План темы «Ориентирование на местности. План и карта». 6 ч.
методическая разработка по алгебре на тему

Лось Любовь Александровна

Эта типичная схема может быть измерена в зависимо­сти от цели урока, как уже было отмечено выше. Струк­тура урока определяется целью, содержанием, исполь­зуемыми методами и приемами, возрастными особенностя­ми учащихся. Разнообразие уроков - это одно из условий возбуждения и дальнейшего развития интересов учащих­ся к познанию. Урок не всегда должен начинаться с оп­роса, тем более в начальной школе. В I и II классах, ко­гда учащимся, как правило, не задают домашних зада­ний, опрос и проверка знаний могут отсутствовать. Од­нако при любой схеме урока, если письменное домашнее задание было задано, его выполнение следует обязатель­но проверить.

При подготовке к уроку следует составить его развер­нутый план и конспект объяснения нового материала. Рассмотрим схему развернутого плана типичного ком­бинированного урока и методику подготовки к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon forma_obucheniya_kak_pedagogicheskaya_kategoriya.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Форма обучения как педагогическая категория.

Классификация форм обучения

1. Формы организации учебного процесса в школе

Учебно-воспитательный процесс - это целостная система организации усвоения материала учебного предмета  в школе. Система школьного естественнонаучного образовании, исходя из принципа целостности обучения и воспитания, обеспечивает:

  • усвоение основного учебного материала;
  • углубление и развитие знаний по отдельным вопросам;
  • развитие интереса учащихся к предмету, познанию  предметов и явлений природы.

Обучение в начальной школе проходит в различных организационных формах, каждая из которых отличается от других характером деятельности учителя и учащихся, составом обучаемых режимом учебной работы.

Форма преподавания - это организация учебной деятельности учащихся. Основными формами организации учебной работы учащихся в начальной школе являются:
урок, лабораторно-практические занятия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа и экскурсия.

Уроки - это обязательные систематические занятия, проводимые по строгому расписанию со всеми учащимися данного класса.

Лабораторно-практические занятия - это те же уроки, но требующие особой организации учебного процесса и специального оснащения.

Домашняя работа проводится по заданию учителя, она направлена на повторение и закрепление учебного материала, а также на развитие интереса учащихся к предмету.

Экскурсии - это особый тип занятий, проводимый вне школы и требующий специальной методики. Экскурсии могут быть частью как классно-урочных, так и внеклассных занятий.

Внеурочные формы занятий - это организация наблюдений в природе, работы в живом уголке по темам, включенным в обязательную учебную программу и проводимую со всем классом, а также необязательная работа, выходящая за рамки программы и сближающаяся с внеклассной работой.

Внеклассная работа - это работа по интересам в кружке юных натуралистов, в живом уголке, которая организуется на основе широкой самодеятельности учащихся.

Каждая из форм входит в систему школьного образования и обеспечивает усвоение материала учебного предмета. При этом одну и ту же форму организации учебной деятельности можно использовать для решения различных задач обучения и воспитания.

Изучение программного материала протекает в таких организационных формах, как урок, лабораторно- практические занятия, экскурсия, домашняя и внешкольная работа, связанная непосредственно с учебным материалом.

Углубленное изучение отдельных вопросов возможно во внешкольной и внеклассной формах обучения, на экскурсиях, а в старших классах - на факультативных занятиях.

Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если организована внеклассная работа с учащимися, проводятся экскурсии, выполняется внешкольная работа.

Таким образом, используя эти взаимно дополняющие друг друга формы преподавания, можно обеспечить целостность образования и решить триединые задачи обучения: образовательные, воспитательные и развивающие.

2. Урок как основная форма организации учебного процесса в школе

Основной формой организации процесса обучения естествознанию считается урок. Классно-урочная система обучения имеет многовековую традицию. Попытки реорганизовать систему образования в 20-30-х годах и отказаться от классно-урочной системы потерпели неудачу и не встретили поддержки учительства. Урок остался основной формой организации учебного процесса в школе.

Учащиеся одного класса представляют собой не только группу сверстников, но и коллектив, в котором проходит основная, наиболее содержательная часть их учебной деятельности. Уроки проводят по твердому расписанию при постоянном составе учащихся и под непосредственным руководством учителя. Система уроков дает учителю возможность преподавать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной работой учащихся, вооружая их необходимыми умениями и навыками и развивая познавательные способности. Урок является важной частью работы учителя, требует от него специальной методической подготовки, определенного педагогического мастерства.

Уроки природоведения имеют определенную специфику и отличаются от уроков других предметов. На этих уроках учитель должен использовать методы обучения, свойственные естественным наукам, формировать определенные умения, которые потребуются в дальнейшем при изучении географии, физики, химии, биологии. Это - наблюдение природных объектов и явлений, выполнение опытов и практических работ, работа во время экскурсии и т.д. В результате изучения курса учащиеся должны получить определенную сумму знаний и развить логическое мышление.

Процесс усвоения новых знаний на уроке включает восприятие материала, его осмысливание и закрепление, самопроверку и проверку учителем. Все эти звенья процесса усвоения представляют собой единое целое и тесно взаимосвязаны.

В зависимости от дидактических целей и методов обучения все уроки можно разделить на 4 типа.

  1. Уроки приобретения новых знаний, умений и навыков.
  2. Уроки усовершенствования и закрепления знаний и умений; обобщающие уроки.
  3. Уроки проверки и учета знаний.
  4. Комбинированные уроки.

Из дидактики известно, что новые знания обычно формируются на основе определенных, ранее приобретенных знаний. Поэтому сообщение учащимся нового материала предполагает проверку у них опорных знаний и их восстановление, если они утрачены.

Исходя из этих положений, основным типом урока должен стать комбинированный урок, содержащий все звенья процесса усвоения, объединяющий работу по формированию новых знаний с совершенствованием и проверкой усвоенных ранее.

Структура такого урока может быть разной. Он может начинаться с проверки ранее полученных знаний, которая составит в этом случае отдельный структурный элемент урока. Такая структура урока чаще всего применима тогда, когда материал прошлого урока служит базой для изучения нового материала.

На уроках, другого типа проверка знаний не составляет отдельного структурного элемента, а осуществляется в процессе сообщения новых знаний, с которым предыдущий материал органически связан.

Возможны также уроки, где весь подлежащий усвоению новый материал сначала сообщается учащимся, а затем в процессе опроса полученные знания закрепляются и проверяются.

При другом построении уроков подлежащий усвоению материал разбирается на смысловые части, по каждой из которых последовательно проводятся сообщение новых знаний, их закрепление и проверка.

По-разному на уроке может быть организовано и закрепление изученного материала. Как правило, при формировании единичных понятий закрепление целесообразно проводить по ходу изложения нового материала путем сравнения по сходству и различию с пройденным ранее, с помощью проблемных вопросов и другими путями. Иногда закрепление может быть определенным структурным элементом урока, главным образом при формировании у учащихся новых общих понятий. В этом случае оно проводится в конце, после сообщения основного материала урока.

Кроме комбинированного урока проводят и такие, на которых резко преобладает какое-либо одно из звеньев, а другие сокращены или совсем отсутствуют. Таковы уроки изучения новых знаний, проверки и коррекции знаний, уроки обобщения и повторения.

На уроках изучения новых знаний проверка ранее пройденного материала как отдельный структурный элемент может отсутствовать. Ее или вообще не проводят, или иногда включают в непосредственно в процесс изложения нового материала для опоры на ранее полученные знания. Необходимость в уроках изложения новых знаний возникает обычно тогда, когда обширный по объему материал нецелесообразно дробить между двумя уроками и вместе с тем трудно уложить в то время, которое может быть выделено для наложения нового материала на комбинированном уроке. Чаще всего такие уроки проводят, когда нужно ввести учащихся в круг вопросов всего курса или какого-то крупного раздела. Иногда на таких уроках учащиеся выполняют большую практическую работу по вновь изученному материалу.

На уроках совершенствования и закрепления знаний обычно реализуются сразу две дидактические цели - повторение и обобщение, а также учет и проверка знаний учащихся. Главная дидактическая цель некоторых из этих уроков - повторение и обобщение ранее изученного материала; в этом случае учет осуществляется в процессе повторения. Могут быть и специальные контрольно-учетные уроки, где в процессе проверки знаний попутно повторяют и систематизируют ранее пройденный материал. Уроки повторения и проверки знаний обычно проводят в виде обобщающей беседы после изучения большой темы или раздела курса.

Специальные уроки по формированию или совершенствованию практических умений и навыков имеют место, главным образом при проведении практических работ, например, при определении сторон горизонта или полуденной линии, изучении свойств минералов и полезных ископаемых, изучении строения цветкового растения и т.д.

Все уроки естествознания взаимосвязаны, ориентированы на достижение целей образования и  составляют систему уроков. Уроки естествознания не являются застывшей конструкцией, они развиваются вместе с обществом и школой.

Современная школа предъявляет к уроку естествознания ряд новых требований, отличных от традиционно установившихся. Это не означает, что требования к уроку, выработанные общей и частными дидактиками, сегодня не применимы. Все они - научность, доступность, систематичность, опора на использование краеведческих материалов и другие - сохраняют свое значение и составляют основу методики преподавания естествознания. Однако следование только им уже не отвечает современным взглядам на начальное естественнонаучное образование.

Поскольку общая цель начального естественнонаучного образования - формирование первоначальных представлений и понятий о научной картине мира и обеспечение интеллектуального развития и духовного воспитания детей, цели отдельных уроков должны способствовать ее достижению. Это означает, что, разрабатывая систему уроков, учитель формулирует цель каждого из них с учетом общей цели обучения естествознанию. Таким образом, цели уроков становятся подцелями обучения или целями второго порядка.

При постановке целей каждого урока необходимо ответить, по крайней мере, на три вопроса.

1) Что должно быть усвоено?

2) Какие функции понятия должны быть  реализованы в процессе этого усвоения?

3) На какие ценности должно быть ориентировано содержание?

Цели урока - это система ценностей, которые надо сформировать у школьников в процессе обучения предмету. Наиболее значимые личностные качества детей, которые необходимо сформировать на уроках, - это социальная активность, мыслительная и операционная деятельность, умение осмысливать окружающую действительность, переносить теоретические знания на реальную жизнь, способствовать развитию самостоятельности в процессе решения учебных задач.

Второй важный показатель современного урока связан с переосмыслением роли и места учителя в учебно-воспитательном процессе. Творчески работающий учитель неизбежно переориентирует работу на уроке на использование не катехизисных, а эвристических методов обучения, обеспечивающих создание творческой образовательной среды в классе и интеллектуальное развитие детей.

Третье требование к современному уроку - использование разнообразных приемов и методов обучения. На одном уроке это может быть объяснительное чтение, на другом - работа с наглядными пособиями, на третьем - просмотр и пересказ (обсуждение) учебного кинофильма, на четвертом - обобщающее повторение пройденного и т.д. Разнообразие приемов и методов обучения - верный путь избежать скуки, монотонности, активизировать мыслительную деятельность детей.

И, наконец, современный урок в начальной школе должен быть направлен на формирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей. Только в коллективе, при сотрудничестве детей с учителем и между собой развиваются такие качества личности, как активность, трудолюбие и коллективизм.

Таким образом, оставаясь основной формой организации учебного процесса, урок видоизменяется и развивается. Главной его целью становится не передача знаний от учителя к ученику, а приобщение младших школьников к систематической творческой деятельности.

Хороший урок характеризуется следующими признавши:

-включением приемов, способствующих развитию логического мышления учащихся; проблемным построением;

  • активностью учащихся;
  • закреплением имеющихся и формированием новых умений и навыков;
  • творческой работой учителя, отсутствием трафаретности  в   построении и проведении.

Учебно-воспитательный процесс весьма разнообразен. в зависимости от цели и содержания учебного материала он требует применения различных методов и методических приемов, организационных форм, поэтому уроки должны быть разнообразны. Они должны быть •вправлены на развитие умственной деятельности, пытливости и стремления к познанию окружающего мира.

3. Подготовка учителя к уроку

Планирование учебной работы. Каждый урок является частью в системе уроков учебной программы. Поэтому, прежде чем планировать урок, учителю необходимо изучить программу по естествознанию для соответствующего класса, установить логическую последовательность в формировании понятий, определить формы организации учебного процесса и методы изучения учебного материала.

Планирование учебной работы начинается с составления годового плана. Весь программный материал делят на две части по полугодиям с учетом количества часов, отведенных на изучение курса, и числа учебных недель. Для составления плана необходимо знать число недель в полугодии и число недельных часов по курсу естествознания в классе, для которого составляется план. Согласно количеству часов и распределяются темы, которые должны быть изучены за этот срок.

Составление годового плана сводится к распределению программного материала по календарным срокам. Кроме того, здесь же планируются основные формы организации учебной работы помимо уроков.

В качестве примера рассмотрим тематическое планирование по курсу природоведения для IV класса (общее количество учебных часов по программе составляет 34 ч). Годовой (перспективный) план может быть составлен по следующий схеме (см. табл. 1).

Таблица 1

Темы (разделы) курса

Кол-во часов

Сроки

Формы организации учебной работы

1.Введение. Ориентирование на местности. План и карта 

6

01.09-13.10

Урок Практические работы - 3

2. Природа нашего края 

18

14.10-03.03.

Урок Практические работы - 5 Экскурсии - 3

3. Организм человека, охрана его здоровья 

9

10.03-13.05

Урок Практические работы – 4

Заключение 

1

14.05-20.05

Обобщающий урок

         

Наряду с годовым планированием составляется и тематическое планирование.

Тематическое планирование - это распределение учебного материала по урокам в пределах одной темы. При составлении тематического плана необходимо определить систему природоведческих понятий, формируемых при изучении данной темы, их последовательность, определить методы и средства обучения, распределить учебный  материал по урокам, согласно учебным часам, отведенным на изучение данной темы. Разрабатывая систему уроков в каждой теме, учитель должен выполнить ряд требований и рассмотреть каждый урок в теме как логическую часть этой системы.

Для составления тематического плана необходимо:

- выявить учебно-воспитательные задачи темы;
- определить содержание учебного материала по программе и учебнику, учебно-методической литературе;

- определить логическую последовательность изучаемых понятий;

- распределить учебный материал по урокам;

- определить формы организации учебного процесса, методы и средства обучения;

- составить тематическое планирование.

В качестве примера рассмотрим методику составления тематического планирования по двум темам курса природоведения IV класса по программе и учебнику З.А. Клепининой.

Тема1.    «Ориентирование на местности. План и карта».

Учебно-воспитательные задачи темы:

  • сформировать у учащихся первоначальные представления о горизонте и ямина горизонта, сторонах горизонта;
  • познакомить с устройством компаса, научить ориентироваться по компасу и солнцу;
  • дать представления о плане и карте, показать отличия рисунка, плана и карты местности, научить пользоваться простыми топографическими планами, ориентироваться по плану и карте.

Изучение понятий протекает в следующей логической последовательности.

  1. Открытая и закрытая местность.
  2. Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта.
  3. Ориентирование по солнцу.
  4. Компас, ориентирование по компасу.
  5. Ориентирование по местным признакам.
  6. Рисунок и план.
  7. План и карта. Физическая карта полушарий. Условные обозначения.

При составлении тематического планирования следует учесть особенности каждого урока, исходя из специфики рассматриваемых природоведческих понятий, и определить, какие организационные формы необходимо использовать в каждом конкретном случае. При изучении темы планируется провести три практические работы:

  1. Определение сторон горизонта по солнцу.

  2. Определение сторон горизонта по компасу.

  3. Составление плана школьного двора и работа с планом.

Тематический план можно составить по предложенной схеме (см. табл. 2).

Построение урока. Самая ответственная часть работы учителя - составление плана и конспекта урока. Наиболее распространенный типичный урок имеет трехчленную структуру, т.е. состоит из трех частей.

I.   Вводная, подготовительная часть.
Организационный момент. Подготовка класса к уроку.
Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.

II.  Основная часть.
Объяснение нового материала.

III.  Заключительная часть.
Закрепление и обобщение материала.
Задание на дом.

Эта типичная схема может быть измерена в зависимости от цели урока, как уже было отмечено выше. Структура урока определяется целью, содержанием, используемыми методами и приемами, возрастными особенностями учащихся. Разнообразие уроков - это одно из условий возбуждения и дальнейшего развития интересов учащихся к познанию. Урок не всегда должен начинаться с опроса, тем более в начальной школе. В I и II классах, когда учащимся, как правило, не задают домашних заданий, опрос и проверка знаний могут отсутствовать. Однако при любой схеме урока, если письменное домашнее задание было задано, его выполнение следует обязательно проверить.

При подготовке к уроку следует составить его развернутый план и конспект объяснения нового материала. Рассмотрим схему развернутого плана типичного комбинированного урока и методику подготовки к нему.

Таблица 2

План темы «Ориентирование на местности. План и карта». 6 ч.

курса

Тема

Основное содержание

Формы, методы и приемы обучения

Оборудование

Домашнее задание и внеклассная работа

1

Введение. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта

Что мы будем изучать в этом году. Что такое ориентирование? Открытая и закрытая местность. Горизонт. Линия горизонта. Изменение линии горизонта в зависимости от положения наблюдателя

Урок сообщения новых знаний. Беседа, рассказ, демонстрация таблиц, картин, работа с учебником

Стенная картина с изображением открытой и закрытой местности. Таблица «Изменение линии горизонта в зависимости от положения наблюдателя»

Текст в учебнике на стр. 7-10 читать и рассказывать, вопросы и задания 1-3 на стр. 11.

2

Стороны горизонта. Ориентирование по солнцу.

Основные и промежуточные стороны горизонта. Положение солнца на небосводе в разное время дня. Определение сторон горизонта с помощью гномона.

Комбинированный урок. Практическая работа «Определение сторон горизонта с помощью гномона и наблюдение за видимым движением солнца». Беседа, рассказ, самостоятельная работа

Таблица «Положение солнца на небосводе в разное время дня». Шест – гномон, колышки, сантиметр, веревка.

Текст в учебнике на стр. 10-15. Задание 4 стр.11, вопросы и задания на стр. 14 - 15.

3

Компас. Ориентирование по компасу.

Компас – прибор для ориентирования. История создания компаса. Устройство компаса. Правила работы с компасом.

Комбинированный урок. Практическая работа «Знакомство с работой компаса. Определение сторон горизонта по компасу». Беседа, рассказ, демонстрация работы магнитной стрелки, самостоятельная работа

Учебные компасы, большая намагниченная стрелка на подставке, магнит, железные предметы.

Текст в учебнике на стр. 15 - 19. Самостоятельное чтение  на стр. 20 - 21.

4

Обобщающий урок. Ориентирование по местным признакам.

Обобщение знаний учащихся по ориентированию на местности по солнцу, компасу, местным признакам. Повторение: стороны горизонта.

Обобщающий урок. Беседа – повторение учебного материала, самостоятельная работа учащихся. Сообщение учащихся об ориентировании по местным признакам. Работа с текстом на стр. 22. Экскурсия.

Компас, гномон, таблицы, картины с изображением муравейника, одинокого дерева; спилы стволов иди веток.

Повторение пройденного материла, вопросы и задания на стр.21.

5

Рисунок и план

Рисунок и план предметов, классной комнаты, местности. Условные обозначения. Изображение направлений на чертеже. Масштаб

Урок сообщения новых знаний. Практическая работа «Составление плана предметов, классной комнаты». Беседа, рассказ, демонстрация пособий, самостоятельная работа

Таблица с изображением плана местности. Различные предметы: кубик, пенал, мяч. Линейка и карандаш

Текст в учебнике на стр. 22- 24. Составить план свое комнаты, указать условные обозначения.

6

План и карта

Развитие умения ориентироваться по чертежу, знакомство с географической картой, отличие плана и карты. Изображение плана – школьного двора. Итоговая беседа по теме

Комбинированный урок. Практическая работа «Изображение плана местности (школьного двора)». Беседа, рассказ, самостоятельная работа по вопросам и заданиям в учебнике на стр. 26.

Таблица с изображением плана местности. Физическая карта полушарий, карта России, компас. Линейка, карандаши.

Текст в учебнике на стр. 24 – 26. Вопросы и задания  на стр. 26.

I. Тема урока.

Цель и основные задачи урока

Образовательные задачи. Выявление характера изучаемого материала, новых понятий и представлений, которые будут рассмотрены на уроке, материала, который нужно будет повторять и закреплять. Определение умений и навыков, которые предполагается сформировать в процессе обучения.

Воспитательные задачи. Воспитание таких качеств личности, как умение работать в коллективе, патриотизм, любовь к природе и бережное к ней отношение, эстетическое чувство и т.д.

Развивающие задачи. Определение характера мыслительной деятельности школьников на уроке, развитие логического мышления.

Методы и методические приемы. Определяются исходя из целей  и методов урока.

Оборудование урока. Определяется исходя из целей и методов урока.

II. Ход урока.

Вводная часть. Организационный момент. Проверка присутствующих учащихся, проверка домашнего задания, сообщение темы и цели урока, проверка подготовленности класса к работе.

Проверка знаний учащихся. Опрос. Приемы  и  методы опроса. Вопросы для фронтального опроса. Вопросы для индивидуального опроса. Организация работы учащихся при опросе.

Сообщение нового материала. Установление связи с ранее изученным материалом. Знакомство с предметом или явлением при наблюдении за натуральным объектом, его изображением, в процессе демонстрации опыта или выполнения самостоятельной работы. Детализация изучаемого материала. Формирование новых понятий.

Закрепление нового материала. Фиксация в тетради. Проверка степени усвоения нового материала. Заключительная беседа и подведение итогов работы на уроке.

Домашнее задание. Текст учебника (параграф, страницы), вопросы и задания, самостоятельная работа дома и т.д.

По развернутому плану составляется конспект урока.

Каждый урок должен быть тщательно подготовлен. Учитель намечает содержание урока в соответствии с тематическим планом; изучает материал по учебно-методической литературе; определяет объем сведений, который должен быть сообщен на уроке. Лишь после этого он приступает к составлению плана конспекта урока по предложенной выше схеме.

Преподаватель должен четко знать, в какой момент урока он будет использовать тот или иной метод и методический прием, средство наглядности, организовывать самостоятельную работу учащихся, выполнять рисунок на    доске.    Кроме   того,    необходимо    определить    тот   минимум

информации или рисунков, схем, которые учащиеся должны зафиксировать в тетради. Оборудование к уроку должно быть подготовлено заранее, а все опыты проделаны накануне. При организации практической работы необходимо определить, какой раздаточный материал должен быть на каждом ученическом столе, продумать инструктаж учащихся. Только тщательно продуманный и подготовленный урок может дать хорошие результаты.

Методика проведения урока. Рассмотрим теперь методику проведения комбинированного урока по каждому из указанных в плане пунктов.

Урок начинается с организационного момента. Учитель предлагает учащимся подготовить учебник и тетрадь, сообщает тему урока. Многие учителя называют тему урока лишь после опроса и повторения предыдущего материала, что также является вполне приемлемым. И в том и в другом случае тема урока должна быть обязательно записана на доске.

Необходимой частью комбинированного урока является опрос и проверка знаний учащихся по пройденному на предыдущих уроках материалу. Перед началом опроса можно дать учащимся 3-5 мин на повторение и освежение в памяти материала прошлого урока. Готовясь к уроку, преподаватель должен хорошо продумать, какой материал необходимо повторить, чтобы подготовить учащихся к восприятию нового. Опрос не должен занимать много времени, иначе новый материал не будет основательно разобран и изучен на уроке. На текущем уроке нет необходимости проверять весь заданный материал, есть смысл остановиться лишь на том, который необходим для изучения новой темы урока. По окончании изучения всей темы или раздела можно провести повторительно - обобщающий урок или урок по проверке и контролю знаний, где учет знаний будет более детальным.

Можно использовать фронтальные и индивидуальные формы опроса, ответ по рисунку на доске, по таблице. Кроме того, в качестве контроля ученик может воспроизвести опыт, продемонстрированный учителем на прошлом уроке или объяснить его. Очень важно, чтобы при минимальной затрате времени проверкой было охвачено максимальное число учащихся. В процессе опроса также важно определить, каким запасом знаний по изучаемой теме владеют учащиеся. В программе по естествознанию много такого материала, по которому у учащихся уже имеются представления, поэтому их необходимо выявить. Так, например, учащиеся при изучении осенних или зимних явлений в природе уже знакомы с основными признаками данного времени года. Поэтому перед объяснением необходимо задать соответствующие вопросы.

Для проведения опроса учитель должен заранее подготовить вопросы, при этом желательно, чтобы последние из них подводили учащихся к изучению нового материала. Такой плавный переход обеспечивает преемственность знаний, последовательность развития понятий и их взаимосвязь.

Центральная часть урока - это объяснение нового материала. На уроках естествознания должен быть максимально реализован принцип наглядности. Изучение всех предметов и явлений следует основывать на чувственном восприятии. Это поможет сформировать нужные представления и понятия. В ходе урока желательно использовать именно те пособия, которые являются наилучшими для данной ситуации.

Наглядные пособия должны быть отобраны тщательно, с учетом дидактических целей урока. Важнейшие условия успешного преподавания - хорошее знание учителем учебного материала и умение правильно использовать наглядное пособие. Это позволяет найти в каждом пособии наиболее существенные стороны, придумать приемы наиболее выгодной демонстрации объекта или опыта, что поможет создать у учащихся недостающие представления, сформировать понятия, активизировать их мыслительную деятельность.

Важным условием является также умение сочетать слово учителя со средством наглядности. Слово учителя - это наиболее существенный фактор успеха его работы. В зависимости от ситуации пособие служит иллюстрацией к словесному описанию или, наоборот, демонстрация наглядности предшествует объяснению и побуждает ученика к поиску ответа на поставленную учителем проблему.

Например, при изучении понятий о телах и веществах учитель объясняет, что все тела состоят из веществ. Из одного вещества могут состоять различные тела, и наоборот, из разных веществ могут состоять одни и те же тела. По ходу рассказа демонстрируются различные тела, изготовленные из одного вещества, и одинаковые тела, изготовленные из разных веществ (деревянные линейка, ложка, кружка; металлические линейка, ложка, кружка). Наглядные пособия конкретизируют слово учителя и способствуют формированию представлений и понятий о телах и веществах.

Однако возможен и другой способ подачи материала. После рассказа о том, что такое тело и вещество, учитель демонстрирует те же пособия и задает учащимся проблемные вопросы. Из каких веществ сделаны данные тела? Назовите одинаковые тела, состоящие из различных веществ. Из чего состоят тела? В чем состоит различие между телом и веществом? В этом случае объекты служат источником знаний, на основании их наблюдения учащиеся получают ответы на поставленные вопросы и делают выводы. Восприятие материала идет активно в ходе последовательных мыслительных операций учащихся, в отличие от первого способа, где ученики пассивно воспринимают учебный материал.

Наконец, при использовании наглядности необходимо максимально сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом объекте. До объяснения или выполнения самостоятельной работы не следует выставлять все объекты. Синхронность слова учителя и показа наглядности способствует концентрации внимания. Пособие должно появляться в нужный момент, чтобы не отвлекать учащихся от основной цели урока.

В начальной школе при организации первоначальных наблюдений на уроке необходимо по возможности использовать натуральные объекты.

Объяснение заканчивается подведением итогов и записью некоторых положений в тетради. Следует отметить, что тетрадь по естествознанию является важным условием успешного обучения. Ее заполнение приучает ученика к аккуратности, развивает умение фиксировать наблюдения, результаты, делать зарисовки, записывать сведения, отсутствующие в учебнике. Кроме того, в тетради ученик выполняет домашнее задание. Однако не следует перегружать учащихся записью определений, которые даны в учебнике, многочисленными пояснениями к рисунку. Недопустимо наличие двух тетрадей - «чистовой» и «черновой». Все записи должны вестись в одной тетради, которую учитель обязательно проверяет. Новые слова и термины должны быть записаны грамотно, на что нужно обращать особое внимание. За ведение тетради учитель выставляет оценку. Это приучает школьников к четкости выполнения работ, вырабатывает умение рисовать объекты, правильно фиксировать результаты опытов и наблюдений. Наличие хорошей тетради наряду с учебником обеспечивает успех в работе.

В конце урока проводится проверка степени усвоения нового материала. Она очень полезна как для ученика, так и для учителя, так как способствует закреплению изученного материала и дает возможность установить, насколько усвоен новый материал детьми. Закрепление знаний желательно организовать в виде фронтальной беседы. Пункты плана объяснения нового материала в конспекте урока можно использовать в качестве вопросов для проверки усвоения материала.

Перед началом закрепления необходимо задать учащимся задание на дом по учебнику, тетради или дополнительной литературе. Это нужно сделать заранее, чтобы успеть разобрать особенности домашнего задания и в случае необходимости провести разъяснение. Если давать домашнее задание в самом конце урока, практически одновременно со звонком, внимание учащихся не будет на нем фиксироваться и оно может остаться невыполненным до конца.

2.6.  Особенности уроков естествознания

Уроки объяснительного чтения. Уроки естествознания в начальной школе имеют свою специфику. Это связано с тем, что в младших классах учащиеся не только знакомятся с предметом и приобретают знания естественнонаучного характера, но и осваивают навыки чтения и письма. В этой связи большое значение при изучении природы приобретают уроки объяснительного чтения. Они решают три основные задачи:

  1. дают детям новые знания и природоведческие понятия;
  2. способствуют развитию навыков чтения;

3)помогают им разбираться в прочитанном тексте.
Кроме того, одновременно при ведении тетради формируются навыки письма.

Особенно важное значение такие уроки имеют в 1-2 классах, когда навыки чтения слабо развиты. Здесь можно организовать чтение вслух, причем каждый абзац учитель должен комментировать и разбирать вместе с детьми. Дети старшего возраста могут читать статью про себя, а после ее прочтения следует организовать общую беседу по вопросам.

При усвоении естественнонаучных понятий большое значение придается чтению деловых статей, что требует иного подхода, чем при работе с художественной литературой.

На уроках природоведения объяснительное чтение с использованием наглядных пособий и наблюдений,  беседы и рассказа, что обеспечивает детям  понимание текста, а также с выполнением практических  работ и участием в экскурсиях. Если объяснительное чтение не будет сочетаться с этими методами и формами организации учебной работы, оно может остаться формальным, схоластическим  приемом,  преследующим  только одну цель -  научить детей читать.

Организация работы учащихся с учебником требует от учителя большой методической подготовки. Необходимо продумать, чтение каких статей наиболее полезно для того, чтобы подвести детей к пониманию явления или объекта, которые в них описаны, определить методы и средства, помогающие усвоению материала (демонстрация объекта или явления, организация наблюдения, использование жизненного опыта ребят и т.д.).

Уроки объяснительного чтения состоят из следующих элементов: подготовка учащихся к восприятию текста статьи, чтение статьи, разбор текста и словарная работа, составление плана для пересказа и пересказ статьи учениками.

Различают пять типов уроков объяснительного чтения:

1) чтение в связи с самостоятельными наблюдениями учащихся ( изучение явлений природы в различное время года, наблюдения за погодой, за ростом и развитием растений из семени и т.д.;

  1.  чтение, проводимое после предметных уроков, таких, как изучение полезных ископаемых, устройства компаса, знакомство с органами цветкового растения и т.д.);
  2.  чтение после демонстрации опытов, например, при изучении свойств воды или воздуха;
  3.  чтение, подготовленное рассмотрением наглядных пособий с соответствующей беседой и рассказом учителя (уроки по изучению многообразия растений и животных);
  4.  чтение после экскурсии, например, в лесопарк при изучении сообщества леса и ярусности.

Все типы уроков объяснительного чтения по природоведению отличаются друг от друга тем, как осуществляется первый элемент урока - введение в понимание текста и содержания статьи.

Чтение на основе наблюдений. Учитель предлагает учащимся пронаблюдать какое-либо явление. Далее в логически выстроенной беседе ученики осмысливают наблюдаемые явления и выявляют причинно-следственные связи, что способствует освоению новых природоведческих понятий и развивает мышление. Чтение и обсуждение текста позволяет расширить знания учащихся и дополнить их жизненный опыт.

Чтение после проведенных опытов. Начиная с I класса дети наблюдают различные природные явления, которые воспроизводятся учителем в процессе демонстрации опытов, например: таяние снега, переход льда из твердого состояния в жидкое, испарение воды, водопроницаемость почвы и т.д. После проведенных наблюдений ученикам можно предложить прочитать соответствующую статью и сделать необходимые выводы.

Чтение после предварительной беседы с использованием наглядных пособий. Такие уроки могут иметь самое разнообразное содержание, но при любых вариантах они состоят следующих этапов:

  1. беседа или рассказ учителя с использованием раз личных пособий, вводящих детей в понимание текста, но не раскрывающих до конца всю тему;
  2. чтение статьи и словарная работа;
  3. беседа по прочитанному.

Чтение после экскурсии. Такие уроки проводят в том случае, когда материал экскурсии необходим для понимания текста учебника. Обычно это имеет место тогда, когда экскурсия проводится как вводная, ознакомительная, перед изучением новой темы.

Предметные уроки. Под предметным уроком понимают такой урок, на котором дети имеют дело с самим изучаемым предметом, а не с его изображением.

Предметные уроки - это уроки, посвященные отдельным предметам, из которых состоит окружающий детей материальный мир. К ним относятся разнообразные предметы природы - минералы, растения, животные, всевозможные вещи, изготовленные из природных материалов.

Предметные уроки, обеспечивая учащимся первичную ступень познания - живое созерцание, способствуют накоплению четких эмпирических представлений о формах и явлениях окружающего мира. На основе жизненного опыта, получаемого в результате непосредственного общения детей с изучаемыми предметами, формируются конкретные представления, углубленные и обобщенные понятия.

Предметные уроки обеспечивают первичное знакомство с предметом через ощущения. Незнание становится

знанием, когда изучаемый предмет действует на наши органы чувств. В процессе проведения таких уроков у учащихся вырабатываются практические умения и навыки, абстрактные понятия конкретизируются.

Нередко предметные уроки проводят после экскурсии в Природу или на производство, где учащиеся получают возможность познакомиться с предметом изучения в его естественной, природной среде.

При проведении предметного урока учитель тщательно продумывает не только содержание урока, но и моменты включения предметной наглядности в его структуру, сочетание демонстрации объекта или явления со словом. На уроках необходимо направлять внимание учащихся на получение знаний, и одновременно дополнять знания и понятия, полученные ранее.

Подготавливая материал и пособия  к  предметному уроку, учитель должен четко представить себе, что дети будут воспринимать своими органами чувств. Например, при ознакомлении учеников  с внешним видом насекомых  надо показать особенности покровов тела у жука и бабочки,  количество ног, наличие  крыльев у  представителей этого класса, для чего вполне пригодны коллекции сухих бабочек и жуков в окантованных под стекло коробках.

Как правило, во время предметного урока организуется практическая работа учащихся, для  чего на каждую парту или еще лучше, каждому ученику выдаются изучаемые  предметы. Для организации самостоятельной работы учитель подготавливает  ряд вопросов, которые должны заставить учащихся  мыслить,  делать выводы,  выявлять те особенности  предмета, с которыми они познакомились в процессе  работы на уроке.

Изучаемый объект на предметном уроке служит не только иллюстрацией к рассказу учителя, но и источником новых знаний. Поэтому не следует предметные уроки заменять рассматриванием изображения предмета на картине или его словесным описанием в книге, рассказом учителя.

Изучение отдельных предметов на уроках есть средство формирования общих понятий, так как в процессе изучения предметов участвуют все органы чувств ребенка, и он имеет возможность путем сравнения прийти к определенным обобщениям.

В случае невозможности обеспечить каждого ученика раздаточным материалом или  если объект достаточно крупный, он может демонстрироваться учителем. Демонстрируемые предметы необходимо по возможности дать учащимся потрогать, рассмотреть поближе. Для этого учитель подносит предметы к каждой парте или передает по столам учащихся.

При организации работы с предметами на  уроке учитель должен постоянно вовлекать учащихся в  процесс познания, продумать их работу на уроке. В таком случае дети выступают  не как пассивные зрители, а как активные участники этого процесса, что позволяет удержать внимание учащихся в  напряжении,  усилить мыслительную деятельность, облегчает понимание и усвоение материала.  Поэтому на предметном уроке учителю желательно выбрать в качестве словесного метода проблемную беседу, больше заставлять детей  думать и говорить. Беседу необходимо построить так, чтобы дети на основе наблюдения и изучения предмета самостоятельно отвечали и делали выводы. Такая работа требует о учителя большой подготовки к уроку. Ему необходимо самому заранее хорошо познакомиться с предметом, изучаемым на уроке, составить проблемные вопросы, организующие деятельность учащихся.

Содержание предметного урока не может ограничиться только поверхностным эмпирическим знакомством с внешними свойствами объекта. Должно быть сформировано, возможно, более полное понятие об изучаемом предмете. Для этого учитель может использовать на уроке опыты, рисунки, детализирующие изучаемый объект, художественные картины, показывающие состояние объекта в естественной обстановке.

В предметном уроке можно выделить следующие этапы:

1)         демонстрация предмета, его название (связь зрительного образа и слова);

2)        наблюдение и восприятие целого предмета и его частей, но без особой детализации;

  1.  рассмотрение отдельных частей предмета, главных и второстепенных;
  2.  сравнение новых предметов с ранее изученными, выяснение признаков сходства и различия;
  3.  обобщение - объединение всех знаний, полученных из личных наблюдений, беседы или рассказа учителя;
  4. закрепление материала на последующих уроках и внеклассных занятиях (чтение статьи в учебнике, наблюдения, зарисовки, лепка, составление коллекций, общественно-полезные работы и пр.).

В зависимости от характера материала приведенная схема может изменяться.

Например, при общем знакомстве с органами цветкового растения учитель демонстрирует это растение, называет и просит его рассмотреть. Затем с помощью наводящих вопросов он организует рассмотрение отдельных органов, выясняя их особенности и функции. Так, рассматривая корень и сравнивая его со стеблем, учащиеся отмечают отсутствие зеленого цвета, листьев, наличие ветвления. Основываясь на личном опыте, они высказывают предположения о функции корней растений. По такой же схеме рассматриваются и изучаются другие части растения, определяется назначение каждого органа. Затем весь материал обобщается и делается общий вывод о строении цветковых растений.

Далее учащимся предлагают зарисовать объект и сделать соответствующие подписи к рисунку. Знания, полученные в процессе наблюдения и беседы, закрепляются при выполнении рисунка, что дает возможность сконцентрировать внимание на существенных деталях, лучше рассмотреть и запомнить объект. Иногда после организации наблюдения полезно провести объяснительное чтение, сравнить  наблюдаемый объект с его описанием в тексте.

Уроки  с  демонстрацией  опытов.   Изучение    явлений    природы невозможно представить   без эксперимента. Поэтому  так необходима на уроках природоведения   демонстрация   опытов. Эксперимент составляет важный этап познания явлений и свойств  предметов в процессе изучения наук о природе.  Через  наблюдение   и  опыт учащиеся  познают свойства веществ и предметов,   приобретают   необходимые  факты для сравнения, обобщения и  выводов. Эксперимент,   являясь, с одной стороны, методом познания явлений, в то же время свидетельствует об объективности научных знаний о природе. Он    служит одновременно   и объектом    изучения, и средством обучения. Использование    эксперимента на  уроках   природо - ведения позволяет дать учащимся первоначальные представления о методах изучения природы и ее законов.

Учебный эксперимент выполняет несколько функций:

1) исходного момента, отправной точки в процессе познания природы;

2) средства доказательства или опровержения выдвинутых предположений;

3) средства развития и совершенствования теоретических знаний;

4) средства формирования и развития интереса учащихся к естественным предметам;

5) средства формирования практических умений и навыков в процессе  самостоятельной работы.

К школьному эксперименту или опытам предъявляют ряд требований:

1. Опыт должен быть достаточно прост в выполнении , чтобы учащимся было легко воспринимать сущность происходящего;

2 .Опыт должен быть доступен пониманию учащихся, строится на известных фактах и явлениях.

3.        Демонстрационный опыт должен быть максимально  наглядным , чтобы его мог воспринимать весь класс. При этом следует использовать демонстрационный столик, темный или белый фон, при необходимости подкрашивать жидкости.

4. Опыт должен быть надежным и всегда получаться. Обязательное условие - его предварительная подготовка и проверка. Никогда нельзя полагаться на случай, даже если опыт очень прост.

5. Никогда не следует заранее рассказывать учащимся, что должно получиться в результате опыта, ибо это снижает его педагогическую ценность.

6. При постановке опыта следует точно распределить время. Некоторые опыты следует закладывать заранее до начала урока или в самом его начале, а окончание или результаты демонстрировать позже, в процессе объяснения.

7. Все оборудование к опыту должно находиться у учителя под рукой. Следует также подготовить второй экземпляр приборов, чтобы в случае неудачи опыт можно было повторить.

В зависимости от сложности опыта и доступности изучаемого материала эксперимент может быть поставлен в качестве иллюстрации к объяснению учителя или в исследовательском следовательском плане при проблемном построении урока. В первом случае демонстрации опыта должно предшествовать его подробное объяснение, а во втором - перед учащимися ставится проблема и эксперимент предшествует объяснению учителя. При постановке опыта необходимо объяснить его цель, условия проведения, организовать наблюдения и сделать выводы. Это достигается в процессе беседы по заранее спланированным вопросам. Желательно, чтобы суть опыта учащиеся кратко записали в тетради.

Особенно важное значение приобретают опыты при изучении свойств веществ ( воды, воздуха, почвы), при изучении каких-либо явлений природы    (развитие растений из семени, перехода воды в различные состояния).

5. Организация практических работ

        Практические, или лабораторные работы характеризуются тем, что учащиеся самостоятельно работают с конкретными объектами, выполняют определенные опыты.  Практические работы позволяют наиболее полно осуществлять принцип наглядности  и предметности в обучении. Здесь идет соединение работы органов чувств с органами движения. Осязая предметы, учащиеся  полнее исследуют их  свойства, лучше познают окружающий мир. На лабораторных занятиях ученик ставиться в положение исследователя. Одновременно с приобретением теоретических знаний происходит формирование практических умений и навыков.

Цель практических работ может быть разной:

  • формирование и совершенствование природоведческих знаний;
  • формирование и совершенствование практических умений и навыков и способствуют более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала.

Эффективность практических работ будет выше, если они проводятся систематически с начала изучения курса природоведения, с постепенным усложнением заданий и последовательным нарастанием степени самостоятельности учащихся при их выполнении.

Первые практические работы проводятся под непосредственным руководством и наблюдением учителя в классе, который следит за выполнением работы, дает указания, оказывает необходимую помощь. Т.о. преподаватель подготавливает школьников к дальнейшему самостоятельному  выполнению практических работ.

Для проведения работ необходима тщательная подготовка учителя: подбор материалов, составление заданий и определение приемов их выполнения.

Объектами изучения на практических работах являются натуральные объекты природы (песок, гранит, комнатные растения, веточки ели, сосны и др.). Материал собирается на экскурсиях и подвергается детальному изучению на уроке. Учащиеся могут сами принимать участие в подготовке практических работ: наморозить лед, прорастить семена и т.д.

При проведении практических работ надо приучать детей к аккуратности.

Выделяют этапы и последовательность проведения практических работ:

  1. сообщение названия работы;
  2. определение ее цели;
  3. выдача оборудования и объектов;
  4. инструктаж, объяснение плана работы;
  5. выполнение работы: фронтальное, групповое, индивидуальное;
  6. заключительная беседа, выводы.

Существует два способа проведения практических работ:

  • Фронтальный – работа проводится одновременно со всем классом под руководством учителя; разбивается на отдельные этапы, которые выполняются по команде учителя. Учитель полностью руководит работой учащихся и контролирует ее; прежде чем перейти к следующему этапу, должен убедиться, что все учащиеся выполнили текущую работу. Работа четко регламентирована и занимает непродолжительное время.
  • Индивидуальный - работа по инструктивным карточкам;  каждый ученик или каждая пара выполняет задание самостоятельно, осмысливая каждый пункт работы; учащиеся работают в индивидуальном темпе, могут выполнять даже разные задания; мыслительная деятельность учащихся протекает активно, они сосредоточены, нацелены на выполнение работы; по продолжительности такая работа занимает больше времени.

Организация практической работы индивидуальным способом требует от учителя большего мастерства, а от учащихся  - наличия исследовательских навыков.

Практические работы могут быть использованы на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении знаний, повторении пройденного. По времени могут занимать весь урок или всего 10 – 15 минут.

Виды практических работ, используемых на уроках естествознания различны:

  1. работы с предметами природа;
  2. работы с приборами или их моделями;
  3. работы с планами, картами и др.;
  4. графические работы (выполнение схем, чертежей, рисунков).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"

Урок географии по теме: "Ориентирование на местности. Азимут"Цели урока:Обучающие:создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азиму...

Презентация по теме "Ориентирование на местности" 6 класс

Презентация по теме "Ориентирование на местности" 6 класс...

план-конспект по географии с использованием ЭОР в 6 классе по теме "Ориентирование на местности"

план-конспект по географии с использованием ЭОР в 6 классе по теме "Ориентирование на местности" 6 класс (линия учебников Е.М. Домогацких)...

Урок-презентация на тему: "Ориентирование на местности"

В презентации наглядно показаны способы ориентирования на местности по местным признакам, по звездам, солнцу и луне, при помощи часов и подручных средств....

Урок географии в 5 классе на тему "Ориентирование на местности".

Цель урока:сформировать представление о способах ориентирования на местности;учиться с учащимися определять азимут.Задачи урока:ü     образовательные: ввести новые понятия план мес...

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема "Ориентирование на местности. Азимут".

Технологическая карта урока географии в 5 классе составлена на основе учебной линии "Полярная звезда". Это первый урок в разделе "План и карта"....

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Ориентирование на местности без карты

Ознакомить учащихся со способами измерения расстояний до предметов различными способами....