Технологическая карта урока географии в 7классе .
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Фролова Татьяна Ивановна

Особенности природы Австралии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока.27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 7 классе с учётом требований ФГОС.

Учитель: Фролова Татьяна Ивановна.

Предмет: география.

Класс: 7

Тема: Особенности природы Австралии.

Учебник: А.П Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П.Дронов.М. « Просвещение». 2013 г.

Цели урока:

Воспитательная: способствовать воспитанию географической  культуры; воспитывать  толерантность в работе в группе, паре, коллективе.

Развивающая : создать условия для развития системы умений работать с разными источниками  информации, умений анализировать и обобщать полученные знания.

Образовательная: формировать представление о физико - географическом положении Австралии, познакомить обучающихся с характером поверхности, климатом, внутренними водами, органическим миром, природными зонами, природными богатствами.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать личностные представления о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран.

Метапредметные: формировать умение организовать свою деятельность , определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в паре, группе, коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником, атласом для исследования, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные , осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Предметные: называть и показывать природные  географические объекты материка, наносит их на контурную карту.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Познавательные: анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии( рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, органического мира и природных зон).

Регулятивные: устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии: между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности , между природными зонами и зональными природными богатствами.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами , использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: технология развития критического мышления.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная,  групповая, коллективная.

Техническое оборудование: атласы, тематические карты, контурные карты, мультимедиа, тетрадь практикум.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ЭОР

  1. Организационный

Момент.

1 Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

1.Приветствуют учителя.

  1. Стадия вызова.
  1. Вступительное слово учителя. Как вы думаете, природу какого материка мы сегодня будем изучать?

«О! Самая причудливая, самая нелогичная страна! Земля парадоксальная, отвергающая все законы природы!» Так писал про эту землю один из героев романа Жюля Верна

 « Дети капитана Гранта».

2.Объявление темы урока.

Природа Австралии.

Ребята! Я прочитаю стихотворение Галины Усовой .

Австралия- страна наоборот.

(Приложение 1.). А вы определите цель и задачи урока.

3.Определение цели и задач урока.

Цель урока учитель записывает на доске.

Учитель. Это наша общая цель . Но я предлагаю  каждому записать в тетради  собственную цель .

2.Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предложения по определению темы урока.

Формулируют цель урока в группах.

Записывают личную цель в тетрадь.

3. Стадия осмысления.

1.Систематизация информации.

Ребята! В учебнике на стр . 100  найдите план определения географического положения материка Австралии и с помощью карт атласа ответьте на эти вопросы.( Приложение 2)

Учитель. Найдите на карте два самых крупных залива.

Назовите крупные города, в какой части материка они расположены?

Что такое Большой Барьерный риф? Где находиться?

Какова его протяжённость?

( ознакомимся с этой информацией на стр. 100 учебника).

Посмотрим фрагмент видеофильма о Большом Барьерном рифе.

2.Игра « Учёный совет»

Класс делится на группы учёных, задача которых определить  рельеф, полезные ископаемые внутренние воды.

Группы получают карточки с заданиями.

( Приложение 3)

3. А сейчас посмотрим презентацию заранее подготовленную одним из обучающихся об органическом мире Австралии.

4. Игра « Угадай-ка».

 Вы должны по описанию определить то или растение или животное.

 ( Приложение 4).

5. Игра « Да . Нет»

( Приложение 5).

Учитель. Молодцы! Справились с заданием!

6. Изучение климата Австралии проводится в форме беседы.

1) В  скольких климатических поясах находится Австралия?( В трёх поясах: субтропическом, тропическом, субэкваториальном. На острове Тасмания и  Новая Зеландия есть умеренный пояс)

Какой из поясов больше по площади?

( Тропический)

Сравните количество поясов Австралии и Африки.

Далее учитель раздаёт трафареты с контурами материка и предлагает перевести их в тетрадь.

Задание : на полученных контурах показать границы климатических поясов; устно дать характеристику расположения поясов.

( субэкваториальный – в северной части материка до 20 градусов ю.ш. ; тропический – от 20 до 30 градусов ю.ш; субтропический- южнее 30 градусов ю.ш; умеренный- в южной части о. Тасмания и о. Новая Зеландия).

7. Практическая работа.

Задание: по климатограммам  городов в атласе и приведённой климатограмме в тетради –практикуме определите наиболее оптимальные по климатическим условиям месяцы для путешествия.

Выполняют задание.

Отвечают устно на вопросы.

Один из обучающихся читает вслух эту информацию.

Обучающиеся находят географический объект в картах атласа и отмечают его в контурных картах.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в тетрадях , используя карты атласа, учебник.

Видеофильм

Презентация.

 

4. Стадия рефлексии.

Осмысление, рождение нового знания.

Учитель. Итак, наш урок походит к концу. Осмыслить новые знания, проверить качество своей работы на уроке вы сможете, выполнив следующее задание.

 

Инструкция:

За  каждый правильный ответ - 1 балл;

50 %-70 % -оценка «3».

70%-90%- оценка « 4»

90%-100% оценка « 5»

Учитель.

Какую цель мы перед собой ставили?

Как вы считаете, мы её достигли?

А ваши личные цели достигнуты?

Выполняют тестовую работу на ноутбуках.

СД диск.

5. Домашнее задание.

1. Параграф 31.Оценка «3»

2. Используя атласы и дополнительную литературу, объяснить процессы и явления, описанные в стихотворении. Оценка «4»

3.Используя карты и текст учебника, определить различия в рельефе Африки и Австралии, результаты сравнительного анализа занести в таблицу .Оценка «5»

( Приложение  6)

4.Подробный инструктаж.

Выбирают один из вариантов домашнего задания.

6. Итоги урока.

Учитель . Спасибо вам за урок!

Оцените,  его, пожалуйста.

У вас на столе смайлики.

Если урок был для вас интересным, информация полезной и понятной ,то поднимите весёлого смайлика, если у вас остались вопросы- то задумчивого, а если считаете время напрасно потрачено- то грустного.

Работа со смайликами.

Приложение 1.

Австралия- страна наоборот.

Её исток на Лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

Австралия- страна наоборот.

Она располагается над нами .

Там, очевидно, ходят вверх ногами;

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады

Там в январе , а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где- то.

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней , чем наводнение.

Спасает юг от северной жары

Столица не имеет населения.

Там в зарослях следы бескрылых птиц

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята  из яиц,

И там собаки  лаять не умеют. ( Галина Усова)

Приложение 2.

Определите.

Как расположен материк относительно экватора, южного тропика и полярного круга.

Как расположен материк относительно нулевого меридиана.

Какие океаны и моря омывают материк.

Как расположен материк относительно других материков.

Приложение 3.

Карточка №1.

Геотектоники.

Геотектоника- отрасль геологии , изучающая движение земной коры, изменения формы геологических тел под воздействием этих движений.

Что лежит в основании материка?

Сколько литосферных плит находится в основании материка, как они называются?

 Где происходит столкновение литосферных плит, в каком направлении они движутся?

Карточка №2.

Геоморфологи.

Геоморфология- наука, изучающая строение и развитие рельефа.

Какие формы рельефа встречаются на материке?

Как они размещаются по территории континента?

Охарактеризуйте одну форму рельефа по типовому плану.

Карточка №3.

Геологи.

Геология- наука о составе , строении земной коры. А также о размещении в земной коре полезных ископаемых.

Определите закономерности размещения полезных ископаемых на территории континента.( следует акцентировать внимание учащихся на размещении осадочных пород на платформах , а магматических- в складчатых областях.0

Какие полезные ископаемые добывают на материке?

Покажите на контурной карте распространенные полезные ископаемые.

Карточка №4.

Гидрологи.

Гидрология - наука, занимающаяся изучением природных вод.

Укажите, как влияет рельеф на внутренние воды Австралии, приведите примеры.

Реки  какого океана имеют большой бассейн?

Почему велика территория внутреннего стока?

Есть ли горные оледенения в Австралии?

Приложение 4.

  1. Листья этого дерева используют для производства масел, красок и лекарств. Их листья светлее, чем у обычных деревьев. Его листьями питаются коалы. ( Эвкалипт)
  2. Эта большая птица , имеющая мощные ноги. Быстро бегает и не летает ( Страус Эму)
  3. Эти животные единственные сумчатые хищники, имеют чёрную окраску с белыми вкраплениями по бокам , массивные и сильные челюсти, питаются млекопитающими и пресмыкающимися. Издают очень сильный и противный крик с хрипом. Занесён в Красную книгу( сумчатый дьявол, тасманский волк)
  4. Это что еще за шутки?

Нет ни пуха , ни пера,

Хвост бобра , а нос от утки,

И ни утки ,ни бобра ( утконос)

  1. Похожа  будто  на ежа,

Но никак ни на стрижа.

А выводит , как у птиц,

Поколение из яиц ( ехидна).

Приложение 5.

Игра: « Да» « Нет»

  1. Коала питается только листьями эвкалиптов ( Да)
  2. В Австралии встречаются львы, медведи, бегемоты ( Нет)
  3. Природные зоны Австралии и Африки имеют сходные черты.( Да)
  4. Утконос и ехидна – яйцекладущие млекопитающие. ( Да)
  5. В Австралии много рек и озёр. ( Нет)
  6. Собака Динго не умеет лаять. ( Да)
  7. Столица Австралийского союза- город Сидней. ( Нет)
  8. Бутылочное дерево растёт в Австралии и а Африке. ( Да)
  9. В Австралии растут дубы и берёзы. ( Нет)
  10. Кораллы- это животные. ( Да).

Приложение 6.

Признак сравнения

Африка

Австралия

  1. Плоскогорья и нагорья

Эфиопское нагорье, нагорье Ахаггар, Тибести

Плоскогорья на западе материка

  1. Низменности

Ливийская

Низменности на юго- востоке.Центральная низменность.

  1. Горы: высота, возраст

Атлас- молодые горы,2000-4000 м; Драконовы- древние горы, 2000- 3000 м;

Капские – древние горы, 1000- 2000 м.

Большой Водораздельный хребет- древние горы, 1000- 2000м

  1. Вулканы

Камерун, Кения, Карисимби, Килиманджаро.

Действующих вулканов нет.

  1. Землетрясения.

Землетрясения есть на востоке материка Африка, в районе гор Атлас.

Землетрясения – большая редкость.

  1. Самые высокие и низкие точки материка.

Озеро Ассаль.

Вулкан Килиманджаро.

Озеро Эйр- Норд.

Гора Косцюшко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока алгебры в 7классе по учебнику Алимова Ш.А. "Формулы сокращенного умножения"

Технологическая карта урока-новый вид методической продукции,который обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе,возможность  достижения планируемых результатов, у...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

Технологическая карта урока по биологии 7класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды Грызуны, Зайцеобразные».

Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, обеспечить усвоение знаний о характерных особенностях грызунов и зайцеобразных. Их значение в природе и жизни человека....

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...