Главные вкладки

    План-конспект занятия по экологии (10 класс) на тему:
    Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»

    Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»

    Цели:

    Образовательные: Познакомиться со структурой и границами биосферы. Изучить функции живого вещества. Сформировать знания об глобальных круговоротах в природе

    Развивающие: Продолжить развитие мыслительных операций, таких как анализ, выделение главного, обобщение, сравнение при изучении постулатов учения о биосфере и круговоротах веществ в природе.

    Воспитательные: Продолжить развитие научно-материалистического мировоззрения при изучении основ учения о биосфере, понятия о живом веществе, его свойствах. Продолжить развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о биосфере как глобальной экосистемы.

    Оборудование: презентация занятия, тетрадь, учебник, таблица «Круговорот углерода в природе».

    Тип урока: изучения нового материала.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Фронтальная беседа по вопросам:

    • Что такое биогеоценоз? Приведите примеры биогеоценозов.
    • Дайте характеристику экосистеме.
    • Какие изменения могут происходить с экосистемами?
    • Что понимается под “устойчивостью экосистемы”?
    • Может ли быть экосистема неустойчивой?
    • Как осуществляется саморегуляция в экосистеме?
    • Докажите, что смешанный лес является экосистемой.
    • Каковы признаки живых систем?
    • Является ли экосистема живой системой?

    У детей с нарушением слухового аппарата  восприятие учебного материала идет в основном за счет зрительного анализатора. Индивидуальное задание для детей с нарушением слухового аппарата - использование упражнения с пропущенными словами/предложениями.

    Вставьте в текст  «Основные компоненты биогеоценоза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

    Основные компоненты биогеоценоза

    Однородный участок земной поверхности с определённым составом организмов и комплексом неживых компонентов называют __________(А). Организмы образуют в них три функциональные группы. __________(Б)  -  это главным образом зелёные растения, так они образуют органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Животные выполняют роль __________(В), так как питаются готовыми органическими веществами. Третья функциональная группа — это __________(Г). Она представлена бактериями и грибами.

    Перечень терминов:

    1) Биосфера

    2) Производитель

    3) Разрушитель

    4) Потребитель

    5) Агроценоз

    6) Биогеоценоз

    7) Популяция

    8) Хищник

     

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

    А

    Б

    В

    Г

              

    II. Подготовка к активному восприятию темы

    Давайте вспомним, какие уровни организации живой природы вам известны (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.)

    Всем живым системам независимо от уровня организации присущи общие черты, а сами системы находятся в непрерывном взаимодействии. Каждый живой организм живет в окружении множества других организмов, вступая с ними в самые разнообразные отношения. Сообщества организмов в свою очередь связаны с неорганической средой материально-энергетическими связями. Эта совокупность называется экосистемой. Примером экосистемы может являться биогеоценоз.

    Вспомните определение биогеоценоза.

    Биогеоценоз - это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых компонентов (биоценоз) и факторов неживой природы, динамично взаимодействующих друг с другом путем обмена веществ и энергии.

    Проблемный вопрос: Как вы думаете можно ли назвать биосферу гигантским биогеоценозом? Размышления детей.

    Сегодня на уроке мы должны будем это выяснить. И тема нашего урока: «Биосфера – биологическая оболочка Земли».

    Взаимосвязанность разных сообществ, обмен между ними веществом и энергией позволяет рассматривать все живые организмы Земли и среду их обитания как одну очень протяженную и разнообразную экосистему - биосферу.

    Биосферный уровень - уровень, на котором сформировалась система наиболее высокого ранга, охватывающая все проявления жизни в пределах нашей планеты. На этом уровне происходят все круговороты вещества в глобальном масштабе, связанные с жизнедеятельностью организмов.

    III. Изучение содержания нового материала

    Термин “Биосфера” был впервые введен австрийским ученым Э.Зюссом в 1875 году для различения основных оболочек Земли: литосферы, атмосферы, гидросферы. Однако автор не акцентировал внимание на ее роль и зависимость от планетарных параметров Земли. Только В.И.Вернадский заложил основы учения о биосфере, сформулировав идею экосистемной ее организации.

    Биосфера - это оболочка Земли, состав, структура и энергетика которой определяется прошлой и современной деятельностью живых организмов.

            Теперь давайте рассмотрим состав биосферы и заполним пропуски в схеме, используя текст учебника.

    Живое вещество играет колоссальную роль в преобразовании всех компонентов биосферы, лика и состава Земли и выполняет важные функции.

    Энергетическая функция. В основе лежит фотосинтетическая деятельность зеленых растений, которые аккумулируют солнечную энергию; за счет солнечной энергии протекают все жизненные явления на Земле (слайд 13).

    Газовая функция. Обуславливает миграцию газов и их превращение, обеспечивает газовый состав биосферы; в процессе функционирования живого вещества появляются основные газы: кислород, азот, углекислый газ, сероводород, метан и др.(слайд 14).

    Окислительно-восстановительная функция. Заключается в химическом превращении в основном, содержащих атомы с переменной степенью окисления (соединения железа, марганца и др.); в результате происходит превращение большинства химических соединений, при этом на поверхности Земли преобладают биогенные процессы окисления и восстановления (слайд 15).

    Концентрационная функция. Проявляется в извлечении и накоплении живыми организмами биогенных элементов окружающей среды; состав живого вещества существенно отличается от косного вещества планеты (слайд 16).

    Деструкционная функция. Обуславливает процессы, связанные с разложением организмов после их смерти, вследствие которой происходит минерализация органического вещества, то есть превращение живого вещества в косное; в результате образуются также биогенное и биокосное вещество биосферы. Мертвое органическое вещество разлагается до простых неорганических соединений (углекислого газа, воды, сероводорода, метана, аммиака и др.), которые вновь используются в начальном звене круговорота. Этим занимается специальная группа организмов - редуценты (деструкторы). 

            Биологический круговорот – обмен веществ и энергии между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью живых организмов и носящий циклический характер.

    Из множества связанных друг с другом круговоротов отдельных биогеоценозов складывается установившийся за многие миллионы лет глобальный биогеохимический круговорот веществ биосферы, поддерживающий устойчивость жизни на планете.

    Назовите известные вам химические элементы, включенные в активный круговорот живыми организмами?

    Кислород, углерод, фосфор, азот, кальций сера, магний и другие.

    Эти элементы называются биогенными (циклическими).

    Различают два типа биогеохимических круговоротов: круговороты газов (углерод, кислород, азот и др.) и осадочные круговороты (сера, фосфор, кальций и др.).

    Рассмотрим круговорот углерода (объяснение по таблице):

    Зеленые растения и фотоавтотрофные бактерии в процессах фотосинтеза и хемоавтотрофные бактерии в ходе хемосинтеза превращают углекислый газ и углеводы в другие органические вещества. Зеленые растения, фотоавтотрофные и хемоавтотрофные бактерии – продуценты в биогеоценозах. Одна часть органических веществ откладывается в виде запасов нефти, каменного угля, торфа, природного газа, гумуса. Другая часть потребляется гетеротрофами – консументами (животными, бактериями и грибами), в дальнейшем – большая часть его окисляется в процессе дыхания и брожения с освобождением углекислого газа. Трупы, экскременты, остатки гетеротрофов, растительный опад используются сапрофитами – редуцентами (бактериями, грибами) и также окисляются в процессе энергетического обмена. Большую роль в минерализации органического углерода выполняет горение. Углекислый газ поглощается автотрофами, замыкая цикл. Часть углекислого газа также депонируется, превращается в нерастворимые соли (карбонаты кальция и магния). Депонированный в виде топлива и гумуса органический углерод и депонированный в виде карбонатов неорганический углерод вовлекается в бактериальное окисление нефти, глубокое разрушение гумуса, растворение карбонатов кислотами, сжигание топлива и т.д.

    IV. Закрепление изученного материала

    Фронтальная беседа по вопросам:

    • Дайте определение понятию биосфера
    • Назовите структуру биосферы
    • Назовите функции живого вещества

    V. Домашнее задание

    Индивидуальные творческие задания:

    • Составьте модель “Круговорот кислорода в природе”
    • Подготовить сообщение на тему: «Вклад Вернадского в учение о биосфере»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока на тему: "Биологическое значение и применение галогенов и их соединений"

    Урок, презентация и приложения к открытому уроку по химии  9 класса  по УМК О.С. Габриеляна....

    План-конспект урока в 6 классе "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

    Сегодня Международный проект Глобальная школьная лаборатория" - это обучающая среда поддержки преподавания географии. Методической основой проекта является так называемые МИМы. МИМы - это мультимедийн...

    КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

    Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...

    КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

    данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...

    Конспект урока по теме "Атмосфера-воздушная оболочка Земли."

    Конспект  урока «Атмосфера- воздушная оболочка Земли» можно использовать на уроках природоведения в 5 классе....

    Тест-задания по теме "Биосфера. Географическая оболочка Земли"

    Тест-задания на тему "Биосфера" включают тестовую часть, а также задания на повторение темы.  Данный материал может быть использован на уроках географии как повторение ранее изученных тем, как пр...

    Тест-задания по теме "Биосфера", "Географическая оболочка Земли" 6 класс

    Задания этой самостоятельной  работы составлены на закрепления материала по темам. Являются хорошим тренажером. Тест-задания направлены как на совместную работу ученика (класса) с учителем на уро...