Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Братусь Юлия Федоровна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для ученика продукта, ( презентации, эссе, модели и др).Конспект урока может быть использован в курсе 7 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
                   Ключевского района Алтайского края

Конспект урока географии 5 класс

«Биосфера – сфера жизни»

Центры происхождения культурных растений

(на основе системно-деятельностного подхода)

подготовила

учитель географии

Братусь Юлия Федоровна

с. Ключи 2015

Предмет: география

Класс: 5

Тема урока: «Биосфера – сфера жизни», урок № 49

Учебник: «География.5-6классы». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярная звезда)

Цели: формировать способности учащихся к анализу и самостоятельному сопоставлению; способствовать формированию собственного представления учащихся  о культурных растениях и их происхождении

Задачи:

-   обучающие:  расширить знания о разнообразии культурных растений; изучить появление культурных растений на территории России, сформировать представление о центрах происхождения культурных растений; показать влияние деятельности человека на растительный мир

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знать основные факторы, влияющие на распространение организмов;

-  объяснять причины неравномерного  распространения растений на Земле;

- знать о появление культурных растений на территории России,

 - называть центры происхождения культурных растений

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах. Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация 

Средства обучения:  учебник, атлас, рабочая тетрадь, видеофрагменты, презентация, физическая карта полушарий, электронное приложение.                    


Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Биосфера – сфера жизни»

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вспомните: Какие оболочки Земли мы изучили? Что нам неизвестно о Биосфере?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Побуждает  учащихся     на  создание проблемной ситуации (Приложение)

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока. « Центры происхождения культурных растений»
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. «углубление знаний о культурных растениях и их происхождении»

Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.(Приложение)

Цель записывается на доске и обсуждается (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод(П , Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти  в тексте учебника и узнать  информацию о биосфере; о том, каковы особенности биосферы; что  вам известно о происхождении растений; какие виды растений вам известны

- задаёт вопрос  сравнение

Стимулирует активное участие всех детей к практической части

для выполнения  задания к рис.106 на стр.158.

Работают с учебником : находят и узнают  информацию,  передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).

Практикум: работа в группах (4)Создают презентации, формулируют вывод о круговороте в биосфере.  (П,Р,К.)

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. (Приложение)

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль человека в изменении биосферы»

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально,обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.(Р,К ,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке  давайте сделаем первый вывод, как одинаковые культурные растения оказались в разных уголках земного шара?

Как вы считаете, почему основные центры происхождения культурных растений расположены в районах тропиков и субтропиков? Как вы считаете, а зачем людям нужны знания о происхождении культурных растений?

Ответы учащихся.

 Именно человек многие виды растений переместил  на все континенты в виде культурных растений

Знания о центре происхождения культурного растения необходимы для ухода за ним, создания таких условий, к которым оно приспособлено эволюцией

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к  цели (Р,Л,П)

Этап 6. Домашнее задание

Комментирует д/з : §48, повторить тему «Атмосфера»

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.


Приложение

Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:

  1. Вспомните (устно): Какие Оболочки существуют на Земле?
  2. Что же такое культурные растения?
  3. Какие культурные растения вы знаете?
  4. Откуда они ?

Этап 2.

 Задание для создания проблемной ситуации.

- что вам известно о Биосфере?

1. «Третий лишний»

- Помидор, Капуста ,Елка

- Кукуруза, Свекла, Яблоко

- Морковь,Ковыль,Пшеница

2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):

А) Из общего числа видов организмов примерно пятая часть приходится на растения.

Б) Родина всех овощей Южная Америка?

В) Человек влияет на распространение растений на Земле?

 (Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.

  1. Какие виды растений составляют биосферу?
  2. Как они различаются ?

Этап 3. Откуда пришли к нам овощи на наш стол ?

Сегодня тема нашего урока: центры происхождения культурных растений, целью которого является углубление знаний о культурных растениях и их происхождении

Для этого вам предстоит совершить виртуальное путешествие по нашей стране и узнать на самом ли деле культурные растения, которые мы привыкли считать исконно русскими, являются таковыми. Или же фрукты и овощи, которые мы постоянно употребляем в пищу - заморские гости, приехавшие в нашу страну.

Итак, сначала давайте вспомним, что же такое культурные растения (мультимедиа). Культурные растения произошли от дикорастущих форм, в результате их коренных изменений под влиянием деятельности человека. Древний человек, находя в природе полезные для себя растения, сначала просто собирал их, а затем стал выращивать, разрыхлял почву мотыгой и, при необходимости, поливая посевы. Большинство культурных растений имеют древнюю историю, а некоторые возникли совсем недавно. Например, пшеницу возделывали уже в 7 тысячелетии до нашей эры, а сахарную свеклу с начала 19 века.

Благодаря археологическим находкам стало известно, что у шумеров уже 5-4 тыс. до нашей эры в земледелии были элементы искусственного отбора, и они выращивали ячмень, пшеницу, лук, чеснок, огурцы. В Египте в конце 5-4 тыс. до нашей эры выращивали ячмень, фасоль, чечевицу, виноград. В Китае выращивали просо, рис, чай, сою уже во 2 тыс. до нашей эры.

Влияние человека на мир растений резко возросло в эпоху великих географических открытий. Многие растения были широко расселены по земному шару, введены в культуру.

Задача: Представьте группу растений и опишите откуда они ?

Этап 4. Представляют презентацию своей группы

Этап 6. Рефлексия (итог урока)

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...

Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного подхода

Конструирование и анализ урока математики на основе системно-деятельностного  подхода...

Конспект урока английского языка для 5 класса по теме "Оборот "used to" в системно-деятельностном подходе

Урок английского языка по теме "Оборот "used to" для учащихся 5 класса разработан в рамках системно-деятельностного подхода, является уроком открытия нового знания. В ходе урока ученикам предлагается ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...