проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода
учебно-методический материал по теме


Скачать:


Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход на уроках английского языка на основе метода проектов

Разделы: Преподавание иностранных языков, Общепедагогические технологии 

Содержание.

1. Актуальность опыта

2. Главная идея системы работы и ее теоретическое обоснование.

3. Технология реализации:

  • Проект как инструмент деятельностной технологии
  • Структура и этапы проектной работы

4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность опыта.

5. Результативность опыта.

«Люди вовлекаются в "действия", которые не удовлетворяют непосредственно потребности, но дают вклад в последующее возможное удовлетворение потребности. Зачастую эти действия имеют смысл только в социальном контексте совместной деятельности. Это привело его к разделению "деятельности" которая удовлетворяет потребности, и "действий", которые делают вклад в деятельность».

Леонтьев А.А.

Актуальность опыта.

Педагогическая система учителя является определяющим фактором, обеспечивающим результативность и эффективность его педагогического труда. Я выстраиваю свою педагогическую деятельность, исходя из потребностей и вызовов, современного общества XXI века, предъявляющего к человеку XXI века определенные требования.

Также определена и модель человека XXI века, способного успешно реализовать себя в быстро меняющемся и динамичном обществе.

При подготовке молодого поколения к жизни в условиях современного общества особенное внимание следует уделять именно развитию мышления, а не репродуктивной способности по воссозданию ограниченного набора определенных знаний.

Предмет «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру. Поэтому изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:

  • формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
  • расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
  • развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
  • приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке, различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;
  • духовно-нравственное воспитание школьника;
  • развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работы в группе[4];
  • формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения системы личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (в том числе ИКТ-компетентности)

Моя педагогическая система выстраивается в соответствии с этими задачами, возможностями и вызовами общества. Считаю, что только деятельностный подход к образовательному процессу, применение практико-ориентированных технологий, проектирование, позволяют эффективно добиваться требуемых государственным стандартом, личностных , предметных, метапредметных результатов. Именно такой подход позволяет мне наиболее полно реализовать содержание курса английского языка, предусмотренное федеральными государственными стандартами общего образования, сочетающее в себе три основных направления, которые отражают важнейшие аспекты ее общеобразовательный значимости – мировоззренческий, алгоритмический и пользовательский:

  • Мировоззренческая линия формирует у обучаемых системно-информационную картину мира, рассматривающую функционирование систем различной природы на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.
  • Логико-алгоритмическая линия формирует навыки алгоритмического и логического мышления, проектной работы и моделирования.
  • Технологическая линия формирует навыки использования всего многообразия цифровых вычислительно-информационных ресурсов.

Системно-деятельностный подход определен, как приоритетный, в следующих нормативно-правовых документах:

  • Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1. 1996г. – Новая редакция. Дополнения и изменения: 2002, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 г.
  • Проекте закона «Об образовании» 2011 г.
  • Национальная Доктрина образования – 2000 г. – 2025 г.
  • Концепции модернизации Российского образования до 2010 г дек. – 2011 г.
  • Концепции профильного обучения, 2003 г.
  • Государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009–2012 г.г.Модель 2020.
  • ФГОС начального общего образования.

Таким образом, возникает необходимость активного внедрения в образовательный процесс деятельностных технологий, которые и позволяют решать данные задачи, полностью соответствуют вызовам и требованиям времени. На реализацию данных технологий в обучении учащихся английскому языку и направлена моя система работы.

2. Главная идея системы работы и ее теоретическое обоснование.

Главной идеей своего опыта я вижу в создании эффективной и результативной системы преподавания английского языка на основе деятельностного подхода через использования, разработку, исследование, проектирование. Идея опыта – внедрение в урочную систему и апробирование на уроках иностранного языка различных инструментов и приемов проектирования.

Опыт углубленного преподавания английского языка убеждает, что наиболее действенным является деятельностный подход, концепцию которого в воспитании младших школьников разрабатывали Л.В. Занков, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин.

Специфической особенностью иностранного языка как учебного предмета является сформированное к нему отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся в условиях школьного обучения овладению предмету. Либо, наоборот, как к предмету необязательному (по сравнению с русским языком и математикой), что влечет за собой отсутствие активности на уроке и невыполнение домашнего задания, вследствие этого – неудовлетворительные оценки, и в результате – негативное отношение к предмету, в целом.

Решение этих проблем, как утверждают психологи, нужно искать в самом ученике, а именно – в мотивационной сфере личности ученика. Ведь мотив – это основа всей человеческой деятельности, в том числе и учебы. Задача учителя заключается в том, чтобы грамотно использовать мотивы учащихся для достижения высокой успешности по своему предмету.

Изучение мотивации учебной деятельности представляет собой, по существу, ключевую психолого-педагогическую проблему. Несмотря на то, что учебная деятельность является частным случаем деятельности вообще, она определяется мотивами, влияние которых на поведение человека распространяется затем и на другие сферы его жизни, включая в дальнейшем и профессиональную.

Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у младших школьников интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике обучения этому предмету. Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы.

Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету “иностранный язык” и обеспечены условия для достижения определенных успехов.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

В качестве положительной мотивации к изучению английского языка и реализации деятельностного подхода в обучении я рассматриваю включение учащихся в творческую деятельность самых разных форм и видов: выполнение творческих заданий, подготовку самостоятельных проектов и участие в предложенных проектах.

Объектом исследования на начальном этапе является процесс обучения английскому языку учеников начальной школы классе МБОУ СОШ с УИОП № 80 г.

Предмет исследования: творческие задания как способ положительной мотивации обучения и реализация деятельностного подхода, проектной деятельности.

Цель: повысить мотивацию к изучению английского языка в начальной школе, используя творческую деятельность на уроках.

Задачи:

– изучить научную методическую литературу по проблеме исследования;
– рассмотреть способы создания положительной мотивации учебной деятельности.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

С 1 сентября 2011 года в нашей школе был введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результат образования.

Главная задача образовательных учреждений – создать необходимые условия для обучающихся, организовать учебный процесс в соответствии с требованиями Стандартов.

Задача начального обучения – подготовить учащихся к дальнейшему обучению в последующих классах, сформировать у них, навыки чтения, письма, научить применять в жизни полученные знания, в дальнейшем обучении на 2 и 3 ступенях.

Что же может побудить ученика начальной учиться – авторитет родителей, учителя, оценки, интерес к предмету, желание получить высшее образование, стремление расширить кругозор.

В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учится – чаще всего для родителей, ради оценки. Это создает трудности в научении осознанного овладения знаниями. Но с другой стороны, остается мощный стимул – оценка.

  Изначально дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, всюду суют свои носы, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое. Как сделать, чтобы дети были счастливы в школе? Как сохранить у них огонек жажды знаний? Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий. Собирался в школу, малыш был уверен, что учеба – это радость, надеялся на успех и одобрение учителя. Ребенку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть уверенным в себе. Успех в учении вдохновляет на новые успехи. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал. В каждом человеке с детства заложены самые различные способности: их надо только развивать, не боясь труда. Новые подходы требуют знания психологических основ общения и обучения, дидактических и методических умений, соответствующих приемов организации учебного процесса. Ученик должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Без усилий эмоционального интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активизация познавательной деятельности, ни сознательного участия в учебном процессе, ни субъектное взаимодействие учителя и ученика .

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности.

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Итак, творчество – это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:

  1. восприятие проблемы;
  2. поиск решения;
  3. возникновение и формулировку гипотез;
  4. проверку гипотез;
  5. их модификацию;
  6. нахождение результатов.

Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

Суть творчества, по мнению С. Медника, – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций .

Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.

Творческая деятельность активизируется в благоприятной атмосфере, при доброжелательных оценках со стороны учителей, поощрении оригинальных высказываний. Немаловажную роль при этом играют открытые вопросы, побуждающие школьников к размышлениям, к поиску разнообразных ответов на одни те же вопросы учебного плана. Еще лучше, если самим учащимся позволяется ставить подобные вопросы и отвечать на них.

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

Основанием для ее внедрения в работу учителя является смена парадигм (моделей) образования от ЗНАНИЕВОЙ к ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ.
Возвращаясь к современной ситуации в российском образовании смена парадигм означает глобальную перестройку дидактических задач и целей. В этом кроется основная проблема для педагогов!

  • В ЗНАНИЕВОЙ парадигме отбор «содержания образования» строился на отборе учебного материала, предметов учебной деятельности, в методическом плане основывался на стратегии: Информирования.
  • В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ – он строится на отборе средств учебной деятельности, способов деятельности и стратегии: Оспособления.


Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса.

В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ парадигме в центре внимания СПОСОБ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, который отрабатывается, используя возможности предметнойобласти.
Тогда главный методический вопрос, который ставит перед собой педагог формулируется НЕ – «В какой деятельности проверить «знание» предмета?», А «На каком предмете проверить «знание» деятельности?»
Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является "надпредметной".
В связи с этим и появляется
метапредметность как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребенка.
Метапредметность позволяет промысливать, прослеживать происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие, некогда сделанное в истории, восстанавливает и выделяет форму существования данного знания.
Далее создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался. И тогда ученик обнаруживает, что, несмотря на разные предметные материалы, он в принципе проделывал одно и то же, потому что он работал с одной и той же организованностью мышления. В данном случае – знания.

Если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету “иностранный язык” и обеспечены условия для достижения определенных успехов.

В педагогической литературе обычно описываются такие творческие виды работы как инсценировки, написание эссе, проектная деятельность.

3. Технология реализации:

  • Проект как инструмент деятельностной технологии.

В основе метода лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Данный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую.

В работе над проектом я учитываю следующие требования:

– наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;
– практическую и теоретическую значимость результатов;
– самостоятельную мотивированную деятельность участников проекта;
– структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
– выявление проблемы, предложение путей ее решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.

При этом в ходе совместного исследования использую «круглый стол», «мозговой штурм», просмотры, творческие отчеты.

Выбор тематики проектов может предлагаться как учителем, так и самими учащимися. Мои ученики с большим увлечением выполняют именно тот вид деятельности, который выбран ими самими.

Проектная деятельность позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного.

  • Структура и этапы проектной работы.

Структура проекта. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы.
Проектирование. Учащиеся не всегда еще умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приемами проектирования.

При проектировании я задаю следующие вопросы «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)? Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения?

^ Роль учителя. В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Чтобы произвести самооценку проектирования и результата проекта я задаю следующие вопросы:

  • Почему вы начали разрабатывать этот проект?
  • Правильно ли сформулировали задачу?
  • Разнообразны ли были идеи?
  • Соответствует ли выбранная идея первоначально выдвинутым требованиям?
  • Удачно ли спланировали и использовали время?
  • Что сделали бы иначе, если бы снова начали разрабатывать проект?
  • Какой вклад внес каждый участник в общее дело? Оцените свою работу.
  • Для кого предназначен проект? Учитывались ли местные условия или возрастные особенности?
  • Как отнесутся посторонние люди , кто будет использовать наш(ваш) проект?
  • Была ли достигнута цель , все ли задачи решены?
  • Как улучшить проект? Каковы направления для дальнейшего исследования?


Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе): творческая работа, презентация по теме и т.д.

Презентация. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация(защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Педагогической целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения,
аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.

Я хочу представить еще один способ применения деятельностного подхода, и как результат творческого действия – овладение знаниями на английском языке.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА в МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ ДЛЯ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ.

Считают, что творчество – это продукт мыслительной деятельности, причем результатом творческого мышления является открытие чего-то нового.

В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв на пути от условий задачи к ее решению.

ПРОБЛЕМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА:

  • на уроке трудно, не понимает;
  • скучно (в условиях быстрого выполнения задания по учебнику);
  • в силу «личных проблем» (логопедия, стеснительность, медлительность и т.п.) ребенку трудно выразить самого себя.

1 класс (в рамках внеурочной деятельности):

Обучение происходит на основе учебного пособия Негневицкой.

Занятие 4.

Дети знают: Приветствие, Том (он/he), Alice (она/she); действия-глаголы (stand, sit, go, run, jump, sleep), названия животных, местоимение I (я).

В ходе занятия: ранее изученные звуки повторили, новые взяли, лексику повторили, динамическую паузу на основе изученных глаголов провели, новую страничку изучили (названия животных).

Проблема: дети устали, новый материал по плану не предполагается.

Из личных наболюдений: дети стали отвлекаться, листают учебники, тетради, «копаются» в пеналах.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ?

  1. Рисуем животное, которое больше всего понравилось;
  2. С рисунком у доски высказываемся от лица животного.

Примерное высказывание:

Hello! I’m Tom. I’m a cat.

I stand. I sit. I run.

Планируемый результат:

– Ученики мотивированы, чтобы у каждого получилось лучше.
– Ученики учаться слушать других для запоминания схем высказывания, произношения слов и выражений.

Работа в классе с углубленным изучением английского языка УМК Верещагина И.Н.

Урок по теме «Семья».

Ход урока.

  1. Ввод лексики, выполнение упражнений после ознакомления с новыми ЛЕ.
  2. Представление своего фамильного дерева 

Ремарка:

В учебном пособии дан образец дерева, но дополнительных инструкций к заданию дано не было.

Результат: у одной из учащихся вместо шаблонного дерева по заданию родилось объемное дерево-поделка.

Урок по теме «Сказки» .

Ход урока:

1.Чтение предложенной сказки;
2. Выполнение упражнений на понимание содержания.

Проблема: Читаем по цепочке, отвечаем на вопросы после текста.

Кто-то «опережающим» чтением выпонлил все задания за 15 мин, комуто урока мало.

Вариант задания: выполнившие задачи основную часть урока дети

Создают свою «сказку», используя лексику и сюжет ранее прочитанной. Затем рассказывают свои сказки, используя упражнение в учебнике после прочитанной сказки, как план рассказа.

Традиционые задания к праздникам:

Изготовление открыток к дню святого Валентина

Предполагаемый результат: Ученики будут вовлечены в ход урока и творческий момент при условии ситуации творчества для успешной реализации и «выплеска» полученных знаний в атмосфере предвкушения успеха»!!!

В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Это акт не всегда вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъемом нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен.

Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность реализации технологии моделирования.

Для реализации данного комплекса необходимы следующие педагогические и технологические условия

  • Методическая подготовка учителя, владение деятельностными технологиями. Применение данной технологии предполагает диалоговое и творческое взаимодействие учителя и ученика, поиск новых смыслов и связей, недопустимость лекционно-назидательной формы общения.
  • Технология проекта требует от учителя и ученика умения ставить корректно проблемы и задачи, прогнозировать результаты исследования, проводить разумные оценки, выделять главные и второстепенные факторы для построения моделей, выбирать аналогии и математические формулировки, решать задачи с использованием компьютерных систем, проводить анализ компьютерных экспериментов.
  • Для успешной работы участникам образовательного процесса необходимо проявлять активный творческий поиск, любознательность и обладать максимумом терпения и трудолюбия.

Рекомендуется соблюдать следующие этапы деятельности учителя по подготовке и проведению занятий с использованием компьютерных моделей и технологий компьютерного моделирования:

1. Определение темы занятия.

2. Научно-методический анализ темы:

  • Анализ содержания темы: научные факты, понятия, законы теории, формируемые учебные умения; выделение возможностей для воспитания и развития учащихся; практическое применение знаний;
  • Изучение методической литературы;
  • Определение целесообразности использования компьютерных ресурсов на данном уроке;
  • Подготовка проекта;

Результативность опыта.

Применение деятельностных технологий обеспечивает позитивную динамику роста среднего балла и качества знаний моих учащихся.

Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения.

Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Стандарт).

В связи с этим учитель начальных классов, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность. Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной знаниевой парадигмы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование универсальных учебных действий и, как правило, не пробуждает потребность в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации. 

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации

системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта. Анализ

методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения

Стандарта, позволяет выявить особенности системно-деятельностный подходаСистемно – деятельностный подход  определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).    

Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока 

СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ

Урок — это форма организации обучения  с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Сущность урока в процессе обучения –  коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. 

Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки рефлексии
  3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  4. Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

  1. 1.     Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

  1. 2.     Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция   изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.

  1. 3.     Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм  учебной деятельности.

  1. 4.     Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных   математических понятий и  алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.

Этапы урока «открытия» нового знания

на основе системно-деятельностного подхода

Название и цели каждого этапа в структуре урока

I   Организационный момент

1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

II Актуализация знаний

5)      Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных

для проблемного изложения нового знания.

2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.

3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

III Проблемное объяснение нового знания

1)Зафиксировать  причину затруднения.

2)Сформулировать и согласовать цели урока.

3)Организовать уточнение и согласование темы урока.

4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.

6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике 

7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

IV Первичное закрепление во внешней речи

5)      Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного

класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

V Самостоятельная работа с самопроверкой

5)      Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

на новый способ действия.

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

3)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

и исправление допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

 

VI  Включение нового знания в систему знаний и повторение

5)      Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового

способа действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого

для обеспечения содержательной непрерывности.

VII  Итог урока

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности

на уроке и поставленной цели.

3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей

деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Структурные элементы учебного занятия

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Формы и методы обучения

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:

  1. фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
  2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
  3. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
  2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
  3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.) 

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к обучению

 

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

1.2. Методы формирования долга и ответственности в обучении

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

  • словесные методы
  • наглядные методы
  • аудиовизуальные методы
  • практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Лекция, рассказ, беседа и др.

 

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

 

Сочетание словесных и наглядных методов

 

методы упражнений, выполнение заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

 

Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.)

 

репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.)

 

Самостоятельная работа с книгой, объектами труда и др.

3

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля и др.

Методы самоконтроля.

Схема  анализа урока в рамках деятельностного подхода

     1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем  она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

     2.  Какими  средствами  пользовался   учитель  для  создания   учебной  ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

  • использование известных знаний, способов работы детей;
  • формы организации учебной работы учащихся;
  • создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;
  • позиция учителя и его роль на данном этапе;
  • использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки)    для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

     3. Возникла ли в результате  разворота логики учителя нужная задача  у детей или нет?

            Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса  (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

     4. Уровень  владения детьми  способностью вести  учебную дискуссию как на уровне  группы, так  и на  уровне класса:  умение детей аргументировано говорить,  ставить  вопросы  на понимание,  выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

     5.  Соответствовали  ли  формы  организации коллективно-распределенной деятельности  поставленным  целям  урока? 

            Какой уровень владения методикой организации  коллективной  работы  учащихся  на  уроке  у  учителя?

            Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП

Критерии и показатели оценки деятельности  учителя на уроке

Оценка

в баллах

Уровень

работы

учителя

                                       1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную  цель урока

(формирование  системы  ценностей по данному предмету)

1-2

низкий

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

3-4

средний

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик  на данном уроке и как он это делает сам

5-6

Выше 

среднего

Формулирует как содержательную, развивающую, так  и деятельностную цель урока  (формирование умений  новых способов действий )

7-8

Хороший

Формулирует как содержательную, так и деятельностную  цель урока (формирование умений новых способов действий). При  необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)

9-10

Высокий

                                         2.Мотивация

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий  быстро и качественно  включить  учащихся в освоение нового знания.

1-2

Низкий

В течение всего урока  применяет формы, методы,  приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность  учащихся  

3-4

Средний

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает  на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

 

5-6

Выше среднего

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества

7-8

Хороший

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

9-10

Высокий

3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)

 

 

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

1-2

Низкий

Отбирает СУМ адекватно теме , содержательной и развивающей  целям урока . СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран  с учетом работы с мотивацией

3-4

Средний

 

 

Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение )представлена обучающимся наглядно

5-6

Выше

среднего

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

7-8

Хороший

Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется,  обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного  результата

9-10

Высокий

4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся

Работает с классом  фронтально на всех этапах урока

1-2

Низкий

Использует парную или  групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

3-4

Средний

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную  деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

5-6

Выше

среднего

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

7-8

Хороший

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану.  Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню  знаний

9-10

Высокий

                                      5.Методы обучения

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и  наглядные методы обучения

1-2

Низкий

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму)

3-4

Средний

Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

5-6

Выше

среднего

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное  обучение, внутрипредметную  и  межпредметную интеграцию

7-8

Хороший

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии  формирования критического мышления

9-10

Высокий

                                                 6.Рефлексия

Оценивает работы уч-ся,  комментируя  оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся

1-3

Низкий

Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

3-4

Средний

Организует  экспресс-диагностику  результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно ,чему они научились на уроке , а над чем еще предстоит работать

5-6

Выше

среднего

Учит детей осуществлять контроль и самооценку  своей деятельности  в соответствии с выработанными  критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку  критериям)

7-8

Хороший

Создает  условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения  предмета.

Домашнее  задание носит дифференцированный  хар-р  в зависимости  от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии   уч-ся их деятельности   на уроке

 

 

9-10

Высокий

Ресурс:

http//semenova-na usoz zu/File/sistemno-dejatelnostnyj_podkhod


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...

Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС

Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода...

Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода.

В статье раскрываются основные аспекты проектирования современного урока на основе системно-деятельностного урока....

"Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода"

Презентация мастер- класса по теме "Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода"...

Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".

Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...