ПРОЕКТ Реализация требований ФГОС ООО при обучении алгебре учащихся 8-го класса
проект по алгебре (8 класс) на тему

Цель российского школьного образования – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе. В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра математических дисциплин

ПРОЕКТ

Реализация требований ФГОС ООО  при обучении алгебре учащихся 8-го класса

Выполнила:

Бердинских Ирина Александровна

слушатель учебного курса

«Актуальные проблемы развития

профессиональной компетентности

учителя математики (в условиях ФГОС)»,

группа №1,

учитель математики

Муниципального общеобразовательного

учреждения МОУ СОШ «Перспектива» го                           родской округ Власиха

Руководитель учебного курса:

Алексеева Елена Евгеньевна

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения теме «Степень с отрицательным целым показателем»………5

§ 1. Основы обучения теме «Степень с отрицательным целым показателем»…...................................4

§ 2. Логико-математический анализ содержания темы…………………...7

§ 3. Цели обучения теме «Степень с отрицательным целым показателем»…………………………..11

ГЛАВА 2. Методические рекомендации обучения теме

«Степень с отрицательным целым показателем»……………………………………………………………….18

§ 4. Карта изучения темы и её использование……………………………18

§ 5. Учебный план темы……………………………………………………26

§ 6. Пример реализации целей обучения теме……………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

Литература…………………………………………………………………………..31

Приложение…………………………………………………………………………32

1) примеры цифровых образовательных ресурсов……………………….32

2) средства обучения теме «Степень с отрицательным целым показателем»…………………...32

3) примеры реализации целей обучения теме……………………………36

4) примеры использования степеней………………………………...54


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.  Цель российского школьного образования – создание условий для самореализации ученика в учебном процессе. В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Важными целями образования должны стать: 

─       развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; 

─       умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); 

─       готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; 

─       толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. 

В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

 Еще одним принципиальным отличием ФГОС второго поколения является выделение в нем такого системообразующего компонента как результаты образования. Понимание сущности образовательного результата базируется в стандарте на деятельностной парадигме образования, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося. Процесс учения в рамках данной парадигмы понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития.

Отличительной особенностью нового стандарта является переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук.

В прежней системе образования, определяющей была предметная направленность, ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме — компетентностный подход, то есть главным является личностный результат. В целом, происходит поворот всего образовательного сообщества на результат. Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. У нас никогда не отслеживался результат образования, тем более комплексный. Ответственность за результат в новом стандарте несут все, кто обеспечивает образовательный процесс.

Эти тенденции должны найти отражение в организации процесса обучения любого школьного предмета, в том числе и математики.

Цель проекта: реализация ФГОС ООО при обучении алгебре учащихся основной школы (на примере темы «Степень с отрицательным целым показателем» 8 класс).

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач:

1) выявить основы обучения теме;

2) выполнить логико-математический анализ содержания темы;

3) сформулировать цели обучения теме;

4) разработать таблицу целей обучения теме;

5) разработать карту обучения теме;

6) выполнить отбор средств обучения теме, в том числе ЦОР и ЭОР;

7) составить тематическое планирование темы;

8) разработать рабочую программу темы;

9) разработать фрагменты уроков, направленных на развитие и формирование УУД в соответствии с темой проекта.

Решение поставленных задач потребовало использования следующих методов исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования, учебников и учебных пособий по математике.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМЕ «Степень с отрицательным целым показателем»

§ 1. Основы обучения теме «Степень с отрицательным целым показателем»

ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по трем направлениям:  личностные, метапредметные, предметные, которые являются обязательными при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями.

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:  

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

– в метапредметном направлении:

 • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Требования к предметным результатам по математике сформулированы в примерных программах. В программе конкретизированы на уровне учебного предмета виды  результатов,  овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической.

Поэтому программы образовательного учреждения должны включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.


§ 2. Логико-математический анализ содержания темы

По программе на изучение темы «Степень с отрицательным целым показателем» отводится 3 часа.  При изучении данной темы в учебнике А.Г. Мордкович алгебра-8 вводятся следующие понятия: степень с отрицательным целым показателем, степень с нулевым, натуральным показателем и свойства степени с целым отрицательным показателем.

Логико-математический анализ определений понятий

Свойства целых положительных показателей. Показатели степени до сего времени предполагались нами целыми и положительными, причем мы им придавали смысл, выражаемый в следующем определении:

Возвысить число а в степень с целым и положительным показателем n — значит найти произведение n одинаковых сомножителей ааа...a.

Перечислим свойства этих показателей, известные нам из предыдущих глав алгебры:

1)  при умножении степеней одного и того же числа показатели их складываются 2)  при делении степеней одного и того же числа показатель делителя вычитается из показателя делимого, если показатель делителя не больше показателя делимого

3)  всякое число, возвышенное в нулевую степень, дает 1.

4)  от возвышения отрицательного числа в степень с четным показателем получается положительное число, а с нечетным показателем— отрицательное

5)  чтобы возвысить в степень  произведение, достаточно возвысить в эту степень каждый  сомножитель отдельно

6)  чтобы  возвысить степень в степень,  достаточно перемножить показатели этих степеней

7)  чтобы возвысить  в  степепь дробь,  достаточно возвысить в эту степень отдельно числитель и знаменатель

Теперь мы расширим понятие о показателях, введя показатели отрицательные, которые до сего времени мы не употребляли. Мы увидим при этом, что все свойства целых положительных показателей сохраняются и для показателей отрицательных.. Отрицательные целые показатели. Мы видели, что при делении степеней одного и того же числа показатель делителя вычитается из показателя делимого в том случае, если показатель делителя не больше показателя делимого. Теперь мы условимся производить вычитание показателей и в том случае, когда показатель делителя больше показателя делимого; тогда мы получим в частном букву с отрицательным показателем; например: а2 : а5 = а—3. Таким образом, число с отрицательным показателем мы условимся употреблять для обозначения частного от деления степеней этого числа в том случае, когда показатель делителя превосходит показатель делимого на столько единиц, сколько их находится в абсолютной величине отрицательного показателя. Так, а—2 означает частное а : а3, или а2 : а4, или а3 : а5, вообще частное аm : аm+2.

Понимаемое в этом смысле число с отрицательным показателем равно дроби, у которой числитель есть 1, а знаменатель — то же число, но с положительным показателем, равным по абсолютной величине отрицательному показателю.

Действительно, согласно нашему условию, мы должны иметь:

http://oldskola1.narod.ru/Kiselev11/pic01.gif

Сократив две  первые   дроби на аm  и   третью дробь  на xm (т. е. в обоих случаях  сократив дроби на числитель), получим:

http://oldskola1.narod.ru/Kiselev11/pic02.gif

Логико-математический анализ определений понятий и
объектов. Основные этапы их формирования

Степень с целым отрицательным показателем. Степень с нулевым показателем. Стандартный вид числа. Произведение степеней с одинаковыми основаниями. Частное двух степеней с одинаковыми основаниями. Возведение степени в целую степень. Произведение степеней с одинаковыми целыми показателями. Возведение дроби в степень с целым показателем.

Логико-математический анализ задач

В результате выполнения логико-математического анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности  и  виду, на основании которой составлена таблица 2.

Таблица 2.

Классификация задач по теме «Степень с отрицательным целым показателем»

Вид /сложность

Задачи

I уровень

сложности

II уровень

сложности

III уровень

сложности

Задачи

на вычисление

8,12; 1),  2), 3)

Вычислите (сначала замените степень с целым отрицательным показателем дробью):

 а) 2-4; б) 4-2; в) (-5)-3;   г) 1-13

8,13; 2),4), 5), 6)

8.4, 7), 8), 9)

Задачи

на доказательство

8,30; 8,31;8.32

Задачи

Представить в виде степени

8.1; 8.2

3-3; 5-2; 27-4; 5-1

8,7; 8,8

8,9; 8,10;8.

Задачи

На применение степеней

8.29

8.28,8.23

Практические

Задачи

8,18.

Замените степень с целым отрицательным показателем дробью:

т-4; с-3; (a + b)-2, (t – s)-5

8,19; 8,20

Расположите данные числа в порядке убывания:
а)
http://www.unimath.ru/../images/clip_image018_0614.gif          б) http://www.unimath.ru/../images/clip_image020_0542.gif

8.21

Задания на

составление задач

При каких значениях х верно равенство:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2685.gif

составьте математическую шифровку, используя степень с целым отрицательным показателем

При  решении задач II и III уровня сложности возможно использование рабочей тетради, так как наличие текстовых заготовок облегчит ученику выполнение действий в развернутой письменной форме.


§ 3. Цели обучения теме «Степень с целым отрицательным показателем.»

Цель современного образования – создание условий для развития личности, через универсальные учебные действия (УУД): личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные (таблица 3). При овладении учащимися УУД формируется способность самообучаться, самосовершенствоваться, самоопределяться и самореализовываться.

Таблица 3.

Универсальные учебные действия

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Общеучебные

логические

постановки и решения проблем

1) самостоятельное выделение и формулирование цели обучения; 2) поиск и извлечение необходимой информации; 3) знаково-символические действия.

1) анализ; 2) синтез; 3) сравнение и классификация объектов; 4) подведение под понятия, выведение следствий из условия и требования; 5) установление причинно-следственных связей; 6) логическая цепь рассуждений и доказательств; 7) выдвижение гипотез и их обоснование

формулировка проблемы, самостоятельный поиск ее решения

1) целеполагание; 2) планирование; 3) прогнозирование; 4) контроль; 5) коррекция; 6) оценка; 7) волевая саморегуляция

1) планирование учебного сотрудничества; 2) постановка вопросов; 3) разрешение конфликтов; 4) управление поведением партнера; 5) построение речевых высказываний; 6) лидерство и согласование действий с партнером.

1) самоопределение; 2) смыслообразования; 3) нравственно-этическое оценивание; 4) самопознание

Познавательные УУД «отвечают» за процесс переработки учебной информации, в котором ее преобразование как организация знаний, связаны со знаково-символической деятельностью человека, в результате которой информация представляется в виде модели.

Регулятивные УУД «отвечают» за постановку учебной задачи; определение целей; составление плана; внесение необходимых дополнений и корректив в план, способ действия; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий.

Коммуникативные  УУД «отвечают» за определение цели, функций участников, способов взаимодействия; сотрудничество при поиске и сборе информации; контроль, коррекцию, оценку действий партнера; согласование действий с партнером.

Личностные УУД направлены на установление учащимися связи между целью обучения и результатами, определение значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Таблица 4.

Взаимосвязь целей и УУД

Обозначение цели

Цели обучения математике на уровне учебной темы

УУД

Ц 1

Приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) свойств; в)типов задач

Используются и формируются познавательные логические УУД и действия постановки и решения проблем

Ц 2 (и Ц 4, Ц 5)

Контроль усвоения теоретических знаний: а) понятий; б) свойств; в) типов задач

Используются и формируются познавательные общеучебные и регулятивные УУД

Ц 3 (и Ц 4, Ц 5)

Применение знаний и интеллектуальных умений при решении математических и учебных задач. (Решаете задачи своего уровня сложности, составляете задачи: по  готовому чертежу требованию; по неполному условию и требованию; по условию без требования; аналогичные, обратные задачи и решаете, используя помощь.)

Используются и формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД

Ц 4

формирование коммуникативных организационных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД . (Рецензируете ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях.)

используются и формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД

Ц 5

формирование организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД).

(Формулируете цели своей  учебной деятельности; выбираете задачи и решаете их; осуществляете самопроверку с использованием образцов, приемов; оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравниваете их; делаете выводы о дальнейших действиях, планируете коррекцию учебной познавательной деятельности)

формируются и используются регулятивные и познавательные общеучебные УУД

На основе взаимосвязи целей и УУД (таблица 4) учителем составляется  таблица целей обучения теме «Степень с целым отрицательным показателем» и вывешивается в классе перед началом изучения данной темы (таблица 5). Данная таблица показывает ученику, чему он будет обучаться. Таблица целей позволяет проектировать свою деятельность. В результате данной деятельности происходит формирование личностных, регулятивных, познавательных,  коммуникативных  УУД

Таблица 5.

Таблица целей обучения теме «Степень с целым отрицательным показателем» 


Формулировки обобщённых целей

Формулировки учебных задач, с помощью которых достигается обобщённая цель

Средства

помощи

цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:

Первом

втором

третьем

Ц 1: приобретение УИ, формирование логических ПУД

1) знаете определение 2) знаете как работать с книгой 3) объяснить примеры из учебника 4) научились вычислять значения степеней с целым отрицательным показателем

1) Контроль за сформированными умениями работать со степенями с целым показателем

1) Знаете определение и умеете его применять 2) упрощать выражения, используя определение степени с целым отрицательным показателем 3) применять полученные знания для решения практических задач

1) схемы; образцы записей решения задач в учебнике и тетради
2) подсказки к поиску решения задач;
3) предписания…
4) карточки- информаторы; карточки с приёмами;
5) Карта темы

Ц 2:

контроль усвоения теоретических знаний: а) понятий и формул; б) утверждений; в) примеры на применение

1) знаете определения: степени с целым отрицательным показателем 2) знаете как вычислять значения степени 3) приводите примеры 4) свойства степени; 5) Контроль за сформированными умениями работать со степенями с целым показателем

1) знаете определения: степени с натуральным,  целым отрицательным показателем; свойства степени 2) формулируете и сравниваете определения 3) приводите примеры 4) проектируете способы выполнения домашнего задания 5) комментирование  выставленных оценок; 6) обобщаете решение задач одного типа, составляете приемы их решения с помощью подсказки 2-го уровня сложности.

1)знаете определения: степени с натуральным,  целым отрицательным; 3) знаете как возвести в степень дробь, алгебраическую дробь; 4) знаете как возвести в степень дробь, алгебраическую дробь;5)составляете приемы решения типов задач самостоятельно или по плану; 6) решаете задачи 3-го уровня сложности

1)таблица  определения степени с целым отрицательным, нулевым  показателем  с примерами

2)таблица свойств степени

Ц 3:

применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач на степень и ее свойства умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями

умеете: а) вычислять значения степени

умеете: а) контроль за сформированными умениями работать со степенями с целым показателем

умеете применять свойства степеней; возвести в степень дробь, алгебраическую дробь;  Умеете возвести в степень дробь, алгебраическую дробь;

умеете применять свойства для  доказательства тождеств.  

1) подсказки к поиску решения задач;

2) предписания…

3) карточки с приёмами;

4) Карта темы

Ц 4: формирование КУД

1) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; 2) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; 3) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях;4) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия

приёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентности

Ц 5: формирование общих ПУД и РУД

1) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; 2) выбираете задачи и решаете их; 3) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов; 4) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; 5) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; 6) делаете выводы о дальнейших действиях, планируете коррекцию учебно-познавательной деятельности

приёмы саморегуляции УПД

УИ - учебная информация; ПУД – познавательные; КУД – коммуникативные; РУД – регулятивные учебные действия


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

ТЕМЕ «Степень с целым отрицательным показателем»

§ 4. Карта изучения темы и её использование

По программе на изучение темы «Степень с целым отрицательным показателем» отводится 3 часа.  Тематическое планирование изучения данной темы представлено в таблице 6.

Таблица 6.

Тематическое планирование темы «Степень с целым отрицательным показателем»

§/ пункт

Содержание

материала

Ч.

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Степень с целым отрицательным показателем

3

Объяснять, что такое степень с целым отрицательным показателем; формулировать свойства степени с натуральным и целым отрицательным показателем ; распознавать разницу между ними; объяснять,

Входить в пространство учебной деятельности; Сравнивать и анализировать степени с натуральным и отрицательным показателем; Высказывать в устной и письменной речи; извлекать информацию из прослушанного; Аргументировать свое мнение в коммуникации; Определять основную и второстепенную информацию; Соотносить свои действия с алгоритмом; Учитывать разные мнения; координировать в сотрудничестве разных позиций; Строить логическую цепь рассуждений; Выбирать наиболее эффективные способы решения; Выдвигать гипотезы и их обоснование; Устанавливать причинно-следственные связи; Самостоятельно  создавать способы решения проблем творческого характера;  Осуществлять самоконтроль по результату;  Выделять и  формулировать проблему; Умение структурировать знания; Использовать общие приемы решения; Ставить вопросы; Самооценивать на основе критерия успешности; Контролировать и оценивать свои результаты; Планировать учебное сотрудничество

соотносить свои действия с алгоритмом; учитывать разные мнения; координировать в сотрудничестве разных позиций; строить логическую цепь рассуждений; выбирать наиболее эффективные способы решения; выдвигать гипотезы и их обоснование; устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно  создавать способы решения проблем творческого характера;  осуществлять самоконтроль по результату;  выделять и  формулировать проблему; умение структурировать знания; использовать общие приемы решения; ставить вопросы; самооценивать на основе критерия успешности; контролировать и оценивать свои результаты;  корректировать;планировать учебное сотрудничество

8

Степень с целым отрицательным показателем

1

8

Степень с целым отрицательным показателем

1

8

Степень с целым отрицательным показателем

1

Учитывая цели обучения теме «Степень с целым отрицательным показателем» (таблица 5) и основываясь на тематическое планирование темы (таблица 6) учитель составляет карту изучения данной темы (таблица 7)  и вывешивает ее в классе до начала изучения темы.

Карта помогает каждому обучающемуся увидеть  области http://gogo.ru/img/h-lf.gifизучения http://gogo.ru/img/h-lf.gifтемы, возможные источники информации для работы над проектом, предлагается несколько вариантов тем проектов. 

Карта темы состоит из восьми блоков.

1 блок. «Логическая структура и цели изучения темы». Материал темы распределен на уроки  на основе тематического планирования темы. Расписаны цели изучения темы.

2 блок. «Блок актуализации знаний учащихся».  Второй блок составлен, чтобы ученик знал определение степени, степень с натуральным показателем; нулевым. Умел создавать алгоритм деятельности , применять полученные знания в новой ситуации.

3 блок. «Предметные результаты». Указано, к чему должен стремиться ученик.

4 блок. «Образцы заданий итоговой контрольной работы». Приводятся образцы заданий контрольной работы различных уровней сложности, что позволяет учесть индивидуальные возможности каждого учащегося.

5 блок. «Средства обучения». Перечислены средства обучения темы: 1)  карточки: установи соответствие

2) систематизационная схема  степень с целым отрицательным показателем- дробь и наоборот;

3) тесты

4) тест on line

5) таблицы;

6) Проверьте, верно, ли выполнено действие. Если неверно, исправьте ошибку

.

6 блок. «Задания для внеаудиторной самостоятельной работы». Представлены задания для домашней работы, распределенные по уровням. Учащиеся самостоятельно определяют объем и сложность предложенных заданий.

7 блок. «Темы индивидуальных заданий». Из перечисленных тем учащиеся могут выбрать тему, наиболее интересную для них, в качестве дополнительного материала.

8 блок. «Метапредметные результаты». Перечень учебных действий (умений) для освоения темы.


Таблица 7.

Карта изучения темы «Степень с целым отрицательным показателем»

                

  1. Логическая структура и цели изучения темы (таблица целей)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Ц Мотивация к учебн. деятельности. повторить степень с натуральным показателем; нулевым

Ц

Актуализация необходимых знаний

Ц

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

Ц

Приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий степень с целым отрицательным показателем; б) свойств; в) решение типов задач

Ц

Сформировать алгоритм возведения дроби в степень с целым отрицательным показателем и обратное действие

Ц

Применять определения, свойства степеней и др. интеллектуальные умения при решении математических задач; творческих работ.

Ц

Контроль за сформированными умениями работать со степенями с целым показателем

Ц

Ц

Ц

Ц

Ц

Контролировать и оценивать свои результаты при изучении темы. Планировать учебное сотрудничество;

соотносить свои действия с алгоритмом;

Ц

Контроль усвоения

Ц

Найти и устранить причину проблемы

пункт

8

пункт

8

пункт

8

пункт

8

пункт

8

пункт

8

пункт

8

пункт

пункт

пункт

пункт

подготовка к самостоятельной работе

самостоятельная

работа

урок

коррекции

  1. Блок актуализации знаний учащихся

Знать: Определение степени, степень с натуральным показателем; нулевым.

Уметь: создавать алгоритм деятельности , применять полученные знания в новой ситуации.

  1. Предметные результаты

(Ц 2 и Ц 3). Знают: 1) определение, свойства степени с целым отрицательным показателем, предписания для решения заданий 1, 2, 3 уровня сложности; алгоритм работы

Умеют: 1)  умеете определение, свойства степени применять 2) упрощать выражения, используя определение степени с целым отрицательным показателем 3) применять полученные знания для решения практических задач 4) умеют применять предписания для решения всех типов сложности задач

IV. Образцы заданий итоговой контрольной работы

I уровень

Баллы

II уровень

Баллы

III уровень

Баллы

  1. Представить в виде дроби:    3-3; 5-2; 27-4;

1

1. Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:

1

1. Найдите значение выражения:

а) 3 ∙ 12-1;   б) 12 ∙ (-2)-4; в) ; г) 0,4-3 + 0,40

1

2. Проверьте, верно, ли выполнено действие. Если неверно, исправьте ошибку.

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2692.gifhttp://festival.1september.ru/articles/562349/Image209.gifhttp://festival.1september.ru/articles/562349/Image2693.gif

1

2. Расположите в порядке убывания:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2683.gif

1

2. При каких значениях х верно равенство:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2685.gif

1

  1. Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:

а) ;      б) ;       в);       г) ;        д)

1

3. Вычисли:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2684.gif

2

3. Упростите выражение:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2689.gif

Ответ: -х-3

3

  1. Вычислите:

а) 2-3;        б) (-5)-1;      в) ;      

1

4. Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:

а) 7-3;        б) 2-1;         в) у-10;     г) с-1;      д) (3а)-4

2

4*. Найдите значение выражения:

;

 

2

5*. . Вычислите (сначала замените степень с целым отрицательным показателем дробью):

 а) 2-4; б) 4-2; в) (-5)-3; г) 1-13

1

5*. 1. Докажите, что при любом целом n выражение принимает одно и тоже значение:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2687.gif

Ответ:http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2688.gif

3

5.Решите уравнение:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2690.gif

3

V. Средства обучения

1) карточки: установи соответствие

2) систематизационная схема  степень с целым отрицательным показателем- дробь и наоборот;

3) тесты

4) тест on line

5) таблицы;

6) Проверьте, верно, ли выполнено действие. Если неверно, исправьте ошибку

VI. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы (Ц 2, 3, 5)

I уровень

№ 8.18

II уровень

№ 8.21,8.29

III уровень

№ 8.30 – 8.32

VII. Темы индивидуальных заданий (Ц 5)

1) Легенды о числах великанах. 2) Что обозначает число 1,674*10-24? (1,674•10-24, о котором мы говорили в начале урока и которое выражает массу атома водорода).3) историческая справка о степенях с целым отрицательным показателем.

VIII. Метапредметные результаты: перечень учебных действий (умений) для освоения темы (Ц 1 – 5)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходства и различия объектов; выявлять особенности (качества, признаки)разных объектов в процессе их рассматривания

 Составлять план и последовательность действий; Осознавать качество и уровень усвоения

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и  способствовать продуктивной кооперации; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной деятельности; формирование мотивации к изучению и закреплению нового; к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности


§ 5. Учебный план темы

Таблица 8.

Рабочая программа темы «Степень с целым отрицательным показателем»

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание

Предметные результаты

Цели

Ц 1 (ПЛ УУД), Ц 2 (ПО УУД, РУУД), Ц 3 , Ц 4 (КсУУД, КРУ-УД), Ц 5 (ПОУУД, РУУД)

ГЛАВА 2. Степень с целым отрицательным показателем, 3 ЧАСА

1– 3

Тип урока: 1) «открытия» нового знания; 2) рефлексии; 3) построения системы знаний; 4) развивающего контроля

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Средства обучения: 1); 2); 3); 4); 5); 6); 7); 8) карточки–приемы, используемые при решении задач; 9) карточки-задания; 10) презентация по теме; 11) ЦОР и ЭОР.

 Цели обучения: Ц 1: приобретение УИ, формирование логических ПУД;

Ц 2: контроль усвоения теоретических знаний: а) понятий и формул; б) утверждений; в) примеры на применение;

Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении задач на степень и ее свойства умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями;

Ц 4: развитие коммуникативных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД;

Ц 5: развитие организационных умений (целеполагание, планирование, реализация плана, саморегуляция УПД

1

 Степень с целым отрицательным показателем

Урок открытия «нового» знания

п. 8.Понятие степени с целым отрицательным показателем; свойства степени. Сравниваем и обобщаем с ранее изученными понятиями. Решение задач

Знать:  определения: степени с натуральным,  целым отрицательным показателем; свойства степени; как возвести в степень дробь, алгебраическую дробь;  свойства степени.

Уметь: применять свойства степеней; возвести в степень дробь, алгебраическую дробь;  

умеете применять свойства для  доказательства тождеств

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) свойств

Ц 5: введение в тему, постановка и  формулирование целей своей учебной деятельности

2

Степень с целым отрицательным показателем

Урок рефлексии

П8. Систематизация теоретических знаний по теме «Степень с целым отрицательным показателем». Совершенствование навыков решения задач.

Знать:, используя определение степени с целым отрицательным показателем как упрощать выражения; как выполнять более сложные преобразования выражений, содержащих степень с целым отрицательным показателем .

Уметь: доказывать тождества, приводить примеры, подбирать аргументы; формулировать выводы; переносить ранее усвоенные способы действий в новые условия.

Ц 1: приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при решении задач;

Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении математических и учебных задач;

Ц 5: планирование учебной деятельности

3

Степень с целым отрицательным показателем

Урок контроля и коррекции.

П8. Формирование коммуникативных организационных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД.  (Рецензируете ответы товарищей по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях.)

Знать: как оформлять решения; определение; свойства.

Уметь: осуществлять проверку выводов; свойств; выявлять причины ошибок

Ц 3: применение знаний и интеллектуальных умений при решении математических и учебных задач

Ц 4: 1) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; 2) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; 3) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях;4) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействия

Внеурочная самостоятельная деятельность

Темы рефератов, докладов, проектов: 1) Числа великаны и карлики. 2) использование степеней в физике, астрономии, химии.

Условные обозначения: ПУУД – познавательные УУД; ПЛ УУД – познавательные логические УУД; ПО УУД – познавательные общеучебные УУД; РУУД – регулятивные УУД; КсУУД – коммуникативные УУД сотрудничество; КрУУД – коммуникативные УУД для общения: развитие устной и письменной речи; Ц1 – Ц 5 – цель 1 – 5; ДЗ – домашнее задание; УПД – учебно-познавательная деятельность.


§ 6. Пример реализации целей обучения теме

Разработаны примеры реализации целей обучения теме «Степень с целым отрицательным показателем»: 1) фрагмент урока № 1.; 2) урок № 1. «Степень с целым отрицательным показателем»; 3) фрагмент урока № 3. «Степень с целым отрицательным показателем» (см. Приложение, с. 43).

Общая цель данных уроков: 1) формирование познавательных учебных действий и способностей учащихся? 2) приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) свойств; в)типов задач;3) контроль усвоения теоретических знаний: а) понятий; б) свойств; в) типов задач;4) применение знаний; формирование коммуникативных организационных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию.

Задачи данных уроков: предметные: ввести понятия степень с целым отрицательным показателем

метапредметные: метапредметный подход позволяет обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка вооружить таким важным умением, как умение учиться

личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной работе, формирование устойчивой мотивации к обучению, к самостоятельной и коллективной  исследователской  деятельности.

При проведении данных уроков применяются ЦОР и ЭОР, подобранные на сайте school-collection.edu Примеры ЦОР приведены в приложении с.52.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе приведены теоретические основы и методические рекомендации обучения теме «Степень с целым отрицательным показателем» при изучении алгебры в 8 классе, связанные с реализацией ФГОС ООО.  Составлены таблица целей. Выполнен подбор средств обучения теме: «Степень с целым отрицательным показателем»;. Подобраны ЦОР и ЭОР в сети Internet рекомендованных к использованию при изучении темы. Разработаны один урок и два фрагмента уроков.


Литература

1. А.Г. Мордкович и др. Алгебра 2 ч., 8: Учебник для общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2012.

2. Балл  Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект.– М.: Педагогика, 1990.– 184 с.

3. Программы.. Алгебра 7-9 классы.. Авторы: Зубарева И.И.,Мордкович А.Г..

4. - Самостоятельные работы. 8 классы. Авторы: Александрова Л.А.  Мнемозина, 2012

5. Контрольные работы. 8классы. Авторы: Александрова Л.А. Мнемозина, 2012

6. Тематические проверочные работы в новой форме. 7-9 классы. Автор: Александрова Л.А. Мнемозина, 2012
7. Блицопросы. 7-9 классы.
Автор: Тульчинская Е.Е. Мнемозина, 2012
8. Тесты. 7-9 классы.
Авторы: Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Мнемозина, 2012
9. Электронное сопровождение курса «Алгебра». 7-9 классы.
Автор: Шеломовский В.В.
10.  Живые иллюстрации. Учебное мультимедийное пособие к учебнику «Алгебра». 7 класс.
Автор: Кирюшкина О.В.
11. Методические пособия для учителя. 7-9 классы.
Автор: Мордкович А.Г.

12. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения)

13.        Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова.  - М. : Просвещение, 2011. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).


ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. ЦИФРОВЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

http://5klass.net/algebra-8-klass/Urok-algebry-v-8-klasse/011-Otkrytyj-urok-po-algebre-v-8-klasse.html

 http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/algebraicheskie-drobi-arifmeticheskie-operacii-nad-algebraicheskimi-drobyami/stepen-s-otritsatelnym-pokazatelem

http://pwpt.ru/presentation/matematika/stepen_s_tselyim_otritsatelnyim_pokazatelem/

http://school-collection.edu54.ru/catalog/res/425596a9-1536-4502-89f8-eaaa64d7be76/?from=d356d90c-9bae-4d83-99a7-c6c3c51d765c&

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/algebraicheskie-drobi-arifmeticheskie-operacii-nad-algebraicheskimi-drobyami/stepen-s-otritsatelnym-pokazatelem

http://pwpt.ru/presentation/matematika/stepen_s_tselyim_otritsatelnyim_pokazatelem/

http://school-collection.edu54.ru/catalog/res/425596a9-1536-4502-89f8-eaaa64d7be76/?from=d356d90c-9bae-4d83-99a7-c6c3c51d765c&

http://nsportal.ru/vuz/fiziko-matematicheskie-nauki/library/svoistva-stepeni-s-tselym-otritsatelnym-pokazatelem

Подумать, где применяется понятие степени в физике, астрономии, химии, биологии. Привести примеры

http://pwpt.ru/presentation/matematika/stepen_s_tselyim_otritsatelnyim_pokazatelem/

http://school-collection.edu54.ru/catalog/res/425596a9-1536-4502-89f8-eaaa64d7be76/?from=d356d90c-9bae-4d83-99a7-c6c3c51d765c&

http://urokimatematiki.ru/testy8klass/item/466-test_opredelenie_stepeni_s_otricatelnym_celym_pokazatelem.html тест

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/algebraicheskie-drobi-arifmeticheskie-operacii-nad-algebraicheskimi-drobyami/stepen-s-otritsatelnym-pokazatelem повторение актуализация видео урок

http://mirmatematiki.ru/9-klass/52-stepen-s-celym-otricatelnym-pokazatelem.html отдельные слайды пример из биологии,тест, самопроверка

http://sc.nios.ru/catalog/res/425596a9-1536-4502-89f8-eaaa64d7be76/?from=d356d90c-9bae-4d83-99a7-c6c3c51d765c& ресурс содержит демонстрации и задания по теме

http://sc.nios.ru/catalog/rubr/d356d90c-9bae-4d83-99a7-c6c3c51d765c/112731/?

http://easyen.ru/load/math/8_klass/stepen_s_otricatelnym_pokazatelem/39-1-0-933 тест 9 заданий

http://power-present.com/7165-stepen-s-celym-otricatelnym-pokazatelem-prezentaciya-po-algebre-9-klass.html

http://www.psciences.net/main/sciences/mathematics/articles/chislovvelikany.html числа великаны

2. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ «Степень с целым отрицательным показателем»

2.1. Карточки

http://www.mathematics-repetition.com/wp-content/uploads/2012/11/193.jpg    http://www.mathematics-repetition.com/wp-content/uploads/2012/11/196.jpg

http://www.mathematics-repetition.com/wp-content/uploads/2012/12/1982.jpg

В устной работе ученикам предлагается вычислить и назвать свойства, которыми

они воспользовались для вычислений:

1) 9–15·97; 2) (102)–2; 3) 22·32; 4) 366: 66

 5) 1121:1119.

Творческое задание. Решите математическую шифровку. В ней спрятан год рождения очень известного человека (устно):

8°    (1/7)-1     (1/3)-2     (1/9)-1    
 1                                      7                                       9                                        9

Это год рождения А.С. Пушкина.

Срез знаний (по вариантам).

Вариант 1

  1. Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:

а) ;      б) ;       в);       г) ;        д)

  1. Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:

а) 5-7;        б) 7-1;         в) а-11;     г) х-1;      д) (2у)-5

  1. Вычислите:

а) 2-3;        б) (-5)-1;      в) ;       г) (0,2)-3;      д) ;     е) 6-1+2-2;       ж)    2780 – 0,1-2.

Вариант 2

  1. Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:

а) ;      б) ;       в);       г) ;        д)

  1. Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:

а) 7-3;        б) 2-1;         в) у-10;     г) с-1;      д) (3а)-4

  1. Вычислите:

а) 3-2;        б) (-5)-2;      в) ;       г) (0,1)-4;      д) ;     е) 8-1+6-2;       ж)    4560 – 0,1-3.

Отметим одно важное тождество, которое часто используется на практике:

14-06-184.jpg

Пример 1. Вычислить

14-06-185.jpg

Уровень 1.

1. Замените степень с целым отрицательным показателем дробью (не вычисляя):

3-3; 5-2; 27-4; 5-1

2. Замените степень с целым отрицательным показателем дробью:

т-4; с-3; (a + b)-2, (t – s)-5

3. Вычислите (сначала замените степень с целым отрицательным показателем дробью):

 а) 2-4; б) 4-2; в) (-5)-3; г) 1-13

Уровень 2.

4. Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:

5. Вычислите:

; ; ; 0,01-2; 0,4-3

Уровень 3.

6. Найдите значение выражения:

а) 3 ∙ 12-1;   б) 12 ∙ (-2)-4; в) ; г) 0,4-3 + 0,40

7. Найдите значение выражения:

;

Учащимся предлагается продолжить по итогам своей деятельности во время урока:

«Сегодня на уроке я узнал …»

« Наиболее трудным для меня было…»

         «Больше всего мне понравилось…»

«Завтра я буду более успешным, потому что…»

Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жили добрый мудрец и злой человек, который завидовал славе мудреца. И решил он придумать такой вопрос , чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутыми ладонями и подумал : « Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка- живая или мёртвая? Если он скажет , что мёртвая , я раскрою ладони – бабочка улетит , а если скажет – живая , я сомкну ладони , и бабочка умрёт». Так и сделал: поймал бабочку , посадил её между ладонями, отправился к мудрецу и спросил его : «Какая у меня бабочка- живая или мёртвая ?», но мудрец ответил:   « Всё в твоих руках.»
- Бывают моменты в жизни, когда руки опускаются и кажется, что ничего не получится. Тогда вспомните слова мудреца «Всё в твоих руках»

2.2. Систематизационная схема

Степень – степень с натуральным показателем - степень с нулевым показателем – степень с целым отрицательным показателем.

3. ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ТЕМЕ

3.1.

Урок по теме «Степень с целым отрицательным показателем»

1. Тема: «Степень с целым отрицательным показателем», п 8

2. Обобщенная цель урока: формирование познавательных учебных действий и способностей учащихся?????;

Ц 1. приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) свойств; в)типов задач;

Ц 2. контроль усвоения теоретических знаний: а) понятий; б) свойств; в) типов задач;

Ц 4. применение знаний; формирование коммуникативных организационных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД .;

3. Задачи:

предметные: ввести понятия степень с целым отрицательным показателем

метапредметные: Метапредметный подход позволяет обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка вооружить таким важным умением, как умение учиться

личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной работе, формирование устойчивой мотивации к обучению, к самостоятельной и коллективной  исследователской  деятельности.;

4. Тип урока: урок построения системы новых знаний

5. Формы работы учащихся: исследовательская

6. Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, проектор, экран.

7. Структура и ход урока представлены в таблице 3. На каждом этапе урока учитель и учащиеся выполняют конкретные действия (табл. 3), связанные с задачами этапов и познавательными УУД.

8. Перечень используемых ЦОР и ЭОР на данном уроке (таблица 4).


Таблица 3.

Структура и ход урока «Степень с целым отрицательным показателем»

№ п/п

Содержание

этапа

Название

используемых ЦОР и ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 4)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Познавательные

универсальные учебные действия

Время, мин

1. Организационный этап

1

Организационный момент

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/algebraicheskie-drobi-arifmeticheskie-operacii-nad-algebraicheskimi-drobyami/stepen-s-otritsatelnym-pokazatelem

Сообщает тему урока, формулирует цель и задачи урока

Принимают сообщение учителя.

Записывают название темы

2. Актуализация знаний

2

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Задает вопросы обучающимся, комментирует ответы, корректируя их

Выполняют задания

Устно отвечают на вопросы учителя

Анализ; построение логической цепочки; установление причинно-следственных связей;

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

3

Решение задач на готовых чертежах (отгадайте ребус)

Степень

Демонстрирует презентацию. Руководит деятельностью учащихся. Анализирует ответы учащихся, корректирует их

 Взгляните на число     .  Как вы думаете, это положительное или отрицательное число?

"Не верь глазам своим" - сказал бы Козьма Прутков тому, кто считает это число отрицательным. И сейчас мы разберемся, что вообще означает такая запись   .  

Записывают название темы

Выделять и формулировать проблему

4

Введение понятия степень с целым отрицательным показателем

2) http://pwpt.ru/presentation/matematika/stepen_s_tselyim_otritsatelnyim_pokazatelem/

http://school-collection.edu54.ru/catalog/res/425596a9-1536-4502-89f8-eaaa64d7be76/?from=d356d90c-9bae-4d83-99a7-c6c3c51d765c&

Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭОР: 1) просмотрите анимацию; 2) составьте схему определения понятия «Трапеция»

Работа с презентацией

сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; устанавливать аналогии

6

Составление систематизационной схемы

СТЕПЕНЬ-ДРОБЬ -  СТЕПЕНЬ

Предлагает решить задания: представьте степень в виде дроби и наоборот

Построение алгоритма действий

Построение алгоритма действий

устанавливать аналогии; выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

4. Закрепление в знакомой или измененной ситуации

7

Исследовательская работа

Решить задачи по трем различным уровням;

Оказывает индивидуальную помощь

Проблемные задания

Проблемные задания

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания

8

Выступление обучающихся с результатами исследовательской работы «Свойства степени с целым отрицательным показателем »

С помощью документ камеры демонстрирует работы

Проверяют, контролируют, комментируют

Применяют полученную информацию

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

11

Решение задач; установи соответствие

12

Числа великаны и карлики

http://www.psciences.net/main/sciences/mathematics/articles/chislovvelikany.html

демонстрация презентации

комментируют

Анализ; построение логической цепочки

6. Информация о домашнем задании

13

Постановка

домашнего

задания

7. Рефлексия

14

Рефлексия.

Подведение

итогов

урока

«Домашнее задание по теме «Трапеция»».

Модуль 10

Всего

45

Таблица 4.

Перечень используемых ЦОР и ЭОР на данном уроке

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающая доступ к ЦОР и ЭОР

1

Модуль «Признаки параллельности прямых»

Практический Информационный Контролирующий

Презентация к уроку

2

Степень с целым отрицательным показателем

1 Практический

Видеофрагменты:  повторение степени с натуральным,нулевым показателем

1)http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/algebraicheskie-drobi-arifmeticheskie-operacii-nad-algebraicheskimi-drobyami/stepen-s-otritsatelnym-pokazatelem 

видео-урок

3

Степень с целым отрицательным показателем

2 Информационный

Введение степени с целым отрицательным показателем

http://pwpt.ru/presentation/matematika/stepen_s_tselyim_otritsatelnyim_pokazatelem/

http://school-collection.edu54.ru/catalog/res/425596a9-1536-4502-89f8-eaaa64d7be76/?from=d356d90c-9bae-4d83-99a7-c6c3c51d765c&

3.2. Фрагменты уроков по избранным вопросам

в соответствии с темой «Урок № 1 по теме «Степень с целым отрицательным показателем»

1. Тема: «Степень с целым отрицательным показателем», п 8

2. Обобщенная цель урока: формирование познавательных учебных действий и способностей учащихся; помощь в овладении умением умножать, делить и возводить в степень степени числа.

Ц 1. приобретение учебной информации и развитие интеллектуальных умений при изучении: а) понятий; б) свойств; в)типов задач;

Ц 2. контроль усвоения теоретических знаний: а) понятий; б) свойств; в) типов задач;

Ц 4. применение знаний; формирование коммуникативных организационных умений через: включение в групповую работу; взаимопомощь, рецензирование ответов; организацию взаимоконтроля и взаимопроверки на всех этапах УПД .;

3. Задачи:

предметные: ввести понятия степень с целым отрицательным показателем

метапредметные: метапредметный подход позволяет обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка вооружить таким важным умением, как умение учиться

личностные: формирование навыков самодиагностики и самокоррекции в индивидуальной и коллективной работе, формирование устойчивой мотивации к обучению, к самостоятельной и коллективной  исследователской  деятельности;

4. Тип урока: урок построения системы новых знаний.

5. Формы работы учащихся: исследовательская.

6. Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, документ камера.

7. Структура и ход урока представлены в таблице 3. На каждом этапе урока учитель и учащиеся выполняют конкретные действия (табл. 3), связанные с задачами этапов и познавательными УУД.

8. Перечень используемых ЦОР и ЭОР на данном уроке (таблица 4).


Таблица 3.

Структура и ход урока «Степень с целым отрицательным показателем»

№ п/п

Содержание

этапа

Название

используемых ЦОР и ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 4)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Познавательные

универсальные учебные действия

Время, мин

1. Организационный этап

1

Организационный момент

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/algebraicheskie-drobi-arifmeticheskie-operacii-nad-algebraicheskimi-drobyami/stepen-s-otritsatelnym-pokazatelem

Сообщает тему урока, формулирует цель и задачи урока

Принимают сообщение учителя.

Записывают название темы

2. Актуализация знаний

2

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Задает вопросы обучающимся, комментирует ответы, корректируя их

Выполняют задания

Устно отвечают на вопросы учителя

Анализ; построение логической цепочки; установление причинно-следственных связей;

3. Мотивация учебной деятельности учащихся

3

Решение задач на готовых чертежах (отгадайте ребус)

Степень

Демонстрирует презентацию. Руководит деятельностью учащихся. Анализирует ответы учащихся, корректирует их

 Взгляните на число     .  Как вы думаете, это положительное или отрицательное число?

"Не верь глазам своим" - сказал бы Козьма Прутков тому, кто считает это число отрицательным. И сейчас мы разберемся, что вообще означает такая запись   .  

Записывают название темы

Выделять и формулировать проблему

4

Введение понятия степень с целым отрицательным показателем

2) http://pwpt.ru/presentation/matematika/stepen_s_tselyim_otritsatelnyim_pokazatelem/

http://school-collection.edu54.ru/catalog/res/425596a9-1536-4502-89f8-eaaa64d7be76/?from=d356d90c-9bae-4d83-99a7-c6c3c51d765c&

Руководит деятельностью учащихся по работе с ЭОР: 1) просмотрите анимацию; 2) составьте схему определения понятия «Трапеция»

Работа с презентацией

сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; устанавливать аналогии

6

Составление систематизационной схемы

СТЕПЕНЬ-ДРОБЬ -  СТЕПЕНЬ

Предлагает решить задания: представьте степень в виде дроби и наоборот

Построение алгоритма действий

Построение алгоритма действий

устанавливать аналогии; выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними

4. Закрепление в знакомой или измененной ситуации

7

Исследовательская работа

Решить задачи по трем различным уровням;

Оказывает индивидуальную помощь

Проблемные задания

Проблемные задания

Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания

8

Выступление обучающихся с результатами исследовательской работы «Свойства степени с целым отрицательным показателем »

С помощью документ камеры демонстрирует работы

Проверяют, контролируют, комментируют

Применяют полученную информацию

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

11

Решение задач; установи соответствие

12

Числа великаны и карлики

http://www.psciences.net/main/sciences/mathematics/articles/chislovvelikany.html

демонстрация презентации

комментируют

Анализ; построение логической цепочки

6. Информация о домашнем задании

13

Постановка

домашнего

задания

7. Рефлексия

14

Рефлексия.

Подведение

итогов

урока

«Домашнее задание по теме «Трапеция»».

Модуль 10

Всего

45


Таблица 4.

Перечень используемых ЦОР и ЭОР на данном уроке

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающая доступ к ЦОР и ЭОР

1

Модуль «Признаки параллельности прямых»

Практический Информационный Контролирующий

Презентация к уроку

2

Степень с целым отрицательным показателем

1 Практический

Видеофрагменты:  повторение степени с натуральным,нулевым показателем

1)http://interneturok.ru/ru/school/algebra/8-klass/algebraicheskie-drobi-arifmeticheskie-operacii-nad-algebraicheskimi-drobyami/stepen-s-otritsatelnym-pokazatelem 

видео-урок

3

Степень с целым отрицательным показателем

2 Информационный

Введение степени с целым отрицательным показателем

http://pwpt.ru/presentation/matematika/stepen_s_tselyim_otritsatelnyim_pokazatelem/

http://school-collection.edu54.ru/catalog/res/425596a9-1536-4502-89f8-eaaa64d7be76/?from=d356d90c-9bae-4d83-99a7-c6c3c51d765c&

2) http://caricanauk.at.ua/load/prezentacii/8_klass_stepen_s_otricatelnym_celym_pokazatelem/5-1-0-45

Фрагмент урока № 1. Степень с целым отрицательным показателем. П 8.

Вводится понятие степени с целым отрицательным показателем.

1 этап. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим умственное развитие при изучении темы «Степень с целым отрицательным показателем».

Учебная задача: сформулировать определение степени с целым отрицательным показателем.

Показ отдельных слайдов презентации с текстовым сопровождением (таблица 6).

Таблица 6.

Используемые ЦОР

Название

Описание

Адрес

Степень с целым отрицательным показателем

Определение степени с целым отрицательным показателем. Простейшие свойства.

http://www.myshared.ru/slide/119916/#

2 этап. Записать выражение в виде степени

http://player.myshared.ru/119916/data/images/img99.png

http://player.myshared.ru/119916/data/images/img100.png

http://player.myshared.ru/119916/data/images/img101.png

http://player.myshared.ru/119916/data/images/img103.png

http://player.myshared.ru/119916/data/images/img104.png

3этап. Найдите ошибку:

http://player.myshared.ru/119916/data/images/img104.png

4этап. Самостоятельная работа  http://www.myshared.ru/slide/119916/#

Вариант 1

Вариант 2

При выполнении 2 и 3 этапов используются познавательные УУД: логические: сравнение, анализ, выведение следствий из требования; постановка и решение проблемы.

4 этап. Сформулировать определение

При этой деятельности используются познавательно-логические УУД: сравнение, конкретизация, анализ, обобщение; общеучебные познавательные УУД: структурирование информации, составления схемы определения понятия.

Затем учащимся I и II уровней предлагается проверить

При этой деятельности формируются регулятивные УУД: прием коррекции собственной УПД; коммуникативные УУД.

5 этап. Учитель: за счет чего продолжили умственное развитие? Какие виды деятельности использовали на уроке?

При этой деятельности используются регулятивные УУД.

Фрагмент урока № 3., п. 8

Контроль по теме «Степень с целым отрицательным показателем».

I уровень

Баллы

II уровень

Баллы

III уровень

Баллы

  1. Представить в виде дроби:    3-3; 5-2; 27-4;

1

1. Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:

1

1. Найдите значение выражения:

а) 3 ∙ 12-1;   б) 12 ∙ (-2)-4; в) ; г) 0,4-3 + 0,40

1

2. Проверьте, верно, ли выполнено действие. Если неверно, исправьте ошибку.

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2692.gifhttp://festival.1september.ru/articles/562349/Image209.gifhttp://festival.1september.ru/articles/562349/Image2693.gif

1

2. Расположите в порядке убывания:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2683.gif

1

2. При каких значениях х верно равенство:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2685.gif

1

  1. Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:

а) ;      б) ;       в);       г) ;        д)

1

3. Вычисли:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2684.gif

2

3. Упростите выражение:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2689.gif

Ответ: -х-3

3

  1. Вычислите:

а) 2-3;        б) (-5)-1;      в) ;      

1

4. Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:

а) 7-3;        б) 2-1;         в) у-10;     г) с-1;      д) (3а)-4

2

4*. Найдите значение выражения:

;

 

2

5*. . Вычислите (сначала замените степень с целым отрицательным показателем дробью):

 а) 2-4; б) 4-2; в) (-5)-3; г) 1-13

1

5*. 1. Докажите, что при любом целом n выражение принимает одно и тоже значение:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2687.gif

Ответ:http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2688.gif

3

5.Решите уравнение:

http://festival.1september.ru/articles/562349/Image2690.gif

3

4. ПРИМЕРЫВеликаны и карлики в мире чисел

Презентация Степень с целым отрицательным показателем

Степень с целым отрицательным показателем



Презентация даёт определение степени, у которой показатель целый и отрицательный. Цель доклада – объяснить свойства таких степеней, научить выполнять математические действия с ними, повторить свойства степени

ЧИСЛА ВЕЛИКАНЫ:  http://repetitor-problem.net/374

Научно-популярное → Великаны и карлики в мире чисел 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОПЛАНЕТАХ ГИГАНТАХ

Планеты-Гиганты.

<<  К идеи обобщения понятие степени на степень с ненатуральным

Степени  >>

Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателями берут начало от работ английских математиков Д. Валлиса (1616-1703) и И. Ньютона (1643-1727).

http://www.uchportal.ru/load/27-1-0-30214

Задания данного теста составлены автором согласно теории по теме «Степень с отрицательным показателем» в пределах учебного материала для учащихся 8 класса. Они предназначены для проверки уровня знаний, умений и навыков учащихся по данной теме и могут помочь выпускникам при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При решении заданий этого теста необходимо хорошо знать определение степени и свойства степени с отрицательным показателем, а также знать алгоритмы действий с дробями. В тесте представлены два варианта, в каждом из которых девять заданий и ответы к ним

Устные разминки. Степень с отрицательным целым показателем.

Степень с отрицательным целым показателем. 8 класс /А.Г.Мордкович/. Работа состоит из трёх разминок: повторение (устный счёт), актуализация опорных знаний (устный счёт с самопроверкой) и первичное закрепление полученных знаний (устный счёт с самопроверкой). Их можно применить как на одном уроке, так и на разных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Реализации требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме "Квадратные корни"

Планирование обучения теме "Квадратные корни" с расписыванием УУД и основных требований к знаниям и умениям...

Реализация требований ФГОС ООО при обучении алгебре учащихся Тема: «Квадратные уравнения». 8 класс.

Целью данной работы было разработать методику реализации требований ФГОС ООО при обучении учащихся 8 класса теме: «Квадратные уравнения».     В проекте были выявлены теоретические основы тем...

ПРОЕКТ.Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей".

ПРОЕКТ.Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме:"Сложение и вычитание десятичных дробей"....

ПРОЕКТ Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 5 класса теме: «Десятичные дроби»

Проект содержит теоретические вопросы введения ФГОС в 5 классе, технологическую карту темы, таблицу целей, примеры реализации в форме урока с прописанными УУД, схемой введения понятия....

Проект Реализация требований ФГОС ООО при обучении учащихся 6 класса по теме "Отношения и пропорции"

В данной работе представлен теоритический и методический материал по теме "Отношения и пропорции" .Данная работа поможет учителям работающим в 6 классе по учебнику Виленкина в условиях реализации ФГОС...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМАЯ РАБОТА Реализация требований ФГОС ООО при обучении математике учащихся 5 класса теме «Сложение и вычитание натуральных чисел». Учебник: И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович. Математика, 5 класс.

Данный проект - это итоговая работа курса «Актуальные проблемы развити профессиональной компетентности учителя математики (в условиях ФГОС)», кафедры математических дисциплин АСОУ г. Москва....