Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода
материал по теме

Цыганкова Юлия Алексеевна

 

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipologiya_urokov_na_osnove_sdp.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Типология уроков на основе системно-деятельностного урока

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:  

  1. Выделить и сформулировать новое знание.
  2. Смоделировать способ открытия нового знания.
  3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
  4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.
  5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.
  6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.        
  7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
  8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
  9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.
  10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.
  11. Провести анализ урока по конспекту.
  12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Урок отработки умений и рефлексии

Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.

 Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.

 Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

 Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.

 При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания».

 Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.

 Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

 Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.

 Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.

Структура урока рефлексии:  

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

 2. Этап актуализации и пробного учебного действия

 3. Этап локализации индивидуальных затруднений

 4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

 5. Этап реализации построенного проекта

 6. Этап обобщения затруднений во внешней речи

 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 8. Этап включения в систему знаний и повторения

 9. Этап рефлексии деятельности на уроке

Такой видится структура уроков отработки умений и рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

 Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

 Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.

 Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся  деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

 Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Структура урока общеметодологической направленности:

 1. этап мотивации

 2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

 3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи

 4. этап включения изученного в систему знаний

 5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Урок развивающего контроля

 Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

 На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

 Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:  

1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;

 2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

 В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

 При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

I урок        (Проведение контрольной работы)

Структура урока: 1. Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности

 2. Этап актуализации и пробного учебного действия

II урок        (Анализ контрольной работы)

Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.

Структура урока:

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений
  2. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
  3. Этап реализации построенного проекта
  4. Этап обобщения затруднений во внешней речи
  5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  6. Этап решения заданий творческого уровня
  7. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности

Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа.

 Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.

 Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

 1. предъявление контролируемого варианта

 2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии

 3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму

 4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

 1. написание учащимися варианта контрольной работы

 2.сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы

 3.оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями

Учителю следует обратить внимание на следующее: разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.


Этапы уроков и приемы

Этап мотивации  (Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

  • Баллы и образы
  • Взаимоопрос
  • Графический диктант
  • «Да-нетка»
  • Игра в случайность
  • Идеальный опрос
  • Индивидуальный опрос
  • Интеллектуальная разминка или простой опрос
  • Коммуникативная атака
  • Линия времени
  • Начало урока с высказывания выдающихся людей
  • Начало урока с пословицы, поговорки
  • Начало урока с элементами театрализации
  • Начало урока с эпиграфа к уроку
  • Отсроченная отгадка
  • Перестановка, движение
  • Пресс-конференция
  • Рифмованное начало урока
  • «Светофор»
  • Смотрю, вижу
  • Тестовый контроль
  • Удивляй!
  • УМШ (фронтально)
  • Фантазер
  • Фантастическая добавка
  • Щадящий опрос
  • Эмоциональное вхождение в урок

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии  (Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

  • Ассоциативный ряд
  • Видеосюжет
  • Диалог
  • Игра в случайность
  • Идеальный опрос
  • Интеллектуальная разминка
  • Лови ошибку
  • Лото
  • Музыкальный фрагмент
  • Обсуждение выполнения домашнего задания
  • Отсроченная отгадка
  • Проблемный вопрос
  • Ролевой сюжет
  • Проблемная ситуация
  • Смена мизансцены
  • Смена ролей
  • Театрализация

Этап выявления места и причины затруднения  (Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

  • Вопрос-размышление
  • Группировка
  • Домысливание
  • ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать)
  • Исключение
  • Линия времени
  • «Мозговой штурм»
  • Подводящий диалог
  • Работа над понятием
  • Ситуация яркого пятна
  • Тема-вопрос

Этап построения проекта выхода из затруднения

 (Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

  • Деловая игра «Компетентность»
  • Деловая игра «НИЛ»
  • Деловая игра «Точка зрения»
  • Дерево целей
  • Пресс-конференция
  • Проблемный ряд
  • Эксперимент

Этап реализации построенного проекта  (Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

  • Вопрос к тексту
  • Выдвижение гипотезы
  • Деловая игра «НИЛ»
  • Деловая игра «Точка зрения»
  • Доклад
  • Лови ошибку!
  • Практичность теории
  • Пресс-конференция
  • Привлекательная цель
  • Проблемный диалог
  • Удивляй!
  • Фантастическая добавка

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

 (Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

I. Закрепление

  • Вопросы к тексту
  • Игра «Верите ли вы, что…»
  • Комментированное чтение
  • Лови ошибку!
  • «Найди связь с жизнью»
  • Отсроченная отгадка
  • Пресс-конференция
  • Привлекательная цель
  • Работа по инструкции
  • Работа с сигнальными карточками
  • Своя опора
  • Синквейн

  • Технология ВИКИ
  • Подготовка презентации учащимися
  • Рассказ-эстафета
  • Снежный ком
  • Удивляй!
  • Фиш-болл

II. Динамическая пауза

  • Гимнастика для глаз
  • Упражнения для профилактики плоскостопия
  • Упражнения для профилактики сколиоза
  • Упражнения на развитие моторики кистей рук

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

 (Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

  • «В своем темпе»
  • Да-нетка
  • Деловая игра «Я – учитель»
  • Игра-тренинг
  • Лови ошибку
  • Найди соответствие
  • Мини-исследование
  • Мини-проекты
  • Озвучивание «немого кино»
  • Работа в группах
  • Работа с компьютером
  • «Реставратор»
  • Решение орфографических задач
  • Своя опора
  • Щадящий опрос

Этап включения в систему знаний и повторения

 (Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

  • Аукцион знаний
  • Блиц-контрольная
  • Вернисаж
  • «Верю, не верю»
  • Выборочный контроль
  • Группировка грамматического материала
  • Деловая игра «Компетентность»
  • Деловая игра «НИЛ»
  • Деловая игра «Точка зрения»
  • Игра в случайность
  • Идеальный опрос
  • Кластер
  • Метод 6 шляп
  • «Найди ошибку»
  • Обычная контрольная работа
  • Опрос по цепочке
  • Опрос-итог
  • Пересечение тем
  • Повторяем с контролем
  • Повторяем с расширением
  • Показательный ответ
  • Программируемый опрос
  • Реклама, эссе, резюме
  • Решение или составление кроссворда
  • «Светофор»
  • Свои примеры
  • Своя опора
  • Тест
  • Тихий опрос
  • Фактологический диктант

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

 (Приемы обучения - Конструктор уроков деятельностной направленности)

I. Рефлексия эмоциональная

  • «Дерево творчества»
  • «Елочка»
  • Закончи предложение
  • Интеллектуальная рефлексия
  • Лесенка «Моё состояние»
  • Метод ранжирования
  • «Огонек общения»
  • Оценка успешности
  • Плюс-минус-интересно
  • Рефлексивные карточки
  • Рисуем настроение
  • Свободный микрофон
  • Скажи друг другу доброе слово
  • Цветотехника
  • Чудо-дерево

II. Рефлексия оценочная

  • Блиц-контрольная
  • Выборочный контроль
  • Идеальный опрос
  • Обсуждаем д/з
  • Опрос по цепочке
  • Опрос-итог
  • Отсроченная отгадка
  • Программируемый опрос
  • Релейная контрольная работа
  • Роль «подводящий итоги»
  • Роль «психолог»
  • Тихий опрос

III. Домашнее задание

  • Задание массивом
  • Идеальное задание
  • Необычная обычность
  • Особое задание
  • Творчество работает на будущее
  • Три уровня домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода

Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...

Построение урока на основе системно - деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС

Данный материал необходим учителям, которым в скором будущем придётся принимать учеников, обучающихся по новому образовательному стандарту 2-го поколения.Новый стандарт устанавливает новые требования ...

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода

Построение урока на основе системно-деятельностного подхода...

Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода.

В статье раскрываются основные аспекты проектирования современного урока на основе системно-деятельностного урока....

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода

Памятка поможет правильно проанализировать урок на основе СДП...

Материалы к мастер- классу по теме "Урок на основе системно - деятельностного подхода на примере урока алгебры".

Осмысление и принятие учителем системно-деятельностного подхода проходит гораздо продуктивнее, если обсуждение на школьных методических семинарах проходит с проведением открытых уроков или показом вид...