Сценарий учебного занятия по географии 5 класс. Тема: "Растительный и животный мир умеренных поясов". Линия А.А.Летягин, И.В.Душина
методическая разработка по географии по теме

Чибисова Валентина Евгеньевна

Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты  (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия, сценарий  проведения учебного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uchebnogo_zanyatiya_po_geografii.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Чибисова Валентина Евгеньевна

Район

Воскресенский район

Место работы

Филиал МКОУ Богородской СОШ – Нестиарская ООШ

Должность

Учитель географии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Обществознание

география

Класс

5

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Линия А.А.Летягин, И.В.Душина

Тема учебного занятия

Растительный и животный мир умеренных поясов.

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок – путешествие.

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Данный урок является третьим в теме «Биосфера».

1. Оболочка жизни.

2. Жизнь в тропическом поясе.

3. Растительный и животный мир умеренных поясов.

4.Жизнь в полярных областях и в океане.

5. Природная среда. Охрана природы.

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Овладеть умением строить логические рассуждения, научиться выявлять причинно-следственные связи и заполнять таблицу по заданию.

Создать условия для формирования знаний об  особенностях распространения  растительного и животного мира степей, лиственных лесов и тайги.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся:

 - получат представление о природных условиях умеренных поясов;

-научатся выделять особенности растительного и животного мира.

Обучающиеся получат возможность ….

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся научатся заполнять таблицу в соответствии с  заданием и поставленной целью.

Обучающиеся получат возможность ….

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся:

-получат представление о значимости любого живого организма, проживающего на Земле;

Обучающиеся получат возможность для формирования любознательности и интереса к изучению природы и органическому миру.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Имеют представление:

- о Земле как природном комплексе;

- об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях;

- о природе и человеке, живущем и действующем в конкретных природных условиях.

Овладели:

- первоначальными представлениями и понятиями по предмету.

Приобрели:

- умения использовать источники географической информации.

Умеют:

- осваивать методы географической науки (моделирование, наблюдение).

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Работа с текстом учебника, работа с картами атласа: «Климатические пояса», «Природные зоны» и «Растительный и животный мир»

Заполнение таблицы:

«Растительный и животный мир степей, лиственных лесов и тайги».

Работа с Красной книгой Нижегородской области.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

1.А.А.Летягин «География. Начальный курс»  5-6  класс. Москва «Вентана - Граф» 2014г.

1. Селевко Г.К. Современные  образовательные технологии. Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998г

2. Душина И.В. Педагогические  технологии  обучения географии. Современный  урок  географии. Методическое пособие – М.: Школа-пресс, 2001г.

http://www.floranimal.ru  Интересное из жизни растений и животных. Фотографии животных.

Информация о национальных парках и заповедниках.

http://www.biodat/ru/index.htm

Красная книга России.

http://www.aport.ru Полный русскоязычный каталог для  географов, где есть раздел «География в школе»

http://www.gde-eto.narod.ru Географический словарь, в котором находится информация о странах, городах, материках, островах, пустынях, природных зонах, ледниках и т.п.

1."Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс"

2.«География. Начальный курс географии 6 класс.

- учебное электронное издание, предназначенное для учащихся 6 классов.

Техническое обеспечение

  1.  Ноутбук «samsung»        2. Проектор «acer»

Сценарий  проведения учебного занятия
Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий.

Демонстрируют готовность к работе на уроке.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Актуализация знаний о разнообразии жизни на нашей планете и его причине.

- Прежде чем перейти к теме сегодняшнего урока я предлагаю вам привести примеры природных условий (нагрев и влажность приземного слоя воздуха) и их влиянии на растительный и животный мир тропического пояса.

Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм.

Учащиеся приводят примеры природных условий и объясняют их влияние на растительный и животный мир тропического пояса.

1.3. Создание проблемной ситуации

- А сейчас, ребята, вы просмотрите видеофрагмент «Машина времени», в котором рассказывается об изменении природных условий (иссушение) в Сахаре, ставшей пустыней около 2700 лет назад.

.

Рефлексия. Как называют сочетание причин и следствий в науке?

Может ли быть Сахара примером влияния природных условий региона на растительный и животный мир?

Учащиеся просматривают видеофильм.

Учащиеся отвечают.

(Причинно-следственные связи.)

Учащиеся отвечают.

(Да.)

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

-Ребята, сегодня мы совершим путешествие в степи, лиственные леса и тайгу умеренных поясов и познакомимся с растительным и животным миром.

Давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока.

-Запишите в тетради тему урока: «Растительный и животный мир умеренных поясов».

- Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. В атласе откройте  карты «Климатические пояса» и «Природные зоны».

С помощью способа наложения карт определите,  какие природные зоны встречаются в умеренных поясах?

Совместно с учителем формируют

тему урока.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

 Учащиеся открывают карты атласа «Климатические пояса» и «Природные зоны».

С помощью способа наложения карт определяют,  какие природные зоны встречаются в умеренных поясах.

(Степь,  лиственные леса умеренных широт и тайга).

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

-Сейчас будет работа в группах: составление рассказов и заполнение таблицы  о воображаемом путешествии по:

- степи (1 группа),

-лиственному лесу  умеренных широт (2 группа),

-тайге (3 группа).

-А сейчас посмотрите презентацию: «Растительный и животный мир умеренных поясов», и постарайтесь во время просмотра заполнить часть таблицы:

«Растительный и животный мир Умеренных поясов».

Природная зона

Геогр.

 положение

Тип климата

Растения  

Животные

Наблюдает за работой учащихся, в случае затруднения оказывает помощь.

Учащиеся делятся на 3 группы.

 Далее работа в группах:

Просмотр презентации учащимися и заполнение таблицы. 

Выполняют работу, пользуясь текстом учебника, картами атласа, фотографиями растений и животных – характерных представителей природных зон (степей, лиственных лесов и тайги) и составляют рассказ по природным зонам умеренных поясов.

Заполняют таблицу: записывают природные зоны, географическое положение и тип климата.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

После выступления каждой группы корректирует ответы учащихся.

.

Выступление групп и обсуждение результатов работы.

.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

-А сейчас  просмотрим небольшой фрагмент по теме «Красная книга России».

Задание: «Дополнить таблицу  представителями из Красной книги России».

Учащиеся просматривают фрагмент и выполняют задание.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

-Оцените работу вашей группы по следующим критериям, которые были определены на прерыдущем уроке:

- активное участие каждого;

- умение слушать и понимать друг друга;

- договариваться друг с другом;

-соблюдение для всех групп время и условия работы.

По системе:

«+» - достаточно эффективно;

«+ -» - есть потенциал для повышения эффективности;

«-» - малоэффективно.

Анализирует вместе с учащимися достижение целей урока. Оценивает результаты деятельности учащихся.

Оценки за урок.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке, проводят самооценку.

Озвучивают результаты, делают выводы.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Вот и подошло наше путешествие к концу. Мне было очень приятно с вами путешествовать.

Учитель дает общую характеристику работы класса, показывает успешность овладением содержания урока; вскрывает недостатки, показывает пути их преодоления.

На основе выявленных результатов усвоения нового материала учитель сообщает домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

По желанию выполнить творческое задание: составить синквейн к любому слову «СТЕПЬ», «ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС», «ТАЙГА».

Учащиеся внимательно слушают и делают выводы,  на что в дальнейшем обучении обратить внимание.

Учащиеся прослушивают инструктаж, если, что-то не понятно, задают вопросы, открывают дневники и записывают домашнее задание.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растительный и животный мир умеренных поясов

Урок в рамках ФГОС 1. ФИО (полностью) Штина Светлана Валентиновна 2. Место работы МБОУ « СОШ с.Речное» Харабалинский район 3. Должность Учитель географии и химии 4. Предмет география 5. Класс 5 6. Тем...

Растительный и животный мир умеренных поясов

Конспект урока по географии для 5 класса, где детям даются первичные представления о природных зонах и их природе....

Занимательные задания по географии по теме: "Растительный и животный мир Антарктиды". 7 клаас.

Расширить кругозор школьников в области изучения флоры и фауны Антарктиды....

Сценарий учебного занятия по географии 7 класс. Тема: "Природные зоны и органический мир Австралии". Линия О.А.Климанова, А.И.Алексеев

Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты  (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного з...

Методическая разработка урока географии на тему "Растительный и животный мир Арктики"

Представленный материал разработан для проведения урока географии в 7 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

Урок географии по теме: «Растительный и животный мир России»

Урок географии по теме: «Растительный и животный мир России» Цели и задачи урока: обучающие: - познакомить учащихся со своеобразием растительного и животного мира страны, видовым разнообразием при...

Сценарий учебного занятия по географии "Биосфера - живая оболочка Земли" 6 класс

Обучающиеся должны уметь раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ в природе; факторы ограничивающие распространения жизни в разных сферах; сопоставлять  биосфер...