Урок географии в 7 классе "Природные зоны Северной Америки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Сагирова Нурися Валиевна

Урок географии в 7 классе "Природные зоны Северной Америки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_7_klasse._sagirova_n.v.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:       Природные зоны Северной Америки

  1. Цели и задачи урока :  Формировать у учащихся  представлений и знаний о природе Северной Америки; познакомить с типичными чертами природных зон материка, с распространёнными здесь растениями и животными; продолжить формирование умения устанавливать  причинно-следственные связи между различными компонентами природы на примере природных зон. Рассмотреть особенности природных зон материка.
  2. Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: картами, электронным вариантом урока. Развитие познавательного интереса к предмету, развитие памяти, внимания, быстроты логического мышления.
  3.  Воспитывать сознательное отношение к учебе, бережное отношение к картам, к учебнику.

Учебно-наглядный комплекс: климатическая карта, физическая карта, карта природных зон Северной Америки, атласы для 7 класса, учебные принадлежности, презентация к уроку.

Тип урока: урок  изучение нового материала

Ход урока.

1. Актуализация знаний учащихся

Перед изучением нового материала повторить основные понятия, изученные ранее, но используемые на данном уроке (природная зона, широтная зональность, высотная поясность, природный комплекс, природные компоненты).

Природные зоны- территории простирающиеся в широтном направлении со сходными природными условиями ( природные компоненты: климат, почвы, растительность, животные)

Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира

Как и климатические пояса, природные зоны закономерно сменяют друг друга от экватора к полюсам по мере уменьшения солнечного тепла и неравномерного увлажнения. Такую смену природных зон называют широтной зональностью.

Высотная поясность. Смена природных зон, как вам известно, происходит не только на равнинах, но и в горах-от подножия к их вершинам. С высотой понижаются температура и давление, до определенной  высоты увеличивается количество осадков, изменяются условия освещенности. В связи с изменением климатических условий происходит и изменение природных зон. Сменяющие одна другую зоны как бы опоясывают горы на разных высотах, поэтому их называют высотными поясами. Вертикальная поясность - постепенная смена в горных районах климатов, почв, растений, животных в зависимости от высоты.

Задания учащимся: докажите, что природная зона – это природный комплекс.

Ответ: В состав природного комплекса и природной зоны входит одни и те же природные компоненты: рельеф, климат, почва, растительный мир, животный мир, воды. Они находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Если изменится только один природный компонент, изменится весь природный комплекс. Итак:  Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

II. Изучение нового материала

1. Вводная часть.   Подготовка к  основному  этапу урока.

Вступительное слово учителя. Каждый урок изучения нового материала эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной  шаг  восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды.                                                                                                                                

География как вы уже знаете удивительная наука. Почти каждый урок познания нового начинается с карты. И сегодня мы тоже неоднократно  обратимся к ней. Но карта  которая будет сопровождать нас по теме урока не  физическая, а карта природных зон.  Поэтому я, думаю, вы уже догадались какая тема урока сегодня.

2.Особенности проявления широтной зональности на материке.

В чем особенность расположение природных зон материка Северная Америка?

В каких направлениях они сменяют друг друга?

Вопрос: объясните причины такого расположения?

3. Сравните расположение природных зон с другими материками.

Задания учащимся: Какие материки мы изучили в предыдущих уроках? Какова закономерность расположения природных зон в этих материках?

4. Вследствие большой протяженности материка с севера на юг  его органический мир чрезвычайно богат всевозможными видами  растений и животных. Это белый медведь, житель арктических пустынь и бизоны  наиболее характерное животное североамериканских прерий.

5. Природная зона арктических пустынь расположилась в арктическом климатическом поясе. Даже летом почти на всей территории сохраняются отрицательные температуры или температуры близкие к нулю. В течение всего года преобладает  облачность, туманы, снежные бури. Зимняя полярная ночь продолжается  до пяти месяцев. В пределах этого пояса  находятся центры современного покровного оледенения.  Почвы практически отсутствуют. Растительный мир представлен мхами и лишайниками. Животный мир немногим разнообразнее, но его питание неразрывно связано с водным пространством ( моржи, тюлени, белые медведи ).

Вопрос: итак, почему у этих животных окраска белого цвета? Почему там мало растительности?

 Вывод: Значит там суровые климатические условия, животные приспособились в таких климатических условиях, их жизнь связана с морем, они там находят себе пищу, мех теплый, под мехом слой жира, который спасает их от голода и холода.

6. Южнее полярного круга становиться чуть теплее, здесь располагается природная зона  тундры и лесотундры, которая занимает районы субарктического климатического пояса. Для него характерна суровая  зима ( работа с климатической картой! ), прохладное лето с пасмурной  дождливой погодой. Вся территория тундры находиться в зоне многолетней мерзлоты. Поэтому здесь много поверхностных болот. Почвы тундровые – болотные. Растительность представлена низкорослыми травами (голубика, ежевика, морошка) и карликовыми деревьями (карликовая береза, ива, сосна ).  Животный  мир  более разнообразен, чем в арктических пустынях.

Вопрос: Почему растительность представлена только низкорослыми травами, а деревья карликовые?

Ответ: Потому что, в зоне тундры и лесотундры – вечная мерзлота. Из-за того, что растительности мало, почва мало образуется и чтоб почва образовалась, не хватает тепла из-за короткого лета, растительный опад не успевает разлагаться.

7. При движении на юг количество солнечного тепла возрастает. Это приводит  к смене  тундры  зоной хвойных лесов – тайга. На подзолистых почвах, напоминающих цвет золы, растут хвойные леса представленные сосной, пихтой, елями, лиственницей. На западе благодаря теплому течению и западным ветрам, несущим влагу на материк, хвойные леса протянулись намного южнее вдоль Тихого океана. Здесь встречается  гигантские хвойные деревья – секвойя. Секвойя гигантская - самое высокое и большое дерево в мире- секвойя «Генерал Шерман » растет в Калифорнии. Высота её 84 м,  диаметр ствола 35 м, толщина ветвей более 3 м, возраст около 2500 лет,  вес 2500 т.

Вывод: Зона тайги – появились деревья,   количество солнечного тепла возрастает, вечной мерзлоты нет. И почва более плодородна. Хотя солнечного тепла не достигает до земли из-за кроны хвойных деревьев, из-за большой влажности почва вымывается и образуется подзолистая почва.

8. В центральной части востока С. Америки проходит теплое течение Гольфстрим. Оно способствует  образованию дождевых облаков. И количество осадков увеличивается на востоке материка. Здесь на серых лесных почвах  расположилась зона смешанных и широколиственных лесов, а чуть южнее переменно-влажные леса. Здесь ощущается господство умеренного  пояса. Холодная и снежная зима, теплое лето с  туманами на прибрежной части Атлантического океана. Растительный  и животный мир более  разнообразен.

Вывод: Из-за влияния течения Гольфстрим образуются широколиственные леса и переменно-влажные леса. Значит,  количество осадков увеличивается из-за теплого течения и растительный и животный мир более разнообразен. Почва более плодородна, потому что растительного опада много, тепла хватает, чтобы перерабатывать их в гумус или перегной. В теплых климатических условиях в почве почвенных бактерий и разнообразных жуков и червей бывает очень много.

9. При приближение на запад в глубь материка количество осадков  убывает, и поэтому леса сменяются лесостепями и степями, которые вытянулись  в  меридиональном направлении. В С. Америке степи чаще всего называют прериями ( в словарь !), которые различают на сухие (на каштановых почвах) и влажные на чернозёмах. Животный мир этой безлесной зоны не менее разнообразен лесной.  

Вывод: Итак, при приближении в глубь материка количество осадков уменьшается, леса сменяются безлесными пространствами – степями, которые в Северной Америке называются прериями. Под многолетними травами образуется очень плодородная почва – черноземы, где очень много плодородного слоя – гумуса или перегноя.

10. Вдоль центральной части западного побережья материка проходит холодное  Калифорнийское течение, поэтому количество осадков убывает. Холодное течение и горный рельеф материка формирует здесь зону пустынь и полупустынь. Безлесная зона со скудной растительностью и животным миром

Вопрос: почему в данном случае образовалась  пустыня? Что повлияло?

Ответ: Холодное Калифорнийское течение.

Общий вывод: В отличие от уже известных нам южных материков  в Северной Америке смена природных зон происходит особым  образом. В северной  части материка природные зоны сменяют друг друга  с севера на юг. Это происходит вследствие изменения количества солнечного тепла.

Сопоставив карту природных зон с картой климатических областей и приходим к выводу, что чередование природных зон на равнинах от экватора к полюсам объясняется сменой климатических условий, т.е географической широтой.

Чередование зон на одной широте объясняется все теми же причинами - изменением соотношения тепла и влаги, которое обусловливается близостью или удаленностью от океана, рельефом, направлением господствующих ветров в пределах одного пояса.

11. По ходу объяснения нового материала учащиеся работают с контурной картой. ( Подписывают название природных зон, почв и ярких представителей растительного и животного мира). По ходу работы учащиеся заполняют таблицу в тетради:

Название природной зоны

Климатический пояс

Почвы

Растения

Животные

Арктические пустыни

Тундра

 

 

 

 

Тайга

 

 

 

 

Смешанные и широколиственные леса

 

 

 

 

Степи и лесостепи

 

 

 

 

12. Изменение природных зон в результате хозяйственной деятельности человека

1. Мультимедия.  Природные парки.

2.  Анализ  комплексной карты стр.37 атлас.

-В  какой природной зоне материка находится наибольшее количество национальных памятников и заповедников?  

- Как вы думаете, почем именно эти природные зоны являются наиболее ранимые.

11. Закрепление нового материала

1. Задания учащимся: «Узнай по описанию природную зону»

 « Узнай по описанию природную зону»

  1. Перед глазами встают  громадные пространства с высокой травянистой растительностью с преобладанием ковыля, матлика, пырея. По ним бродят стада степных бизонов, резво бегают вилорогие антилопы. Кайоты, рыжая лисица, барсук, хорёк, белохвостый заяц – всю эту живность можно встретить на голубых просторах зоны.
  2. Грызунов  же здесь не счесть. Пожалуй, именно суслики вместе с их ближайшими родственниками – луговыми собачками являются истинными властителями этой природной зоны.  ( степь – прерии )
  3. Всюду видны летающие поморники, и горе зазевавшемуся или выбежавшему на снег  леммингу. Летом яркие  ковры полярных маков, куропаточной травы, лютиков. А сколько ягод- морошка, голубика, ежевика. Удивительное зрелище красок.    ( тундра )

2. По плану характеристики «Природной зоны» характеризуйте природную зону.

3. Тест по теме: «Природные зоны Северной Америки». Задания на закрепление материала и проверку знаний

Учащимся  предлагается  выполнить тест и проверить.

111. Домашнее задание

Прочитать п.42 в.1-5 ответить устно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по географии в 7 классе "Природные зоны Северной Америки"

План-конспект урока географии в 7 б классе 1.   Ф. И. О. учителя: Колбанова Светлана Васильевна 2. Место работы: ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол муниципального района Сергиевский Самарской обла...

Разработка урока географии 7 класс "Природные зоны Южной Америки"

Разработка урока по географии для 7 класса...

Урок географии 7 класс "Природная зона Австралии"

Характеристика природных зон Австралии....

Урок в 7 классе "Природные зоны Северной Америки"

Конспект урока по географии в 7 классе с элементами игровой технологии...

Урок географии по теме:"Природные зоны Южной Америки" - 7 класс

Урок содержит план-конспект и презентацию. Выстроен по структуре ФГОС, с применением различных технологий и методов работы на уроке географии....

Конспект урока географии в 7 классе Природные зоны Северной Америки

Конспект урока географии в 7 классе Природные зоны Северной Америки...