Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
план-конспект урока (география, 8 класс) на тему

Братусь Юлия Федоровна

 

                               Пояснительная  записка

 

Урок по данной теме актуален, так как позволяет задуматься над важными  проблемами современного общества.

      Приоритетной целью  данного урока является развитие способностей отбирать нужную информацию с помощью различных   средств : Интернет,  статистические данные, карты. Умение критически рассматривать суть  проблемы  высказывать  свою  точку зрения.

 Данный урок имеет ряд преимуществ, за счет включения специальных медиа средств  (интерактивные  карты, слайды текст, видеофрагментов, иллюстраций)

       Повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем материала урока и показа видео фрагментов и иллюстраций.

      Развитие познавательной активности учащихся и расширение их образовательного пространства.

     Повышение мотивации к учению за счет использования мультимедийных эффектов.

      Развитие наглядно- образного и критического мышления

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_glavnaya_reka_nashego_kraya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                              Урок  географии   8  класс

            Учитель географии  Братусь Ю.Ф.

Тема:   Обь – главная река Алтайского края

Тип  урока – урок  исследование

Форма работы – проблемная задача.

 

Цель:  Создать  условия для изучения, выявления и решения  

                     проблем связанных с  использованием рек для  хозяйственной       деятельности человека.

  Задачи:

1 . совершенствовать умения работать с  различными  источниками  географической  информации. Навыки  анализа  карт,текста,таблиц, экологических  ситуаций.

2  расширять образовательное пространство учащихся медиа средствами.

3. развивать  умение  использовать уже  известный  материал.

4 формировать более  широкий  взгляд  на мир и  экологические  ситуации в нем  через  анализ  проблем и систему знаний об  особенностях  природы Западной  Сибири;

5. воспитывать  толерантность  как  составляющий компонент  коммуникативной  культуры.

Оборудование: компьютерный класс

Ожидаемый  результат: развитие  активной  жизненной  позиции  учащихся через  анализ  экологической  проблемы.

Средства обучения:

 интерактивные карты ( физическая  России . Алтайского  края)

атласы. Слайды презентации

Физическая карта России, физическая карта Алтайского края.

Макеты рек.

Словари.

Справочники.

Информационные ресурсы: компьютер, экран, проектор, цифровые материалы.

                               Пояснительная  записка

Урок по данной теме актуален, так как позволяет задуматься над важными  проблемами современного общества.

      Приоритетной целью  данного урока является развитие способностей отбирать нужную информацию с помощью различных   средств : Интернет,  статистические данные, карты. Умение критически рассматривать суть  проблемы  высказывать  свою  точку зрения.

 Данный урок имеет ряд преимуществ, за счет включения специальных медиа средств  (интерактивные  карты, слайды текст, видеофрагментов, иллюстраций)

       Повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем материала урока и показа видео фрагментов и иллюстраций.

      Развитие познавательной активности учащихся и расширение их образовательного пространства.

     Повышение мотивации к учению за счет использования мультимедийных эффектов.

      Развитие наглядно- образного и критического мышления

                                             

                                           Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивационно-целевой этап


а) определение темы урока


 


 


 


 


 


 


б) целеполагание

1. Психологический настрой на деятельность.


2. Диалог с учащимися.


Презентация.



Ребята,давайте вспомним из курса 6 класса что такое река (используйте для ответа макет реки)


 Если вы прочтете стихотворения, то узнаете, о какой крупной реке нашего края мы будем говорить сегодня на уроке. (На экране стихотворение)

Итак тема урока: «Обь река нашего края»


(СЛАЙД 2,5)


3. Учитель совместно с учениками формулирует цели и задачи урока. (СЛАЙД 3)

Учащиеся отгадывают загадки, определяют тему урока.


 


 


 


 


 


Учащиеся предлагают свои варианты определения реки


Учащиеся читают стихотворение (СЛАЙД 5) и определяют тему урока


 Организационно-деятельностный этап


Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся вспомнили определение реки и типы рек по характеру течения.


(СЛАЙД 6,7)


2. Краткая характеристика Оби (СЛАЙД 9)


По территории края протекает более 17000 рек. Главная река- Обь пересекает край с юго-запада на север. Это одна из самых многоводных рек нашей страны 3 после Енисея

Длина Енисея – 4 130 км.

Длина Оби – 3676 км.

В пределах края – 453 км.

Площадь бассейна – 3млн.  км2

Средний расход воды – 16  м.3/с


Главные притоки: (Слайд 20, 17)Песчаная,Ануй,Чарыш, Алей, Барнаулка,Чумыш, Иня.


Питание – смешанное (преобладает снеговое), весеннее половодье



3. Мини-исследование. (СЛАЙД 8,9,20,27)


Используя физическую карту Алтайского края, карту речной системы Оби проследите путь реки от истока до устья. Заполните таблицу:


Притоки Оби(Слайд 17, 20)

Правые притоки

Левые притоки


Найдите определение неизвестных вам слов в словаре и запишите их в тетрадь


Ученики записывают определение и типы рек в тетради.


Используя презентацию, учащиеся делают необходимые записи в тетрадь.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Индивидуальная работа учащиеся работают с разными источниками географической информации: карта, схемы, словари, справочник и выписывают определения в тетрадь:

Исток-

Устье-

Приток-

3.


Контрольно-оценочный этап


а) взаимопроверка и взаимооценка;


(СЛАЙД 10)


 


б) работа в статических группах;

1. Ответьте на вопрос: “ Почему люди издавна селились возле рек?”


2. Составьте схему “Обь и его притоки”.


3. Игра “ Первооткрыватели”.


Представьте, что вы со своим другом отправились в путешествие по реке Обь. По завершении вашего путешествия, вы должны написать отчет о том, что вы увидели.


- Какие  города встречались на вашем пути?


- Где вы остановились, чтобы отдохнуть и полюбоваться красотами природы?


- Составьте схему: “Хозяйственное использование реки” и сделайте вывод.


Проверку осуществите при помощи экрана (СЛАЙДЫ ,19, 21,22,23,24)

Работа в парах.


Ученики, используя атлас, карту речной системы Оби, презентацию, составляют схему, осуществляют взаимопроверку, отвечают на вопрос.


Работа в статических группах.


Ученики используют физическую карту Алтайского края, карту речной системы Оби  слайды, текст учебника. Анализируют и делают вывод о значении Оби в жизни людей:


- большой запас пресной воды;


- удобный и дешевый путь сообщения и доставки грузов;


- обитает много рыбы;


- место для отдыха.

4. Итог урока

1. Вывод.(Слайд 24)


- Ребята, мы видим, что Обь имеет большое хозяйственное значение не только для жителей нашего края, но и для страны в целом. Как это повлияло на экологию реки?


2. Дифференцированные задания.


Уровень “3”


- Перечислите опасные последствия загрязнения водной среды.


Уровень “4” (СЛАЙД 25,26,27)


- Составьте “Свод законов” защиты водоемов от загрязнения.


- Какой цифрой на рисунке обозначена река Обь?(Слайд 26)


Уровень “5”. Творческое задание (СЛАЙД 28)


Сочините своё стихотворение о родных просторах, используя рифму:


Край, души, Барнаул, цветы;


Моря, затей, части, Обь;


Полей, красиво, Обь, диво

Ребята выполняют задания согласно выбранного ими уровня

4. Рефлексивный этап

Итак, рефлексия нашей деятельности на уроке. (СЛАЙД 29)

Ученики проводят рефлексию:


Что я чувствую?


Что я делал? С какой целью?


Какими способами достигал цели?


Что в результате получил?


Что мыслю делать дальше?

5. Задание на дом

Учитель комментирует домашнее задание (дифференцированное). (СЛАЙД 30)


1. Используя различные источники информации, исследуйте происхождение и название реки Оби , которая протекает у нас в крае.


2. Создать буклет ,протест в защиту воды.


3. Составьте об Оби.


4. Напишите мини-сочинение “Вода в моей жизни”

Ребята выполняют задания согласно выбранного ими уровня

Литература.

1.В.С.Ревякин. География Алтайского края Барнаул 2004.

2. М.И.Леонтьева. Краеведение на уроках географии. , 2003г.

3. И.Д.Агеева. Веселая география на уроках и праздниках. Москва. 2005г. творческий центр “Сфера”.

4. Семенов О. Маленькие тайны большой Оби /РТВ Алтай. - № 28. -2001 с. 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по физической географии Алтайского края в 8 классе. Тема: "Состояние водного режима реки Алей в зимний период".

Проблема экологии рек сегодня очень актуальна. В масштабах страны существует много исследований и аналитических материалов, посвященных этой теме, накоплен огромный статистический материал. На уровне ...

Урок географии 8 класс по теме "Волга - главная река России"

Цели: Познакомить со значением Волги в истории России.Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна.Донесение информации о важности экологического сознания в  России.Установить взаимо...

Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края

В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме "Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс...

Реки Алтайского края (урок краеведения)

Сценарий урока с презентацией...

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края...

Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»

Разработка урока по теме «Реки Хабаровского края. Амур — главная артерия края»...