Главные вкладки

    Сценарий учебного занятия по географии "Биосфера - живая оболочка Земли" 6 класс
    план-конспект занятия по географии (6 класс) на тему

    Арбузова Елена Николаевна

     Обучающиеся должны уметь раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ в природе; факторы ограничивающие распространения жизни в разных сферах; сопоставлять  биосферу с другими оболочками..

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

    СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

    Сведения об авторе

    Фамилия, имя, отчество (полностью)

    Арбузова Елена Николаевна

    Район

    Вознесенский

    Место работы

    МБОУ «Полх - Майданская средняя школа»

    Должность

    Учитель географии

    Общая информация

    Образовательная область, учебный предмет

    Естествознание, География

    Класс

    6 класс

    Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

     География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы: пособие для учителей образовательных учреждений / В.В.Николина, А.И.Алексеев,  Е.К.Липкин. -  М.: «Просвещение», 2011г.

    Тема учебного занятия

    Биосфера – живая оболочка Земли.

    Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

    Биосфера – земная оболочка.

    Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

    Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

    Первый урок

    Учебная задача

    Создать условия для формирования основ экологической грамотности учащихся через изучение биосферы и ее составляющих.

    Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

    Цель

    Уровень

    Базовый («обучающийся научится»)

    Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

    Цель – предмет (предметный результат)

     Обучающиеся должны уметь раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ в природе; факторы ограничивающие распространения жизни в разных сферах; сопоставлять  биосферу с другими оболочками..

    Обучающиеся научатся называть составные части биологического круговорота; современные границы биосферы; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте; объяснять преобразование живых оболочек под действием живых организмов

    Цель – способ (метапредметный результат)

    Формирование умений определять понятия; строить логические рассуждения , включающие установление причинно-следственных связей; излагать свое мнение, аргументировать его; работать индивидуально, в паре и группе.

    Обучающиеся получат возможность определять цель, проблему в процессе деятельности.

    Цель – ценность (личностный результат)

    Обучающиеся осознают важность сохранения и защиты биосферы

    Обучающиеся получат убеждения в необходимости формирования экологической грамотности.

    Исходное состояние обучающихся:

    Обучающиеся из курса «окружающий мир»

    - имеют опыт работы с текстом параграфа;

    - знают понятия: гидросфера, литосфера, атмосфера, биосфера, живые организмы;

    - могут оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников

    Формы оценки планируемых результатов

    Предметный результат

    Метапредметный результат

    Личностный результат

    Схема «Границы распространения жизни на Земле2

    Схема «Круговорот веществ в биосфере»

    Личные наблюдения учителя

    Самооценка своих знаний, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента познания картины мира.

    Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

    Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

    Учебно – информационное обеспечение

    Основная литература

    Дополнительная литература

    Интернет - ресурсы

    ЭОРы

    УМК линии «Полярная звезда»

    Учебник География 5-6 классы, учеб. Для общеобразовательных организаций / А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкин и др. 4-е изд. – М: Просвещение, 2016

    В.В.Николина. География. Мой тренажер.

    В.В.Николина. География. Поурочные разработки. 5-6 класс.

    http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/biosfera-vernadskogo.html

    http://zooschool.ru/faq/dictionary/44.shtml

    Техническое обеспечение

    Компьютер, мультимедийный проектор.


    Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

    Этап урока

    Подэтап урока

    Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

    Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

    1. Мотивационно ориентировочный

    1.1. Вхождение в контакт

    • Предъявление учителем своей индивидуальности
    • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

    Создание комфортной психологической атмосферы урока

    1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

    • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
    • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

    Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

    1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

    • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
    • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

    Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

    2. Операционно – исполнительский

    2.1. Целеполагание и планирование

    •        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

    •   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

    Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

    2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

    • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
    • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

    Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

    2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

    • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
    • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

    Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

    2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

    • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
    • Построение системы конкретно-практических задач

    В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

    3. Рефлексивно – оценочный

    3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

    • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

    Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

    3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

    • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

    Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

    Сценарий  проведения учебного занятия

    Этап урока или другой формы УВП

    Подэтап урока или другой формы УВП

    Действия учителя (педагога)

    Действия обучающихся

    (примерные версии ответов)

    1. Мотивационно ориентировочный

    1.1. Вхождение в контакт

    Приветствие обучающихся:

    Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на уроке»

    Проверяю готовность к уроку.

    Отмечаю отсутствующих на уроке.

    Приветствуют учителя

    Проверяют готовность к уроку.

    Дежурный сообщает об отсутствующих.

    1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

    Изучая географию мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. Чем уникальна наша планета? Что отличает Землю от других планет?

    Вы уже знаете, что Земля – огромное шарообразное тело, что состоит она из нескольких оболочек: атмосфера, гидросфера и литосфера. Шло время, на нашей планете наступил период, когда на ней сформировались благоприятные условия, которые изменили внешние оболочки Земли – и появилась БИОСФЕРА.

    1. Вспоминают, что Землю отличает от других планет Солнечной системы наличие жизни.

    2.Определяют тему урока: Биосфера – оболочка жизни.

     Излагают свое мнение, аргументируя его. Формулируют общие выводы:

     Учащиеся совместно с учителем формулируют тему. Тему урока записывают в тетрадь.

    1.3. Создание проблемной ситуации

    «Природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор пока она нас, как колесом, не переедет».
    И.С. Тургенев

    «Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном.Эта красота не всем раскрывается, а только тем кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы». 
    В.А. Сухомлинский

    «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем».
    Е.Л. Прасолова

     

    Как вы понимаете эти высказывания?  

    Обобщает и корректирует ответы учащихся.

    Формулируют цель урока, записывают в тетради.

    Слушают учителя

    Обсуждают, высказывают свое мнение

      Формулируют общие выводы:

     

    2. Операционно – исполнительский

    2.1. Целеполагание и планирование

    О чем пойдет речь на нашем уроке?

    На какие вопросы нам необходимо найти ответы

    Высказывают свое мнение

    - что такое биосфера

    - почему она нуждается в бережном отношении, от чего или от кого ее необходимо защищать

    - для кого ее необходимо сохранить

    2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

    1. Когда и где началось развитие жизни на Земле? ( для ответа на вопрос используйте рис105,с.156 учебника

    -сообщение ученика(с просмотром слайдов) на тему «Когда появилась жизнь на нашей планете?»-опережающее задание

    http://images.myshared.ru/5/403725/slide_8.jpg

    -просмотр презентации с обсуждением.

    Когда возникла биосфера?

    Какую часть времени существования Земли занимает время существования на ней человека?

    Дайте определение биосфере

    До Вернадского многие ученые изучали растения, животных и самого человека, исследовали неживую природу планеты. Но только Вернадский увидел, что большое разнообразие организмов населяющих планету представляют собой единое целое – «живое вещество»

    Знакомство с термином «живое вещество»

    Просмотр презентации с обсуждением

    Фиксируют информацию в тетрадь

    Учащиеся индивидуально выполняют задание. Результаты фиксируют в тетради.

    Находят в учебнике понятие биосфера,  «живое вещество» и записывают в тетрадь. Результаты обсуждают с классом.

    2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

    Как вы считаете жизнь везде есть или существуют границы распространения жизни?

    Картинка на экране

     «Границы распространения жизни на Земле»

    Учащиеся совместно с учителем

    определяют верхнюю и нижнюю границу биосферы в атмосфере, гидросфере, литосфере.

    2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

    Составьте схему «Границы распространения жизни на Земле»

    Проблемный вопрос

    Как вы думаете, почему именно в этих пределах есть жизнь?

    Выполняют задание

    Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа.

    Живые организмы на земле исключительно разнообразны. Их подразделяют на четыре основных царства. . Показ презентации « Царства живой природы»

    Просмотр презентации. Вспоминают царства «живой природы». Делают запись в тетрадь

    Результаты работы представляют одноклассникам.

    Обработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий.

    Как вы думаете, почему академик Вернадский считал, что состав атмосферы  - это продукт жизни?  Можно ли считать, что растения создали условия для жизни животным?

    Отвечают на вопросы. Представляют ответы одноклассникам.

    Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа.

    Рассмотрите и проанализируйте рис.106, стр.158. Прокомментируйте схему биологического круговорота веществ, укажите какие основные звенья существуют в этом круговороте; какую роль играет каждая группа организмов в биологическом круговороте; будет ли осуществляться биологический круговорот если убрать одно звено?

    Учащиеся работают в группах, извлекают информацию из текста, отвечают на вопросы. Формируют умозаключения и выводы. По результатам работы выступает одна из групп.

    3. Рефлексивно – оценочный

    Домашнее задание.

    3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

    Класс делиться на две команды, которым предлагают обдумать утверждения. Выигрывает та команда которая дала больше всех ответов.

    1. Солнце – источник света в биосфере
    2. Биосфера состоит из неживой природы
    3. Зеленые растения изменяют газовый состав атмосферы
    4. Бактерии разлагают органическое  вещество, возвращая элементы земной коре.  
    5. Биосфера возникла и расширила свои границы благодаря живым организмам
    6. Область обитания живых организмов на нашей планете охватывает все оболочки Земли.
    7. Граница жизни литосферы составляет 5 км.
    8. Жизнь на планете уязвима поэтому мы должны ее беречь

       

    Выполняют  задание по алгоритму

    3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

    Заключительное слово учителя.

    Оценивание работы учащихся

    Что понравилось?

    Что узнали?

         48, задание 6

    Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

    Записать домашнее задание в дневник.

    ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

    Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...

    Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

    Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

    КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

    данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...

    Биосфера – живая оболочка Земли.

    Биосфера – живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Урок - викторина...

    Конспект урока географии Живая оболочка Земли ФГОС 5 кл

    Урок разработан в соответствии с ФОГС ООО....

    Карточка "Живая оболочка Земли. Почва – особое природное тело" 5 класс

    Карточка "Живая оболочка Земли. Почва – особое природное тело" 5 класс...