Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 32832_32832_6_.rar1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Степановский филиал ГБОУ СОШ с.Камышла

Методическая разработка урока географии в 6 классе

«Природные зоны Земли»

Подготовила: учитель географии

Степановского филиала

ГБОУ СОШ с.Камышла

Тихонова Татьяна Сергеевна

Тема урока: «Природные зоны Земли»

Цель урока: показать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли; объяснить смену природных зон на Земле; показать изменение природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Задачи урока:

Обучающие: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле. 

Развивающие: продолжать формирование  умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность  каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карта природных зон Земли, контурные карты, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация « Природные зоны Земли»..

Метод обучения: репродуктивный, проблемно – поисковый.

Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.

Средства обучения: компьютер, дидактический материал.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Прогнозируемый результат:

       Учащиеся получают знания

  1.  о размещении природных комплексов по поверхности Земли
  2. о разнообразии и смене природных зон Земли
  3. о изменение природных зон под воздействием человека
  4. развивают умение работы с географическими картами, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Хронометраж урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Постановка цели и задач урока (1мин.)
  3. Актуализация знаний (3мин.)
  4. Изучение нового материала
  1. Постановка познавательной задачи (1мин.)
  2. Решение познавательной задачи

 - рассказ с элементами беседы ( 7мин.)

 - работа с картой «Природные зон Земли» (5мин.)

3) Постановка познавательной задачи (1мин.)

4) Решение познавательной задачи

                  - рассказ с элементами беседы (15 мин.)

                 5. Обобщение ( 2мин.)

                 6. Закрепление (8мин.)

                 7. Задание на дом (1мин.)

Тема урока « Природные зоны Земли»

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.

  1. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

Слайды: №1, №2.

  1. Актуализация знаний.

      Вспомните, что такое  зональность?

      Назовите причины зональности.

      Назовите пояса освещенности Земли.

      В каком из них мы живем?

     4. Изучение нового материала.

     

а) Постановка познавательной задачи.

Как размещаются природные комплексы на Земле?

б) Решение познавательной задачи.

1. Рассказ с элементами беседы.

     Размещение большинства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности.  Формируется понятие широтная зональность.

Слайд №3.

      В тропических,  умеренных, и даже в полярных поясах на разных территориях неодинаково сочетание тепла и влаги.  Это создает разные условие для живых организмов.

Учащиеся знакомятся с картой природных зон, каким цветом изображены природные зоны, выясняют, как от экватора к полюсам сменяются зональные природные комплексы – природные зоны. Формируется

 понятие природная зона.

     Природные комплексы закономерно сменяться не только от экватора к полюсам, но и в горах -  от подножья к вершине. Формируется понятие высотная поясность.

Вопрос к учащимся.

Как вы думаете почему это происходит?

Слайд №4.

Вопрос к учащимся.

Как меняется температура воздуха и атмосферное давление в тропосфере с высотой?

   Высотная  поясность существует в горах любой природной зоны. Это хорошо заметно по изменению растительности.

Слайд №5.

Природные зоны – зональные комплексы, они сочетаются с азональными.

Слайд №6.

Вывод: природные комплексы размещаются на Земле в соответствии с широтной зональностью, высотной поясностью, особенностями земной поверхности. 

а) Постановка познавательной задачи.

Как сменяются природные зоны от экватора к полюсам?

б) Решение познавательной задачи.

1. Рассказ с элементами беседы.

  Внешней облик нашей планеты складывается благодаря смене разных природных зон. Не случайно они получили свои названия от характера преобладающей растительности.

Изучаются особенности природных зон на Земле и их размещение. Учитель последовательно характеризует природные зоны Земли ( занимаемою территорию, особенности климата, растительный и животный мир). Учащиеся работают с картой природных зон Земли.

Влажные экваториальные леса.

Слайды: №7.8.

Саванны.

Слайды:№9,10.

Пустыни.

Слайды:№11,12.

Степи.

Слайды:№13,14..

Смешанные и широколиственные леса..

Тайга.

Слайды:№15,16.

Тундра.

Слайды:№17,18.

Арктические пустыни.

Слайды:№19.

    Необходимо обратить внимание на то, что многие природные зоны мира сильно изменены человеком: леса вырубаются, луга и пашни истощаются. Во всех природных зонах возникают крупные города, прокладываются дорожные трассы, ведется добыча полезных ископаемых. Воздействие человека на природные зоны приводит к  тому, что многие растения и животные находятся под угрозой вымирания.

5.Обобщение.

    На земном шаре обитает огромное число видов растений и животных, распространение которых зависит от многих факторов, но важнейшим из них является распределение тепла и влаги, что создает в разных широтах неодинаковые условия для жизни организмов. Территории, имеющие сходные климатические условия, образуют природные зоны.

Слайд №20.

6.Закрепление.

1. Ответить на вопросы.

а) Как приспосабливаются растения и животные к среде обитания в разных природных зонах? Приведите примеры.

б) В чем сходство и различие между влажным экваториальным лесом и смешанным лесом?

г) В чем сходство и различие между саваннами и степями?

д) По карте природных зон определите, на каком материке пустыни занимают большую часть.

е) Используя политическую карту и карту природных зон, определите, в каких странах большие территории расположены в зоне тайги.

2. Используя карту, природные зоны (в атласе), нанесите на контурную карту (разным цветом) природные зоны Земли.

7.Домашнее задание.

Изучить §47. Подготовить сообщение о животных или растениях одной из природных зон Земли. Закончить работу по контурным картам.

Литература.

  1. А.И.Алексеев. География Природа и люди 6 класс. Москва «Просвещение» 2007 г.
  2. В.В. Николина. География. Поурочные разработки 5- 6 класс. Москва «Просвещение» 2012 г.

3.Т.Н. Воробцова. География 6 класс. Поурочные планы. Волгоград «Учитель – АСТ» 2002 г.

http://www.life-nature.ru экваториальный лес              

http://www.ginzburgi.ru саванны

http://qiq.ws пустыни

http://russianpoetry.ru степи

http://www.knowbiology.ru степи

http://картинки.cc степи

http://www.klass39.ru тайга

http://www.limonnik.ru смешанный лес

http://photocentra.ru широколиственный лес

http://www.sunhome.ru тундра (северный олень)

http://www.krestikprof.ru тундра (волк)

http://900igr.net тундра

 http://gooddays.ru варан

http://sife.ru тундра

http://www.zamnoy.com арктические пустыни

http://nowa.cc белый медведь

http://siryx.ru пингвины

http://kadets.info моржи

http://basik.ru тюлени

http://yreas.at.ua морские слоны

http://www.dangeranimals.ru леопард

http://club443.ru крокодил

http://www.zooclub.ru бегемот

http://bestforum.7bk.ru антилопа

http://www.xrest.ru бурый медведь

http://o6oi.ru лиса

http://adamast.ru зебра

 http://womantalks.ru куница

http://www.povodok.ru степной орел

http://www.rewalls.com лев

http://womantalks.ru соболь

http://www.dprgek.ru стрепет

http://elis-birds.narod.ru жаворонок

http://beznadegi.net лось

http://namonitore.ru гепард

http://www.klass39.ru высотная поясность в горах

 http://novostiua.net слон

 http://www.liveinternet.ru пустыня

http://картинки.cc горы

http://www.1zoom.ru горы

http://www.aromania.ru альпийские луга

http://director.edu54.ru оазис в пустыне

 http://otdahni.ru тушканчик

 http://www.bochkavpechatleniy.com скорпион

http://otdahni.ru суслик

http://namonitore.ru океан

 http://forexaw.com верблюд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"

Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Конспект урока в 6 классе "Природные зоны Земли"

Интегрированный урок (география, биология). Цели урока      • раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли...

Разработка урока географии 7 класс "Природные зоны Южной Америки"

Разработка урока по географии для 7 класса...

Урок в 6 классе "Природные зоны Земли"

Учебник: Начальный курс географии. 6 класс. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.Цель урока: сформировать представления о природных зонах Земли.Задачи урока:- предметные: сформировать понятие «природная зо...

Урок географии 7 класс "Природная зона Австралии"

Характеристика природных зон Австралии....