Сценарий учебного занятия по географии 7 класс. Тема: "Природные зоны и органический мир Австралии". Линия О.А.Климанова, А.И.Алексеев
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Чибисова Валентина Евгеньевна

Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты  (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия, сценарий  проведения учебного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota_urok.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Чибисова Валентина Евгеньевна

Район

Воскресенский район

Место работы

Филиал МКОУ Богородской СОШ – Нестиарская ООШ

Должность

Учитель географии и биологии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Обществознание

география

Класс

7

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Линия О.А.Климановой, А.И.Алексеева

Тема учебного занятия

Природные зоны и органический мир Австралии.

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок – путешествие.

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Данный урок является вторым в теме «Австралия и Океания», на нем продолжается знакомство с особенностями природы материка и своеобразным и неповторимым органическим миром Австралии (75% видов растений и 95% животных являются эндемиками).

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

Образовательные: познакомить учащихся с природными зонами Австралии; показать особенности флоры и фауны; выявить причины своеобразия органического мира материка;

Развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картой, учебником, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать честность, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей, чувство коллективизма, деликатность, умение отстоять свою точку зрения и выслушать мнения других.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся …

Обучающиеся получат возможность ….

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся откроют (овладеют, получат и т.п.) способ …

Обучающиеся получат возможность ….

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что (осознают ценность …, сформируют представление о значимости … и т.п.)

Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.)

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Обучающиеся изучают данный предмет второй год.

Умеют:

- объяснять понятия и термины: солнечная система, планета, глобус, градусная сеть, параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты, гидросфера, Мировой океан, море, речная система (и ее части), бассейн реки, водораздел  питание и режим реки, литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, атмосфера, погода, климат, климатический пояс, воздушная масса, ветер, биосфера, природный комплекс, природная зона, географическая оболочка;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе, температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, направления, расстояния на плане, карте и на местности;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности, меры по охране природы;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- производить простейшую съемку местности; работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов.
-·приводить примеры способов предсказания стихийных бедствий;
-·приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях;

-·составлять описание природного комплекса;

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Должны знать:

- природные зоны Австралии;

 -особенности природных

условий материка и многообразие видов органического мира Австралии.

Должны уметь:

-показывать на карте природные зоны Австралии;

-доказывать, что особенности природных условий материка и многообразие видов органического мира Австралии связаны между собой.

Проявляют любознательность и интерес к изучению природы и органическому миру других материков.

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

1.Климанова О.А., Климанов В.В.и др. География  7 класс  «Страноведение» Москва «Дрофа» 2010г.

2. Душина И.В. Педагогические  технологии  обучения географии. Современный  урок  географии. Методическое пособие – М.: Школа-пресс, 2001г.

1.Амбарцумова Э.М. и др. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – Москва. «Дрофа», 2004 год.

2. Гин. А. Приемы  педагогической  техники: пособие  для  учителя.- М.: Вита-пресс,2000г.

3. Селевко Г.К. Современные  образовательные технологии. Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998г

http://www.aport.ru Полный русскоязычный каталог для  географов, где есть раздел «География в школе»

http://www.gde-eto.narod.ru Географический словарь, в котором находится информация о странах, городах, материках, островах, пустынях, ледниках и т.п.

1."Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс"

2.«География. Наш дом – Земля» - учебное электронное издание, предназначенное для учащихся 7 классов.

Техническое обеспечение

  1.  Ноутбук «samsung»        2. Проектор «acer»


Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий.

Демонстрируют готовность к работе на уроке.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

- Прежде чем перейти к теме сегодняшнего урока я предлагаю вам познакомиться со словами К.П.Паустовского

Слайд 1. «…путешествие-это проникновение в область значительного и прекрасного».

Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм.

1.3. Создание проблемной ситуации

- Как вы думаете, ребята, что нас ожидает сегодня на уроке?

- Как вы догадались, сегодня мы совершим путешествие. Но какое, же путешествие без экскурсионных дневников?

/Выдает экскурсионные дневники/. В них вы будете вести записи ручками синей и красной пастой.

Предлагает учащимся проработать Слайд 2. Стихотворение: против каждой строки написать, что бы это значило? /работа синей пастой/. Где есть затруднения можно пока не заполнять, заполните в конце урока.

Предполагают, что будет на уроке.

/Урок-путешествие/.

Учащиеся заполняют экспедиционные дневники и выясняют объект путешествия.

Совместно с учителем формируют тему урока.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Слайд 3.Зачитывает цитату из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» 

«…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!», -  так описал Австралию один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта».

Зачитывает стихотворение об Австралии:

Синий-синий океан,

Кенгуру прыгучий,

Быстрый-быстрый бумеранг

И цветок пахучий.

Страус весело бежит,

Тень короче стала.

А на ветках сладко спит

Маленький коала.

Какая же тема сегодняшнего урока?

Слайд 4. Тема урока: «Природные зоны и органический мир Австралии».

Предлагает учащимся поставить цель и в случае затруднения помогает  её сформулировать:

Правильно, речь сегодня пойдёт о растениях и животных Австралии. Изучая органический мир, нельзя оставить в стороне природные зоны. Сформулируйте, пожалуйста, цели урока.

Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по ее принятию.

Совместно с учителем формируют

тему урока.

Записывают тему урока в тетради.

Учащиеся, при помощи учителя, формируют цель урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Слова учителя:  « Введение в новую тему об удивительной стране Австралии».

Создаёт  группы-экспедиции из учащихся класса.

.

Слайды 5,6.  Учитель предлагает учащимся

выполнить задания тренажер.

Слайд 7. И блиц-опрос.

Демонстрируют готовность к восприятию новых знаний.

Учащиеся делятся на группы.

Учащиеся выполняют задания, ответы записывают в экспедиционные дневники.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Сообщение учителем нового материала с использованием мультимедийной презентации:

Слайд 8.  Ознакомление с картой

природные зоны Австралии;

Мы отправляемся в заочное путешествие по Австралии. Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. В атласе найдите карту природных зон. Какие природные зоны встречаются в Австралии? Покажите их на карте.  Каждая экспедиция отправляется в одну природную зону, исследует её и делает короткий отчёт о своём путешествии. А также, чтобы запомнить и понять лучше основные моменты путешествия в дневнике вы должны будете заполнять таблицу-конспект:

Природная зона

Геогр.

 положение

Тип климата

Растения  

Животные

Наблюдает за работой учащихся, в случае затруднения оказывает помощь.

После выступления каждой группы корректирует ответы и показывает слайды презентации.

Слайды 9-12.  Саванны и редколесья;

Мы находимся на территории саванн и редколесий Австралии. Среди травы растут бутылочные деревья, встречаются эвкалипты, акации, и другие деревья. Среди животных здесь можно увидеть ехидну, вомбата, а также кенгуру, динго, термитов и другие.

Не забывайте вести записи в дневниках.

Слайды 14-15.  Новые слова.

Слайды 16-18.  Пустыни.

Южнее саванн и редколесий распространены пустыни.

В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты и другие кустарники, их заросли называют скрэбом (запишите). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец.

    Есть здесь и песчаные пустыни, например Большая песчаная пустыня.

В пустынях Австралии нет оазисов.

 Обитают животные:  кенгуру, динго, ящерицы, змеи, страус эму.

Растения: спинифекс, низкорослые колючие акации, иногда эвкалипты и бутылочные

деревья.

Слайды 19-22.  Влажные тропические леса.

Зелень лесов нарушает акация, разные виды цветут круглый год. Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, мангровые деревья, лианы; в более засушливых районах – акации. Животные: коала, древесный кенгуру, крокодилы на севере, птицы (лирохвост, попугаи, райские птички)

Слайд 23. Что такое эндемики?

Правильно. Много эндемиков встречается только в Австралии и на близлежащих островах.

Слайды 24.  Эндемики Австралии.

Слайды 25-31. Растительный мир Австралии.

Слайды 33-37.  Животный мир Австралии.

Слайд 39.  Уникален растительный и животный мир материка.

- В чем же заключается уникальность животных и растений Австралии?

Природа создала в Австралии огромный  заповедник, где сохранились многие  животные, близкие тем, что населяли Землю  в далекие времена.

В Австралии встречаются сумчатые, яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы. Но не встречаются обезьяны и копытные.

 - А почему эти животные и растения встречаются только на этом материке?

- Австралия – это самый уникальный материк! Но с освоением материка особенно сильно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса, заняты полями и виноградниками.

Слайд 40-41.

Экологическая карта мира.

Карта охраняемых территорий Австралии.

/Вопросы к слайдам./

Знакомство с гербом Австралии.

Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе  и флаге Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах, стоимостью 5, 10, 20 центов изображены ехидна, лирохвост, утконос.

Учащиеся слушают учителя и ведут записи в экспедиционных дневниках.

На протяжении изучения нового материала учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Заполняют таблицу: записывают природные зоны, географическое положение и тип климата.

Группы-экспедиции зачитывают свои отчёты о своём путешествии.

Записывают новые слова в тетрадь.

Записывают новые слова в тетрадь.

Заполняют таблицу: записывают растительный и животный мир, в соответствии, с природными зонами.

Отвечают на вопросы, опираясь на ранее приобретенные знания и на новый материал урока. Опора на новые слова.

Ответ учащихся.

Учащиеся дают анализ карты, отвечают на вопросы.

.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Проводит работу с тестом и по карточкам, позволяющую проверить уровень усвоения материала

Задание №1. Рассказ - провокация.

Найти в рассказе ошибки и подчеркните их:

Большая часть  Австралии  находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат.

В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальмами, фикусами) произрастают своеобразные деревья баобабы с толстыми у основания стволами, резко суживающимися к верху.

Животный мир своеобразен. Здесь обитают ехидна, утконос, которые выводят детёнышей из яиц. Часто встречаются бегемот, слон, другие крупные животные. Много сумчатых.

Задание 2. Найдите соответствие.

На доске даны природные зоны и указаны растения и животные данных природных зон.

Леса

Саванны и редколесья

Пустыни и полупустыни

Кенгуру, акация, вомбат, лиана, крокодил, казуарин, дикая собака динго, страус эму, утконос, ехидна, эвкалипт, древовидный папоротник, коала.

Задание 3. Географический тест «Природные зоны и органический мир Австралии».

Если утверждение верное – ставите знак «+», а если неверное – ставите «-». 

Тест:  

- 1. На материке Австралия живут обезьяны и копытные животные.

+2. Коала питается только листьями эвкалиптов.

-3. Скреб – лес, состоящий из высокорослых деревьев.

+4. Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром.

+5. Утконос и ехидна яйцекладущие млекопитающие.

-6. Самую большую площадь в Австралии занимают леса.

-7. Собака Динго приносит пользу сельскому хозяйству.

+8. Кенгуру изображен на государственном флаге Австралии.

+9. В Австралии много эндемиков.

+10. Австралия давно отделилась от других материков, ее органический мир развивался изолированно.

Деятельность учащихся по включению новых знаний в систему ранее изученного.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель предлагает учащимся вернуться к экспедиционным дневникам и заполнить уже красной пастой то, что в начале урока осталось не заполненным.

- Задание – стихотворение: «Что бы это значило?» и задание « Австралия – самый…».

И понабранным баллам оценить свою работу на уроке.

Анализирует вместе с учащимися достижение целей урока. Оценивает результаты деятельности учащихся.

Оценки за урок.

Учащиеся дополняют  экспедиционные дневники.  Задание: «Что бы это значило?» и задание             «Австралия – самый…».

Считают набранные баллы и проводят самооценку.

Озвучивают результаты выполнения самостоятельного задания, делают выводы.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Вот и подошло наше путешествие к концу. Мне было очень приятно с вами путешествовать.

Предлагается выполнить творческое задание: составить синквейн к слову «Австралия».

Учитель дает общую характеристику работы класса, показывает успешность овладением содержания урока; вскрывает недостатки, показывает пути их преодоления.

На основе выявленных результатов усвоения нового материала учитель

сообщает домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Выполнить творческую работу. Написать призыв, просьбу, воззвание или лозунг на тему: «СОХРАНИМ ПРИРОДУ МАТЕРИКА».

Учащиеся выполняют задание и зачитывают составленные синквейны.

Учащиеся внимательно слушают и делают выводы,  на что в дальнейшем обучении обратить внимание.

Учащиеся прослушивают инструктаж, если, что-то не понятно, задают вопросы, открывают дневники и записывают домашнее задание.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны и органический мир Австралии

Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации через организацию самостоятельной групповой работы.Тип учебного занятия: урок изучения нового материал...

Урок по географии на тему "Природные зоны Австралии"

Урок-исследование. Учащиеся работают в группах и самостоятельно с помощью карт и дополнительного матриала исследуют природу природных зон материка Австралия....

Сценарий учебного занятия по географии 5 класс. Тема: "Растительный и животный мир умеренных поясов". Линия А.А.Летягин, И.В.Душина

Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты  (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного з...

Сценарий учебного занятия по географии "Биосфера - живая оболочка Земли" 6 класс

Обучающиеся должны уметь раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ в природе; факторы ограничивающие распространения жизни в разных сферах; сопоставлять  биосфер...

Контрольная работа по географии по теме "Природно-хозяйственные зоны" 8 класс

Контрольная работа по географии  по теме "Природно-хозяйственные зоны" 8 класс. Учебник  Дронов В.П., Савельева Л.Е., издательство "Просвещение"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АВТРАЛИИ»

Аннотация: Данное практическое занятие направленно на самостоятельное изучение природных зон Австралии. Задания направлены на формирование облика и представления о природных зонах Австралии, на закреп...