Теория вероятностей в реальной жизни
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме

Решение задач по теории вероятности. Каждая задача связана с реальной жизнью, что помогает ученикам понять важность данной темы и близость этой темы с жизнью, с реальностью. Ученики четко видят, что можно вычислить с помощью теории вероятности и где можно с ней столкнуться. Презентация к уроку повышает интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений 

Цели урока:

Образовательные: обобщение знаний по теме, формирование практических навыков решения задач.

Развивающие: развитие математически грамотной речи, алгоритмической культуры, критического мышления, навыков самостоятельной и групповой деятельности

Воспитательные: воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения

Оборудование к уроку: доска, компьютер с проектором.

Ход урока:

I. Организационный момент

Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Сообщить тему и цели урока.

II. Актуализация знаний учащихся

Фронтальная работа с классом –повторение теоретического материала:

- Что такое событие?

– Какие события называются равновозможными?

– Какие события являются несовместимыми?

– Расшифровать формулу

Вероятностью Р(А) события А в испытании с равновозможными элементарными исходами называется отношение числа исходов m, благоприятствующих событию А, к числу всех исходов испытания.

http://doc4web.ru/uploads/files/51/50537/hello_html_56ed25fb.gif

Без какой науки не обойтись в теории вероятности? (комбинаторика)

Напомните формулы комбинаторики? (перестановка, размещение, сочетание)

Для начала проверим домашнее задание, но следующим образом. На листках по пять задач, которые вам надо будет решить в паре. Каждому ответу соответствует буква

Работа в парах

  1. На клавиатуре телефона 10 цифр, от 0 до 9. Какова вероятность того, что случайно нажатая цифра будет больше 3, но меньше 10?
  2. В среднем из 1400 садовых насосов, поступивших в продажу, 7 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.
  3. На семинар приехали 4 ученых из Швеции, 4 из России и 2 из Италии. Порядок докладов определяется жеребьёвкой. Найдите вероятность того, что четвертым окажется доклад ученого из Швеции.
  4. В сборнике билетов по физике всего 40 билетов, в 6 из них встречается вопрос по теме «Термодинамика». Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику достанется вопрос по теме «Термодинамика».
  5. Из множества натуральных чисел от 25 до 39 наудачу выбирают одно число. Какова вероятность того, что оно делится на 5?

Сейчас сопоставьте вашим ответам буквы, и вас получится зашифрованное слово, если вы все правильно решили.

Азарт –зашифрованное слово

Почему именно это слово было спрятано?

Именно с азартных игр берет свое начало теория вероятностей

Ришар де Фурниваль первый правильно подсчитал все возможные суммы очков после броска трёх костей и указал число способов, которыми может получиться каждая из этих сумм.

Разумный человек должен стремиться мыслить, исходя из законов вероятностей (статистики). Но в жизни о вероятности мало кто думает. Решения принимаются эмоционально.

Люди боятся летать самолетами. А между тем, самое опасное в полете на самолете — это дорога в аэропорт на автомобиле. Но попробуй кому-то объяснить, что машина опасней самолета. Вероятность того, что пассажир, севший в самолет погибнет в авиакатастрофе составляет примерно

1/8 000 000.

Опасней переходить дорогу по зебре, чем лететь на самолете. От падения кокосов погибает ~ 150 человек в год. Это в десятки раз больше, чем от укуса акул. Но фильма "Кокос-убийца" пока не снято. Подсчитано, что шанс человека быть подвергнутым нападению акулы составляет 1 к 11,5 млн, а шанс погибнуть от такого нападения 1 к 264,1 млн. Миром правит вероятность и нужно помнить об этом. Они помогут вам взглянуть на мир с точки зрения случая.

Сегодня вы покажете, как вы освоили основы совершенно необычной от традиционной математики науки Теории вероятности.

Теория вероятностей или теория вероятности – это один из разделов Высшей Математики. Это самый интересный раздел Науки Высшая Математика Теория вероятности, которая являясь сложной дисциплиной, имеет применение в реальной жизни. Теория вероятностей представляет несомненную ценность для общего образования. Эта наука позволяет не только получать знания, которые помогают понимать закономерности окружающего мира, но и находить практическое применение теории вероятности в повседневной жизни. Так, каждому из нас каждый день приходиться принимать множество решений в условиях неопределенности. Однако эту неопределенность можно «превратить» в некоторую определенность. И тогда это знание может оказать существенную помощь при принятии решения. Изучение теории вероятностей требует больших усилий и терпения.

Дальше мы продолжим нашу работу в группах по 4 человека.

За каждый правильный ответ группа будет получать листочек с фамилией ученого, внесшего вклад в развитие комбинаторики и теории вероятности.

По итогам всех выполненных заданий, группа, набравшая наибольшее количество фамилий получает пятерки, 4 фамилии – 4 , три  - 3.

 Ну и раз уж наука получила свое развитие благодаря играм, то мы с них и начнем

  1.  «Игра в кости»

В случайном эксперименте бросают две игральные кости.

  • Как велика вероятность получить 8 очков? 
  • Какова вероятность получить больше 10 очков?
  • Какова вероятность получить меньше 11, но больше 7 очков.

За правильные решения вы получили две фамилии: Блез Паскаль и Пьер де Ферма - Основатели математической теории вероятностей, открыли первые вероятностные закономерности, возникающие при бросании костей.

  1. Гослото 5 из 36 и Гослото 6 из 45

Определите, в какой лотерее вероятность выиграть больше?

Ученый, фамилию которого вы получили - Хрестиан Гюйгенс. Ввел основные понятия теории вероятностей (понятие вероятности как величины шанса; математическое ожидание для дискретных случаев, в виде цены шанса), а также использовал теоремы сложения и умножения вероятностей

  1. Вероятность Трудоустройсва

Согласно исследованиям, вероятность того, что вы будете работать по специальности 40 процентов. Вычислите сколько человек по прогнозам из вашей группы будут работать по специальности. (9 человек)

Фамилия – Якоб Бернулли. Он дал доказательство закона больших чисел в простейшем случае независимых испытаний

  1. Участники олимпиады

Для участия в олимпиаде по математике необходимо 5 человек.

Скольким способами можно выбрать участников из вашей группы, если

А) Диана и Настя должны обязательно участвовать;

Б) Эльвира, Настя, Вера и Рита не могут участвовать, а Алёна должна участвовать обязательно?

Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц.

Лейбниц считается основоположником современной комбинаторики, термин «комбинаторика» придумал Лейбниц, который в1666 году (ему было тогда 20 лет) опубликовал книгу «Рассуждения о комбинаторном искусстве».

Андрей Николаевич Колмогоров

Современный вид теория вероятностей получила благодаря аксиоматизации, предложенной Андреем Николаевичем Колмогоровым. В результате теория вероятностей приобрела строгий математический вид и окончательно стала восприниматься как один из разделов математики.

Подсчитывание карточек, выставление отметок,

Резерв.

Вспомним сложение и умножение вероятностей.

Сложение вероятностей

Теорема о сложении вероятностей. Вероятность появления одного из двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий.

http://www.matburo.ru/tv/tvbook/par_1_4.files/image004.gif

Умножение вероятностей 

Теорема об умножении вероятностей. Вероятность произведения независимых событий А и В вычисляется по формуле:

http://www.matburo.ru/tv/tvbook/par_1_4.files/image014.gif.

  • Стрелок стреляет по мишени один раз. В случае промаха стрелок делает второй выстрел по той же мишени. Вероятность попасть в мишень при одном выстреле равна 0,7. Найдите вероятность того, что мишень будет поражена (либо первым, либо вторым выстрелом).

Решение: 

Пусть A — событие, состоящее в том, что мишень поражена стрелком с первого выстрела, B — событие, состоящее в том, что мишень поражена со второго выстрела. Вероятность события A равна P(A) = 0,7. Событие B наступает, если, стреляя первый раз, стрелок промахнулся, а, стреляя второй раз, попал. Это независимые события, их вероятность равна произведению вероятностей этих событий: P(B) = 0,3·0,7 = 0,21. События A и B несовместные, вероятность их суммы равна сумме вероятностей этих событий:

 

 

P(A + B) = P(A) + P(B) = 0,7 + 0,21 = 0,91.

Ответ: 0,91.

Домашнее задание:

Французский естествоиспытатель Бюффон (1707-1788) в восемнадцатом столетии 4040 раз подбрасывал монету-герб выпал 2048 раз. Математик К.Пирсон в начале в начале нынешнего столетия подбрасывал ее 24 000 раз-герб выпал 12012 раз. Лет 20 назад американские экспериментаторы повторили опыт. При 10 000 подбрасываний герб выпал 4979 раз. Значит, результаты бросаний монеты, хотя каждое из них и является случайным событием, при неоднократном повторении подвластны объективному закону.

  1. Проведите опыт. Для начала, возьмем в руки монетку, будем ее бросать и записывать результат последовательно в виде строки: О, Р, Р, О, О, Р. Здесь буквами О и Р обозначено выпадение орла или решки. В нашем случае бросание монетки – это испытание, а выпадение орла или решки – событие, то есть возможный исход нашего испытания.
  2. Подготовить сообщение об ученых, внесших вклад в развитие теории вероятности и комбинаторики.
  3. (Б. Паскаль, П. Ферма, Я. Бернулли, В. Лейбниц, А. Н. Колмогоров)
  4. План:
  5. Годы жизни
  6. Место рождения
  7. Какими  науками занимался
  8. Вклад в развитие наук «Теория вероятности» и «Комбинаторика»

Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

0,4 0,2 1393 / 1400 0,6 0,15 А Т З А Р «АЗАРТ» 0,6 1393 / 1400 0,4 0,15 0,2 А З А Р Т

Слайд 3

«Игра в кости»

Слайд 4

«Игра в кости» В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Как велика вероятность получить 8 очков? Какова вероятность получить меньше 11, но больше 7 очков.

Слайд 5

Блез Паска́ль 19 июня 1623— 19 августа 1662) — французский математик, механик, физик, литератор и философ.

Слайд 6

Пьер де Ферма́ 17 августа 1601 — 12 января 1665) — французский математик, один из создателей аналитической геометрии, математического анализа, теории вероятностей и теории чисел.

Слайд 7

Гослото 5 из 36 Гослото 6 из 45 В какой лотерее вероятность выиграть больше?

Слайд 8

Гослото 5 из 36 Гослото 6 из 45 1/376992 1/8145060

Слайд 9

Христиа́н Гю́йгенс 14 апреля 1629— 8 июля 1695 — нидерландский механик, физик, математик, астроном и изобретатель.

Слайд 10

Трудоустройство Согласно исследованиям вероятность того, что вы будете работать по полученной специальности 40 процентов. Вычислите сколько человек по прогнозам из вашей группы будут работать по специальности.

Слайд 11

Я́коб Берну́лли 27 декабря 1654— 16 августа 1705 — швейцарский математик, профессор математики Базельского университета.

Слайд 12

Участники олимпиады Для участия в олимпиаде по математике необходимо 5 человек. Скольким способами можно выбрать участников из вашей группы, если А) Диана и Настя должны обязательно участвовать; Б) Эльвира, Настя, Вера и Рита не могут участвовать, а Алёна должна участвовать обязательно?

Слайд 13

Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц 21 июня (1 июля) 1646 — 14 ноября 1716) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед.

Слайд 14

Андре́й Никола́евич Колмого́ров 12 (25) апреля 1903— 20 октября 1987 — советский математик, один из крупнейших математиков ХХ века.

Слайд 15

«Попади в мишень» Стре­лок стре­ля­ет по ми­ше­ни один раз. В слу­чае про­ма­ха стре­лок де­ла­ет вто­рой вы­стрел по той же ми­ше­ни. Ве­ро­ят­ность по­пасть в ми­шень при одном вы­стре­ле равна 0,7. Най­ди­те ве­ро­ят­ность того, что ми­шень будет по­ра­же­на (либо пер­вым, либо вто­рым вы­стре­лом).

Слайд 16

Домашнее задание Подготовить сообщение об ученых, внесших вклад в развитие теории вероятности и комбинаторики. (Б. Паскаль, П. Ферма, Я. Бернулли, В. Лейбниц, А. Н. Колмогоров) План: Годы жизни Место рождения Какими отраслями науки занимался Вклад в развитие наук «Теория вероятности» и «Комбинаторика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок профильного курса «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики» Вероятность: мера случайности

Урок профильного курса «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики» Вероятность: мера случайности Цели урока: Вывод и отработка классического определения вероятности. Построение...

Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"

В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...

Подборка дидактического материала по теме «Теория вероятностей» раздела «Реальная математика»

В экзаменационной работе по математике задачи по теории вероятности и статистики входят в обязательную (1 часть) работы, которая обеспечивает удовлетворительную оценку. К сожалению, решению этих задач...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни» 1 час в неделю, 34 часа в год...

Теория вероятности и её применения в жизни

Теория вероятности и её применения в жизни...

Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. 10 класс. К учебнику Ю.Н. Тюрин,..ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКА

Формируемые результаты:Предметные: формировать умение складывать и вычитать многочлены.Личностные: формировать умение формулировать собственноемнение.Метапредметные: формировать умение строить логичес...