КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

 данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nechaeva_konspekt_uroka.doc584.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

КОНСПЕКТ

интегрированного урока биологии и географии

Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

День открытых дверей.

Методическая тема:

«Роль метапредметных связей

в формировании инновационной

компетентности школьников».

6 класс.

Нечаева Наталия Игоревна

учитель географии, высшая квалификационная категория

г.о. Коломна

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ

«БИОСФЕРА - ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ»

6 КЛАСС.

Цель урока:

  • обобщить материал о биосфере из курса географии и биологии 6 класса
  • проверить качество его усвоения

Задачи урока:

Обучающие

  1. закрепить и проверить знания учащихся о биосфере - живой оболочке Земли
  2. продолжить формирование простейших навыков экспресс - диагностики состояния окружающей среды с помощью аппаратного комплекса AFS

Развивающие

  1. развивать общеучебные навыки и умения работать по плану, с раздаточным материалом
  2. развивать мышление учащихся (сравнение, анализ)
  3. развивать умения делать самостоятельные выводы
  4. развивать различные виды памяти (механическую, зрительную, слуховую)

Воспитательные

  1. формирование экологической культуры
  2. привить любовь к природе родного края
  3. продолжить формирование толерантного отношения к окружающим
  4. воспитывать чувство ответственности, коллективизма

Тип урока: урок-зачет

Оборудование:

  • мультимедийный компьютер
  • проектор
  • экран
  • доска
  • учебники биологии и географии
  • раздаточный материал
  • настенная географическая карта (контурная карта)
  • аппаратный  комплекс AFS
  • открытки с изображением животных и растений Коломенского  края, занесенных в Красную книгу
  • маршрутные листы для каждого учащегося

Ход урока.

1. Орг. момент.

Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие. В путешествие по стране ваших знаний и умений, которые вы получили на уроках географии и биологи по теме: «Биосфера – живая оболочка Земли». Эти две науки очень похожи – обе они занимаются изучением природы, обе применяют для этого схожие  способы и методы и, даже, используют одни и те же термины. Вот мы и предлагаем Вам сегодня убедиться в этом, путешествуя по биосфере – живой оболочке Земли.

Задание 1.  Перед вами, на столе лежит карта путешествия, на которой изображен ваш сегодняшний маршрут. Давайте с ней познакомимся. Где же мы побываем? ( Страна эрудитов – Страна знакомых лиц – Страна быстрых и умных – Страна трудных вопросов – Красивая страна – Страна SOS – Страна выводов).  Вы готовы отправиться в путешествие? (Да)

Итак, отправляемся в путь!

Задание 2. Страна эрудитов. ( приложение 1)

Перед Вами лежит  зашифрованная информация, которую надо расшифровать. Термины и их определения перепутались. Для того, чтобы путешествие началось, надо навести порядок. Надеюсь, у Вас это получится.

Давайте проверим, никто не заблудился в этой стране (проверка результатов по ключу)

«5» - 7-  верных пар

«4» - 6 верных пар

«3»- 4-5 верных пар

Замечательно! Эту страну мы прошли без потерь! Но нас ждет новое приключение!

 Вы уже знаете, что очень много людей разных национальностей и  возрастов в разное время занималось изучением природы. И было бы очень невежливо с нашей стороны не вспомнить о них и об их вкладе в науку.

Итак, мы с вами в стране знакомых лиц.

 Страна знакомых лиц. (Презентация 1)

Перед вами два изображения - две фотографии знаменитейших ученых. Кто это? (В.В. Докучаев и  В.Н. Вернадский). Оба ученых внесли неоценимый вклад в развитие, как географии, так и биологии. Знаете ли вы об их исследованиях? Давайте проверим!

Задание 3.

Перед Вами на экране будут появляться предложения, в которых содержатся сведения об этих ученых и их вкладе в науку. Ваша задача определить, какое из высказываний характеризует работу каждого ученого, и записать номер соответствующего утверждения в нужную строку Готовы? Тогда начинаем! ( презентация)

В путешествии очень важна помощь друзей, без которой порой не обойтись! Вот сейчас и настал именно такой случай. Давайте доверим друзьям проверить результаты своей работы! (поменяйтесь работами с соседом - взаимопроверка). Правильные ответы на экране.

И В.В. Докучаев и В.Н. Вернадский пришли, как вы уже знаете, к главному выводу: в природе все взаимосвязано, все подчиняется определенным закономерностям. Распространение живых организмов не исключение. Эти закономерности можно увидеть наглядно, но сделать это можно только в «Стране быстрых и умных».

Задание 4. Страна быстрых и умных. (приложение 2).

У каждого из вас на рабочем месте имеется изображение животного или растения (картинка с кусочком скотча). Возьмите его в руки, вспомните, где оно  на земном шаре проживает или произрастает, и прикрепите это изображение на карту в соответствующем месте.

Ну вот, закономерность налицо! Надо только ее озвучить. Кто решится на такой героический поступок?

( В направлении с севера на юг количество  растений и животных увеличивается, исключение – зона пустынь. Это объясняется разным количеством тепла и влаги, разными типами почв).

  Но, может быть, эта закономерность соблюдается только в масштабах всей планеты, а на небольших участках поверхности Земли она нарушается? Давайте проверим.

Задание 5. Страна трудных вопросов. (приложение 3)

Поскольку мы оказались в стране трудных вопросов, то отвечать на них лучше сообща. Поэтому я предлагаю вам  сесть по группам. Групп у нас четыре. Это: экологи, почвоведы, гидрологи и исследователи атмосферы. У каждой группы своё задание, на выполнение которого у вас 5 минут, после чего один из вас должен озвучить результаты  работы и главные выводы поместить на доску.

Анализ полученных результатов.

Оценка вашей работы на этом этапе будет выставляться следующим образом: сначала рейтинговая, а затем фактическая.

Какая группа лучше всех  выступила перед нами….

Какая на втором месте

Третьими стали…

Красивая страна. Минута отдыха (видео и аудио фрагмент «Живет повсюду красота…)

Наш мир- хрупкое стекло!

Оно уже пошло трещинами!

Нельзя позволить ему исчезнуть!

Задание 6. Страна SOS.

Перед вами перечень растений и животных , которые встречаются в нашей местности. Какие из них, по вашему мнению, занесены в Красную книгу Коломны и Коломенского района. Подчеркните их.

Проверка  через экран (изображение-ответ).

Ну, вот и подходит к концу наше путешествие. Осталась только одна страна – Страна выводов. Она самая главная и задания в ней самые трудные, так как вам самим нужно будет оценить ваши знания и умения.

Задание 7. Страна выводов.

Общие критерии оценок ( за урок).

Но у вас будут помощники, слова-подсказки, с которых вам предстоит начинать свой ответ.

Я знаю….

Я могу…

Я умею…

Озвучьте, пожалуйста, ваши результаты. (Учащиеся читают вслух свои записи).

Рефлексия. Нам очень хотелось бы знать с какими чувствами вы уходите с урока и для  этого мы просим вас выполнить еще одно небольшое задание. У Вас на столе имеется три квадрата разного цвета. Если вам понравился урок, вы справились с заданиями и вам хочется рассказать о нем, прикрепите на доску квадрат желтого цвета. Если вы справились с заданиями, но рассказать об уроке не сможете – квадрат зеленого цвета. Если задания вы не выполнили,  и было неинтересно на уроке – квадрат синего цвета.

Итоги урока. Вот и закончилось наше путешествие по стране ваших знаний и умений. Завершился урок-зачет по теме: «Биосфера- живая оболочка Земли», на котором мы, надеюсь, смогли показать вам, что  география и биология не отдельные, несвязанные предметы школьной программы, а  науки сообща изучающие нашу планету, нашу маленькую Землю, на которой живет так много разных живых организмов. А главное, вы проверили свои знания и умения, которые получили при изучении темы биосфера на уроках географии и биологии. Маршрутные листы, на которых вы выполняли задания, оставьте на парте. Есть ли какие вопросы по сегодняшнему уроку? Спасибо за урок! До свидания.

Приложение 1.( терминология)

  1. Биосфера – внешняя оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими.
  2. Биологический круговорот- перенос веществ и энергии из одних частей биосферы в другие, осуществляемый живыми организмами
  3. Почва- поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием
  4. Почвоведение- наука о почве, законах ее образования и сохранения плодородия
  5. Флора- растительный мир
  6. Фауна- животный мир
  7. Ботаника – наука о растениях

Приложение 2 (ученые)

В.Н. Вернадский.

  1. создал учение о взаимоотношении природы и общества
  2. первым провел систематические исследования закономерностей строения и состава литосферы, атмосферы и гидросферы
  3. написал труды о биосфере, став тем самым основоположником современного учения о биосфере.

В.В. Докучаев

  1. разработал учение о взаимодействии всех элементов живой и неживой природы
  2. Заложил основы физической географии
  3. основоположник почвоведения, основатель русской школы почвоведения и географии почв, в 1886 году дал первую в мире научную классификацию почв.

Приложение 3 (задание для групп)

Исследователи атмосферы.

Атмосфера – это ( воздушная оболочка Земли, которая движется вместе с ней). В атмосфере можно выделить несколько слоев, а именно… (тропосфера, стратосфера, верхние слои)

Самая заселенная часть атмосферы – это (тропосфера), ее верхняя граница проходит на высоте 8-18 км. В этой части сосредоточено самое большое количество живых организмов, т.к именно в этом слое сконцентрировано наибольшее количество воздуха.

Воздух –это (смесь газов). Для живых организмов главными являются (кислород и углекислый газ), т.к. растения и животные дышат …(кислородом), а растения на свету участвуют в…( фотосинтезе) – процессе поглощения углекислого газа и выделении кислорода.

Проведя исследования воздуха в микрорайоне Колычево, мы пришли к выводу…

Гидрологи

Вся вода на Земле составляет… (гидросферу)- водную оболочку Земли. Реки, озера, болота, пруды – это пресные водоемы, составляющие …(воды суши). В нашей местности много рек. Например, ….(Ока, Москва, Осетр, Коломенка, Репинка) Много прудов, например, …( Семеновский, пруды поселка им. Кирова). Реки Коломны с … (весенним) половодьем (ежегодно повторяющимся подъемом уровня воды в реке, вызванным интенсивным таянием снегов) и …(зимней) меженью (самым низким уровнем воды в реке). Воду из рек используют в хозяйстве и быту. Вода способствует росту и развитию растений. Взяв пробы воды из разных коломенских водоемов……

Почвоведы

Почва – это …(особое природное тело, обладающее плодородием).

Образование почв зависит от следующих условий… (состава горных пород, климата, поверхностных и подземных вод, растений и животных).

По соотношению песка и глины почвы делятся на … (песчаные и глинистые). Из-за разнообразия условий образования, выделяют много типов почв, например…(черноземы, серые лесные, тундровые и т.д.) В России самыми распространенными типами почв являются… (подзолистые) почвы.

Почвенные исследования показали, что в Колычеве…

Экологи.

Экология – это… (наука о связях живых организмов между собой и окружающей средой. Это слово произошло от двух греческих слов … («Ойкос» - дом, жилище  и «логос» - учение). В этом доме люди часто ведут себя … (неправильно) : отравляют … (почву и воздух отходами производства, вырубают леса) , не думая о последствиях, - ведь в  природе все взаимосвязано.

Экология учит людей, как вести себя в большом … (доме «природы», чтобы сохранить ее для себя и будущих поколений)

Несмотря на то, что почвоведы, гидрологи и  исследователи атмосферы сделали заключение об удовлетворительной экологической обстановке в микрорайоне Колычево, а значит и в Коломне, не все так хорошо. На Земле каждые 3 часа исчезают 3 вида растений и животных (в сутки 36 видов). В Коломне и Коломенском районе есть своя книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. А это -  сигнал, что в природе не все обстоит хорошо. Что нам всем нужно бережно относиться к природе, уважать ее законы и прежде чем что-то сделать в любом направлении, нужно семь раз отмерить, и только один раз отрезать.

А сейчас мы Вас познакомим с редкими растениями и животными Коломенского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...

Биосфера – живая оболочка Земли.

Биосфера – живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Урок - викторина...

Сценарий учебного занятия по географии "Биосфера - живая оболочка Земли" 6 класс

Обучающиеся должны уметь раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ в природе; факторы ограничивающие распространения жизни в разных сферах; сопоставлять  биосфер...

Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»

Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»...

Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».

Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....

Урок в 6 классе по теме: Биосфера-живая оболочка Земли

Изучение новой  и закрепление темы:" Биосфера-живая оболочка Земли"...