Главные вкладки

    Открытый урок по географии 8 класс на тему: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»
    план-конспект урока по географии (8 класс)

    Бессонова Светлана Алексеевна

    Задачи:

    Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;

    Развивающие: Развитие  у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности,

    развитие пространственного воображения, памяти, мышления;

    Воспитательные: продолжить развитие нравственно – эстетического отношения к природе, совершенствовать культуру общения.

      Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости  Русской равнины, воспитание чувства бережного отношения к природе страны, Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

    Тип занятия: комбинированный.

    Форма занятия: путешествие   с элементами  технологии развития критического мышления и ИКТ

    Вид занятия: изучения нового материала.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской  равнины»

    Дата «16.01.19»

    Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;

    Развивающие: Развитие  у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности,

    развитие пространственного воображения, памяти, мышления;

    Воспитательные: продолжить развитие нравственно – эстетического отношения к природе, совершенствовать культуру общения.

      Воспитание любви к родине на примерах красоты и неповторимости  Русской равнины, воспитание чувства бережного отношения к природе страны, Воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

    Тип занятия: комбинированный.

    Форма занятия: путешествие   с элементами  технологии развития критического мышления и ИКТ

    Вид занятия: изучения нового материала.

     Оборудование: физическая карта России, , карточки, таблица, атласы, дополнительные тексты из научно популярной и художественной литературы.

    План занятия

        1.Организационный этап.

    1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
    2. Изучение нового материала
    3. Этап первичного закрепления
    4. Этап обобщения и систематизации материала.
    5. Этап подведения итогов  и  рефлексия
    6. Информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

                                           ХОД занятия

    1. Организационный момент.

    Русский поэт М. Ю. Лермонтов написал такие проникновенные строки:

    Но я люблю - за что, не знаю сам –

     Её степей холодное молчанье;

    Её лесов безбрежных колыханье,

    Разливы рек её, подобные морям...

                   Люблю дымок спаленной жнивы,

                В степи ночующий обоз

                И на холме средь желтой нивы

                Чету белеющих берез.

    Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие по просторам Русской равнины.  Но для этого нам необходимы знания, ранее  полученные в пути следования. Откройте, пожалуйста, стр. 150 учебника и найдите карту - схему России (рис. 83), на которой изображены все крупные природные регионы. Перечислите их. Покажите на карте. Ребята, что бы вы могли рассказать инностранцам о границе России?  Уточните границу нашей Родины, которая проходит  по Восточно- Европейской  равнине»

    1. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.

    1. Фронтальная  работа с классом
    1. Задание : Работа со слайдами (задания загадки   озера)

    А) Величайшее бессточное озеро – море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой. В древности называлось Хвалынским, Хазарским. (Каспийское)

    Б) Это озеро – самый крупный  природный пресноводный водоем  Европы. В озеро впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. В нем около 660 островов, самый известный  Валаам. У озера славная история: в годы ВОВ по его льду проходила  Дорога жизни  - единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)

    В) Еще при Петре I проложили «Государеву дорогу» - от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли  из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает одна река Свирь. Иначе озеро называется  Нево . (Онежское)

    Г) А это озеро исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло  знаменитое Ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения.  (Чудское)

    Проверка работ по карточкам «Природные зоны»   дополнительный вопрос:  Вспомните определение  природной зоны. 

    1. Этап изучения нового материала

    Три пути ведут к знанию:

    Путь размышления –

    Это путь самый благородный,

    Путь подражания – это путь самый легкий,

    И путь опыта – это путь самый горький.

                                                                  Конфуций

    Сегодня на занятии нам предстоит пройти эти три пути. Мы попытаемся, используя уже накопленные нами знания, пройти сложный путь первооткрывателей землепроходцев и боле подробно изучить пусть уже известные ранее территории. Но мы пока учимся, а дальше как знать может быть вам и откроется своя «Атлантида».

    Но мы с вами не просто учащиеся, мы – ландшафтоведы  и находимся в научно-исследовательской экспедиции. За нашими действиями наблюдают представители  Российского географического общества. Они будут принимать у нас материалы экспедиции.  Познакомившись с разными комплексами природы, убедились, что все компоненты изменяются в пространстве и времени. Но всегда и везде они взаимосвязаны. И так нас ждет первый путь – путь размышления.

    Самостоятельная работа «Открытый лист путешественника»

    1. Задание: Установите соответствие  между реками Русской равнины и бассейнами, к которым они относятся?

    Волга                                                            Атлантический океан

    Дон                                                               Бассейн внутреннего стока

    Нева                                                              Северно-Ледовитый океан  

    Ока

    Печера

    Северная Двина

       

    Учитель: Мы подошли к следующему пути – пути подражания –Слайдовая презентация

    По предложенному тексту параграфа 30 заполните  таблицу.

    Природная зона

    Г.П.

    Климат

    Почвы

    Растительность

    Живот

    ный мир

            Рэп         ф/минутка

    1. Этап первичного закрепления

    Учитель просит прокомментировать результаты заполнения.

    1. Этап обобщения и систематизации материала.

    Учитель перед нами  завершающий  путь – путь опыта обвести полученные баллы в таблице

    1. Ход игры.

    1. Географическое положение

    10

    20

    30

    40

    50

    2. Рельеф

    10

    20

    30

    40

    50

    3. Внутренние воды

    10

    20

    30

    40

    50

    4. Растительный и животный мир

    10

    20

    30

    40

    50

    5. Природные зоны

    10

    20

    30

    40

    50

    6. История  Восточно – Европейской  равнины

    10

    20

    30

    40

    50

    1. Географическое положение:

    10 -   Какое место в мире занимает Восточно – Европейская равнина в мире? (второе, после Амазонской низменности)

    20 – Водами каких морей омывается Восточно – Европейская равнина? (Белое, Баренцево, Балтийское, Чёрное, Каспийское, Азовское)

    30 – На каком расстоянии простирается  Восточно – Европейская равнина с севера на юг и с запада  на  восток?  (2500, 1000)

    40 – Назовите природные зоны Восточно – Европейская равнина? (тундра, тайга, лесостепь, степь)

    50 – Какой рельеф преобладает в центральной части  Восточно – Европейской  равнины (Эрозийный)

    2. Рельеф

    10 – Какой рельеф преобладает на Восточно – Европейской  равнине? (равнинный, лишь в Карелии и на Кольском полуострове складчатое строение)

    20 – Из каких пород состоит «покрывало» на фундаментной плите и почему?  (из осадочных)

    30 – Назовите возвышенности и низменности  на Восточно – Европейской  равнине (Среднерусская, Приволжская возвышенность, Тиманский кряж, Прикаспийская и Печорская низменность)

    40 – Вопрос нужно отдать сопернику  Какое второе название имеет  на Восточно – Европейская  равнина и почему? (Русская)

    50 – Назовите самую  большую высоту   Восточно – Европейской  равнины? (Валдайская возвышенность 340 метров над уровнем моря)

    3. Внутренние воды

    10 – Самые крупные озёра на Восточно – Европейской  равнине? (Ильмень, Чудское, Псковское, Ладожское)

    20 – Реки Восточно – Европейской  равнине ( Волга, Днепр, Дон, северная Двина, Печора, Кама, Москва, Нева )

    30 – Это озеро - самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. (озеро Ладожское)

    40 – Какое море-озеро находится на Восточно – Европейской  равнине? (Каспийское)

    50 – Назовите 3 основные причины возникновения болот (переувлажнение грунта при большом количестве осадков, малое испарение, замедленный сток)

    4. Растительный и животный мир

    10 – Фотовопрос. Назовите растение. В какой природной зоне оно встречается? (морошка, встречается в тундре)

    20 – Фотовопрос Назовите представителей  животного мира тайги – символа России? (бурый медведь)

    30 – УДАЧА. Ваш выигрыш увеличивается  на 30 баллов

    40 – Какая птица является символом Москвы?(Сокол)

    50 – Основной целью создания таких заповедников является сохранение для нынешних и будущих поколений наиболее типичных примеров природных экосистем и сообществ, а также генофонда растений и животных. Что это за природные участки? ( биосферный заповедник)

    5. Природные зоны

    10 – Какой природной зоне характерны эти животные (фото рыси, куницы, бурундука) (тайга)

    20 – Какой природной зоне характерны эти растения  (фото брусники, карликовой березы, ягеля) (тундра)

    30 –С чем связано избыточное увлажнение тундры (с низкой испаряемостью)

    40 – УДАЧА. Ваш выигрыш увеличивается  на 40 баллов

    50 –Какие деревья изображены на картине Шишкина «корабельная роща»? ( Сосны)

    6. История  Восточно – Европейской  равнины

    10 – Что дало начало названию  Восточно – Европейской (Русской)  равнине? (приток реки Днепр - Рось)

    20 – Назовите древние города на Восточно – Европейской (Русской)  равнине ? (Псков, Великий Новгород, Москва, Владимир, Ярославль, Рязань, Архангельск, Казань)

    30 – Назовите места русской боевой славы на Восточно – Европейской  равнине (Чудское озеро, Куликово, Бородинское, Прохоровское поля)

    40 – В каком веке произошло объединение племён русь и других славянских племён?   (в 5-6 веках)

    50 – Русский учёный, поэт, родившийся в древнем городе Архангельск, именем которого назван университет в Москве? ( М.В. Ломоносов

    Учащиеся выполняют тест (5 минут)

    Работаем с тестом

    1. «Озерным краем»  называют:

    А. Лесные мореные равнины

     Б. Кольско - Карельскую тундрово-таежную территорию

    В. Малоземельскую и Большеземельскую территорию

    2. На территории тайги Русской равнины расположены леса:

    А) елово–пихтовые         

    Б) лиственничные

    В) еловые и сосновые

    3. Почти вся Карелия лежит в пределах

              А)   Балтийского щита

               Б) Алданского щита

               В) Плато Путорана

    4. В результате, каких процессов в Карелии появились «Бараньи лбы»

    А) Водная эрозия

    Б) Складчатые движения земной коры

    В) Движение ледников

    5. « Край лесов, болот и сосен» это

    А) Карелия

    Б) полесье

    В) Малоземельская морено - морская территория

    Ответы теста: (1- б; 2-в; 3-а; 4- в; 5-б)

    Все ответы правильные - «5»

    Одна ошибка - «4»

    Две ошибки - «3»

    Домашнее задание:

    параграф 30, таблица.

    Творческое задание по теме.

    Составить туристический буклет «По Русской равнине».

    1.  Этап подведения итогов  и  рефлексия

    Рефлексия

    - Как я работал (а) на уроке?

    - Самым интересным было…

                                         - Что изучил нового?

    -  Ваши пожелания учителю.

    Кто автор стихотворения?

    О Русь, малиновое поле

    И синь, упавшая в реку,

    Люблю до радости и боли

    Твою озерную тоску.

    С. Есенин.

    Открытый лист путешественника

    Название отряда путешественников………………………………………….

    Ф. И.  ………………………………………………………………………………

    1.Задание: установите соответствие между реками Русской равнины и бассейнами, к которым они относятся?

    Волга                                                           1. Атлантический океан

    Дон                                                              2. Бассейн внутреннего стока

    Нева                                                             3.Северно-Ледовитый океан  

    Ока

    Печера

    Северная Двина

    2.Задание: работа в тетрадях.

    Природная зона

    Г.П.

    Климат

    Почвы

    Растительность

    Животный мир

    3.Задание: обвести полученные баллы

    1. Географическое положение

    10

    20

    30

    40

    50

    2. Рельеф

    10

    20

    30

    40

    50

    3. Внутренние воды

    10

    20

    30

    40

    50

    4. Растительный и животный мир

    10

    20

    30

    40

    50

    5. Природные зоны

    10

    20

    30

    40

    50

    6. История  Восточно – Европейской  равнины

    10

    20

    30

    40

    50

    4.Задание:

    Рефлексия

    - Как я работал (а) на занятии?

    …………………………………………………………………………………….

    - Самым интересным было…

    ……………………………………………………………………………………

         - Что изучил нового?

    ……………………………………………………………………………………….


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины

    Слайд 3

    Природный комплекс тундры и лесотундры

    Слайд 4

    Тайга, смешанные и широколиственные леса

    Слайд 5

    Лесостепи и степи

    Слайд 6

    Полупустыни и пустыни

    Слайд 7

    Памятники природы Карелия Водопад Кивач Онежское озеро Историко-архитектурный музей-заповедник Кижи Валдай Озеро Селигер Река Волга Девственные леса Коми

    Слайд 10

    Охранять природу — значит знать законы ее развития и взаимодействия с человеком. Идя к будущему, человек должен заключить с природой союз и сохранять ее повсеместно. В первую очередь надлежит охранять растительный покров Земли — нашего зеленого друга.

    Слайд 11

    Природная зона Г.П. Климат Почвы Растительность Живот ный мир

    Слайд 13

    Домашнее задание: параграф 30, таблица. Творческое задание по теме. Составить туристический буклет «По Русской равнине».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

    Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

    Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

    В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

    Модульный урок в 8 классе по теме: "Разнообразие природных комплексов России"

    На протяжении восьми лет я активно внедряю в учебный процесс модульную технологию. Модульная технология обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, самостоятельности, помогает осуществлять ...

    Открытый урок в 5 классе по теме "Повторение курса географии 5 класса"

    Предложенная презентация поможет учащимся повторить и закрепить весь материал, пройденный в 5 классе. Урок разработан в форме викторины "Своя игра". Отлично подойдет для классов, идущих по систем...

    Открытый урок в 6 классе по теме "Повторение курса географии 6 класса"

    Предложенная презентация поможет учащимся повторить и закрепить весь материал, пройденный в 6 классе. Урок разработан в форме викторины "Своя игра". Отлично подойдет для классов, идущих по с...

    Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

    Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

    Открытый урок в 6 классе на тему "Восточные славяне".

    На основе анализа учебного материала подвести учащихся к выводу об особенностях расселения восточных славян, о трудностях освоения новых территорий. В результате работы над темой сформировать представ...