Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Население Земли»
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Кононов Николай Петрович

Технологическая карта урока усвоения новых знаний со всеми этапами урока, временем по этапам, деятельностью учителя, учащиехся и формированием универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Маховоколодезская основная общеобразовательная школа Большесолдатский район Курская область

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Население Земли»

                       Учитель первой квалификационной категории Кононов Николай Петрович

С. Махов Колодезь

2017 год

                                                                            Технологическая карта урока

Учитель:  Кононов Николай Петрович

Предмет: география

Класс 7

Тема урока « Население Земли »

Цели:

Образовательная цель: Углубление знаний учащихся о населении Земли. Определение расового и  этнического состава населения; формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

Развивающая цель:  Развитие у обучающихся познавательных способностей, способностей самостоятельного анализа материала, умения логически рассуждать, выделять главное, делать соответствующие выводы. Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, справочниками.  

Воспитательная цель: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Тип урока:  «усвоение новых знаний»  

Методы: частично - поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картами и статистическими материалами.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения мира », «Политическая карта мира», глобус, атласы, компьютерная презентация по теме, компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, таблицы с данными площади и численности населения разных стран, карточки с заданиями.

Задачи урока:

- рассмотреть особенности численности населения Земли и размещения населения.

- развивать исследовательские навыки учащихся, умения работы с таблицами, картами и схемами, решать задачи, анализировать информацию.

- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: взаимодействие в парах и умения работать с источниками информации, коммуникативных навыков и навыков исследовательской деятельности.

 

Планируемые результаты:

Личностные результаты:                                                                                                 

1 Формирование научного мировоззрения, повышение мотивации к изучению географии;                                                                                                                         2. Развитие стремления к познанию и личных переживаний в системе восприятия  материала;                                                                                                                    3. Активизация механизмов личностного самосовершенствования.

Предметные результаты:

1.Усвоение  понятий «численность», «плотность населения», «расы», «этнос», «религии мира»;                                                            2. Определение  расового, этнического состава  населения;                                                                                                                     3. Усвоение знаний о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

  Метапредметные результаты:                                                                                                          

1.Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы;                                                                                                

2. Организовать учебное сотрудничество со сверстниками для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог;                                                                                                                                                  

3. Учить детей планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и давать оценку своей и чужой деятельности.

Время

Этап урока

Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например демонстрация)

Деятельность  учащихся

УУД

1

2

3

4

5.

6.

7.

8.

1 мин

3 мин

2 мин

20 мин

2 мин

5 мин

5 мин

3 мин

4 мин

Организационный этап

Мотивация учебной деятельности.

  1. Определение и формулировка темы урока
  2. Постановка целей и задач урока

Актуализация знаний

Первичное усвоение новых знаний

 Динамическая пауза:  
– дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан.

Первичная проверка понимания

 

Первичное закрепление

Домашнее задание, оценки.

 

Рефлексия урока

- Здравствуйте, ребята! Я рад вновь видеть вас. Надеюсь, у вас  хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами  сформулируем тему, поставим и достигнем цели нашего урока.  

Предлагает прослушать фрагмент песни  Е. Хромушина «Сколько нас!» (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Задает вопросы: «Что мы будем изучать в теме «Население Земли?»

В основном, верно, мы сегодня углубим знания о населении Земли, сформируем понятия «этнос», «плотность населения», вы получите знания о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран,  представление о мировых и национальных религиях. Перед нами стоят следующие задачи… (слайд)

- Давайте вспомним из истории о появлении человека на планете Земля и расселении людей по материкам. (Демонстрация слайдов)

- Сколько жителей сейчас населяют планету? И как вы думаете, когда население росло быстрыми темпами, в прошлом или сейчас? (слайды 6,7)  

От чего же зависит прирост населения (приведите примеры) (слайд и формула  Е=Р-С

А теперь поговорим о размещении людей на Земле (Предлагает учащимся прочитать, что называется плотностью населения)

- Используя карту атласа «Плотность населения», выполните задание №3 из практикума в учебнике на стр.76

- Скажите, а фактор, связанный с экономикой, влияет на плотность населения? (слайд)

- Что такое расы? Как возникли? Какие расы выделяют? (слайд)

-Предлагаю найти и записать признаки, характерные для каждой расы

- Деление на расы условно, 30% населения относится к смешанным расам (слайд 13). Кто такой Н. Н. Миклухо-Маклай?

- Помимо расовых, существуют и другие признаки различных людей. Население делится на народы-этносы. Найдите определение этноса (слайд). Предлагает записать в тетрадь крупнейшие этносы и малые народы в тетрадь.

Демонстрирует слайды: народы, разные по одежде, образу жизни, культуре.

Разнообразие народов и языков. Классификация народов. Самые распространенные языки (демонстрация слайда)

  Страны мира . Классификация стран (демонстрирует слайд)

Предлагает выполнить работу по политической карте (задания на слайде) после просмотра видеоролика.

Религии мира :-Какие мировые религии вам известны?

-А национальные религии?

Учитель: - Рассмотрим карту  «География основных религий мира»

Учитель: - Мы сегодня о многом говорили на уроке, попробуйте задать друг другу по нескольку вопросов по изученной теме.

 Какие   выводы вы можете сделать по итогам нашего разговора?

Для закрепления изучаемой темы ответьте на вопросы теста.  

Пар.13, пар.14 (стр. 76-79).

Соберите информацию о рождаемости, смертности и приросте населения своей местности. Учитель комментирует домашнее задание.

Учитель (демонстрирует слайд) и  предлагает учащимся  продолжить  предложения рефлексии:

1.Сегодня на уроке мне понравилось…

2.Сегодня на уроке для меня было трудным…

3.Сегодня на уроке мне было интересно…

4.Сегодня на уроке мне больше всего запомнилось…

Приветствуют учителя

Называют и формулируют тему урока «Население Земли» (слайд).Записывают тему в тетрадь

Предполагаемые ответы учащихся: численность населения, расы, народы, религии.

                                                                Предполагаемые ответы на поставленный вопрос

Рассматривают график роста численности на рис.42 учебника. Предполагаемые ответы на поставленный вопрос

                                                             Читают последний абзац  на стр.73 учебника из п. 13

Читают определение плотности и знакомятся с формулой: П=Н:S

Выполняют практическое задание и отвечают на вопрос: «Какие факторы влияют на распределение населения на Земле?» (природные условия, исторический фактор)

Предполагаемые ответы

(Читают определение в 1-м абзаце на стр. 77 учебника)

(Выполняют задание по тексту на  карточке)

Анализируют  слайд (Записывают в тетрадь). Отвечают на вопрос учителя, показывают портрет ученого-антрополога.

Зачитывают, что такое этнос

Записывают со слайда крупные этносы Земли в тетрадь.

Смотрят слайды, анализируют, задают вопросы.

Учащиеся высказывают суждения, выделяют (находят, подчеркивают семьи народов, называют самые распространенные языки).

Формулируют определение страны, рассматривают и анализируют схему классификации стран

По заданиям на слайде  выполняют практическую работу, и результаты показывают на карте.

Дают ответы на вопросы

Называют территории, где распространены мировые и национальные религии.

Отвечают на заданные вопросы.

Формулируют выводы  по основным рассмотренным вопросам темы (слайд)

Отвечают на вопросы теста

Записывают домашнее задание. Задают вопросы.

По очереди продолжают предложенные предложения рефлексии.

Личностные: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий в процессе работы

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя, выслушивать ответы других, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее.

Личностные :умение вести диалог на основе взаимного уважения

Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемных ситуациях, адекватно оценивать правильность своих действий и вносить необходимые коррективы.

Коммукативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные: Умение выделять специальную информацию, полученную раннее

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

Познавательные: Учатся выделять специальную информацию, полученную ранее.

Коммуникативные:

управление поведением партнера  контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение убеждать

Познавательные: Учатся выделять специальную информацию, полученную раннее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые"

Технологическая карта урока географии 7 класса по теме "Южная Америка :фгп,история открытия,рельеф и полезные ископаемые". Данная разработка урока составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока в 9 классе по теме: "Население Европейского Севера"

Технологическая карта для изучения населения и народных промыслов народов Европейского Севера России...

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"....