Главные вкладки

    Урок географии в 5 классе на тему "Ориентирование на местности".
    план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

    Аганян Татьяна Александровна

    Цель урока:

    • сформировать представление о способах ориентирования на местности;
    • учиться с учащимися определять азимут.

    Задачи урока:

    ü     образовательные: ввести новые понятия план местности, ориентирование, азимут, топографические карты, аэрофотоснимки, космические снимки, компас.

    ü     развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.

    ü     воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

    Планируемые результаты:

    Ø     личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

    Ø     метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

    Ø     предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий ориентирование, компас, азимут.

    Универсальные учебные действия:

    Ø     личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения азимута;

    Ø     регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;

    Ø     познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.

    Ø     коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

    Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

    Учебник: под редакцией А.И.  Алексеева

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_orientirovanie_na_mestnosti.doc893.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Красновская средняя общеобразовательная школа

    Тарасовского района Ростовской области

    Конспект урока по географии
    в 5 классе

    «Ориентирование на местности»

    подготовила

    учитель географии и биологии

    Аганян Татьяна Александровна

    Тарасовский район
    2015

    Цель урока:

    • сформировать представление о способах ориентирования на местности;
    • учиться с учащимися определять азимут.

    Задачи урока:

    • образовательные: ввести новые понятия план местности, ориентирование, азимут, топографические карты, аэрофотоснимки, космические снимки, компас.
    • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
    • воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

    Планируемые результаты:

    • личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
    • метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
    • предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий ориентирование, компас, азимут.

    Универсальные учебные действия:

    • личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения азимута;
    • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
    • познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
    • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

    Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

    Учебник: под редакцией А.И.  Алексеева

    Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Организационный момент.

    Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

    Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

    Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

    Тихо сели. Настраиваемся на урок. 

    1. Актуализация знаний.

    Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

    - Обратите ваше внимание на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» на титульном листе темы. У каждого человека бывают такие ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу. И что же делать?

    (варианты ответов детей)

    - Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой не мало интересной темы «План и карта». Географическая карта начнет раскрывать нам свои секреты. Вы знаете, в чем заключается еще один секрет?

    - Тогда давайте вместе попробуем его открыть.

    - Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.

    - В глубокой древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря этой карте вы легко сможете найти дорогу и возвращаться домой. Чем больше вы в жизни путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

    - Так попробуйте теперь назвать тему нашего урока. (учащиеся называют тему урока).

    - А каковы цели нашего сегодняшнего урока?(цели на слайд)

    - Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья.

    - А теперь, вы, ребята, вспомните каким образом можно сориентироваться на местности, если вы потеряли дорогу к лучшему другу в городе?

    Вспоминают…(П)

    Определяют…(Р)

    Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

    1. Мотивация.

    - Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы географическая карта продолжала раскрывать свои секреты.

    1. Создание проблемной ситуации.

    Создает проблемную ситуацию.

    - Что такое горизонт?

    - Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший прибор?

    - Как называется этот прибор для ориентирования на местности?

    - Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.

    (записываем тему в тетрадь, на слайде - тему урока).

    Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

    1. Целеполагание.

    Представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

    -Что вы сегодня будете изучать?

    -Что, по-вашему, мнению, побудило людей уметь ориентироваться?

    Подвести к выводу: для чего необходимо изучать ориентирование,  определять азимут?

    (Организует обсуждение возникших затруднений). 

    Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности.

    Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

    1. Планирование.

    Представляет материал, побуждающий к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает  учащимся самим составить план.

    - Откройте учебник на стр.30 и прочитайте название  параграфа 8 название еще одного секрета географической карты.

    Работа в группах. (К) Обобщают результаты извлечения информации из учебника (П), составляют план деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания.

    1. «Открытие» новых знаний.

    Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

    - Как же устроен компас?

    - Людям каких профессий он необходим?

     (дети работают самостоятельно с учебником  рассматривают рисунок 19 и называют основные составные части компаса)

    - По компасу определяют азимут. А что такое азимут, вы найдете в учебнике. (учащиеся работаю с учебником)

    - Прочитайте в учебнике параграф 8 и расскажите, как правильно определить азимут.

    (работа с учебником стр. 30, абзац №3)

    - Как же определить азимут на местности?

    Практические задания по определению азимута на предметы (рис. 19 учебника).

    - Разбейтесь на группы и найдите азимуты на предметы в кабинете географии, а также выполните задание в конце параграфа №4, 8, 9.

    Обсуждают…

    Обосновывают…

    Оценивают…

    Осуществляют…

    Обнаруживают…

    Представляют…

    (работа в группах)

    1. Физкультминутка.

    Мы шагаем, мы шагаем.

    Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

    Вдруг мы видим: из куста

    Выпал птенчик из гнезда.

    Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.

    Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

    Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

    На поляну мы заходим, много ягод там находим.

    Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

    В окошко мы увидели и речку, и цветы.

    Узнали много нового и я, и ты, и мы.

    1. Закрепление.

    - А теперь вспомните, по каким еще приметам народным можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса?

    - Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет.

    - А теперь давайте посмотрим в учебник на стр. 31 и попробуем сформулировать определение понятия «план местности». (работа с атласом, с условными знаками)

    (Выясняем значение плана местности в повседневной жизни, хозяйственной деятельности. Приходилось ли кому нибудь встречаться в жизни в планами местности?)

    - Работаем с рисунком 20 на странице 31 учебника: выясните, какие объекты нанесены на план и как вы об этом узнали?

    - А теперь создайте свой мини-проект в группе, нарисуйте воображаемый участок местности, укажите на нем условными знаками изображения на местности..

    (Включить тихо музыку)

    Защита проектов.

    - Вот мы с вами познакомились с планом местности, скажите, чем же он отличается от аэрофотоснимков?

    Демонстрируют знания (П), понимание (Р).

    Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р).

    1.  Итог урока (рефлексия).

    Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.

    - Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока?

    (информационные листы у каждого на столах:

    Что нового узнали на уроке?

    Чему научились?

    Какие были трудности?

    Что хотели бы узнать дополнительно?

    Объясняет домашнее задание: §8 рабочая тетрадь №1-4

    Список использованной литературы

    1. Алексеев А.И., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006.

    2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.


    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1.  Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.
    2.  Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
    3.  Песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
    4.  
    http://sitename.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок географии и истории "Условные знаки плана местности"

    Цель: Способствовать обогащению знаний детей о плане, рисунке, карте и условных знаках.Задачи:1.     Формировать знания у детей об условных знаках плана местности, умения сравниват...

    урок географии 5 класс по теме "План местности"

    Тема урокаПлан местностиАвтор учебникаИ.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. СонинЦели урокаСоздание условий для усвоение темы «план местности»; для формирования  понятий: «план местности», «условные...

    Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

    Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

    открытый урок в 8 классе Природная зона нашей местности - лесостепь

    Урок в 8 классе на основе краеведческого материала нашей местности - села Палатово Красногвардейского района Белгородской области....

    Презентация к уроку географии 6 класс "География в загадках".

    Предлагаю красочную презентацию к уроку географии по теме "География в загадках" для 6 класса. В ней представлены загадки с ответами-картинками. Можно использовать на уроках повторения в кон...