Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края
презентация к уроку по географии (8 класс) на тему

Чиркова Мария Владимировна

Урок по "Географии Алтайского края" 8 класс тема: Растительность Алтайского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastitelnost_altaya.rar1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Чиркова Мария Владимировна. Современный урок. География

Тема: «Растительность Алтайского края »

Тип урока: комбинированный.

Цель:

- Создать условия для знакомства учащихся с растительным покровом Алтайского края, особенностями его состава и размещения по территории;

-Способствовать развитию коммуникативных навыков   через работу в группе, развивать навыки работы с дополнительным материалом, учебником, атласом; с интерактивной доской.

-воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к растительному  миру.

Т.С.О. учебник, атласы, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронное пособие к учебнику В.С.Ревякина «Физическая география Алтайского края», гербарий.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Разминка ( слайд №1) За 1 минуту составить названия растений по горизонтали, поменяв буквы местами;    

C:\Documents and Settings\Второй\Рабочий стол\Безымянный.JPG

        Узнайте название лекарственного растения, используя ответы к первому заданию   1минута первому заданию   ( Слайд №2 )    1минута

  1. Звучит музыка. Чайковский «Вальс цветов».  На экране демонстрируются слайды с пейзажами, репродукции картин русских художников: Репина, Васнецова, Сурикова, Серова и др. ( слайд №3)

На фоне музыки ученик читает стихотворение  Р. Рождественского (2-3 минуты)

Здесь в зарослях лесных,

    где всё для сердцу  мило,

Где чистым воздухом

        так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

                живительная сила,

Для тех, умеющих их тайну разгадать.

                                     Р. Рождественский

Учитель:  Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Учащиеся предлагают  тему урока                (1- минута)

 «Растительный мир Алтайского края»   (слайд № 4)

Учитель: Для того, чтобы определить цели урока давайте сформулируем вопросы, которые помогут раскрыть содержание темы.

(Ответы учащихся)

-  Что такое растительность?

      -    Какие факторы оказывают влияние на размещение растительности?

-   Почему на разных участках сформировались различные типы растительности?

-  Какие типы растительности встречаются на территории края?

-   Какой тип растительности занимает наибольшую, наименьшую площадь?                                 (2-3 минуты)

(Слайд №5)      

2. Изучение нового материала

Учитель обобщает  вопросы учащихся:

На уроке мы  познакомимся с различными типами  растительности нашего края, выявим причины разнообразия растительности, узнаем, какие факторы, влияют на размещение растений, узнаем, какие  секреты и свойства  хранят в себе представители растительного царства. А покровительницей нашего урока сегодня будет богиня Флора (богиня  цветов и весны). Я думаю, что мы выполним всё, что запланируем на уроке.                            (1-2минуты)

Слайд №6

Учитель:

Растительность определяет внешний вид территории и играет большую роль в природе и в жизни человека. Она защищает поверхность земли от разрушения её внешними процессами, влияет на размещение поверхностных и грунтовых вод, на образование почв, на состав воздуха. Растения являются источником кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле.

Вывод: «Растительность – неотъемлемая часть природы, один из важнейших её компонентов»?

Растительный покров является компонентом природы, который является прекрасным индикатором природных условий. Не случайно многие природные зоны получили название по господствующему типу растительности: тундра, тайга, степь, пустыня.

         Итак, мы с вами вспомнили природные зоны и характерную растительность. В каждой зоне наряду с зональным типом растительности встречаются и другие типы, создавая сложную мозаику растительного покрова. Так, в лесной зоне, кроме хвойных лесов, распространены леса мелколиственные, болота и луга. В зоне тундры господствуют тундровая растительность, но есть и луга, и болота, и леса (на поймах рек), и солянки (в приморской полосе, затапливаемой приливными водами).

     Что такое растительность?

Учащиеся формулируют вывод.        (2-3 минуты)

Вывод:     - Совокупность растений какой-либо местности

Учитель:

Как вы считаете, какие факторы влияют на размещение растительности?

Учащиеся предлагают факторы.

-влага

-тепло

-почва

    Учитель:   Пестрота растительных группировок определяется тем, что на размещение растительности по территории влияет не только климат, но и рельеф, и состав поверхностных отложений, и особенности почв, и глубина залегания грунтовых вод, и деятельность человека.

Каждый тип формируется при определенных температуре и увлажнении, поэтому и состоит из растений, приспособившихся именно к этим условиям. Для него характерно преобладание определенных жизненных форм (деревьев, кустарников, мхов, трав) или систематических групп растений (гипсовых или сфагновых мхов, кустистых или накипных лишайников, полыней, осок или дерновинных злаков).

В процессе приспособления к условиям существования у растений выработались только им присущие морфологические признаки или физиологические особенности.                (2-3 минуты)

Задание:                                                   (5 минут)

Используя карту растительности, §11 с.120-121 рис.34 учебника  определите, какие растительные сообщества встречаются на территории края?

 Какие из них занимают самую большую площадь, с чем это связано?

Учащиеся определяют растительные сообщества, встречающиеся на территории края.

-разнотравные типчаково-ковыльные степи

-луговые степи в сочетании мелколиственными берёзовыми и осиновыми колками

-сосновые леса

-луговая растительность

- растительность гор

Использование электронного пособия  к учебнику В.С.Ревякина «Физическая география Алтайского края»

Познакомимся с разнообразием растительности растительных сообществ, выполнив практическую  работу.

Практическая работа. (Слайд №7)                            (15 минут)

Задание

  1. Изучите текст учебника с.119-139,  дополнительные источники информации
  2. Выпишите растительные сообщества,  в соответствии  с профилем  Алтайского края  при движении с запада на восток.
  3.  Рассмотрите гербарии и  найдите отличительные черты растений каждого растительного сообщества. Как и к каким условиям растения приспособились?
  4. Сделайте вывод,  об  изменении растительных сообществ,  при движении по территории края с запада на восток.

C:\Documents and Settings\Второй\Рабочий стол\Безымянный9.gif

  1. Ответы учащихся.

Ученик.    Мы безмерно богаты.

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых-

Просто диву даёшься.

             Но спросите иного,

             Что он знает о птицах,

             Пусть ответит толково-

             И, гляди, удивится.

Как же фауна, дескать,

Как же наше богатство-

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство…

              Птичье царство и только?

              Ну, дрозды, ну, синички…

              Где запомнить все клички,  

              Просто птички- и только!

А цветы разве знаем?

На лугах разве ценим?

Всё травой называем,

А подкошены сеном.

              И с деревьями то же-

              Роща в общем и целом.

              Ель от пихты не можем

             Отличить грешным делом.

3. Закрепление изученного материала:     (3минуты)

Установите соответствие:

1.Прострел, ирис, адонис, шалфей,                    А. субальпийские луга

    ковыль, типчак, полынь

2. Мох, брусника, грушанка, плаун,                   Б.  пойменные луга                          

      майник                                                                                          

3. Осока, тростник, камыш,  рогоз                      В.сосновые боры

4. Примула снежная, горечавка, крупка,            Г. растительность   степей  

      комнеломка                                                                          

4.Рефлексия. (слайд №8)                     (3минуты)

На  большой контур Алтайского края, висящий на доске, учащиеся закрепляют  вырезанные из цветной бумаги полевые цветы разного цвета.

Для меня сегодня урок

Урок

(колокольчик)

Я на уроке

(гвоздика)

Итог

(герань)

Цвет   растения

Интересно

Работал

Узнал больше, чем  

  знал

Красный

Скучно

Отдыхал

Понял материал

Голубой

Безразлично

Помогал другим

Не понял

фиолетовый

5. Домашнее задание. ( Слайд № 9)              (2минуты)

Учащимся предлагается выполнить на выбор задания:

1.§11 вопросы и задания

2.С. 141 учебника любой один из  №12-15 в тетради письменно

3.Пользуясь дополнительной литературой подготовить сообщения о растениях, занесённых в краевую Красную книгу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Природа Алтайского края. Обобщение"

Презентация по географии Алтайского края....

Урок ИКН в 7 классе Тема: Марийский край и губернские реформы XVIII века. Гербы городов

Данный материал может быть использован учителями ИКН и педагогами ,занимающимися краеведением,историей Марийского края...

Тест по теме "География Алтайского края"

Рассмотрены основные вопросы по теме "География Алтайского края" : природа, рельеф, флора и фауна....

Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края

В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме "Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс...

Разработка урока по теме население Алтайского края

Дистанционный урок  географии. Конспект и презентация....

План урока по теме "Население Алтайского края"

Урок проводится дистанционно с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Используются интернет-ресурсы....

Сценарий учебного занятия по географии 5 класс. Тема: "Растительный и животный мир умеренных поясов". Линия А.А.Летягин, И.В.Душина

Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты  (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного з...