Разарботка урока по ИЗО для 5 класса Художественная культура Древней Греции. Греческая вазопись
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

 

Урок   по  теме:   «Художественная культура Древней Греции.   Греческая   вазопись» с применением ИКТ.   Это  урок - закрепление  ранее  изученного, а также изучения  нового материала. Форма урока -  соревнование 2-х команд.   Перед   учащимися  поставлены  образовательные  и  воспитательные  задачи.    Итог  урока  -  аппликация  по  данной  теме.

                В  начале  урока  на  2  этапе,  во  время  актуализации  темы,   включается  игра   «Карта  мифов», направленная на выявление знаний по теме предыдущего урока.    Все  дети  заинтересованы  в  победе  своей  команды,  поэтому,  готовясь  к  уроку, должны были повторить  ранее  изученный  материал,  самостоятельно  читать  дополнительную  литературу по  данной  теме. 

                На  3  этапе  при  изучении  нового  материала  дети  также  должны справиться  с поставленным перед  ними  вопросом  о  форме  сосуда.  Они    под  руководством  учителя должны проанализировать  форму  сосудов,  их  сюжеты,  чтобы  на  4  этапе,  во  время  практической  работы,  самостоятельно  выполнить  аппликацию.

                 На  уроке  постоянно должна прослеживаться  индивидуальная,  фронтальная  и  групповая  работа.  Вопросы  в  классе  задаются  всем детям,  но  отвечают  только  те  из  ребят,  которые   могут  ответить  правильно  и  не  подвести  свою  команду.  Именно  в  это  время  дети  советуются  и  решают  в  своих  группах,  какой  из  ответов  дать  классу.  Даже  во  время  выполнения  практического  задания  на  4  этапе  урока  ученики,  индивидуально  выполняя  аппликацию,  будут чувствовать  ответственность за  результат  своей  работы  перед  командой. Только  так, переживая за  совместное  дело,  можно  привить  детям  коллективизм  и  чувство  сопереживания.

                 Урок построен так, что будет прослеживаться  постепенное  усложнение  заданий и вопросов. Учащиеся класса  во  время  практической   работы  самостоятельно выбирают  по степени сложности задание, что формирует самооценку своих  возможностей.  

                При  подведении  итога  урока  учитель  подводит  учеников  к  пониманию  необходимости  чтения  книг, аккуратности  при  выполнении  своей  работы. 

                Доброжелательная  атмосфера,  непринуждённая  обстановка,  похвала  и  взаимопомощь  в  течение  урока  будут способствовать  активизации  мыслительной  деятельности учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvennaya_kultura_drevney_grecii.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки

Самарской области

Негосударственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани

                                             

Проектирование урока

изобразительного искусства в 5 классе

по теме

«Художественная культура Древней Греции.

Греческая  вазопись».

                                                           

                                                                                                           

                                                       

                                                                   

                                                                         

                                                                 Выполнила:

                                                                 Микоян Анастасия Сергеевна

Учитель изобразительного искусства  

2011 г.

Конспект урока.

Тема:   Художественная культура Древней Греции.  Греческая  вазопись.

Цель:  ознакомление учащихся со стилями и сюжетами живописи Древней Греции по керамике, формирование понимание места и роли античного искусства в мировой художественной культуре.

Задачи:

1. Продолжить знакомство учащихся с искусством античности,  древними росписями, с Греческой мифологией;  

2. Развивать оформительские навыки учащихся в создании аппликации на заданную тему; аккуратность; самоанализ при выполнении работы; коллективизм и чувство сопереживания за совместное дело;  

3. Воспитать любовь учащихся к чтению книг, традициям Древней Греции и

    керамическому искусству этой страны.

4. Формирование УУД:  

Познавательные: Способность к художественному познанию мира. Сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

-выделять свойства предметов;

- объединять предметы по цвету, форме, размеру;

-ориентироваться в пространстве.

Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности                                            

 Анализ объектов под разным углом зрения в зависимости от поставленного вопроса.

Регулятивные: Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:  понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет и вопрос.

Личностные: Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности своей и класса на уроке.

Оборудование: ИКТ (демонстрация презентации); учебник «История»; карточки для игры; шаблоны с изображениями амфоры и древнегреческих богов; глиняные сосуды; магниты; мел.

                             

Материалы: белые листы бумаги, карандаш, ластик, ножницы, клей,  цветная бумага.

Зрительный  ряд: книга «Искусство», детские работы (аппликации), игровое панно «Карта мифов», изображение «Сосуды», таблица «Соревнование».  

                                                 

Музыкальный  ряд: классика.

Ход  урока.

I. Организационный  момент  и  сообщение  цели  урока.

У.:  -  Сегодня – урок - аппликация. Тема урока: «Украшения  в  жизни древних обществ. Греческая  вазопись». Наш урок будет проходить в виде соревнования 2 команд (показ классу таблицы «Соревнование» для соответствующих записей «борьбы» команд), поэтому уместен девиз: «Один за всех и все за одного».

(Начало демонстрации 1 слайда презентации.)

У.:  -  На уроке познакомимся со стилями и сюжетами живописи Древней Греции, определим связь искусства тех времён с современностью, местом в мировой художественной культуре.

II.  Актуализация  темы  урока.  Повторение  ранее  изученного  материала.

Учитель:  -  Греческая мифология (Мифология Древней Греции)

Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец.  Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение,  которое соответствовало тому историческому периоду.

Древняя Греция – одна из стран, искусство которой на протяжении  всех  веков оказывает влияние на искусство других стран. До сих пор в архитектуре применяют древнегреческие приёмы строительства зданий, а в скульптуре - пропорции.  

(Показ  слайдов «Архитектура Древней Греции». Слайды 2-8)

У.:   -  Факел Олимпийских игр, зажжённый в 8 веке до нашей эры в честь Зевса Олимпийского, до сих пор передают из рук в руки спортсмены всего  мира. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям. В настоящее время олимпийский огонь зажигают в Олимпии (Греция), за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Традиция была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор.

У.:  -  Давайте вспомним имена  богов-олимпийцев Древней Греции.

(использование учебника «История Древнего мира» (5 класс)».) Дети из разных команд, глядя на панно «Карта мифов» (представлены Боги), находя подсказку в учебнике, отгадывают имя Бога, выходят к доске и вкладывая карточку с ответом в соответствующий кармашек (около соответствующего изображения), За каждый правильный ответ учитель делает отметку командам  в таблице «Соревнование»)).

(Слайд 9)

(Завершение -  показ  слайда с олимпийскими богами Слайд 10).

У.:   -   Древние греки любили своих богов, восхищались ими, сочиняли множество мифов - рассказов о богах. Сюжеты этих мифов они воплощали  в скульптуре, живописи и керамике.  

III.  Формирование  новых  знаний.

1. Форма древнегреческих сосудов.

У.:  - Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи. Наиболее значимыми центрами гончарного искусства — и соответственно вазописи — в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы из Беотии и Лаконии. Греки создавали различные формы сосудов.          

(Показ соответствующего изображения «Сосуды». 11)

У.:  -  Ребята, с чем же связано разнообразие форм сосудов Древней Греции?  Правильно, их функциями.

2. Технология изготовления керамического сосуда.

У.:  -  Давайте попробуем представить технологию изготовления древнегреческого сосуда.

(Словесное объяснение). (Слайд 12)

3. Понятие «керамика». Стили древнегреческой вазописи.

У.:  -  Так в 6 веке в Афинах появился новый стиль росписи греческих сосудов  -  керамика.  

(Показ 13  слайда).

У.:  -  Ребята, древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства.           Ребята, если по поверхности красной обожжённой глины рисовали чёрным лаком, то данный стиль называется чернофигурным.

(Показ 14   слайда).

У.:  -  А если по поверхности чёрной обожжённой глины рисовали красным лаком, то данный стиль называется краснофигурным. Он появился позже, в середине 6 века.

(Показ 15  слайда).

У.:  -  Известны имена великих гончаров Древней Греции: Амасис, Никосфен, Эксекий. Самой  излюбленной темой для живописцев была замечательная  мифология, насыщенная богами, героями и фантастическими существами.    

 (Показ 16  слайда).

IV.  Практическая   работа.

Задание :

1. Создать аппликацию с изображением мифологического сюжета с применением одного  бога в краснофигурном стиле на сосуде.

2. Создать аппликацию с изображением мифологического сюжета из нескольких фигур в краснофигурном  стиле  на  сосуде.

                                 

(Показ 17 слайда)

 Этапы  работы:  

  1. Инструктаж  учащихся  по  технике  безопасности.

  2.Использование  шаблона: обводка сосуда на лист чёрной бумаги, вырезание, приклеивание к альбомному листу.  

 3.Использование изображений мифологических Богов: вырезание, приклеивание на «сосуд».

  4. Оформление сосуда «золотой нитью» в виде геометрического  орнамента.  

(По ходу практической работы учитель  оказывает  помощь  классу.)

V.  Выставка  работ.  Итог  урока. Рефлексия.

У.:  -  Посмотрите на все работы (прикреплены к школьной доске).

          Определите, чьи работы можно считать лучшими, какая из команд выиграла?

                        (Ученики, обосновывая, отбирают работы.)

У.:  -  Давайте  поздравим  победителей.  Почему  они  выиграли?  

                         (Выставление оценок  учителем в  журнал.)

У.:  -  Чем  занимались  на  уроке?     (Ответ.)

У.:  -  Понравился  ли  вам  урок?      (Ответ.)

VI.  Домашнее  задание.  Уборка  рабочих  мест.     

Список литературы

1. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. -- М.: Искусство, 1992 -- 269 с., ил.

2. Легенды и мифы Древней Греции Н.А. Кун.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954.-451с

3. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом.-М.: Гелеос, 2007.-368с

4. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1 / Гл. ред. А.С. Токарева.- М.: Советская энциклопедия, 1991.- 671с.

5. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция / А.И. Немировский.- М.: Литература, Мир книги, 2004.- 496 с

6. Мифы Древней Греции. Ю. Зайцев.- М.: Изд. «Белый Город», 2008.- 145с.

7. Мифология древних народов мира. Мифы Древней Греции. Режим доступа: http://www.mythology.ru

8. Энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Antigua. Режим доступа: http://www.greekroman.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение изученного по разделу "Художественная культура Древней и средневековой Руси"

Иллюстративный материал к обобщающему уроку "Художественная культура Древней и средневековой Руси" содержит разделы "Архитектура", "Иконопись", "Фрески", "Литература" и др....

Открытый урок МХК в 8 классе по культуре Древнего Египта.

Тема: «Амарнская эпоха. Аменхотеп IV – великий реформатор». Очень благодатный материал, который не проработан в учебниках. Интеграция МХК, литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, и...

Презентация «Художественная культура Древнего Рима. Выполнена к учебнику Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс

Презентация "Художественная культура Древнего Рима".  Выполнена к  учебнику  Рапацкая Л.А., Мировая художественная культура, 10 класс (Допущено Министерством образования и науки Р...

Контрольная работа по теме «Художественная культура Древнего мира». МХК 10 класс

Представлены контрольные задания для проверки знаний учащихся 10 классов по теме "Художественная культура Древнего мира"...

Контрольная работа по теме «Художественная культура Древней Руси», МХК, 10 класс

Контрольная работа по теме «Художественная культура Древней Руси» (9 вариантов) предназначена для контроля знаний учащихся профильного 10 класса. Для заданий 2 (" О каком архитектурном памятнике ...