Урок "Природные зоны. Органический мир Австралии." 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Санькова Нина Ивановна

Тема: Природные зоны. Органический мир Австралии.

Тип урока: комбинированный с элементами урока путешествия-исследования

Цели урока:

Образовательные: определить, какие природные зоны представлены в Австралии; ознакомить учеников с наиболее яркими представителями органического мира Австралии; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала; обеспечить формирование целостной системы знаний о своеобразии, неповторимости природы самого маленького материка; раскрыть причины этого своеобразия; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала.

Воспитательные: экологическое воспитание учащихся на примере отношения австралийцев к своей стране;

Развивающие: формировать умение выявлять причинно – следственные связи; формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы, давать качественную оценку своей работы, работы одноклассников. 

Планируемые результаты.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учебе;

- формирование основ экологической культуры.

Предметные:

Знать:

- причины своеобразия органического мира, типичные растения и животные природных зон;

уметь:

- описывать природные зоны по комплекту карт.

Метапредметные:

- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

- высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

- овладение умениями работы с учебником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii_v_7_klasse.docx60.46 КБ

Предварительный просмотр:

    Автор: Санькова Нина Ивановна учитель географии

Курская область Горшеченский район с. Бараново

МКОУ «Барановская СОШ»

 

                                 

  Открытый урок по географии в 7 классе

Тема: Природные зоны. Органический мир Австралии.

Тип урока: комбинированный с элементами урока путешествия-исследования

Цели урока:

Образовательные: определить, какие природные зоны представлены в Австралии; ознакомить учеников с наиболее яркими представителями органического мира Австралии; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала; обеспечить формирование целостной системы знаний о своеобразии, неповторимости природы самого маленького материка; раскрыть причины этого своеобразия; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала.

Воспитательные: экологическое воспитание учащихся  на примере отношения австралийцев к своей стране;

Развивающие: формировать умение выявлять причинно – следственные связи; формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы, давать качественную оценку своей работы, работы одноклассников. 

Планируемые результаты.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учебе;

- формирование основ экологической культуры.

Предметные:

Знать:

- причины своеобразия органического мира, типичные растения и животные природных зон;

уметь:

- описывать природные зоны по комплекту карт.

Метапредметные:

- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

- высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

- овладение умениями работы с учебником.

Универсальные учебные действия (УУД).

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- умение вести самостоятельный поиск, анализировать информацию;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- умение организовывать свою деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные:

самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные:

- осознать необходимость изучения темы, осознание целостности природы.

Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная.

Оснащение урока: мультимедиа, учебники, атласы, рабочие тетради.

Ход урока

І. Организационный момент:  

(Слайд 1)

Учитель. Добрый день, ребята! Я рада встрече с вами. Начинаем наш урок.

Проверка готовности к уроку.

Нам необходимы на уроке учебники, тетради, атласы, настенные карты, интерактивная доска.

Ребята, сегодня у нас на уроке гости, которые должны увидеть насколько вы умеете работать с разнообразными географическими источниками, нам много предстоит сделать, поэтому будьте внимательны, отвечаем быстро и  четко.

II. Проверка домашнего задания:

Сейчас проверка домашнего задания.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие к берегам самого маленького материка – Австралии. Но это путешествие  будет не совсем обычным, его мы совершим на уроке, сидя за партами.

Для того чтобы вы смогли отправиться в путешествие, каждый из вас должен приобрести билеты. Стоимость вашего билета (или другими словами, оценка) будет зависеть от количества правильных ответов:  желтый билет – оценка «3», зеленый – «4», красный – «5».

Каждый  будет получать вопросы по изученной теме.  Количество правильных ответов – это и есть «стоимость билета для путешествия», т.е. оценка, которую получит каждый из вас.

  1. Самый маленький материк (Австралия)
  2. Самое большое озеро в Австралии (оз.Эйр)
  3. Высочайшая точка материка (г. Косцюшка)
  4. Мореплаватель, доказавший существование самостоятельного материка Австралия (Кук Дж.)
  5. На востоке материка протянулись горы (Большой водораздельный хребет)

6. С юга Австралию омывает залив (Большой Австралийский залив)

7. Бассовым проливом  от Австралии отделен остров (Тасмания)

8. Главной водной Артерией материка является река (Муррей)

9.С запада Австралию омывает океан  (Индийский)

10.Большая часть рек Австралии относится к бассейну, какого океана? (Индийского)

11. Какая самая длинная река Австралии (показать на карте)? (Муррей)

12.Что такое крики? (пересыхающие русла рек)

13.Назовите самый большой приток самой длинной реки Австралии? (показать на карте) (Дарлинг)

14.Как называется крупный подземный водный бассейн Австралии? (Большой Артезианский бассейн)

15. Какой преобладающий тип питания рек Австралии? (дождевое и подземное)

16. «Мёртвое сердце Австралии»- что это такое? На какое из африканских озёр оно похоже? (озеро Эйр, озеро Чад)

17.Есть ли ледники в Австралии и почему?  (Нет)

18. Почему Австралию называют самым сухим материком?

19. Почему реки бассейна Тихого океана превосходят по полноводности реки Индийского океана? (осадки распределены равномерно в течение года)

20.Полоса коралловых рифов у берегов Австралии (Большой барьерный риф)

 

Дифференцированное задание  тесты

1.Какое море омывает Австралию с севера?

а) Фиджи, б) Арафурское, в) Тасманово, г) Коралловое;

2.Самой высокой точкой материка является гора:

а) Брус, б) Либиг, в) Косцюшко, в) Орд;

3.Остров Тасмания отделяет от Австралии пролив:

а) Бассов, б) Торресов, в) Малаккский, г) Гибралтарский;

4.Большой Барьерный риф тянется вдоль _________ берегов Австралии:

а) западных, б) восточных, в) северных, г) южных;

5.Австралия – самый:

а) маленький материк,   б)  большой материк, в)высокий материк

По окончании работы - самооценка знаний (учитель предлагает билеты, учащиеся самостоятельно их «приобретают»). По желанию обучающихся  оценки выставляются в журнал.

III. Изучение нового материала.

1.Мотивация        

Создаёт эмоциональный настрой, зачитывает отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Учитель: Сейчас я вам зачитаю отрывок из романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Вы его прослушаете и скажите, о каком материке идет речь.

«…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит…  Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!» О каком материке идет речь?

Обучающиеся. Об Австралии.

Учитель. Изучая материк Австралия, мы отметили уникальность этого материка. Давайте  вспомним, в чем уникальность этого континента?

Обучающиеся. Географическое положение, самый маленький, история освоения, самый сухой, самый низкий по средней высоте.

И сегодня мы с вами продолжим изучение этого удивительного материка.        

2.        Актуализация        

Подводит  учащихся к теме урока, используя стихотворение

Учитель. Прослушайте отрывок из стихотворения Ирины Яворовской и определите, пожалуйста, о чём пойдёт речь на уроке.

(Слайд 2)

Синий-синий океан,

Кенгуру прыгучий,

Быстрый-быстрый бумеранг

И цветок пахучий.

Страус весело бежит,

Тень короче стала.

А на ветках сладко спит

Маленький коала.

Обучающиеся. Речь на уроке пойдет об органическом мире материка.

3. Целеполагание        

Предлагает учащимся поставить цель и в случае затруднения помогает  её сформулировать.

Учитель. Правильно, речь сегодня пойдёт о растениях и животных Австралии. Изучая органический мир, нельзя оставить в стороне природные зоны. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Обучающиеся. Природные зоны и органический мир Австралии.

Учитель. Для уточнения темы урока давайте обратимся к нашему учебнику Откройте учебник и прочитайте, как называется тема урока в учебнике? (Слайд 3) 

А теперь давайте сформулируем цель нашего урока.

Обучающиеся.  Узнать, какие природные зоны сформировались в Австралии, и объяснить причины своеобразия  органического мира. (Слайд 4)

Учитель:  Дорогие ребята! Мы с вами сегодня совершим путешествие по Австралии. «…путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного» -  писал К.П. Паустовский. Австралия для нас до сих пор остается землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, она поражает своим многообразием. Это страна прекрасных дорог и бесконечных океанский пляжей, край необъезженных мустангов и коралловых рифов. По количеству видов уникальных растений и животных у Австралии нет соперников. По сути, вся страна – это заповедник мирового значения.

 В путешествии - исследовании  вам пригодятся маршрутные листы.

(Слайд 5) Их вы найдёте на своих партах. В них вы, как настоящие туристы,  будете делать записи по ходу путешествия. Вам также необходимо будет  обратить внимание на слова и их правописание и правильно, без ошибок записать их  в своих маршрутных листах. Ещё мы возьмём с собой учебник и атласы.         

Маршрутный лист

Природная

зона

Географическое положение

Климат

Почвы

Растения

Животные

Саванны и редколесья

Полупустыни и пустыни

Жестколистные, вечнозеленые  леса

Учитель. Записываем тему в тетрадь: «Природные зоны и органический мир Австралии»

Помочь мне в проведении урока я попросила старшеклассников, которые преуспели в изучении географии. Они подготовили для нас презентацию. Обращайте внимание на правильность данных.

Ребята, в процессе нашего исследования нам предстоит решить одну проблему: а именно, ответить на вопрос: почему органический мир Австралии столь уникален? Какие гипотезы вы можете предложить для объяснения этой проблемы?

         1) Откройте форзац учебника.  В  каких природных зонах находится материк Австралия? Прочитайте карту в атласе. Назовите климатический пояс и природные зоны в нем.

Обучающиеся. Саванны и редколесья, полупустыни и пустыни, жестколистные и вечнозеленые леса.

     Поскольку климат большей части материка засушлив, здесь  широко  распространены  пустыни и полупустыни.

      Для севера континента, где жарко и выпадает много осадков, и северо - востока, востока - характерны саванны и редколесья.

На юго-востоке и юго-западе средиземноморский климат - жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники.

Вывод  обучающихся. В расположении природных зон четко прослеживается их зависимость от климата.

          2)Вспомним, как произошло образование материка Австралия. (Слайд 6 КАРТА)

 Учитель. Предлагаю вам выполнить творческое задание на скорость. Необходимо разрезать предложенную карту правильно. Максимальная оценка – 5 баллов.

A description...

Вывод делают обучающиеся. Поскольку Австралийский материк давно отделился от других  континентов  планеты,  его органический мир развивался в условиях длительной изоляции. 

Учитель. А вот и решение нашей проблемы (возникновение этого материка (очень давно и развивался изолированно), особенности  климата и рельефа).

Учитель. Молодцы! Одну проблему разрешили. Теперь перед нами еще одна задача: исследовать характерные особенности природных зон Австралии.

         Обучающимся  предлагается охарактеризовать природную зону, пользуясь атласами, учебником, записями в рабочей тетради и презентацией.

       Учитель. Предлагаю начать работу.  (Слайды 7-45)

        Обучающиеся исследуют природную зону и заполняют маршрутный лист.

Проверка работы. Слайд с заполненной таблицей.(Слайд 46)

Учитель. Итак, дорогие ребята, наше путешествие-исследование подошло к концу. Давайте подведем итог. Действительно ли органический мир Австралии своеобразен?

Здесь много реликтов,  75%  растений и 90%  животных  материка — эндемики (запишем это эндемики - редкие уникальные виды).

Учитель. Ну вот. Ребята, мы решили и вторую задачу: успешно исследовали и дали правильную характеристику природным зонам Австралии и познакомились с удивительным органическим миром.

IV. Закрепление материала .

Учитель. А теперь я предлагаю вам отчет одной из экспедиций, участники которой были невнимательны и допустили ошибки. Прошу  вас,  их найти.

(Слайд 47)

Леса расположены в основном на западе Австралии, в них живет много видов обезьян, которые питаются  листьями многочисленных эвкалиптов и хлебных деревьев. В лесах Австралии обитают  попугаи.  Совсем небольшую площадь на материке занимают саванны, полупустыни пустыни. Среди сплошных зарослей кустарников медленно пробираются коалы и лирохвосты. Пустыни кажутся не такими уж и безжизненными, так как оазисы там встречаются на каждом шагу.

V. Подведение итогов.

 Выводы о своеобразии органического мира материка.

Учитель. Пожалуйста, выразите свое мнение о нашем путешествии:

Рефлексия

  1. Мне было интересно на уроке, и я понял новый материал.
  2. Мне было интересно на уроке, но не совсем разобрался в новой теме.
  3. Мне было неинтересно, и я ничего не понял.

VІ. Домашнее задание.

Слайд 48-49

Параграф «Орг.мир»

Составить кроссворд «Австралия»

        

Австралия

Африка

Различия,

сходства

Основные природные зоны

материка

Характерные представители растительного мира

Характерные представители животного мира

Заполнить таблицу

«Сравнительная характеристика природных зон и органического мира Австралии и Африки».

        

Источники информации

wikipedia.org

images.yandex.ru

science.wikia.com

inpath.ru

vsefacty.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органический мир Австралии.

Урок - путешествие по материку Австралия. Идет сравнение природы материка Австралия с природой донского края. Используется презентация....

Сценарий урока "Своеобразие органического мира Австралии"

конспект интегрированного урока географии и биологии в 7 классе по теме "Своеобразие органического мира Австралии"....

Австралия. Природные зоны. Органический мир.

Методическая разработка по разделу "Австралия" по программе курса 7 класса "География материков и океанов". Представленный урок включает в себя как технологическую карту урока, так и сценарий, дополни...

Природные зоны и органический мир Австралии

Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации через организацию самостоятельной групповой работы.Тип учебного занятия: урок изучения нового материал...

План-конспект урока в 7 классе по теме "Органический мир Австралии"

План-конспект урока в 7 классе по теме "Органический мир Австралии". Цель: определение особенностей природных зон Австралии.Задачи:выделить причины разнообразия природных зон материка; выяснить п...

Презентация по географии 7 класс "Органический мир Австралии"

Презентация по географии предназначена для учащихся 7 класа, в которой представлено своеобразие органического мира Австралии....

Сценарий учебного занятия по географии 7 класс. Тема: "Природные зоны и органический мир Австралии". Линия О.А.Климанова, А.И.Алексеев

Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты  (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного з...