Сценарий урока математики на основе системно-деятельностного подхода «Умножение натуральных чисел» (учебник Н.Я.Виленкина).
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Костина Екатерина Николаевна

Тип урока: открытие новых знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Группа учителей математики:

Д.Х. Е., МБОУ ООШ №14, г. Южно-Сахалинск,

Е.Н. Костина, МБОУ СОШ №5 г. Оха,

И.А. К., МБОУ СОШ №1. г. Поронайск,

Е.Ф. П., ГБПОУ «СТОТиС», г. Холмск,

А.А. С., МБОУ СОШ №5, г. Оха.

Сценарий урока математики

на основе системно-деятельностного подхода

Тема урока: «Умножение натуральных чисел» (учебник Н.Я.Виленкина).

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока: формирование умения умножать натуральные числа с применением их свойств; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Результаты обучения:

Предметные: в познавательной (интеллектуальной) сфере: правильное выполнения действия умножения натуральных чисел; знать и уметь применять на практике свойства умножения натуральных чисел.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровнен адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; регулировать свою волю в ситуации затруднения.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Основные понятия: множитель, произведение, законы умножения.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

 

-Я каждому из вас раздала лучик солнышка и тучку. На солнышке запишите свои опасения на уроке, на лучике – ожидания от урока. Выйдите к доске, прокомментируйте, прикрепите к диску солнца.

-Посмотрите на доску. Какая погода? Объясни почему так считаешь?

-Какую погоду мы должны создать на уроке? Для чего?

Выполняют задание.

Облачная, т.к. солнце и тучи. Чего-то всегда боимся, всегда хотим получить положительный результат.

Солнечную, чтобы получилось все хорошо.

Самоопределение (Л); смыслообразование (Л); анализ (П).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

-Придумай задачу по рисунку:

-Решите задачу.

-Каким действием решали?

-Почему действия разные, а ответ один?

-Сформулируйте тему урока.

Правильно тема звучит так: «Умножение натуральных чисел».

-Назовите компоненты умножения.

-Попробуйте это записать при помощи букв.

-Что получилось? (Как называется полученная запись?).

Найди периметр квадрата со стороной 25 м.

Р = 100м

Сложением, умножением.

Сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением.

Умножение.

Первый множитель, второй множитель, произведение.

а+а+а=3а

(Э1)

Правило, эталон.

Поиск и выделение информации (П), установление причинно-следственных связей (П), выдвижение гипотез  и их обоснование (П); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

-Посмотрите, как изменилась картинка.

-Как изменится наша задача.

-Как решили?

-Почему все решали по-разному, а ответ один? Как удобнее?

-Что помогало?

-Чему будем учиться на уроке?

Найди периметр трех квадратов со стороной 25 м.

25·4·3=300м

Свойства умножения.

Переместительное, сочетательное.

Умножать, применять свойства.

Поиск и выделение информации (П), установление причинно-следственных связей (П), выдвижение гипотез  и их обоснование (П); достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

4. Реализация построенного проекта

-Попробуйте создать эталон для этих свойств. Обсуди с соседом.

- Какие еще свойства можно записать при помощи букв?

-Для чего нужны свойства?

- У вас на столах есть листок с заданием. Из предложенного списка выберите те, которые подойдут для сегодняшнего урока. Объясните почему?

1) 345+24  2) 45·7·2  3) 135:3  4) 57·12

5) 0·234  6) 56·1  7) 14·2·25  8)702·43

9) (23·125)·8  10) с+с+с+с+с+с+с

(Э2)

 (Э3)

а·1=а (Э4) и а·0=0 (Э5)

Чтобы легче считать.

Потому что есть умножение.

Использование знаково-символических средств (П); выделение учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению (Р);  извлечение необходимой информации из прочитанных текстов (П); формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); волевая саморегуляция (Р).

5. Первичное закрепление с проговариванием вслух

-Какие эталоны понадобятся для решения?

-Решите выбранные примеры.

-Проверь решение по эталону.

-У вас на столах сигнальные карточки. У кого все получилось – зеленая, были затруднения – желтая, много ошибок – красная.

-Какие примеры вызвали затруднения? Почему?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы запомнить, как решать такие примеры?

Эталоны 1- 5.

Учащиеся выполняют работу;

проверяют работу;

оценивают работу.

Ответы детей.

Нужно упражняться, много решать.

Самостоятельное создание способов решения проблемы (П); контроль способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р); инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К).

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

№415, 416 – свойства

№412 – умножение столбиком

№413 – умножение (замена сложения)

№414 – для тех, у кого все получилось.

Сигналим красной карточкой, если нужна помощь, желтой – если все решил, проверил и можешь оказать помощь.

Учащиеся выбирают работу, в зависимости от допущенной ошибки.

Самоопределение (Л); самостоятельное создание способов решения проблемы (П); контроль способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р); инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К).

7. Включение в систему знаний и повторение

№417 выполним вместе.

Что это?

Назови этапы решения задачи.

Весь класс решает, двое учеников за крыльями доски. Время работы 7 минут.

Давайте сравним решения. Какие ошибки? Как можно решить по-другому? (Другим способом?). Не забываем сигналить карточками.

Задача.

Составление краткой записи. Решение. Прикидка. Ответ.

Ответы детей, анализ решения, исправление ошибок.

Выбор наиболее эффективного способа решения задачи (П); контроль способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р); инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (К).

8. Рефлексия.

-Давайте вспомним, какая погода была у нас вначале урока?

-Развеялись ли ваши опасения? Если да, то можете убрать свою тучку.

-Оправдались ли ваши ожидания?

-Какая погода теперь? Прояснилась ли? Почему?

Домашнее задание: №452, придумать примеры, опираясь на эталоны.

Облачно.

Прояснилась, т.к. старались, были внимательными.

Самоопределение (Л); смыслообразование (Л); анализ (П); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...

Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС

Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода...

Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода.

В статье раскрываются основные аспекты проектирования современного урока на основе системно-деятельностного урока....

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода

Памятка поможет правильно проанализировать урок на основе СДП...

Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование г...