Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Гордова Елена Михайловна

Использование модульной технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_modulnaya_tehnologiya.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc49 КБ
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc28 КБ
Microsoft Office document icon kontrolnyy_list.doc32 КБ
Package icon prirodnye_zony.zip1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Элементы модульного обучения на уроках географии»

1.Модульная технология применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).

2.Класс делится на группы по 3-5 человек, и соответственно, сокращается количество распечаток модулей до 5-10 вместо 30. Это экономия бумаги усилий по тиражированию. Кроме того, увеличивается интенсивность использования учебной литературы, пособий и технических средств, например, в кабинете всего один компьютер. Учитель составляет МБЦ так, чтобы задания, выполняемые на компьютере, входили в  один модуль. В результате компьютер будет использован в течение всех занятий цикла, и каждый на нем отработает свое время. То же касается и других пособий, справочников, карт, словарей. Структуру и особенности модулей вы можете рассмотреть на примере темы «Природные зоны Африки».

3.В модулях упор делается на самооценку и  взаимоконтроль учащихся. Самооценка осуществляется путем сравнения выполняемого задания с эталоном, показанным в контроль - листе и контрольной карте, где задания выполнил учитель. Сводная ведомость (таблица оценок) также готовится учителем. Она включает графы: Ф.И., оценка УЭ (заданий), итоговая оценка. Ведомость служит и для контроля, и для анализа познавательной деятельности учащихся.



Предварительный просмотр:

Тема: «Природные зоны Африки»

№ УЭ

Учебный материал

Содержание занятия

Рекомендации

УЭ О

Интегрирующая цель

По завершению работы над учебными элементами учащийся должен:

знать: понятие природной зоны; сформировать представление о природе Африки; познакомиться с органическим миром природных зон Африки;

уметь: использовать карты, таблицы; работать с контурной картой; распределять время; осуществлять контроль и взаимоконтроль; соотносить результат своей работы с поставленными целями;

увидеть: разнообразие органического мира природных зон Африки. 

УЭ 1

Цель: проверить уровень усвоения знаний и умений.

Тестовый контроль:

1.Максимальное количество осадков на территории Африки выпадает:

А) вдоль экватора;

Б) вдоль Южного тропика;

В) вдоль океанских побережий.

2.Если в африканской пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня:

А) Сахара; Б) Калахари.

3.В Африке наиболее густая речная сеть в климатическом поясе:

А) экваториальном;

Б) тропическом;

В) субтропическом.

4.Различная густота речной сети в отдельных районах материка объясняется в первую очередь особенностями:

А) рельефа;

Б) климата.

5.Большая часть рек Африки имеет половодье:

А) зимой;

Б) летом;

В) осенью и весной.

6.Определяющим компонентом для формирования природной зоны является:

А) растительность;

Б) климат;

В) животный мир.

7.Установите соответствие:

Природная зона                     Животные

  1. Степь;                       А. Верблюд;
  2. Пустыня;                  Б. Суслик;
  3. Саванна.                   В. Лев.

Контроль: взаимопроверка по контрольному листу и выставление оценок

Индивидуальная тестовая работа в сводной ведомости

УЭ 2

Стр. 67 учебника;

карта атласа «Природные зоны Африки»

Цель: повторить понятие «природная зона»

Задания: 1.Сформулируйте понятие природной зоны. 2.Назовите природные зоны Африки. Какие особенности их размещения на материке?

3.Какая связь существует между КП и ПЗ?

4.Назовите существенные признаки зон экваториальных лесов, саванн и тропических пустынь.

Устно

Работа с атласом

УЭ 3

Стр. 123-129

Цель: познакомиться с органическим миром зоны экваториальных лесов; саванн и тропических пустынь

Задания:1. выясните ГП, КП, растения, животные и почвы данной зоны Африки;

2.Занесите данные в таблицу:

ГП

КП

ПЗ

Растения

Животные

Почвы

 Контроль: посмотрите контрольный лист и поставьте оценку сами

Работа в тетради

Работа с атласом

Дополнительное задание:

Ответьте на вопросы 2-4 стр.127 письменно;

Контроль: оценивает учитель

УЭ 4

Цель: проверить уровень усвоения нового материала;

Задание 1 группе: определить по вкусу растения влажных экваториальных лесов и саванн;

Задание 2 группе: по гербарию определить растения зоны тропических пустынь и влажных экваториальных лесов;

Задание 3 группе: по рисункам определить названия растений и животных зоны тропических пустынь;

Задание 4 группе: по рисункам определить названия растений и животных зоны саванн.

Контроль: взаимооценка

Работа по группам

Дополнительное задание: нанести представителей органического мира Африки на контурную карту;

Контроль: посмотрите контрольную карту и поставьте оценку сами

Работа с контурной картой

УЭ 5

Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к началу и прочтите, какие цели перед вами стояли.

УЭ 6

Выходной контроль: занесите полученные баллы  в сводную ведомость, суммируйте баллы. Если набрали 30 баллов и более, то, значит, работали отлично - итоговая оценка 5.

Набрали 23-29 баллов - работали хорошо, оценка 4. Если не успели усвоить все УЭ, продолжайте работать дома.

УЭ 7

Рефлексия:

1.Какое значение для тебя лично имеют знания и умения, полученные сегодня?

2.При изучении материала ты помогал другим или тебе помогали?

3.Что вызвало наибольшую трудность?

4.Как ты оцениваешь полученные сегодня знания (глубокие, осознанные, предстоит осознать, неосознанные)?

5.С каким настроением ты изучал этот материал по сравнению с другими уроками (было интересно, не очень интересно и совсем неинтересно)?



Предварительный просмотр:

Тема: «Природные зоны Африки»

Цели: 1) сформировать представление о природе Африки; познакомиться с органическим миром природных зон Африки;

2)развивать умения обобщать, делать выводы, работать с различными источниками географической информации; работать с контурной картой; распределять время; осуществлять контроль и взаимоконтроль; соотносить результат своей работы с поставленными целями;

3)продолжить развитие экологического воспитания учащихся.

Оборудование: карта «Природные зоны Африки», атласы, гербарии, комнатные растения, проектор с презентацией, модули для каждого учащегося.

Ход урока:

1.Оргнизация урока: проверка готовности к уроку.                            -2мин                    

2.Актуализация знаний: А) Просмотр видеофрагмента «Саванны Африки».

Сегодня на уроке мы познакомимся с ….. Африки.       После просмотра видео «Саванны Африки».

Б) О какой ПЗ и о каком материке идет речь?

     А кругом на широких равнинах,

     Где трава укрывает жирафа,

     Он раскинул тенистые рощи

     Прихотливых мимоз и акаций,

     Рассадил по холмам баобабы,

     В галереях лесов, где прохладно

     И светло, как в дорическом храме,

     Он провел многоводные реки….

                                                      Н.С. Гумилев

3.Мы с вами изучили рельеф, климат, реки и озера Африки, зависимость между климатическими особенностями и ПЗ материка, а сегодня рассмотрим особенности размещения ПЗ Африки, познакомимся с многообразием растений и животных.

Для этого нам сначала нужно повторить климат и внутренние воды Африки, понятие «ПЗ»  и существенные признаки зон влажных экваториальных лесов, саванн и тропических пустынь.                        -тест

Изучение н/м:

1.Работа в группах                                                                                              -10 мин.

А) Цель работы;

Б) Занесение данных в таблицу .                                                  –работа в тетради

В) По ходу работы презентация растений и животных разных ПЗ.

Г) Контроль знаний и самооценка.                                          – в св. ведомости

Д) Дополнительное задание.  (-3мин.)                                 –оценивает учитель

4.Проверка усвоения знаний:                                                  -4 мин.

А) Цель: проверка уровня усвоения н/м.

Б) Работа в группах.

В) Контроль: по контрольному листу.

Г) Дополнительное задание.                                                     –работа на к/к

                                                                                                                  (10 мин.)

5.Резюме: вывод.

6. Выходной контроль.                                                                  – 7 мин

7.Рефлексия.

8.Д/з: 1) 28, вопросы;

2)написать сочинение на тему: «Один день в саванне» или «Один день в пустыне».

 



Предварительный просмотр:

Контрольный лист

УЭ

Тест

Баллы

1

1)А; 2)Б; 3)А; 4)Б; 5)Б; 6)Б; 7)1-Б

                                                      2-А

                                                      3-В

           

7б.

2

Устно

4б.

3

Таблица

10б.

Дополнительное задание

4б.

4

Игра «Ассоциация»

5б.

Дополнительное задание

5б.

5

Резюме

Вывод

6

Выходной контроль

Итог:



Подписи к слайдам:

Природные зоны – степи
Природные зоны – пустыни
Природные зоны – арктическая пустыня
Природные зоны – тайга
Природные зоны – пустыни
Природные зоны – саванны
Природные зоны – арктическая пустыня
Природные зоны – саванны
Природные зоны – тайга
Природные зоны – полупустыни
Природные зоны – тундра
Природные зоны – Влажные леса
Природные зоны – полупустыни
Природные зоны – тундра
Природные зоны – степи
Природные зоны – Влажные леса

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения по теме "Природные зоны Африки".

Урок обобщающего повторения в игровой форме по теме "Природные зоны Африки"....

Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли

Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Урок географии в 7 классе "Природные зоны Северной Америки"

Урок географии в 7 классе "Природные зоны Северной Америки"...

Технологическая карта урока географии в 7классе .

Особенности природы Австралии....

Разработка урока географии в 7 классе по теме "Африка. Природные зоны"

Показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь. Учащиеся научатся давать характеристику климата, почв этих зон....