План-конспект урока в 7 классе по теме: Природные зоны. Своеобразие органического мира
план-конспект урока по географии (7 класс)

Смирнова Арина Дмитриевна.

Цели:

- Познакомить учащихся с природными зонами Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.

- Формировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительным материалом;

развивать познавательные интересы уч-ся, внимание.

- Воспитывать честность, коллективизм; экологическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_zony._svoeobrazie_organicheskogo_mira.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 7 классе.

Тема: Природные зоны. Своеобразие органического мира

Австралии.

Цели:

- Познакомить учащихся с природными зонами                  Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.

- Формировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительным материалом;

развивать познавательные интересы уч-ся, внимание.

- Воспитывать честность, коллективизм; экологическое воспитание.

Оборудование: карта природных зон мира, физическая карта полушарий, учебник, атлас, компьютер, карточки-задания, таблицы.  

Тип урока: урок-путешествие.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

Проверка подготовленности уч-ся к уроку.

 - Ребята, прослушав стихотворение Ирины Яворовской, попробуйте определить, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке. (Читаю стихотворение):

            Синий- синий океан,

            Кенгуру прыгучий,

            Быстрый- быстрый бумеранг

            И цветок пахучий.

            Ярко светит в вышине

            Золотое Солнце,

            Бумеранг летит ко мне

            (Он всегда вернется).

            Разжимаю свой кулак,

            Руку подставляю:

            Вот он, вот он – бумеранг!

            Все равно поймаю!

            Страус весело бежит,

            Тень короче стала.

            А на ветках сладко спит

            Маленький коала.     (слайд 1)

- Что вы представили себе?

  О чем у нас пойдет разговор?

  Откройте тетради и запишите тему урока.

 Я уверена, что каждый из вас любит путешествовать, и поэтому мы с Галиной Давыдовной приглашаем вас в заочное путешествие по природным зонам Австралии, во время которого вы узнаете об особенностях и причинах своеобразия органического мира этого удивительного материка. (слайд 2).

- С чего начинается любое путешествие?

  Конечно же, с изучения карты той местности, куда вы хотите отправиться. Согласны?

  Давайте посмотрим, сможем ли мы обойтись без посторонней помощи, путешествуя по Австралии.

II.  Проверка домашнего задания: дифференцированные задания по желанию уч-ся:  

                  на «5»- карточки – вопросы

                  на «4»- тесты.

  (Самопроверка, самооценка. Ответы на доске.)

III.  Подготовка к усвоению нового материала.

-Отправляясь в путешествие, нам необходимо знать, какой там климат.

- В каких климатических поясах находится Австралия?

 Как вы думаете, какие природные зоны должны соответствовать каждому из них?

  Что, по-вашему, в первую очередь влияет на размещение природных зон?

  Назовите природные зоны Австралии. (слайд 3).

  Покажите их на карте.

IV.    Усвоение нового материала.

  - Теперь мы можем отправляться в путешествие по природным зонам. В качестве дневника для записей во время путешествия мы используем таблицу, заполнение которой станет результатом вашего исследования для создания наиболее полного образа Австралии.

 - Познакомьтесь с таблицей: какие графы в ней? Почему именно такие? (Природная зона - это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, типа почв, растительного и животного мира). Т.е. мы должны отследить взаимосвязь  всех компонентов, образующих природную зону.  

-Какие карты нам понадобятся?

Обычно мы начинаем рассматривать природные зоны от экватора. Но в этот раз нарушим традиции и начнем со смешанных лесов, которые находятся на островах Тасмания и Новая Зеландия.

Представьте себе, что на эти острова, по каким-то причинам, мы не смогли попасть, и поэтому воспользуемся записями предыдущих путешественников, побывавших на островах. Прочитайте уже имеющиеся сведения о данной природной зоне в таблице (ученик зачитывает вслух) и покажите ее на карте природных зон.

- Как видите, там неполные сведения о животных, и у нас есть возможность увидеть их на экране.( слайды 4-10).

 - А теперь мы отправляемся в путь. И посетим юго-восток Австралии, который расположен в зоне   жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников:

- В каком климатическом поясе она?

- Какие особенности климата там?

- Определите тип почв в этой ПЗ.

-На юго-востоке материка самый благоприятный климат и достаточно плодородные почвы, именно поэтому этот район наиболее заселен и освоен. (слайды 11-13).

- На юго-западе материка дикая природа сохранилась лучше. 80% растений из 6 тысяч видов, произрастающих в этой местности,- уникальные (об эвкалиптовых лесах).

- Далее мы попадаем в зону переменно-влажных тропических лесов, которая тянется вдоль восточных склонов Большого Водораздельного хребта (показать на карте).

- С целью экономии времени мы разделимся на группы, и климатологи определят особенности климата, почвоведы - тип почв.

 А следующая группа случайно забрела в дождевой тропический  лес и познакомит нас с дневниковыми записями в этом лесу (рассказы 4-х уч-ся).(14-18, о разных видах эвкалиптов, баньян).

- Уменьшающее количество осадков с севера на юг материка приводит к изменению растительного покрова. Постепенно редеющие леса сменяют саванны.

- Определите особенности климата, типа почв.

-Как эти особенности отразились в природной зоне? (19-27.Травянистые деревья, травяной покров).

- И вот, наконец, мы добрались до самой знойной и безжизненной зоны Австралии – пустыни. Центральные области материка занимают красно-песчаные и каменистые пустыни. Они занимают ¾ площади материка.

- С чем это связано? Ответит нам климатолог.

- В мире нет пустынь, подобных австралийским .Здесь есть места, где осадки не выпадают годами. Резкая смена ночных и дневных температур, песчаные бури – смерчи создают дополнительные трудности для всего живого. (слайд 28-31).

 V.  Заканчивая наше путешествие, я прошу обратить ваше внимание на то, как человек повлиял и изменил природу Австралии (слайд 32-33):

 - Во-первых, стремительно сокращается площадь лесов;

 - во-вторых, 75% территории материка подвержено опустыниванию;

 - в-третьих, некоторые виды животных истреблены полностью, а другие находятся на грани исчезновения. С приходом европейских переселенцев началось массовое истребление флоры и фауны. Привезенные европейцами «свои» растения и животные, хорошо прижившиеся на материке, сыграли отрицательную роль, нарушив природное равновесие. Несмотря на это, всего 2% земельного фонда страны занимают охраняемые территории.

  - Австралия - страна удивительная, страна «наоборот»:

75% видов растений и 95% всех животных являются эндемиками. Это материк реликтов, сохранившихся от прошлых геологических эпох.

- Чем объяснить уникальность Австралии?

- Удивительный символ Австралии – и государственный герб ее (слайд 34-37) с изображением кенгуру.

- Не менее интересны и австралийские монеты.

VI.Обобщение изученного материала.

           Игра «Найди мне место» (2 конверта):

1.Переменно- влажные леса

Лиана

Утконос

Ехидна

Эвкалипт

Коала

Крокодил

Древовидный папоротник

 2.Саванны, редколесья:

Кенгуру

Акация

Вомбат

Крокодил

Казуарин

Страус эму

Дикая собака динго.

VII.  Итог урока.

-Наше путешествие закончено, и я прошу каждого из вас составить «отчет» по исследованию органического мира Австралии (закончить заполнение таблицы до конца).

Дополнительное творческое задание: составить кроссворд по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Природные зоны России» с использованием шоу-технологий и ИКТ

Обобщающий урок по окружающему миру              в 4-м классе по теме "Природные зоны России»       ...

Урок природоведения в 4 классе по теме" Природные зоны России"

Урок по природоведению  4 класс           Тема:  Природные зоны России          Цели:...

Разработка урока географии с использованием ИКТ в 7 классе на тему "Природные зоны Африки"

природные зоны материка Африка, растительный и животный мир...

Сценарий учебного занятия по географии 7 класс. Тема: "Природные зоны и органический мир Австралии". Линия О.А.Климанова, А.И.Алексеев

Содержит: сведения об авторе, общую информацию об уроке, обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты  (базовый уровень), учебно – информационное и техническое обеспечение учебного з...

План-конспект открытого урока в7 классе по теме "Первое знакомство с Австрией и Швейцарией"

Учить чтению с пониманием основного содержания прочитанного текста, обмен информацией. Познакомить с крупнейшими городами Германии, Швейцарии и Австрии, с их достопримечательностями....