Растительный и животный мир умеренных поясов
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Урок в рамках ФГОС 1. ФИО (полностью) Штина Светлана Валентиновна 2. Место работы МБОУ « СОШ с.Речное» Харабалинский район 3. Должность Учитель географии и химии 4. Предмет география 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в теме Биосфера. Номер урока в теме 3 7. Базовый учебник Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2012 год. Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса. Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний. Планируемые образовательные результаты: предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов. личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе. Воспитание эстетического восприятия природы. Тип урока – урок «открытия» новых знаний. Формы работы учащихся – индивидуальная, парная, групповая. Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shtinas.v.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 Растительный и животный мир умеренных  поясов

ФИО (полностью)

Штина Светлана Валентиновна

Место работы

МБОУ « СОШ  с.Речное» Харабалинский район

Должность

Учитель географии и  химии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

 Биосфера. Номер урока в теме 3

Базовый учебник

Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2012 год.

Цель  урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей  умеренного пояса.Способствовать  приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга»,  лиственные леса».

Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных  умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса.

метапредметные–  Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов.

личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся –   индивидуальная, парная, групповая.

Опорные понятия, термины: биосфера, степь,  тайга, лиственные леса.

Необходимые технические средства

  1. Интерактивная доска
  2. Учебник
  3. Атлас
  4. Карта полушарий.  Физическая карта России

Используемые ЭОР:

http://rutube.ru/tracks/3470758.html

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент.( 1 мин)

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Пожелайте друг другу удачи.

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности( 7 мин)

Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок.  Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля.

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»

-Какой раздел  мы сейчас изучаем?

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще  один тепловой пояс.

-послушайте отрывок .

(Николай Матвеевич Грибачев  «Сказки про зайцаКоську»)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

1. Назовите явление.( Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы?( Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие?( В умеренном.)

4.В какой природной зоне? Покажите эту зону на карте.

 Просмотрите отрывок из фильма «Дикая природа России».

-Ну а теперь попробуем сформулировать  тему сегодняшнего урока

-Чтобы вы хотели исследовать в этих зонах? Составим  план исследования.

 1. Месторасположение на карте.

 2. Климат  природных зон  умеренного пояса.

 3. Растительный мир  умеренного пояса.

 4. Животный мир  умеренного пояса

- Так как вы очень любите читать книги о природе, может быть, вы уже что-то знаете об этих природных зонах?

Этап 2. Изучение нового материала. 10мин

На протяжении урока вы будете работать в группах, каждая группа решать свою частичку проблемы, чтобы потом сделать один общий вывод.

Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Природная зона

Где находится

Климатические условия

Почвы

Растения

Животные

1 группа. Даёт характеристику зоны степей

2 группатайги

3 группалесов

Обсуждение результатов работы.

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка.  2 мин

Мы словно деревья».

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

5. Первичная проверка понимания(3 мин)

Игра « Отгадай природную зону»

  1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.
    2.  Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравится растениям. Эта природная зона самое богатое видами природное сообщество.

    3. Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это …   (Степь).  

  1. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.

6.Включение нового  знания в систему знаний и повторение.(8мин)

Задание 1.  Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с.131,133.134 И выданные вам гербарии растений. Ответьте на вопросы.

Базовый уровень

 – как приспособились растения и животные к жизни в  степи?

Повышенный уровень

 Сравните растения и животных широколиственных лесов и тайги

Высокий уровень

На конкретном примере докажите существование связи между условиями обитания и особенностями растений и животных выбранной вами зоны.

Задание 2.Используя представленные учителем иллюстрации составьте схему « Что дают человеку растения» в картинках.Обсудите полученные результаты.

( работа в парах)

            ?                              ?                 ?

Вывод :А ) пища   б)Топливо, строительный материал в)пастбища и сенокосы г) лекарственные растения

ИТОГ УРОКА

А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Задания разные, выбирайте то, что сможете выполнить. Время работы 5 минут.

Базовый

 А)Тест (индивидуальная работа)

 Б)  Повышенный - кроссворд

В) Повышенный – нарисовать условные знаки об особенностях степи:
1. отсутствие деревьев, основная растительность- это травы.
2. климат теплый, но мало осадков 300-450 мм/год.
3. сильные ветры
.

Рефлексия 2 мин

Учиться оценивать свою работу на уроке.

Оцените себя по критериям:

-я знаю особенности природной зоны  …..

- я знаю особенности природной зоны ……… и могу объяснить причины;

-я знаю особенности природной зоны ………, могу объяснить причины и научит

Самоанализ и самооценка ученика

  • Какое задание больше всего понравилось на уроке?
  • Какое задание вызвало затруднения? Почему?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Что вспомнили?
  • Где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

Домашнее задание:

Базовый уровень: стр 136 игра

 Повышенный уровень: Составьте кроссворд « Животные( растения) умеренных поясов» не менее 15 слов.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест

  1. Тайга  - это:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

2.Наибольшую площадь в России занимает зона:

а) арктических пустынь

б)тундр

в) тайги

г) лесов

  3. Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.

пихта

берёза

кедр

тайга

липа

сосна

смешанный и широколиственный лес

дуб

клён

4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:

а) теплее;

б) почва богата питательными веществами;

в) больше выпадает осадков.

  1. Растительный мир зоны степей представлен:

а) злаками и разнотравьем

б) мхами и лишайниками

в)кустарниками

Кроссворд « Леса умеренного пояса»

По вертикали:
1. Крупное травоядное животное.

2. Хищный зверь.

4. Травоядное животное, грызун.

6. Зверь, живущий в норах на берегах ручьёв и рек, строит плотины.

По горизонтали:
3. Ценный пушной зверь.

5. Дикая свинья.

7. Грызун, в дуплах деревьев запасает орехи и грибы.

8. Крупное копытное животное, сохранившееся в заповедниках
.

Кроссворд «Леса умеренного пояса»

1

2

3

5

6

4

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"

В 8 классе изучается курс географии "Природа России". Данный урок проводится после изучения общей характеристики природы. УМК: учебник И.И. Бариновой "География: природа России". Урок проводится в нет...

Лабораторная работа Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

Данную лабораторную работу провожу  в контексте темы: Общие принципы клеточной организации....

Растительный и животный мир России.

Цель урока:  I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на размещение природных зон по территори...

Растительный и животный мир России.

Презентация к уроку географии в 8 классе. Конспект урока тоже есть на сайте. Презентацию уменьшила с 25 до 9 Мб. Больше 3 Мб не загружает, поэтому последовательно выложу 4 части презентации....

Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир России. Цель урока:  I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влия...

"Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток"

Урок носит практический характер и предполагает проведение лабораторных работ:   виртуальной (для ознакомления учащихся с правилами приготовления микропрепарата) и с натуральными объектами (для в...