Главные вкладки

    Природные зоны и органический мир Австралии
    план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

     

    Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации через организацию самостоятельной групповой работы.

    Тип учебного занятия: урок изучения нового материала

    ТДЦ: : Образовательная: сформировать представление о природных зонах, об особенностях природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии.

                   Развивающая: продолжать формирование умений навыков самостоятельной работы и самоконтроля, ведения записей, умение анализировать и делать выводы,  речевой деятельности.

                   Воспитательная: 1. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников.

                                                2. Способствовать развитию самостоятельности, активности, ответственности.

    Методы обучения:  репродуктивный, частично-поисковый

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,  групповая,  фронтальная

    Технология:  «путешествие-исследование» с использованием ИКТ (компьютерная демонстрация)

    Средства обучения:     физическая карта Австралии, атласы для 7 класса, компьютер,  мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, карточки с новыми словами, листки «Походный дневник», карточки с названиями природных зон на парты, карточки с заданиями для закрепления изученного материала.

     

    На доске запись: «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного». (К.П. Паустовский)

     

    Подготовительная работа: ученики заранее получают задание подготовить сообщение о деревьях Австралии: эвкалипты, бутылочное дерево, и животных: кенгуру, утконос, коала.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnol._karta_urok_7_klass.docx29.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебное занятие

    Тема учебного занятия                             Природные зоны и органический мир Австралии

    Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации через организацию самостоятельной групповой работы.

    Тип учебного занятия: урок изучения нового материала

    ТДЦ: : Образовательная: сформировать представление о природных зонах, об особенностях природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии.

                   Развивающая: продолжать формирование умений навыков самостоятельной работы и самоконтроля, ведения записей, умение анализировать и делать выводы,  речевой деятельности.

                   Воспитательная: 1. Способствовать формированию позитивного отношения к интеллектуальным достижениям одноклассников.

                                                2. Способствовать развитию самостоятельности, активности, ответственности.

    Методы обучения:  репродуктивный, частично-поисковый

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,  групповая,  фронтальная

    Технология:  «путешествие-исследование» с использованием ИКТ (компьютерная демонстрация)

    Средства обучения:     физическая карта Австралии, атласы для 7 класса, компьютер,  мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, карточки с новыми словами, листки «Походный дневник», карточки с названиями природных зон на парты, карточки с заданиями для закрепления изученного материала.

    На доске запись: «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного». (К.П. Паустовский)

    Подготовительная работа: ученики заранее получают задание подготовить сообщение о деревьях Австралии: эвкалипты, бутылочное дерево, и животных: кенгуру, утконос, коала.

    Технологическая карта учебного занятия

    этапа

    п/п

    Наименование

    этапа

    Деятельность педагога

    Деятельность учащихся

    1.

    Организационный момент

    Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает на работу.

    Приветствуют учителя,  проверяют готовность учебного места к работе

    2.

    Мотивация

    Создаёт эмоциональный настрой, используя музыку, зачитывает отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» .

    Слайд1:

    «…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!», -  так описал Австралию один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта». И сегодня мы с вами продолжим изучение этого удивительного материка.

    Слушают учителя

    3.

    Актуализация

    Подводит  учащихся к теме урока, используя стихотворение

    Прослушайте отрывок из стихотворения Ирины Яворовской и определите, пожалуйста, о чём пойдёт речь на уроке.

    Слайд2:

    Синий-синий океан,

    Кенгуру прыгучий,

    Быстрый-быстрый бумеранг

    И цветок пахучий.

    Страус весело бежит,

    Тень короче стала.

    А на ветках сладко спит

    Маленький коала.

    Слушают учителя, рассматривают наглядность

    4.

    Целеполагание

    Предлагает учащимся поставить цель и в случае затруднения помогает  её сформулировать.

    Правильно, речь сегодня пойдёт о растениях и животных Австралии. Изучая органический мир, нельзя оставить в стороне природные зоны. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока и цели.

    Слайд 3, 4

    - Природные зоны и органический мир Австралии.

      Приглашает учащихся в путешествие и объясняет, что необходимо взять  с собой.

    Я приглашаю вас совершить путешествие на удивительный материк Австралию. «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного», -  писал К.П. Паустовский. В путешествии вам пригодятся дневники. Их вы найдёте на своих партах. В дневниках вы будете делать записи по ходу путешествия. Вам также необходимо будет  обратить внимание на слова и их правописание и правильно, без ошибок записать их  в походных дневниках. Ещё мы возьмём с собой учебник, атласы.

    Слушают учителя, формулируют тему урока и ставят конечную цель совместной учебной деятельности

    Слушают учителя.

    5.

    Осознание и осмысление учебной информации

    Создаёт  группы из учащихся класса. Предлагает отправиться в экспедицию в разные части Австралии, собрать материал и  составить отчёты. Каждой группе вручает «походные дневники».

    Запишите дату и тему сегодняшней нашей экспедиции в дневниках. Чтобы запомнить и понять лучше основные моменты путешествия в дневнике вы должны будете заполнять таблицу-конспект.

    Природная зона

    Географическое положение

    Тип климата

    Растения

    Животные

               Мы отправляемся в заочное путешествие по Австралии. Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. В атласе найдите карту природных зон. Какие природные зоны встречаются в Австралии? Покажите их на карте.  Запишите в дневники. Каждая экспедиция отправляется в одну природную зону, исследует её и делает короткий отчёт о своём путешествии. А также рассказать об одном животном и растении, которые встретите в пути.

    Наблюдает за работой учащихся, в случае затруднения оказывает помощь. После выступления каждой группы корректирует ответыи показывает слайды презентации.

    Слайд 5 –11. 

    Мы находимся на территории саванн и редколесий Австралии.

                Среди травы растут бутылочные деревья, встречаются эвкалипты, акации, и другие деревья. Среди животных здесь можно увидеть ехидну, вомбата, а также кенгуру, динго, термитов и другие.

    Не забывайте вести записи в дневниках.

    Слайд 12- 22. 

    Южнее саванн и редколесий распространены пустыни.

                В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты и другие кустарники, их заросли называют скрэбом (запишите). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец.

                 Есть здесь и песчаные пустыни, например Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов.

                 Обитают животные:  кенгуру, динго, ящерицы, змеи, страус эму.

                 Растения: спинифекс, низкорослые колючие акации, иногда эвкалипты и бутылочные деревья.

    Слайд 23 – 31. 

     Зелень лесов нарушает акация, разные виды цветут круглый год. Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, мангровые деревья, лианы; в более засушливых районах – акации. Животные: коала, древесный кенгуру, крокодилы на севере, птицы (лирохвост, попугаи, райские птички) 

    Что такое эндемики?

    Правильно. Много эндемиков встречается только в Австралии и на близлежащих островах.

    Уникален растительный и животный мир материка.

    - В чем же заключается уникальность животных и растений Австралии?

    Природа создала в Австралии огромный  заповедник, где сохранились многие  животные, близкие тем, что населяли Землю  в далекие времена.

    В Австралии встречаются сумчатые, яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы. Но не встречаются обезьяны и копытные.

     - А почему эти животные и растения встречаются только на этом материке?

    - Австралия – это самый уникальный материк! Но с освоением материка особенно сильно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса, заняты полями и виноградниками.

    Слайд 32-34

    Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе  и флаге Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах, стоимостью 5, 10, 20 центов изображены ехидна, лирохвост, утконос.

    Создают группы, получают «походные дневники».

    Слушают задание, отправляются в путешествие.

    Самостоятельно работают в группах с учебником, атласом. По окончании работы предоставляют отчёт.

    Записывают определение скрэба

    Ответ учащихся.

    Ответ учащихся.

    Ответ учащихся.

    6.

    Первичное закрепление материала

    Провожу работу с тестом и по карточкам, позволяющую проверить уровень усвоения материала

    Задание №1. Рассказ - провокация.

    Найти в рассказе ошибки и подчеркните их: 

    Большая часть  Австралии  находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат.

    В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальмами, фикусами) произрастают своеобразные деревья баобабы с толстыми у основания стволами, резко суживающимися к верху.

    Животный мир своеобразен. Здесь обитают ехидна, утконос, которые выводят детёнышей из яиц. Часто встречаются бегемот, слон, другие крупные животные. Много сумчатых.

    Задание 2. Найдите соответствие.

    На доске даны природные зоны и указаны растения и животные данных природных зон.

    Леса

    Саванны и редколесья

    Пустыни и полупустыни

    Кенгуру, акация, вомбат, лиана, крокодил, казуарин, дикая собака динго, страус эму, утконос, ехидна, эвкалипт, древовидный папоротник, коала.

    Задание 3. Географический тест «Природные зоны и органический мир Австралии».

    Если утверждение верное – ставите знак «+», а если неверное – ставите «-».

    Тест:  

    - 1. На материке Австралия живут обезьяны и копытные животные.

    +2. Коала питается только листьями эвкалиптов.

    -3. Скреб – лес, состоящий из высокорослых деревьев.

    +4. Эвкалиптовые леса светлые, так как листья повернуты к солнцу ребром.

    +5. Утконос и ехидна яйцекладущие млекопитающие.

    -6. Самую большую площадь в Австралии занимают леса.

    -7. Собака Динго приносит пользу сельскому хозяйству.

    +8. Кенгуру изображен на государственном флаге Австралии.

    +9. В Австралии много эндемиков.

    +10. Австралия давно отделилась от других материков, ее органический мир развивался изолированно.

    Работают  с тестом и по карточкам

    7.

    Подведение итогов

    Анализирует вместе с учащимися достижение целей урока. Оценивает результаты деятельности учащихся.

    Оценки за урок.

    Озвучивают результаты выполнения самостоятельного задания, делают выводы.

    8.

    Домашнее задание

    Предлагает домашнее задание + вопрос для любознательных

    читать и пересказывать § 24, вопрос 3 (с. 150). Вопрос для любознательных: Осваивая вновь открытые земли, люди завозили туда домашних животных и семена растений. Вы знаете, что привезенные в Австралию кролики так размножились, что стали наносить вред сельскому хозяйству. А не случилось ли что - нибудь подобное и с представителями растительного мира?

    Записывают домашнее задание, осмысливают его.

    9.

    Рефлексия

    Предлагает учащимся оценить свое эмоциональное состояние и результаты своей работы на уроке. 

    Слайд35-36

    Вот и подошло наше путешествие к концу. Мне было очень приятно с вами путешествовать.

    Анализируют свое эмоциональное состояние и результаты своей работы на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Природные зоны Австралии".

    На уроке дети могут расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах:-  Научится прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных-  Продолжить знакомство с работой с р...

    Природные зоны Австралии

    Урок обобщения и систематизации знаний . Знакомство с растительным и животным миром Австралии. Охрана растений и животных материка....

    Природные зоны Австралии"Презентация к уроку "

    Знакомство с растительным и животным миром Австралии. Охрана растительного и животного мира материка....

    Австралия. Природные зоны. Органический мир.

    Методическая разработка по разделу "Австралия" по программе курса 7 класса "География материков и океанов". Представленный урок включает в себя как технологическую карту урока, так и сценарий, дополни...

    Сценарий учебного занятия по географии 7 класс. Тема: "Природные зоны и органический мир Австралии". Линия О.А.Климанова, А.И.Алексеев

    Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты  (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного з...

    Урок географии на тему Австралия. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. 7-й класс

    Урок географии на тему Австралия. Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. 7-й классТип урока: урок-исследование, заочная экспедиция на материк.Цели урока:1....

    Урок "Природные зоны. Органический мир Австралии." 7 класс

    Тема: Природные зоны. Органический мир Австралии.Тип урока: комбинированный с элементами урока путешествия-исследованияЦели урока:Образовательные: определить, какие природные зоны представлены в ...