Урок географии в 8 классе по теме: "Природно- хозяйственные зоны России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Замараева Вера Владимировна

Урок обобщения и систематизации по теме "Природно-хозяйственные зоны России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока:         обобщение и систематизация знаний

Тема урока:       Природно- хозяйственные зоны России

Цели урока:      1. Создать условия для проверки знаний учащихся о природных зонах России, их

                            закономерном  распределении по территории и взаимосвязях компонентов внутри

                            каждой зоны.

                           2. Развивать умение характеризовать зональные природные комплексы;

                           правильную устную речь; защищать творческую работу (проект).

                           3. Продолжить формирование экологического мышления учащихся и чувство

                            ответственности за состояние природы своей страны и своей местности.

Дидактические

средства:         Карта «Природные зоны России», атласы, тетради, карточки  «Описание природных

                          зон»,  разноуровневые тестовые  задания, рисунки с изображением  природных  

                          зон, творческая работа (проект) «Мой любимый уголок природы».

                                                               Ход      урока:

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к основному этапу занятия:
  1. Фронтальный опрос .    Продолжите фразу « Я знаю, что……»

Природная зона

Широтная зональность

Тундра

Лесотундра

Тайга

Лесостепь

Степь

Пустыня

Высотная поясность

  1. Определите природную зону по описанию. Задание учащимся: Прочитайте описание , определите о какой природной зоне идет речь, покажите ее на карте, определив географическое положение.

А) « Страна льда и тьмы, лежащая под созвездием Большой и Малой Медведицы. С суровым климатом и красивым северным сиянием».

Б) « Здесь царство холода и снега, бушует пурга, ветер валит с ног не только человека, но и оленя. Снег сыпучий и сухой, сдувается ветром с одного места на другое, образуя застывшие беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину, но и тогда возможны заморозки и снегопады. Растительность и живой мир скуден по числу видом».

В) «Огромные деревья образовали зеленый шатер, а под ним – густые заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках, покачивает ветвями белоствольная березка, трепещет осина, благоухает липа. Посреди поляны огромный дуб, его ствол так толст, что с трудом его обхватят три человека».

Г) «Зеленое море, раскинулось от западных рубежей нашей страны до побережья Тихого океана. Зеленое золото, состоящее из ели и кедра, сосны, пихты и лиственницы».

Д) « Необозримое пространство, покрытое пестрым ковром цветов, образующих причудливую мозаику. А в начале лета кажется серебристой от цветущего ковыля и волнуется словно море».

     III. Обобщение и систематизация знаний

                       1)Работа в парах по вопросам. Подготовить ответ на вопрос, отвечает один из пары.

     а) Почему растительность арктических пустынь не образует сплошного покрова?

     б) Почему в арктических пустынях все животные хищники?

     в) Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега?

     г) Почему в тундре так много болот и озер, хотя осадков выпадает около 300 мм?

     д) Почему в тундре карликовые деревья?

     е) Почему тундра рай для грибника?

     ж) Почему говорят, что тайга бывает темнохвойной и светлохвойной?

     з) Почему на Среднесибирском плоскогорье преобладает лиственница?

     и) Почему почвы тайги малоплодородны?

     к) Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы тайги?

     л) Почему смешанные и широколиственные леса Дальнего Востока, богаче видами, чем на Восточно-  

        Европейской равнине?  

    м) Почему в степи не растут деревья?

    н) Почему почвы степей плодородны?

    о) почему южнее зоны степей образуются пустыни?

    п) Почему у верблюжьей колючки корневая система до 16 метров?

                     2) Выполнение тестовых заданий.  Вопросы первого блока ( см приложение1-3)

                     3) Лирическая пауза.  Какая природная зона описана в стихах?

Внутри хором твоих приветных                                             Закованный в лед  океан

Весь пол из камней самоцветных !                                        В полыньях, разводьях туман

Там груды всякого добра.                                                        Сверкают громады торосов

Медведи, соболи, куницы                                                       Эй, смотри, капитан!

Лежат у ног твоих взамен ковра.                                           Ведь раздавят корабль

                                                                                                         И бегут по тревоги матросы.

И только замолкли,- вдали голубой

И только замолкли, - вдали голубой                          Нога твоя скользит по россыпи иголок

Столбом уж кружился песок золотой                        Или шуршит травой, стряхнувши капли рос.

Звонков раздавались нестройные звуки,                 И сумрачный навес широколапых елок

Пестрели коврами покрытые вьюки,                         Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

И шел, колтыхаясь,  как в море челнок

Верблюд за верблюдом, вздымая песок.

                                               Ветер шаловливый, играется в траве!

                                               Ты земное чудо в утренней росе!

                                                Воздух опьяняет ароматом трав.

                                                Бабочка порхает, свой цветок избрав.

                                               Легкие, как вата, за собой маня ,

                                               Все плывут куда – то стайкой облака.

                                               Берега синеют у твоих морей

                                               Пряди лишь седеют редких ковылей.

Здесь тучи смиренно идут подо мной

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,

Над ним утесов нагие громады,

Там ниже мох тощий, кустарник сухой.

А там уже рощи – зеленые сени.

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся  в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам

И пастырь нисходит к веселым долинам.

                    4) Беседа с учащимися по вопросам

а) Коренные жители тундры всегда вели кочевой образ жизни, чтоб сохранить природу. Как это понимать?

б) как вы понимаете слова нашего земляка писателя Аксакова « Мы богаты лесом, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности».

в) Каков современный ландшафт степей, и какие проблемы с этим связаны?

г) Из –за каких факторов происходит разрастание пустынных территорий?

                    5) Выполнение тестовых заданий. Задания второго блока ( см приложение 1-3)

IV. Контроль и самопроверка

Выполните проверку тестовых заданий с помощью ключа  ( см ключ на доске)

V. Защита проекта « Мой любимый уголок природы» 

VI. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

VI. Рефлексия.      

                                                                                                                      Приложение 1

                                Тестовые задания      1 вариант                           Блок 1

  1. Зона арктических пустынь располагается:

а) на островах СЛО      б) на материке сплошной полосой

       2. С чем связано избыточное увлажнение зоны тундры:

а) с большим количеством осадков    б)с низкой испаряемостью      в) с многолетней мерзлотой

      3. В зоне тайги почвы:

а) тундрово- глеевые             б) подзолистые          в) серые лесные

     4. Главной причиной безлесья степей является:

а) недостаточное увлажнение     б) малое количество осадков        в)теплое, продолжительное лето

     5. большое разнообразие грызунов в степи объясняется:

а) разнообразием растительной пищи             б) отсутствием хищников

     6. Найди лишнее. Растительность тундры:

а) морошка        б) черника       в) полынь     г) дуб     д) лишайник    е) ель

     7. Выбери признаки зоны тайги:

а) увлажнение избыточное       б) главная ценность –плодородные почвы    в) преобладают хвойные деревья

Г) преобладают подзолистые почвы     д) самая большая по площади зона России  

                                                                                                                              Блок 2

     8. Основное занятие жителей тундры

а) оленеводство        б) земледелие и охота         в) оленеводство и охота

     9. Основные районы заготовки древесины сосредоточены:

а) в тайге      б) в смешанных лесах      в) в широколиственных лесах

    10. Каков современный ландшафт степей:

а) чередование полей и лесов     б) 80% полей, занятых с/х культурами      в) множество болот и озер

                                                                                                                            Приложение 2                        

      Тестовые задания      2 вариант                           Блок 1

  1. Главной причиной малого количества тепла, получаемого территорией арктических пустынь, является:

а) малый угол падения лучей       б) малая продолжительность освещения

       2. Причинами безлесья тундры являются:

а) холод      б) холод и многолетняя мерзлота         в) холод, многолетняя мерзлота и сильные ветры

      3. Установите соответствие:

                 Леса                                                                               Древесные породы

  1. Тайга                                                                               а) береза, ель, дуб, сосна
  2. Смешанные леса                                                         б) ель, сосна, пихта
  3. Широколиственные леса Дальнего Востока        в) амурский бархат, пробковый дуб, женьшень
  1. Малое количество гумуса в почвах тайги объясняется

а) малым количеством  растительной массы                        б) сильным промывом почвы

     5. Для зоны степей характерно увлажнение:

а) избыточное       б) недостаточное       в) скудное

     6. Выбери признаки зоны степей:

а) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири         б) увлажнение избыточное

в) значительная часть зоны распахана    г) почвы подзолистые    д) растительность – травы: ковыль, типчак

     7. Найди лишнее. Животные тайги:

а) бурый медведь     б) соболь     в) уссурийский тигр     г) рысь

                                                                                                                                    Блок 2

8. Земли тундр используются главным образом

а) под пашню    б) под пастбища    в) под сенокосы

9. Дополни. Основными направлениями в хозяйственной деятельности человека в зоне арктических пустынь, являются……..

10. Установи соответствие:

Традиционные занятия людей                                                                       Природная зона

  1. Оленеводство                                                                                       а) степи
  2. Земледелие                                                                                           б) тайга
  3. Заготовка древесины                                                                          в) тундра    

                                                                                                                            Приложение 3                      

      Тестовые задания      3 вариант                           Блок 1

1.В зоне арктических пустынь нет сплошного растительного покрова потому что:

а) большие площади заняты льдами      б)большие площади заняты каменистыми россыпями

2. Выбери признаки зоны тундры:

а) природа зоны легко ранима       б)почвы с глеевым горизонтом    в) сильные ветры  

  г) значительные площади покрыты ледниками     д) промысел морского зверя

3. Установите соответствие

Район России:                                                                                          Древесные породы:

  1. Восточно –Европейская равнина                                         а) лиственница
  2. Западно – Сибирская равнина                                              б) ель, пихта, сосна
  3. Среднесибирское плоскогорье                                             в) сосна, кедр

4.Своеобразие лесов Дальнего Востока обусловлено:

а) низкими зимними температурами     б) муссонным климатом и южным положением

в) близостью океана

5. Найди лишнее. Растительность степей:

а) типчак     б) береза    в) клевер    г) полынь     д) кострец

6. Главной причиной малого количества осадков в пустыне является:

а) внутриконтинентальное положение               б) господство в течении года пониженного давления

7. Пустыня отличается от других зон:

а)изобилием тепла и влаги                           б) изобилием тепла и недостатком влаги                                                         в) изобилием влаги и недостатком тепла

                                                                                                              Блок 2

8. Дополни. Негативными явлениями, связанными с хозяйственной деятельностью человека в зоне тайги являются……………

9. Главное значение зоны степей:

а) пастбище для оленей      б) главные пахотные земли        в) основные районы лесозаготовок

10.Опасные явления характерные для зоны степей

а) засуха и пыльные бури      б) засухи и наводнения       в) наводнения и ураганы

     

   

 

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 8 класс, с использованием презентации "Особенности рельефа России"

Тема урока: "Особенности рельефа России. 8 классТип урока:  изучения нового материала с элементами практикумаЦель урока:  закрепить знания о главных тектонических структурах России; формиров...

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Открытый урок по географии (8 класс) по теме: "Природные зоны России"

Урок обобщеня и повторения знаний по теме "Природные зоны России", выстроен по структуре ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года 2017"...

Разарботка урока по географии 7 класс по теме "Природная зональность"

Разаработка включает описание УУД и технологическую карту...

Открытый урок по географии 8 класс на тему: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»

Задачи:Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;Развивающие: Развитие  ...

Конспект урока по географии 7 класса на тему "Природные зоны Евразии"

Конспект урока по географии 7 класса на тему "Природные зоны Евразии"...