Природно - хозяйственные зоны "Безмолвная Арктика"
учебно-методический материал (география, 8 класс) по теме

В данном уроке я рассказываю о природе, животных и полезных ископаемых Арктики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodno.docx43.2 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ЫРБАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ТОДЖИНСКОГО КОЖУУНА

   

                 

                                                                                   

Подготовила : Любухина Любовь

Терентьевна—учитель

 географии и биологии

                                         

                                             

                                        2012-2013 год    Ырбан

                          Природно- хозяйственные зоны.

« Безмолвная Арктика «

Урок – экспедиция .8 класс.

Тема урока . Природно – хозяйственные зоны .»Безмолвная Арктика « 8 класс .

Планируемые результаты ;

  1. Личностные ; воспитание экологической культуры учащихся , формирование бережного отношения к  окружающей среде ;
  2.  Метапредметные : развитие умений работать с картами ;
  3.  Предметные : формирование знаний о ПТК , знакомство учащихся с новыми терминами и понятиями ; формирование знаний о природных зонах   России; рассмотрение особенностей природы и взаимосвязи природных компонентов  в природной зоне Арктики; формирование представлений о возможностях хозяйственного использования природной зоны и связанных с ними экологических проблем.

Оборудование : карты России ( физическая , климатическая, почвенная ),атласы,  книги , видеофильм .

Тип урока: изучение нового материала .урок- экспедиция.

Географические объекты: острова Арктики: ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА,СЕВЕРНАЯ ЗЕМЛЯ, НОВАЯ ЗЕМЛЯ, НОВОСИБИРСКИЕ ОСТРОВА,

О. ВРАНГЕЛЯ. О. ВАЙГАЧ . ПОЛУОСТРОВА: ТАЙМЫР. ЯМАЛ. ЧУКОТКА.

ИМЕНА: ФЕДОР ЛИТКЕ . СЕМЕН ЧЕЛЮСКИН .ДВОЮРОДНЫЕ БРАТЬЯ ДМИТРИЙ И ХАРИТОН ЛАПТЕВЫ. ГЕОРГИЙ СЕДОВ.

                         Ход урока.

1.Организационный момент.

2 .Мотивация учебной  деятельности.

Учитель: « Широка страна моя родная! Много в ней морей ,лесов рек « Это строки популярной песни .Действительно ,Россия- самая большая по площади страна мира. Могучие реки протекают по её территории. Богатые залежи полезных  ископаемых таятся в её недрах. Огромные пространства занимают  массивы лесов .Всё , что даёт природа , человек использует в своей хозяйственной деятельности. Но есть территории холодные,  удалённые , которые не так богаты лесом ,  но и они чем-то  привлекают человека. Влияние его так велико , что заставляет задуматься о разумном использовании природных богатств. Их сохранении для будущих поколений     .

3 Изучение нового материала.

Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости и участники экспедиции! Мы с вами отправляемся в необыкновенное путешествие к ледяной зоне – зоне арктических пустынь. И, как у любой  научной экспедиции , у нас есть цель путешествия.

Перед нами стоят такие задачи;

1Выявить характерные  особенности природы.

2Рассмотреть возможные варианты хозяйственного использования природной зоны.

  1. Назвать важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением Арктики.

У вас на столах лежат бланки для  наблюдений,  которые вы должны заполнить в течение нашей экспедиции.

Перед отправлением  в путешествие нам нужно проложить маршрут экспедиции .Для этого воспользуемся картой и определим , какие территории России занимает  зона арктических пустынью.

                 Задание 1.

Определите по карте «Природные зоны России» какие  территории России занимает зона арктических пустынь .(Земля Франца- Иосифа ,Северная Земля ,Новая Земля, Новосибирские острова,  о, Врангеля ,о, Вайгач., полуострова Таймыр, Ямал, Чукотка.)

Учитель. Итак, мы определили интересующий нас объект, но всё равно не можем отправиться в путь. Как вы думаете , почему?

   Наводящие вопросы:

Когда вы отправляетесь куда-нибудь , то что вы  делаете сначала?(Собираем вещи)

А как узнать, какие вещи  нам   потребуются?(Узнать о климате).

Значит ,нужно изучить климат Арктики.

              Задание 2.

Определите по плану  климатические особенности Арктики.

             План

1.Климатический пояс .(Арктический)

2. Суммарная солнечная радиация , ккал/см2 в год.( 70 – так как много радиации отражается от ледников и снега.)

3.Средняя температура июля (+2-+4 С*)

4.Средняя температура января.(-20-40 С *)

5.Годовое количество осадков .(100- 200мм)

6.Воздушные массы.(Арктические, на границе арктических и умеренных воздушных масс возникают сильные ветра.

7.Расположение по отношению к Северному полярному кругу.(За полярным кругом- длительная полярная ночь- долгая зима с низкими температурами- 30 % площади всех арктических островов  занято покровными ледниками – когда они достигают уровня моря – образуются айсберги.)

Учитель. Недавно было выяснено , что в современную эпоху из-за человеческого вмешательства происходит потепление климата и, соответственно, деградация ледников. Ежегодно теряется около 0,2 % всех  запасов льда, и, возможно , когда –то  ледники Арктики полностью  исчезнут. Ну, а пока средняя толщина ледяного щита на Новой Земле  достигает 300м.

Вывод: Для Арктики характерны очень сильные ветры  и низкие  температуры , короткое лето , малый угол падения солнечных лучей , ледяная поверхность

Такие условия  будут сказываться на растительном и животном мире региона. Теперь мы можем отправляться в путь , чтобы увидеть, как  влияют такие суровые условия на органический мир Арктики. Давайте посмотрим в иллюминатор (просмотр  слайдов  презентации «Животные Арктики «)

            Задание 3.

В процессе просмотра презентации  записать в таблицу типичных  представителей флоры и фауны.

Ответы учеников : белый медведь, моржи, лемминги, песцы, розовая чайка, полярная сова и др..

      Физкультминутка

Учитель. Ребята ! Нам на встречу плывёт  иностранное судно, его  нужно предупредить об опасности при встрече с айсбергом.( Машем руками )Учитель .Мы уже имеем довольно хорошее представление об Арктике, но пока  ничего не знаем о местном населении и его занятиях. Как вы думаете, есть ли в Арктике постоянные жители ? (Нет) Почему? (Суровый климат).Действительно, для адаптации человека  наиболее серьёзные проблемы создают полярный день и полярная. Ночь. По исследованиям  психологов , они вызывают сильнейшие депрессии. Кроме того , сильные ветры на фоне  низкой  температуры быстро приводят к обморожению. Тем не менее , Арктический Север, где практически нет постоянных жителей , всё время вызывает  интерес у людей .Как вы думаете , почему ?

1.Богатейшие запасы полезных  ископаемых ( нефть и газ на шельфе Баренцева моря).

2.Северный морской путь к морям Тихого океана, который существенно короче, чем плавание через Суэцкий канал. Об этом нам расскажет специалист.

Доклад  учащегося  « Северный морской путь «

         Задание 4.

Найдите на карте основные порты Северного морского пути :Игарка . Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.

3.Рыболовство.

4. Охота на промыслового  зверя ( белый медведь, песец , морж,) что привело к резкому сокращению численности арктических  животных.

5. Испытание ядерного оружия ( остров Новая  Земля), радиоактивное загрязнение.

         Задание 5.

 Какие меры вы можете предложить по решению  экологических проблем Арктики?

1.Прекращение испытаний ядерного  оружия.

2. Экономное использование природных ресурсов, применение новых технологий при транспортировке нефти.

3.Ограничение  промысла морского зверя, создание заповедников и охрана редких животных.

    Доклад ученика о заповеднике на о. Врангеля.

Остров Врангеля –единственное место нашей  страны , где гнездятся красивейшие редкие птицы –белые гуси. Их гнездовья находятся под строгой охраной .В этом заповеднике сосредоточены самые  крупные скопления моржей .На остров  Врангеля приходят медведицы из разных уголков  Арктики. Каждый год на острове  насчитывается до 250 берлог , в  которых у  медведиц появляются малыши .Ещё одно интересное животное , которое  охраняется на территории заповедника,- овцебык. Этот зверь в далёком прошлом  обитал на  территориях нашей страны,  а сейчас учёные охраняют и  исследуют его на о. Врангеля.

Учитель. В арктической зоне естественное восстановление нарушенной природы растягивается не на годы , а на многие десятки и  даже сотни лет.

                5.Закрепление изученного материала .

Учитель. Наше путешествие по Арктике завершилось. Но прежде чем вы сойдёте с палубы экспедиционного судна , мы должны пройти таможенный контроль.

1.Укпжите острова , которые расположены в пределах природной  зоны арктических пустынь:

а) Новосибирские острова.

б) Командорские

в) Земля Франца- Иосифа.

Г) Сахалин.

2. Площадь, занятая зоной тундры, в России составляет:

А) 40 %

Б)10 %

В). 18%

Г) 30 %

3.Какие животные  являются типичными представителями фауны зоны арктических пустынь ?

А) Белый медведь

Б) волк

В) зубр

Г) овцебык

Д) куница.

4. Отметьте характерные признаки природной зоны Арктики :

А) полярное сияние

Б) средняя температура июля составляет около + 2 С*

В)  выпадает много осадков

Г)  поверхность сильно  заболочена

Д) практически отсутствуют почвы .

Е) на скалистых берегах много птичьих базаров.

Ж) обилие ягодных кустарников.

5. Домашнее задание

1 .Нанести на контурную карту –территорию Арктики

2.Северный морской путь.

3. Заповедники.

6. Итоги урока.                     .

Географическое положение природной зоны

Климатическая характеристика

Почвы

Растения

Животные.

Средняя температура июля

Средняя температура января

Гко,мм

Воздушные массы

Кол-во сол –ой радиации

 Острова: земля Франца-Иосифа, северная земля ,Новая земля, Новосибирские острова, о Вайгач, Колгуев, Врангеля, полу-ва Таймыр, Ямал, Чукотка, Канин.

+ 2….+4.

- 20- 40.с*

100

Арктические

70 ккал

Слабо выражены

Мхи и лишайники, полярный мак. Не образуют сплошного  покрова. Оазисы.

Белый медведь ,морж, тюлень, песец, лемминг, белуха, гагара, финвал, розовая чайка, длиннохвостый поморник, кайры.

.Основные виды  хозяйственной деятельности

Природная зона

Основные промыслы

Система расселения

Влияние на природу

Меры по предотвращению и восстановлению

Арктическая пустыня

Основные промыслы

Практически нет постоянного населения

Уничтожение отдельных видов животных, испытание ядерного оружия

Запрет охоты на редкие виды животных, создание заповедников, временное ограничение отстрела и отлова. Прекращение ядерных испытаний.

 

Географическое положение природной зоны

Климатическая характеристика

Почвы

Растения

Животные.

Средняя температура июля

Средняя температура января

Гко,мм

Воздушные массы

Кол-во сол –ой радиации

 

Природная зона

Основные промыслы

Система расселения

Влияние на природу

Меры по предотвращению и восстановлению

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Природно-хозяйственные зоны России"

В работе представлена подборка  фотографий, иллюстрирующих типичные ландшафты на территории России....

Урок географии в 8 классе по теме: "Природно- хозяйственные зоны России"

Урок обобщения и систематизации по теме "Природно-хозяйственные зоны России"...

Урок по изучению Республики Мордовия по теме "Важнейшие объекты (природные, хозяйственные, культурные) РМ"

Презентация может быть использована при изучении географии Республики Мордовия 8 класс....

Открытый урок "Природно-хозяйственные зоны" 8 класс

Урок географии по учебнику Е.М.Домогацких...

Природные и природно-хозяйственные зоны России. Северные безлесные зоны

План-коспект урока для учащихся 8-го класса. В ходе урока дети должны научиться давать физико-географическую характеристику природным зонам России. Научатся выявлять связи между компонентами природных...

Конспект открытого урока "Природно-хозяйственные зоны. Зона Арктики"

Конспект открытого урока "Природно-хозяйственные зоны.  Зона Арктики" для 8 класса...