Урок географии в 8 классе по теме: "Природно- хозяйственные зоны России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации по теме "Природно-хозяйственные зоны России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_8__klass_prirodno-hozyaystvennye_zony_rossii.docx | 414.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Тема урока: Природно- хозяйственные зоны России
Цели урока: 1. Создать условия для проверки знаний учащихся о природных зонах России, их
закономерном распределении по территории и взаимосвязях компонентов внутри
каждой зоны.
2. Развивать умение характеризовать зональные природные комплексы;
правильную устную речь; защищать творческую работу (проект).
3. Продолжить формирование экологического мышления учащихся и чувство
ответственности за состояние природы своей страны и своей местности.
Дидактические
средства: Карта «Природные зоны России», атласы, тетради, карточки «Описание природных
зон», разноуровневые тестовые задания, рисунки с изображением природных
зон, творческая работа (проект) «Мой любимый уголок природы».
Ход урока:
- Организационный момент
- Подготовка к основному этапу занятия:
- Фронтальный опрос . Продолжите фразу « Я знаю, что……»
Природная зона
Широтная зональность
Тундра
Лесотундра
Тайга
Лесостепь
Степь
Пустыня
Высотная поясность
- Определите природную зону по описанию. Задание учащимся: Прочитайте описание , определите о какой природной зоне идет речь, покажите ее на карте, определив географическое положение.
А) « Страна льда и тьмы, лежащая под созвездием Большой и Малой Медведицы. С суровым климатом и красивым северным сиянием».
Б) « Здесь царство холода и снега, бушует пурга, ветер валит с ног не только человека, но и оленя. Снег сыпучий и сухой, сдувается ветром с одного места на другое, образуя застывшие беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину, но и тогда возможны заморозки и снегопады. Растительность и живой мир скуден по числу видом».
В) «Огромные деревья образовали зеленый шатер, а под ним – густые заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках, покачивает ветвями белоствольная березка, трепещет осина, благоухает липа. Посреди поляны огромный дуб, его ствол так толст, что с трудом его обхватят три человека».
Г) «Зеленое море, раскинулось от западных рубежей нашей страны до побережья Тихого океана. Зеленое золото, состоящее из ели и кедра, сосны, пихты и лиственницы».
Д) « Необозримое пространство, покрытое пестрым ковром цветов, образующих причудливую мозаику. А в начале лета кажется серебристой от цветущего ковыля и волнуется словно море».
III. Обобщение и систематизация знаний
1)Работа в парах по вопросам. Подготовить ответ на вопрос, отвечает один из пары.
а) Почему растительность арктических пустынь не образует сплошного покрова?
б) Почему в арктических пустынях все животные хищники?
в) Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега?
г) Почему в тундре так много болот и озер, хотя осадков выпадает около 300 мм?
д) Почему в тундре карликовые деревья?
е) Почему тундра рай для грибника?
ж) Почему говорят, что тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?
з) Почему на Среднесибирском плоскогорье преобладает лиственница?
и) Почему почвы тайги малоплодородны?
к) Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы тайги?
л) Почему смешанные и широколиственные леса Дальнего Востока, богаче видами, чем на Восточно-
Европейской равнине?
м) Почему в степи не растут деревья?
н) Почему почвы степей плодородны?
о) почему южнее зоны степей образуются пустыни?
п) Почему у верблюжьей колючки корневая система до 16 метров?
2) Выполнение тестовых заданий. Вопросы первого блока ( см приложение1-3)
3) Лирическая пауза. Какая природная зона описана в стихах?
Внутри хором твоих приветных Закованный в лед океан
Весь пол из камней самоцветных ! В полыньях, разводьях туман
Там груды всякого добра. Сверкают громады торосов
Медведи, соболи, куницы Эй, смотри, капитан!
Лежат у ног твоих взамен ковра. Ведь раздавят корабль
И бегут по тревоги матросы.
И только замолкли,- вдали голубой
И только замолкли, - вдали голубой Нога твоя скользит по россыпи иголок
Столбом уж кружился песок золотой Или шуршит травой, стряхнувши капли рос.
Звонков раздавались нестройные звуки, И сумрачный навес широколапых елок
Пестрели коврами покрытые вьюки, Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
И шел, колтыхаясь, как в море челнок
Верблюд за верблюдом, вздымая песок.
Ветер шаловливый, играется в траве!
Ты земное чудо в утренней росе!
Воздух опьяняет ароматом трав.
Бабочка порхает, свой цветок избрав.
Легкие, как вата, за собой маня ,
Все плывут куда – то стайкой облака.
Берега синеют у твоих морей
Пряди лишь седеют редких ковылей.
Здесь тучи смиренно идут подо мной
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,
Над ним утесов нагие громады,
Там ниже мох тощий, кустарник сухой.
А там уже рощи – зеленые сени.
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам
И пастырь нисходит к веселым долинам.
4) Беседа с учащимися по вопросам
а) Коренные жители тундры всегда вели кочевой образ жизни, чтоб сохранить природу. Как это понимать?
б) как вы понимаете слова нашего земляка писателя Аксакова « Мы богаты лесом, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности».
в) Каков современный ландшафт степей, и какие проблемы с этим связаны?
г) Из –за каких факторов происходит разрастание пустынных территорий?
5) Выполнение тестовых заданий. Задания второго блока ( см приложение 1-3)
IV. Контроль и самопроверка
Выполните проверку тестовых заданий с помощью ключа ( см ключ на доске)
V. Защита проекта « Мой любимый уголок природы»
VI. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.
VI. Рефлексия.
Приложение 1
Тестовые задания 1 вариант Блок 1
- Зона арктических пустынь располагается:
а) на островах СЛО б) на материке сплошной полосой
2. С чем связано избыточное увлажнение зоны тундры:
а) с большим количеством осадков б)с низкой испаряемостью в) с многолетней мерзлотой
3. В зоне тайги почвы:
а) тундрово- глеевые б) подзолистые в) серые лесные
4. Главной причиной безлесья степей является:
а) недостаточное увлажнение б) малое количество осадков в)теплое, продолжительное лето
5. большое разнообразие грызунов в степи объясняется:
а) разнообразием растительной пищи б) отсутствием хищников
6. Найди лишнее. Растительность тундры:
а) морошка б) черника в) полынь г) дуб д) лишайник е) ель
7. Выбери признаки зоны тайги:
а) увлажнение избыточное б) главная ценность –плодородные почвы в) преобладают хвойные деревья
Г) преобладают подзолистые почвы д) самая большая по площади зона России
Блок 2
8. Основное занятие жителей тундры
а) оленеводство б) земледелие и охота в) оленеводство и охота
9. Основные районы заготовки древесины сосредоточены:
а) в тайге б) в смешанных лесах в) в широколиственных лесах
10. Каков современный ландшафт степей:
а) чередование полей и лесов б) 80% полей, занятых с/х культурами в) множество болот и озер
Приложение 2
Тестовые задания 2 вариант Блок 1
- Главной причиной малого количества тепла, получаемого территорией арктических пустынь, является:
а) малый угол падения лучей б) малая продолжительность освещения
2. Причинами безлесья тундры являются:
а) холод б) холод и многолетняя мерзлота в) холод, многолетняя мерзлота и сильные ветры
3. Установите соответствие:
Леса Древесные породы
- Тайга а) береза, ель, дуб, сосна
- Смешанные леса б) ель, сосна, пихта
- Широколиственные леса Дальнего Востока в) амурский бархат, пробковый дуб, женьшень
- Малое количество гумуса в почвах тайги объясняется
а) малым количеством растительной массы б) сильным промывом почвы
5. Для зоны степей характерно увлажнение:
а) избыточное б) недостаточное в) скудное
6. Выбери признаки зоны степей:
а) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири б) увлажнение избыточное
в) значительная часть зоны распахана г) почвы подзолистые д) растительность – травы: ковыль, типчак
7. Найди лишнее. Животные тайги:
а) бурый медведь б) соболь в) уссурийский тигр г) рысь
Блок 2
8. Земли тундр используются главным образом
а) под пашню б) под пастбища в) под сенокосы
9. Дополни. Основными направлениями в хозяйственной деятельности человека в зоне арктических пустынь, являются……..
10. Установи соответствие:
Традиционные занятия людей Природная зона
- Оленеводство а) степи
- Земледелие б) тайга
- Заготовка древесины в) тундра
Приложение 3
Тестовые задания 3 вариант Блок 1
1.В зоне арктических пустынь нет сплошного растительного покрова потому что:
а) большие площади заняты льдами б)большие площади заняты каменистыми россыпями
2. Выбери признаки зоны тундры:
а) природа зоны легко ранима б)почвы с глеевым горизонтом в) сильные ветры
г) значительные площади покрыты ледниками д) промысел морского зверя
3. Установите соответствие
Район России: Древесные породы:
- Восточно –Европейская равнина а) лиственница
- Западно – Сибирская равнина б) ель, пихта, сосна
- Среднесибирское плоскогорье в) сосна, кедр
4.Своеобразие лесов Дальнего Востока обусловлено:
а) низкими зимними температурами б) муссонным климатом и южным положением
в) близостью океана
5. Найди лишнее. Растительность степей:
а) типчак б) береза в) клевер г) полынь д) кострец
6. Главной причиной малого количества осадков в пустыне является:
а) внутриконтинентальное положение б) господство в течении года пониженного давления
7. Пустыня отличается от других зон:
а)изобилием тепла и влаги б) изобилием тепла и недостатком влаги в) изобилием влаги и недостатком тепла
Блок 2
8. Дополни. Негативными явлениями, связанными с хозяйственной деятельностью человека в зоне тайги являются……………
9. Главное значение зоны степей:
а) пастбище для оленей б) главные пахотные земли в) основные районы лесозаготовок
10.Опасные явления характерные для зоны степей
а) засуха и пыльные бури б) засухи и наводнения в) наводнения и ураганы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии 8 класс, с использованием презентации "Особенности рельефа России"
Тема урока: "Особенности рельефа России. 8 классТип урока: изучения нового материала с элементами практикумаЦель урока: закрепить знания о главных тектонических структурах России; формиров...
Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"
Использование модульной технологии...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Открытый урок по географии (8 класс) по теме: "Природные зоны России"
Урок обобщеня и повторения знаний по теме "Природные зоны России", выстроен по структуре ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года 2017"...
Разарботка урока по географии 7 класс по теме "Природная зональность"
Разаработка включает описание УУД и технологическую карту...
Открытый урок по географии 8 класс на тему: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»
Задачи:Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;Развивающие: Развитие ...
Конспект урока по географии 7 класса на тему "Природные зоны Евразии"
Конспект урока по географии 7 класса на тему "Природные зоны Евразии"...