Главные вкладки

    Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".
    методическая разработка по географии на тему

    Евсин Михаил Игоревич

    Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выселковский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

     «Кропоткинский медицинский колледж»

     министерства здравоохранения Краснодарского края

    Технологическая карта комбинированного урока №18

    Дисциплина(модуль)География

    Специальность "Сестринское дело"        

    Курс1 Семестр1

    Тема: «География населения и хозяйства Зарубежной Европы».

    Группы: 110 А-Ф, 111 А-Ф, 113 А-Ф.

    Преподаватель Евсин Михаил Игоревич

    Продолжительность 90 минут Место проведения: ауд. филиала

    Цели учебного занятия:

    Образовательная:

    - Изучить структуру и состав Зарубежной Европы;

    - Углубить знания о физико-географическом положении, административном устройстве и основных социальных показателях стран Западной Европы.

    Развивающая:

    - Формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

    - Развитие способности организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

    - Формировать умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

    - Развитие профессионального мышления и поведения

    Воспитательная:

    - Формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развивать к ней устойчивый интерес

    - Воспитание способностей работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

    - Воспитание профессиональной, информационной культуры

    Требования к знаниям и умениям:

    Знать:

    - основные страны, входящие в состав Западной Европы;

    - структуру отраслей, краткую историю развития данных направлений хозяйства;

    - основные страны-лидеры по развитию;

    - географическую терминологию и символику.

    Уметь:

    - ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

    - владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

    - владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.

    - показывать на карте различные страны Зарубежной Европы;

    - сопоставлять страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития;

    - приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов;

    Образовательные технологии: информационно-коммуникационные

    Методы и приемы обучения: словесный, наглядный

    Средства обучения: учебник Баранчикова Е.В..  Петрусюк О. А.  «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля» , рабочая тетрадь по географии, политическая карта мира,  контурные карты  по географии, презентация «Зарубежная Европа»; www.fcior.edu.ru 

    Межпредметные связи: история, обществознание

    Внутрипредметные связи: физическая география, демография

    Хронологическая карта занятия

    Этапы учебного занятия

    Время (минуты)

    1

    Организационный момент.

    2

    2.

    Вступление, мотивация изучения темы:

    - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

    - постановка целей;

    - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению;

    - характеристика рекомендуемой литературы.

    2

    3.

    Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).

    25

    4.

    Основная часть лекции (изложение содержания в соответствии с планом).

    50

    5.

    Обобщение и систематизация изученного материала.

    6

    6.

    Подведение итогов.

    5

    Организационный момент:

    Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние кабинета, проверяет готовность студентов к занятию, отмечает отсутствующих. Обеспечивает учебную обстановку в аудитории, психологически настраивает студентов на работу.

    Вступление, мотивация изучения темы:

    Преподаватель формулирует тему лекции, проводит мотивацию учебной деятельности, дает характеристику ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности подчеркивает значение этой темы для будущей практической деятельности, проводит постановку целей занятия. Излагает план лекции, включающий основные вопросы, подлежащие рассмотрению, дает характеристику рекомендуемой литературы.

    Актуализация имеющихся знаний, ретроспекция:

    Решение задач. Опрос: «Туризм и мировая торговля». Выступление студентов с докладами.

    Основная часть лекции:

    Европа. Это географическое имя прежде всего напоминает о древнегреческом мифе про дочь финикийского царя Агенора, правителя Сидона, Европу. Согласно мифу, Европа была похищена всемогущим Зевсом, принявшим образ белого быка. На спине этого быка она проплыла по Средиземному морю от Финикии до о. Крит (вспомним известную картину Валентина Серова «Похищение Европы»).

    Однако топонимисты обычно производят название «Европа» от ассирийского «ереб» – «мрак», «заход солнца», «запад» (в противоположность Азии, название которой связывают со словом «асу» – «восход»). Сначала название «Европа» относилось только к южной части Балканского п-ва, но постепенно распространилось на всю территорию этой части света.

    Европа. Это географическое имя напоминает также об огромном вкладе в мировую цивилизацию, который начался в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, был продолжен в эпоху Возрождения и Великих географических открытий, а затем в эпоху промышленных переворотов и социальных революций – и так до наших дней. Крупнейший немецкий географ XIX в. Карл Риттер писал о том, что в историческом отношении Европе суждено было развиваться гораздо лучше и благотворнее, чем Азии и Африке, богаче наделенных природой. Так самая малая часть света стала самой могущественной, опередив другие и в материальном, и в духовном отношении. «Она господствует над ними, – пишет Карл Риттер, – кладет на них европейский отпечаток, подобно тому, как некогда сама, хоть лишь отчасти, подчинялась было владычеству Востока. Европа есть центр просвещенного и образованного мира. От нее исходят благодетельные лучи во все концы земного шара».

    Наверное, в этом панегирике Европе что-то можно оспорить. И в отношении духовного превосходства, и в отношении только «благодетельных лучей». Не забудем и о бесконечных кровопролитных войнах, которые велись в Европе: Столетняя, Тридцатилетняя, Семилетняя и сотни других. В Европе началась Первая мировая война. Здесь разразилась и Вторая мировая война, охватившая 9/10 ее населения. Но тем не менее «старые камни Европы» – это действительно величайшее достояние не только европейской, но и всей мировой цивилизации. Общепризнано, что европейская цивилизация – один из главных ее устоев.

    Общая характеристика Зарубежной Европы.

    Территория зарубежной Европы имеет протяженность с севера на юг около 5 тыс. км, с запада на восток – 3 тыс. км. Площадь 5,4 млн. км2. Размеры стран зарубежной Европы относительно невелики.

    Население – 500 млн. человек.

    ЭГП Европы:

    1. Соседское положение стран по отношению друг к другу;

    При сравнительно небольших размерах территории, малой ее «глубине» и хорошей транспортной «проходимости» эти страны либо непосредственно граничат, либо разделены небольшими расстояниями. К тому же их границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

    2. Приморское положение большинства стран;

    Многие из европейских стран расположены вблизи от самых оживленных морских путей. В западной части региона нет места, удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной — на 600 км. Вся жизнь Великобритании, Нидерландов, Дании, Норвегии, Исландии, Португалии, Испании, Италии, Греции с древних времен тесно связана с морем, «дочь моря» — так можно сказать про каждую из них.

    На территории расположены 40 суверенных государств (включая Микрогосударства).

    Большая часть - суверенные государства, 34 - республики, 12 - монархии.

    Княжества: Монако, Лихтенштейн, Андорра.

    Герцогство: Люксембург.

    Королевства: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Испания, Швеция.

    Все они конституционные монархии.

    Теократическая монархия: папство - Ватикан.

    Федерации: ФРГ, Бельгия, Австрия, СРЮ, Испания.

    Конфедерация: Швейцария.

    Древнейшей республикой является Сан-Марино (с ХIII в.), Швейцарская конфедерация существует с конца 13 века.

    Главные политические и экономические союзы

    Подавляющее большинство стран - члены ООН. Швейцария вошла в состав ООН в сентябре 2002 г.

    Члены НАТО (14 стран): Дания, Исландия, Норвегия, Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Греция, Италия, Португалия, Венгрия, Польша, Чехия. На Пражском саммите в ноябре 2002 г. приглашены в Альянс 7 новых членов: Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Эстония, Латвия, Литва. Но полноправными членами они могут стать только в 2004 г.

    Члены ЕС (15 стран): Дания, Финляндия, Швеция, Австрия, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Греция, Испания, Португалия, Италия, Австрия. С января 2002 г. количество стран в ЕС увеличится. С января 2004 г. количество стран в ЕС может увеличиться за счёт Польши, Литвы и других стран.

    Население Зарубежной Европы

    В странах Западной Европы преобладает первый тип воспроизводства населения.

    Плотность населения 100 человек на 1 км2 .

    В Европе на 100 женщин приходится 96 мужчин.

    По национальному составу население Западной Европы однородно. Подавляющее большинство народов относится к индоевропейской семье, в основном – к славянской, германской и романской группам.

    Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия — христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной — протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма — Ватикан.

    Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 73%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения.

    Миграции населения Зарубежной Европы.

    В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Как вы уже знаете, это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

    Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 12 — 13 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).

    Зарубежная Европа является одним из центров трудовых миграций

    Центры международной иммиграции: Франция, Великобритания, ФРГ, Швейцария, в которой свыше 10% в общей численности занятых - иностранные рабочие. Районы эмиграции - страны Южной Европы: Италия, Португалия, Испания, Сербия; Турция, страны Северной Африки.

    Выполнение практической работы.

    Обобщение и систематизация изученного материала:

    Фронтальный опрос.

    Подведение итогов:

    Преподаватель подводит итоги занятия, отмечает наиболее активных студентов, определяет степень достижения целей и задач занятия, говорит об общем впечатлении от занятия. Преподаватель объясняет тему следующего занятия, дает перечень вопросов, рассматриваемых на занятии. Дает задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов.

    Внеаудиторная самостоятельная работа: ОИ 1 стр. 145 – 155; ИР 1-5


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по теме "Коренное население Северной Америки".

    Открытый урок "коренное население Северной Америки" прошел 09 апреля 2015 года в рамках районного семинара "Реализация деятельностного подхода в достижении метапредметных результатов в предметной обла...

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

    Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

    Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Население Земли»

    Технологическая карта урока усвоения новых знаний со всеми этапами урока, временем по этапам, деятельностью учителя, учащиехся и формированием универсальных учебных действий....

    технологическая карта урока географии 9 класс население европейского юга

    УМК «Алгоритм успеха»Издательство «Вентана Граф»Учебник Елена Таможняя, Светлана Толкунова «География России. Хозяйство и регионы»; атлас, контурная картаЦельп...

    Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

    На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

    Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

    Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...