Главные вкладки

    технологическая карта урока географии 9 класс население европейского юга
    план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

    Тюняева Мария Владимировна

    УМК «Алгоритм успеха»

    Издательство «Вентана Граф»

    Учебник Елена Таможняя, Светлана Толкунова «География России. Хозяйство и регионы»; атлас, контурная карта

    Цель

    продолжить формирование знаний о Европейском Юге

    Задачи

    Обучающие: закрепление умений работать  с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с численностью, размещением, этническим составом и религией народов Европейского Юга, умение делать вывод.  

    Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

    Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности.

    Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока географии

    Учитель

    Тюняева Мария Владимировна

    Предмет

    география

    Класс

    9 класс

    Тип урока

    Изучение нового

    Тема

    «Население Европейского Юга»

    Педагогические технологии

    Здоровьесберегающие технологии, ИКТ - технологии

    УМК «Алгоритм успеха»

    Издательство «Вентана Граф»

    Учебник Елена Таможняя, Светлана Толкунова «География России. Хозяйство и регионы»; атлас, контурная карта

    Цель

    продолжить формирование знаний о Европейском Юге

    Задачи

    Обучающие: закрепление умений работать  с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с численностью, размещением, этническим составом и религией народов Европейского Юга, умение делать вывод.  

    Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

    Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности.

    Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки.

            Планируемый результат

    Метапредметные умения

    Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу  своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.

    Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

    Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и  выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

    Предметные

    Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду  необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности

    Личностные

    Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

    Организация пространства

    Формы работы:

    Фронтальная

    Работа в группах

    В парах

    Индивидуальная

    Ресурсы: карты атласа «Административно-территориальное устройство», «Размещение населения», «Естественный прирост», «Миграция», «Народы», «Религии», контурные карты, компьютеры, медиапроектор

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые умения

    1.Организа-

    цианный момент

    Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе.  Сегодня мы продолжим изучать Район России –Европейский ЮГ.

    «Нашу Родину большую,
    Необъятную страну»

    Живут в России разные

    Народы с давних пор.

    Одним тайга по нраву,

    Другим – степной простор.

    У каждого народа

    Язык свой и наряд.

    Один черкеску носит,

    Другой надел халат.

    Один – рыбак с рожденья,

    Другой – оленевод,

    Один кумыс готовит,

    Другой готовит мед.

    Одним милее осень,

    Другим милей весна.

    А Родина - Россия,

    У нас у всех одна.

                  Виктор Степанов

    Слушают стихотворение

    Психологическая настройка детей.   Положительная мотивация урока.

    Создание «ситуации успеха».

    2.Проверка домашнего задания

    Предлагаемые вопросы:

    1.Определите ЭГП Европейского Юга по плану

     2.Соста Европейского Юга

    3.Каких субъектов больше? По какому признаку они формировались?

    Учащиеся выходят к доске показывают и объясняют

    Ответ1 : Выгодное

    Ответ 2: 1 область, 2 края, 7 республик.

    Ответ 3: Республик

    По национальному.

    Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли, актуализация и систематизация  знаний

    3.Изучение нового материала

    Сегодня на уроке мы продолжим изучение  «Европейского Юга»

    Живут в России разные

    Народы с давних пор.

    Одним тайга по нраву,

    Другим – степной простор.

    У каждого народа

    Язык свой и наряд.

    Один черкеску носит,

    Другой надел халат.

    Один – рыбак с рожденья,

    Другой – оленевод,

    Один кумыс готовит,

    Другой готовит мед.

    Одним милее осень,

    Другим милей весна.

    А Родина - Россия,

    У нас у всех одна.

                  Виктор Степанов

    Тема нашего урока как вы догадались «Народы Европейского Юга»,

    цель: изучить численность, размещение, этнический и религиозный состав населения Европейского Юга

    Предлагает определить задачи урока самостоятельно.

    Слушают стихотворение. Определяют задачи (Задачи урока:

    1. Познакомиться с чис-ленностью и размещением

     населения Европейского Юга

    2. Изучить этнический и религиозный состав насе-ления данного экономичес-кого района

    3. Узнать где работает и проживает население Европейского Юга

    Самостоятельный учет задач, определение действий на уроке

    3.1Организация фронтальной беседы

    Учитель: 1. Заполни пропуски

    1. численность населения района, доля в России ____
    2. плотность населения _________

    (плотность населения = численность населения / площадь района)

    3) естественный прирост _________

    4) Причины роста численности населения:  

    Учитель: 2. Мои географические открытия

     Учебник

    1. Определите субъект РФ, входящий  в состав Европейского Юга, с наибольшим естественным приростом.

    2. Определите субъекты РФ, входящие  в состав Европейского Юга,

    для которых характерен наибольший и наименьший миграционный

    прирост.

    3. Установите географические закономерности в изменении этих

    показателей.

    Учитель: 3. Урбанизация

    Что можете сказать об урбанизации Европейского Юга?

    Почему?

    Учитель:4. Населенные пункты района 

    Виды сельских поселений на территории Европейского Юга.

    Записывают тему урока в индивидуальных листах

    Ответ1:

    1. 19 млн. чел 

    2. 54 чел./кв. км 

    3. – 4 чел. на 1000 жителей 

    4. высокий естественный

    и миграционный прирост

    Ответ 2.

    1. Чеченская республика

    2. Наибольший – Краснодарский край

    Наименьший – республика Ингушетия

    Вывод  

    Ответ 3: Европейский Юг не относится к высоко урбанизированным регионам. Доля городского населения здесь ниже средне российского (54%).

    В Республиках Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесской и Чеченской - даже преобладает сельское население (около 60%).

    Благоприятные агроклиматические условия.

    Возможные ответы учащихся.

    Сельские поселения:

    Станицы, аулы.

    Формирование ИКТ- компетенции, знание особенностей населения. Формирование и развитие учебно- познавательного интереса.

    Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

    3.2. Работа с наглядным материалом

    Рассмотрим рисунки на слайдах, которые демонстрируют Плотность городов Европейского Юга и распределение городов Европейского Юга по численности населения

    Рассматривают, делают вывод

    Плотность городов Европейского Юга: 1 город на 3,3 тыс. кв. км

    Смена видов деятель-ности перевод глаз в режим поиска зри-тельное восприятие,  предупреждение утомляемости глаз  

    3.3. Самостоятельная работа

    Учитель:

    Работа с картами атласа

    По предложенному списку народов выбрать коренные народы Европейского Юга

    формирование обще-учебных навыков,

    развитие предметных результатов приме-нение ранее полу-ченных знаний, умение аргументиро-вать, применять зна-ния в новых ситуа-циях, проводить само-проверку, исправлять ошибки, умение ана-лизировать и добывать информацию по ста-тистическим данным, преобразовывать её, уметь использовать при изучении темы

    3.4. Словарь урока

     

    Что такое коренной, титульный, статусный народ?

    На доске Этнос - (от греческого «народ») - исторически сложившаяся на основе природного окружения (горы, равнины, море и т. д.) группа людей, обладающая определённой территорией, определённой системой поведения, элементами культуры (язык, религия, народные традиции) и этническим самосознанием.

    Коренной (титульный, статусный) народ - народ, давший имя национально- территориальному образованию (в Дагестане все народы являются статусными).

    Формирование любознательности,

    Умение работать с картами атласа

    3.5 Работа с К/К

    К/К

    Выделите субъекты Европейского Юга,

    где народы исповедуют православие

    Работают с контурной картой

    Формирование обще-учебных навыков, смена вида деятель-ности, развитие вни-мания, наблюдатель-ности,  умение рабо-тать с символами, схе-мами, согласованность действий

    3.6. Активные методы обучения

    Когда народы объединяются?

    Песня «Вставай страна огромная…»

    Слушают песню. К Дню освобождения субъектов Европейского Юга от немецко-фашистских захватчиков

    Воспитание патриотизма

    4. Рефлексия. 

    Предлагает ответы на вопросы: В конце  урока  я хотела  бы,  чтобы вы продолжили следующие  предложения: «Особенно мне понравилось….», « Было интересно….», «Я научился…..», «Мне было интересно узнать……»

    Учащиеся дают ответы

    Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, уметь устно выражать свои мысли, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

    5. Самооценка. 

    Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели и задач урока.

    Критерии оценки

    оценка

    Понял, но не могу применить

    Понял, могу применить, но объяснить другому не могу

    Понял, могу применить и объяснить

    Из предложенных жетонов ученики выбираю жетон того цвета в зависимости от того как они оценили свой вклад в достижении цели урока.

    На доске выстраивается «Экран достижений»

     

    Умение оценивать результаты своей деятельности

    6. Итог урока.

    Анализирует учебную деятельность учащихся на уроке.

    7. Домашнее задание

    У. §39 с 227-231. Т.Т.

    Исследовать национальный состав учащихся

    своего класса и написать проект «Национальности учащихся моего класса»

    8.Релаксация

    Песня «Нашему народу слава»

    Слушают песню

    Использование музыки, возможность                                                             отдохнуть, снять напряжение.

                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологические карты уроков географии в 9 классе по теме "Европейский Север"

    Методическая разработка уроков темы «Европейский Север» курса «География России»  9 класс, составлена в соответствии с планированием учебно-методического комплекса издател...

    Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме «Население Земли»

    Технологическая карта урока усвоения новых знаний со всеми этапами урока, временем по этапам, деятельностью учителя, учащиехся и формированием универсальных учебных действий....

    Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".

    Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....

    Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

    На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...

    Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

    Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...