Разарботка урока по географии 7 класс по теме "Природная зональность"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Черепнева Ольга Николаевна

Разаработка включает описание УУД и технологическую карту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnaya_zonalnost.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №16

Урок географии 7 класс

Тема: «Природная зональность»

                                                        Разработала учитель географии

                                                        I кв. категория

                                                        Черепнева О.Н

Кизел
2017 г

Учебник: География материков и океанов. 7 класс; В.А.Коринская, И.В.Душина,  В.А.Щенев; М.,  «Дрофа», 2017 (ФГОС)

Тема: Природная зональность

Цель: Сформировать знания о закономерности распространения природных комплексов от экватора к полюсам в зависимости от географической широты – природная зональность.

Задачи:

Образовательные: обобщить и углубить знания о природных зонах, как зональном природном комплексе с помощью различных источников информации.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, с учебником, анализировать, делать выводы; развивать творческие , коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе на примере глобальных проблем человечества

Ожидаемый результат: 

- на предметном уровне: сформированы знания о закономерности распространения природных комплексов от экватора к полюсам в зависимости от географической широты, продолжают формировать умения работы с географической картой. У учащихся сформированы понятия  «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность», знают и умеют различать природные зоны, давать им характеристику, могут делать выводы по особенностям их смены и причинами, вызывающими эту смену;

- на метапредметном уровне: формирование умений: 1) определять понятия; 2) устанавливать причинно-следственные связи; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) работать с текстом и картами.

- на личностном уровне:

       осознание целостности природы;

       осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

       формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

Образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Регулятивные образовательные результаты: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально. Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные образовательные результаты: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии. Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста)

     Различать в речи другого мнения, доказательства, факты. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность. Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

географический пояс, природная зона, закон географической зональности, высотная поясность, влажный экваториальный лес, саванна, жестколистные леса и кустарники, степь, тайга, широколиственный лес, смешанный лес, тундра, арктическая пустыня, холодная пустыня.

Тип урока:  комбинированный урок

Методы обучения:

частично – поисковый, наглядно – иллюстративный

Приемы обучения: анализ, умозаключение, обобщение и систематизация

Оборудование, средства обучения: компьютер, проектор, презентация, карточки для индивидуального опроса


Ход урока

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный период 1 мин.

Здравствуйте, ребята.  Начинаем наш очередной урок географии. Предлагаю вам проверить вашу готовность к уроку, проследить за тем, чтобы на партах были все необходимые инструменты и школьные принадлежности. Все готовы, начинаем урок.

Дети проверяют готовность к уроку.

Актуализация 5 мин.

Блиц-опрос (слайд 1)

  1. Географическая оболочка – целая и непрерывная оболочка Земли, включающая …  .
  2. Большинство процессов, происходящих в географической оболочке происходят за счет энергии … .
  3. Природный комплекс – это территория, в пределах границ которой существует определенное закономерное сочетание … .
  4. Компоненты природного комплекса …
  5. Крупнейший природный комплекс планеты Земля …

Одинаковы ли ПК Земли по территории? Назовите их

Обучающиеся устно с места отвечают на вопросы

Обучающиеся отвечают.

Создание проблемной ситуации 2 мин.

Прикрепляет к доске карточки: ГО, материк, равнина, степь, пустыня, тайга, тундра.

 Ваша задача – разместить ПК в порядке убывания.

Один ученик (по желанию) у доски пытается расставить ПК в порядке убывания.  На этапе  ПК степь, тундра и т.д. возникает проблема.

Обучающиеся выходят к решению проблемы через знания свойств ГО.

Называют свойство Зональность

Вот этот вопрос мы будем рассматривать на уроке. Попробуйте назвать тему нашего урока.

Природная зональность (слайд 2)

Целеполагание и мотивация. Составление плана.

Вступительное слово учителя о теме урока.

Давайте составим план нашей деятельности на уроке.

Ставят задачи на урок

«Открытие» новых знаний

  1. Впервые закон зональности был установлен профессором Петербургского университета В.В.Докучаевым.

Читают текст (1 мин)

  1. Так что же такое природная зона и природная зональность?

Работа по тексту учебника

Дают определение Природная зона

  1. Чем Природная зона отличается от ПК? Как вы думаете?

  1. Чем обусловлено образование природных зон?

Климатом, соотношением тепла и влаги.

  1. Какие природные зоны можно выделить на Земле? (Предлагается работа по карте в учебнике)

Работают  по карте в учебнике, по учебнику

  1. Назовите природные зоны Земли, двигаясь от экватора.

Используя текст учебника и карты атласа, распределите их по географическим поясам.

Работают с атласом, учебником. На карточках заполняют таблицу

Природная зона

Географический пояс

Практическая деятельность

  1.  А сейчас мы с вами совершим виртуальное путешествие по природным зонам Земли. У вас на столах лежат путевые листы. Путешествуя по п.з. вы должны используя текст учебника, карты атласа составить её краткую  характеристику.

Какие карты нам понадобятся?

Изучают путевой лист. Отвечают на вопросы.

  1. Практическая работа

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам

Цель работы: формирование умений читать сопоставлять и анализировать тематические карты; формирование умений выявлять причины природной зональности на земле, прогнозировать изменение ПК под воздействием природных факторов и человеческой деятельности

Название ПЗ

Географический пояс

ГП на карте мира (материке, о-ва)

Климатические ус ловия

Характеристика растительности

Экв леса

Экв.

Аф. Ю.А. Больш.зондские

о-ва

Всегда жарко и влажно

Леса джунгли:

густые деревья

Саванны

Тропич

На всех материках, кроме Антарк.

Всегда жарко, дожди идут летом, зима сухая

Огромное количество травы

Пустыни

Тропический

На всех материках, кроме Антарк.

Очень жарко и сухо

Растений практически нет

Жестколистные леса и кустарники

Субтропич.

Мягкая зима и сухое лето

Жесткие листья  и колючки

Высотная поясность

Меняет

ся с высотой

Работа с картами «Климатические пояса Земли», «Природные зоны Земли»

Работа с учебником и дополнительной информацией

  1. Вопросы на репродукцию материала

- Какую закономерность мы  проследили, путешествуя по природным зонам Земли?

-  Как сменяют друг друга ПЗ?

-  Какая главная причина изменения ПЗ?

- Какой компонент ПЗ наиболее зависим от климатических условий?

Вывод: Природные зоны закономерно сменяют друг друга от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения. Таким образом вся природа подчиняется закону географической зональности.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод.

  1. Вспомним проблему нашего урока. Мы решили эту проблему?

Но не бывает правил без исключения. Есть на планете такие места, где свои законы.  Это – горы.

Проблему решили.

  1.  Почему в горах действует другой закон?

- Изменяются климатические условия, а значит, происходит и изменение природных зон. Как называется этот закон?

- Закон высотной поясности - смена природных зон (высотных поясов) в горах.

  1.  Задание: Прочитайте, как действует этот закон                              

- Но в горах смена происходит гораздо быстрее. На каждые 1000 км, температура понижается на 6 С.

- Какой природной зоне будет соответствовать первый этаж?

- Первый этаж гор – это та природная зона, где расположены горы.

- Отчего зависит количество поясов

- Чем выше горы и чем они ближе к экватору, тем больше высотных поясов.

- В каких горах будет больше высотных поясов Урал или Гималаи?

- Внесите данные в наши таблицы.

- Географический пояс- меняется с высотой;

- ГП – на всех материках;

- Кл.условия - меняются с высотой.

- Характеристика растительности – меняется с высотой.

 Проверим.

Отвечают на вопросы.

Знакомятся с новым законом ГО – высотной поясностью.

Продолжают работу в путевых листах.

Проверка

Этап закрепления знаний

- С  чем мы с вами сегодня познакомились?

Географический диктант

1. Крупный ПК, обладающий общностью температурных условий почв, увлажнений, растительности и животного мира – это… (Природная зона)

2. Главная причина образования различных ПЗ …(Соотношение тепла и влаги)

3.  ПЗ внешне отличаются…(Растительностью)

4. Смена ПЗ на равнинах при движении от экватора к полюсам называется –… (широтная зональность)…

5. Смена в горах…(высотная поясность)

6. Самый нижний высотный пояс в горной системе расположенной в ПЗ степей является …(степи)

Самопроверка

(ответы  и баллы для оценок на доске).

 

   Природная  зона                  

   Соотношение тепла и влаги                        6 - «5»

   Растительность                                             5 -  «4»

   Широтная зональность                               3-4 - «3»

   Высотная поясность

   Степи

Рефлексия

Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке

Как вы усвоили пройденный материал?

Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть?

Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

Оцените как прошел урок (на экране)

Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание

Параграф

Закончить оформление таблицы.  

Уметь показывать п.з по карте и характеризовать их

Записывают домашнее задание в тетради и дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разарботка урока по ИЗО для 5 класса Художественная культура Древней Греции. Греческая вазопись

Урок   по  теме:   «Художественная культура Древней Греции.   Греческая   вазопись» с применением ИКТ.   Это  урок - закрепление ...

Разарботка урока по литературе 9 класса по роману НВ Гоголя "Мертвые души" "Хронотоп сада"

Разарботка урока по литературе в  9 классе "Хронотоп сада" по роману Н.В.Гоголя "Мертвые души". Применение командных технологий работы в группе. Подробный текстовый  языковой  анализ оп...

Вводный урок курса географии в 11 классе "Глобальная география"

В 11 классе мной ведется курс географии под названием "Глобальная география" . Предлагается презентация вводного урока. В данной работе рассматриваются следующие вопросы: понятие "глобалистика"; задач...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

РАЗАРБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ "Начало Реформации в Европе. Обновление христианства", 7 КЛАСС

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКЕ ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ  "Начало Реформации в Европе. Обновление христианства."...