Главные вкладки

    Урок географии на тему "Природно-хозяйственные зоны. Безмолвная Арктика".
    план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

    Аганян Татьяна Александровна

    Урок-экспедиция. 8 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_geografii_v_8_klasse_na_temu.docx21.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок географии в 8 классе на тему

    «Природно-хозяйственные зоны. Безмолвная Арктика».

    Планируемые результаты:

    • личностные: воспитание экологической культуры учащихся, формирование бережного отношения к окружающей среде;
    • предметные: формирование знаний о ПТК, познакомить учащихся с новым терминами темы; формировать знания о природных зонах России; рассмотреть особенности природы и взаимосвязи природных компонентов в природной зоне Арктики;
    • метапредметные: развивать умения работать с картами.

    Оборудование: карты России (физическая, климатическая, почвенная, карта растительности), атласы, картины, таблицы, книги.

    Тип урока: изучение нового материала.

    ХОД УРОКА:

    1. Организационный момент.

    Прозвенел звонок веселый.

    Вы начать урок готовы?

    Дети:         Да!

    Будем слушать, рассуждать

    И друг другу помогать!

    1.  Мотивация учебной деятельности.

    (звучит песня «Широка страна моя родная! Много в ней полей, лесов и рек…)

    -Ребята, вы узнали из какой песни эти популярные строки?

    Действительно, Россия – самая большая по площади страна мира. Могучие реки протекают по её территории. Богатые залежи полезных ископаемых таятся в ее недрах. Огромные пространства занимают массивы лесов. Все, что дает природа, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Но есть территории холодные, удаленные, которые не так и богаты лесами, но и они чем-то привлекают человека. Влияние его не так велико, что заставляет задуматься о разумном его использовании, о разумном использовании тех природных богатств, которыми богата наша страна, их сохранении для будущих поколений.

    1. Изучение нового материала.

    - И мы с вами сегодня большой экспедицией отправимся в необыкновенное путешествие к ледяной зоне – зоне арктических пустынь. И, как у любой научной экспедиции, у нас ест цель путешествия.

     - Попробуйте определить цель нашего путешествия.

    (учащиеся сами определяют цель путешествия)

    - А теперь посмотрите на слайд. Все цели, которые сейчас вы назвали, я объединила их вот что у нас получилось.

    (читают цели путешествия на слайде)

    Итак, перед нами стоят такие задачи:

    • выявить характерные особенности природы.
    • рассмотреть  возможные варианты хозяйственного использования природной зоны.
    • назвать важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением Арктики.

    - У вас на столах лежат бланки для наблюдений, которые вы должны заполнить в течение нашей экспедиции.

    ГП природной зоны

    Климатическая характеристика

    Почвы

    Растения

    Животные

    Ср Tян

    Ср Tи

    Осадки

    Кол-во солнечной радиации

    ВМ

    - Перед отправлением в путешествие нам нужно проложить маршрут экспедиции. Для этого воспользуемся картой и определим, какие территории России занимает зона арктических пустынь.

    (учащийся у доски называет географические объекты: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, о. Врангеля, о. Вайгач, полуостров Таймыр, полуостров Ямал, Чукотка)

     - Итак, мы определили интересующий нас объект. Но мы не можем отравиться в путешествие. Как вы думаете почему?

    (собрать вещи)

    - Верно, а значит, нам нужно для начала изучить климат Арктики.

    - Тогда определите по плану климатические особенности Арктики.

    План:

    1.  В каком климатическом поясе находится?
    2.  Суммарная солнечная радиация.
    3.  Средняя температура января.
    4.  Средняя температура июля.
    5.  Годовое количество осадков.
    6.  Воздушные массы.
    7.  Расположение по отношению к Северному полярному кругу.

    - Хорошо, ребята! Молодцы!

    - Но недавно было выяснено, что в современную эпоху из-за человеческого вмешательства происходит потепление климата и, соответственно деградация ледников. Запасы льда теряются. Но в настоящее время толщина ледяного щита на Новой Земле составляет 30 метров. Какой вывод можно сделать, исходя из вашей характеристики Арктики?

    Вывод: сильные ветры, низкие температуры, очень короткое лето, ледяная поверхность, малый угол падения солнечных лучей.

    - А теперь, мы сможем отправиться с вами в путь, чтобы выяснить, как же эти суровые условия влияют на органический мир Арктики. По ходу просмотра ролика, вы должны записать в таблицу представителей флоры и фауны.

    (просмотр видеоролика «Животные Арктики»)

    Ответы детей: белый медведь, полярная сова, моржи, песец, лемминги, песцы, розовая чайка  и др.

    1. Физкультминутка.

    - Итак, ребята, нам с вами на встречу движется иностранное судно. Нужно предупредить его об опасности при встрече с айсбергами.

    (выполняют различные движения руками)

    - Итак, теперь мы с вами имеем хорошее представление об Арктике, но ничего не знаем о местном населении, о его занятиях. Как вы думаете, есть ли в этой холодной зоне постоянные жители? (Нет) Почему? (Из-за холодный суровых климатических условий). Верно, серьезные проблемы для человека составляют полярный день и полярная ночь. Они вызывают депрессии у человека, холодные ветра с минусовыми температурами приводят к обморожению. Но это зона постоянно вызывает интерес у людей. Как вы думаете, почему?

    Ответы детей:

    • Богатейшие запасы полезных ископаемых.
    • Здесь проходит Северный морской путь к морям Тихого океана.

    - Посмотрите на слайд, на котором обозначено общее представление Северного пути: это магистраль России в Арктике. Соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина этого пути 5600 км. Этот путь обслуживает порты Арктики и крупных рек. Именно через этот путь ввозят топливо, оборудование, продовольствие, вывозят лес. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.

    - А теперь на карте найдите эти основные порты Северного морского пути.

    • Рыболовство
    • Промысел.
    • Испытание ядерного оружия, радиоактивное загрязнение.

    - Как вы думаете, какие меры можно предложить по решению экологических проблем Арктики?

    Ответы детей:

    • Прекратить испытания ядерного оружия.
    • Экономить использование природных ресурсов
    • Применение новых технологий при транспортировке нефти.
    • Создание заповедников.
    • Ограничить промысел морского зверя.

    - Посмотрите на карту у вас в атласе «Заповедники и заказники» и назовите эти места охраны животных.

    (работают самостоятельно с картой и называют)

    - В арктической зоне естественное восстановление нарушенной природы растягивается не на годы, а на многие десятки и даже сотни лет.

    5. Закрепление изученного материала.

    - Итак, ребята, наше путешествие по Арктике завершилось. Но прежде чем вы сойдете с палубы нашего судна, мы должны пройти таможенный контроль (тест).

    6. Рефлексия.

    - Итак, ребята, напомните мне, какие цели мы с вами ставили в начале нашего урока? (называют)

    - Как вы думаете, достигли ли мы этих целей?

    - А теперь отразите ваше отношение к уроку с помощью смайликов.

    7. Итоги урока.

    8. Домашнее задание.

    Параграф учебника, нанести на контурную карту территорию Арктики – цветом, Северный морской путь и крупнейшие порты – пунктиром; заповедники.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок географии по теме "Основные зоны вулканизма на Земле"

    Конспект  урока географии для 6 класса...

    Конспект урока географии по теме:" Природные зоны Африка".

    формирование представления о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки...

    Природно - хозяйственные зоны "Безмолвная Арктика"

    В данном уроке я рассказываю о природе, животных и полезных ископаемых Арктики...

    Разработка урока географии 7 класс "Природные зоны Южной Америки"

    Разработка урока по географии для 7 класса...

    Урок географии 7 класс "Природная зона Австралии"

    Характеристика природных зон Австралии....

    Урок географии по теме:"Природные зоны Южной Америки" - 7 класс

    Урок содержит план-конспект и презентацию. Выстроен по структуре ФГОС, с применением различных технологий и методов работы на уроке географии....