Главные вкладки

    Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».
    план-конспект урока по географии (6 класс)

    Киреева Татьяна Игоревна

    Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл biosfera_-_zemnaya_obolochka.docx24.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле.

    Границы биосферы».

    Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах.

    Предметные:

    сформулировать понятие «биосфера», «живое вещество», «круговорот веществ»;

    знать границы биосферы;

    уметь сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек и объяснять действие факторов, ограничивающих распространение жизни в разных сферах;

    сформировать представление об границах распространения жизни в сферах Земли;

    Метапредметные:

    активизировать познавательную деятельность обучающихся;

    развивать умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

    обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные;

    развивать умения задавать вопросы, анализировать информацию и делать выводы;

    создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы.

    Личностные:

    повышать активность учащихся, раскрывать их возможности;

    развивать интерес к предмету,

    воспитывать любовь и бережное отношение к природе; 

    способствовать осознанию красоты окружающего мира;

    воспитывать культуру умственного труда;

    воспитание чувства ответственности.

    Ход урока.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

    Предлагается набором слов. Необходимо их «озаглавить». Объясните почему они сгруппированы именно таким образом.

    1. Погода, климат, ветер, дождь, давление, солнце, воздух.
    2. Река, озеро, вода, море, течение, соленость, промилле.
    3. Вулкан, гора, кора, магма, землетрясение, гранит, базальт.
    4. Растения, животные, человек, органический мир, жизнь.

    Наша планета состоит из нескольких оболочек, или сфер (от греч. sphaira – шар). Твердая внешняя оболочка Земли называется литосферой (от греч. lithos– камень), воздушная – атмосферой (от греч. atmos – пар). Воды Земли, которые находятся в жидком, твердом и газообразном состоянии, объединяются в гидросферу (от греч. hydor – вода). Среда обитания живых организмов, в том числе человека, называется биосферой (от греч. bios – жизнь).

    Главное, что отличает Землю от других планет Солнечной системы – это наличие жизни. Объясните, почему в Солнечной системе жизнь существует только на планете Земля?

    Положение Земли в Солнечной системе, ее размеры и масса позволяют ей иметь воздушную и водную оболочки, состав которых благоприятствовал созданию условий для существования на ней жизни.

    Цифровой диктант.

    1. Биосфера состоит из живых и неживых компонентов.
    2. Биосфера — самая маленькая из всех оболочек, составляет всего 5 км.
    3. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы
    4. Среди живых организмов наиболее разнообразны по видовому составу растения.
    5. Живых организмов на планете около 3 млн. видов, которые размещены неравномерно.

    Ответ: 00101

    План урока.

    1. Что такое биосфера?
    2. Границы биосферы
    3. Разнообразие живых организмов (растений 500 тыс. видов, а животных свыше 1 млн.+ 1млн.насекомых)
    4. Закономерности распространения живых организмов.

    Усвоение новых знаний.

    Что такое биосфера?

    Оболочка Земли, заселённая живыми организмам

    Понятие “биосфера” впервые было упомянуто в книге “Гидрология” (1802 г.) французским естествоиспытателем Ж.Б.Ламарком.

    Термин “биосфера” был введен в 1875 году австрийским геологом, президентом Венской академии наук, профессором Эдуардом Зюссом.

     Выделил эту земную оболочку как самостоятельную и создал учение о биосфере один из крупнейших отечественных исследователей, академик В. И. Вернадский (1863-1945).

    Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников — голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц — полная тишина.

    Задание. Анализ рисунка 105 на странице 156

    Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 300 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.

    Подсчитайте, сколько лет прошло:

    от образования планеты до появления первых живых организмов;

    от появления первых живых организмов до появления растительности на суше;

    от начала развития птиц и млекопитающих суши до появления предков человека.

    Какую часть времени существования Земли занимает время существования на ней человека?

    Границы биосферы

    Задание.

    Эдуард Зюсс определял биосферу как “тонкую пленку на земной поверхности, которая в значительной степени определяет облик всей планеты”.

    Работа с учебником. Распространение живых организмов.

    - Прочитайте второй абзац на стр 156. Скажите, что не так с этим определением?

    Биосфера – пространство, в котором существует жизнь. Каковы же границы этого пространства?

     По теории академика В.И.Вернадского, верхняя и нижняя граница биосферы определяются факторами земной среды, которые делают возможным или невозможным существование живых организмов.

     Физическим пределом распространения жизни в атмосфере является озоновый слой, расположенный в среднем на высоте 20 км от поверхности Земли. Озоновый слой ограничивает распространение жизни, так как выше его концентрация ультрафиолетовых лучей превосходит допустимую для живых организмов. В океанах нижняя граница жизни достигает глубины свыше 10 км. По учению В.И.Вернадского, в литосфере нижняя граница биосферы проходит на глубине 3-3,5 км ниже земной поверхности и имеет нечеткий характер. Она определяется такой температурой земных недр, при которой жизнь невозможна. За такой предел Вернадский принял температуру +100о С.

     Таким образом, толщина биосферы составляет немногим более 20 км.

    Закономерности распространения живых организмов.

    Дискуссия.

    - Где условия будут самыми идеальными? Где сосредоточено большинство живых организмов?

    В современной биосфере жизнь в основном сосредоточена на земле и вблизи от нее.

    Границы существования живых организмов определяются наличием необходимых условий для жизни.

    - Что необходимо для существования?

    На существование живого в литосфере (твёрдой оболочке) и гидросфере (водах Мирового океана) влияет отсутствие света, кислорода, необходимой температуры для жизни. Живые организмы в литосфере встречаются на глубине 5 км, в гидросфере – на глубине около 11 км.

    Разнообразие живых организмов

    Задание. Кластер.

    Определите, о представителях какого царства живой природы идет речь? Заполните кластер царства живой природы. Приведите примеры организмов каждого из царств.

    Это мельчайшие живые существа, которые обитают всюду: в воздухе, воде, почве. Одни из древнейших организмов на нашей планете. Большинство из них использует в пищу готовые питательные (органические) вещества, разрушая мертвые остатки или паразитируя на живых организмах. (Бактерии)

    Характерная черта этих организмов состоит в том, что они способны самостоятельно создавать все необходимые им органические вещества, получая достаточно света, углекислого газа из воздуха и минеральных солей из почвы. (Растения)

    Представителей этого царства больше всего в природе. Практически все из них питаются готовыми органическими веществами. Отличает их от других организмов то, что они могут самостоятельно передвигаться. (Животные)

    Эти организмы неподвижны, но не могут сами создавать органические вещества, используя солнечный свет, углекислый газ и минеральные соли. Среди них выделяют шляпочные и плесневые. (Грибы)

    Приводит примеры организмов разных царств.

    Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

    Обсуждение.

    • Какие факторы ограничивают распространение жизни в разных сферах?
    • Что произойдет с живыми организмами на Земле, если исчезнет озоновый экран?
    • В гидросфере густо заселены верхние слои вод морей и океанов. Почему в Мировом океане с глубиной количество живых организмов сокращается?
    • Основная масса организмов, обитающих в литосфере, сосредоточена в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров, почему?

    ИНТЕРЕСНО.

    Сравнить рассказ как на стр.94 рис.61

    Общая масса живых организмов биосферы Земли составляет не более 0,1% массы земной коры. Если литосферу представить в виде каменной чаши массой 4 кг, то гидросфера вместилась бы в этой чаше и имела бы массу 400 г. Масса атмосферы была бы равна массе медной монетки, а масса живого вещества – почтовой марке. Однако миллиарды лет из поколения в поколение живые организмы перерабатывали вещество земных оболочек.

    Подведение итогов урока.

    Рефлексия.

    Сообщение домашнего задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок – путешествие по теме: «Разнообразие живых организмов» (5 класс)

    Данный урок целесообразно проводить в конце изучения природоведения, как урок-путешествие по изученным царствам живых организмов. Презентация поможет ученикам вспомнить и закрепить представителей царс...

    Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

    Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год.  Урок по...

    Урок « Разнообразие живых организмов».

    Конспект урока в 6 классе в соответствии требованиями  ФГОС...

    Поурочное планирование темы «Разнообразие живых организмов. Среды жизни» для обучения биологии с учетом ведущих типов восприятия информации школьников

    Данный материал представляет собой поурочное планирование темы "Разнообразие живых организмов. Среды жизни" биологии 5 - 6-х классов для работы с УМК серии "Сферы" и реализации дифференцированного под...

    Урок – путешествие в 5 классе по теме «Разнообразие живых организмов»

    Ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности....

    Урок – путешествие в 5 классе по теме «Разнообразие живых организмов»

    Ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности....

    Контрольная работа для 5 класса по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни»

    Контрольная работа для 5 класса  по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Работа для контроля и систематизации знаний по теме: «Разнообразие живых организмов....