задание.Вам было предложено по уравнениям: - 1 команда: (х –35) –18 = 17;
- 2 команда: 12 + (х + 34) = 83;
- 3 команда: 93 – (х + 56) = 8.
составить задачу, решить её и красочно оформить на альбомном листе. (Листы с задачами заранее крепятся на доску для всеобщего обозрения. Жюри подводит итоги 1конкурса. Критерии оценки: количество работ должно равняться количеству участников команды,правильно составлена и решёна задача, творческий подход в её оформлении.) III. Повторение изученного материала Когда уравненье решаешь дружок, Ты должен найти у него корешок. Значение буквы проверить не сложно, Поставь в уравненье его осторожно. Коль верное равенство выйдет у вас, То корнем значенье зовите тот час. Конкурс №2 Второй конкурс состоит из 3 этапов, каждый этап оценивается 1 баллом. 1 этап: Ответить на вопросы: - 1 команда: Что называется уравнением?
- 2 команда: Что называют корнем уравнения?
- 3 команда: Что значит решить уравнение?
2 этап: На доске записаны 3 вида уравнений в общем виде. Нужно записать, как найти неизвестное. 1 команда: x + a = b x = | 2 команда: x – a = b x = | 3 команда: b – x = a x = |
3 этап: Дать словесную формулировку нахождения неизвестного в предложенном уравнении каждой команде. Жюри сообщает итоги конкурса. Конкурс №3 Третий конкурс-миниперфокарты. Каждый участник команды получает карточку с заданием. Нужно устно решить уравнения и выбрать правильный ответ. Через 1 минуту каждый сам оценивает себя, сравнивая своё решение с ключом к заданию, записанным на доске. 5 совпадений –оценка «5». Жюри собирает проверенные карточки.Какое количество «5» получила команда, такое и количество баллов. Миниперфокарта: № | Уравнение | Корень уравнения |
|
|
|
| 1 | x + 18 = 60 | 42 | 78 | 52 | 2 | 33 – a = 11 | 44 | 12 | 22 | 3 | y – 24 = 15 | 9 | 39 | 49 | 4 | 41 + b = 57 | 6 | 98 | 16 | 5 | x – 1 = 99 | 100 | 98 | 101 |
IV. Обобщение изученного материала Конкурс №4 Сумма 3986 + 5718 равна 9704. Пользуясь этим, найдите без вычислений значения выражений или корень уравнения: а) 9704 – 3986 = б) 9704 – 5718 = в) x + 5718 = 9704 | г) 3986 + y = 9704 д) 9704 – x = 3986 е) 9704 – y = 5718 |
Команда первая, правильно справившаяся с заданием получает 3 балла, вторая – 2 балла,третья – 1 балл. Физкультурная пауза Мы писали, мы считали На уроке мы устали. А теперь мы отдыхаем Физминутку начинаем. Начинаем бег на месте, Финиш метров через двести. Раз-два, раз-два, раз-два. Хватит-хватит, прибежали Потянулись, подышали. Вот мы руки развели Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились. Наклонились, выпрямились Наклонились, выпрямились Ниже, дети, не ленитесь Поклонитесь, улыбнитесь. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо и ещё Через левое плечо. Вот здоровья в чём секрет Всем друзьям физкульт-привет! Учащиеся садятся на места и выполняют задание «Муха» на концентрацию внимания. На доске изображено поле, по которому летает муха.Учитель описывает полёт мухи (например, 3 вверх, 4вправо, 2 вниз и т.д.) Пока муха летает по полю,ребята жужжат. Как только она вылетит за его пределы, дети перестают жужжать. Конкурс №5 Составить уравнение по условию задачи и решить её. - 1 команда: От сосиски длиной 72 метра живущей на мясокомбинате пёс отъел кусок, осталось всего 45 метров. Сколько метров сосиски отъел пёс, живущий на мясокомбинате?
- 2 команда: В корзине было несколько яблок. После того, как в неё положили ещё 15 яблок, в ней стало 42 яблока. Сколько яблок было в корзине?
- 3 команда: У девочки было некоторое количество денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 63 рубля, у неё осталось ещё 35 рублей. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в самом начале?
К доске выходят по одному участнику от команды и решают задачу, остальные решают на местах (обратная связь светофорики «да»–«нет»). Кто с места решит первым, приносит своей команде дополнительный балл. Всего за конкурс 3 балла. Конкурс №6 Шестое задание математическое лото. Каждой команде выдаётся карта, состоящая из шести уравнений. Нужно решить уравнения в тетради, и в карте накрыть их соответствующим ответом. После,первую цифру получившегося ответа каждого уравнения заменить буквой и разгадать зашифрованное слово. Карта: а) (x – 13) – 13 = 14 | б) (x – 31) – 11 = 9 | в) (125 – a) – 15 = 42 | г) (246 + x) – 42 = 643 | д) 318 – (y– 8) = 27 | е) 81 – (45 – z) = 48 |
Ответы: Ключ к слову: 1 – А 4 – З 7 – М 2 – Д 5 – В 8 – Т 3 – И 6 – Е 9 – О Слово: ЗВЕЗДА Конкурс №7 Команды получают задание: 1. Вместо звёздочки подставить такое число, чтобы получилось уравнение, корнем которого было бы число 4. а) * + 5 = 2x + 1; (* = 4) б) 3x – 7 = * – 2; (* = 7) в) (5x + 1)2 = * – 3. (* = 45) 2. Решить уравнения и вместо букв вписать числа,которые являются корнями уравнений, записанных и по вертикали, и по горизонтали. 12 + x = 40 (x = 28) + – + y – 25 = c (y = 32; c = 7) = = = 44 + 3 = 47 Команда первая, сдавшая правильно решённые задания, получает 5 баллов, вторая – 3 балла,третья – 2 балла. V. Итог соревнования Жюри объявляет итоги соревнования.Участникам выигравшей команды и наиболее активным учащимся выставляются оценки. VI. Задание на дом – Составить уравнение, которое не имеет корней. – Составить уравнение, корнем которого было бы любое число. |