урок географии 5 класс по теме "План местности"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Тема урока

План местности

Автор учебника

И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Цели урока

Создание условий для усвоение темы «план местности»; для формирования  понятий: «план местности», «условные знаки», дать представление понятия «масштаб».

Задачи урока

Образовательные: сформировать представление о плане местности, масштабе;

 сформировать умение читать планы местности,

распознавать условные знаки,

учить выражать свою мысль;

учить анализировать, создавать образы, понятия.

Развивающие: создавать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания;

создать условия для развития у учащихся познавательного интереса;

создать условия для развития у учащихся монологической речи (описание плана по рисунку);

 Способствовать формированию ключевых компетенций (познавательной, информационной, коммуникативной) на различных этапах урока.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру;

воспитывать у учащихся культуру слушателя;

воспитывать культуру общения с одноклассниками.

Участвовать в формировании позитивного общения «учитель-ученик», «ученик-ученик»

Планируемые результаты:

Предметные:

 

 

 

Метапредметные:

Личностные:

 

 

 

 

Познавательные:

 

 

 

Регулятивные:

 

 

 

Коммуникативные:

 

Формирование представлений о плане местности. Формирование предметных умений читать условные знаки плана, составлять рассказ о местности, изображенный на нем, изображать план по описанию

формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.

Умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи.

Добывать новые знания, извлекать информацию, учиться работать с разными источниками информации, (учебник, атлас),  преобразовывать информацию из одной формы в другую, представлять информацию в виде плана.

 Самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения;

умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

способность работать в паре (в атмосфере сотрудничества)

 

Используемые технологии

Методы обучения

По уровню активности: активные методы (работа  с интерактивной доской)

По источнику получения знаний: словесные (рассказ учителя, диалог «учитель-ученик», наглядные (мультимедийная презентация, рабочие листы;

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрационный (информация на слайдах); проблемного изложения (постановка проблемы перед учащимися при введении темы); частично-поисковые (использование сведений из различных источников информации;

практическая работа.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Учебник, атлас, раздаточный материал, презентация, электронное приложение к учебнику.

 

 

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку

Мультимедийная презентация учителя, индивидуальный раздаточный материал.

Используемая литература, источники информации.

План и карта: учебное пособие / Н. Н. Петрова, Е.Е. Гусева, Т. В. Лиховат. – М. :Дрофа, 2004. (Темы школьного курса).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_mestnosti.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

План местности. 5 класс

Цели и задачи:

сформировать понятия: «план местности», «условные знаки».  Создать условия для развития познавательных интересов, умения читать план местности, составлять план по описанию.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Этап урока

мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала

урока

1

Приветствие учащихся.

Мотивация учебной деятельности

3

Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.

Чтобы определить тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд. Выделенное слово и будет темой нашего урока.

  1. Под стеклом сижу,

На север и юг гляжу,

Со мною пойдешь-

Дорогу найдешь.    

  1. Эта звезда всегда указывает на север.                            
  2. Определение своего местоположения  относительно сторон горизонта и отдельных объектов, называется…                                
  3. Виден край, да не дойдешь.                                

О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?

А вам приходилось в повседневной жизни сталкиваться с планом? Видели планы помещений? Обращали ли внимание на план школы, он есть на каждом этаже (план эвакуации).

Для чего они предназначены?

Подготовка класса к работе

Решают кроссворд

       

к

о

м

п

а

с

п

о

л

я

р

н

а

я

о

р

и

е

н

т

и

р

о

в

а

н

и

е

г

о

р

и

з

о

н

т

План… местности.

 Записывают дату и тему урока на листах.

Ответы учеников.

Подготовка учащихся к усвоению, актуализации опорных знаний

3

Какие цели мы поставим себе на уроке?

Для чего это мне понадобится?

Какие средства нам помогут достичь этих целей?

Ответы учеников  (узнать, …

Работа в парах (рассказать друг другу  и учителю, что они надеются получить от этого урока).

Ответы учеников. Учебник, атлас, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику...

Изучение нового материала

10

Так что же такое план местности?

Слайд.

Структурно - логические схема.

1.Что это? Это изображение (чертеж)

2.Что изображается? Участок местности.

3.Чего? Земной поверхности.

4.Показывается большой участок местности? Нет.

5. Этот участок на плане имеет такие же размеры как в действительности? Нет. Меньше.

6. Что за символы показаны? Условные знаки.

Задание учащимся.

Изобразить на тетрадном листе план школы в реальную величину? Возможно? Почему?

Что нужно сделать, чтобы данное задание

выполнить?

Вот мы подошли к понятию  - Масштаб.        

Масштаб-степень уменьшения объектов на карте, плане, относительно их размеров на земной поверхности.

Прочитать в атласе на с 20 определение масштаба.

В атласе на с 21, внизу мы видим виды масштаба. С ними мы подробно познакомимся в 6 классе. А сегодня я сама прочитаю данный масштаб.

Одна десятитысячная, что означает, один сантиметр на плане соответствует 10 000 см на местности. Значит изображение местности уменьшено во сколько раз?

Условные знаки - графические символы, с помощью которых обозначают различные объекты.

Это язык плана.

Чтобы научиться читать, сначала нужно выучить буквы. А чтобы научиться читать план или карту, нужно знать условные знаки.

Задание на листе. Попытайтесь подписать названия условных знаков, не пользуясь, какими либо источниками информации.

Теперь откройте учебник на с.84 и сравните свои ответы с рис.99. Есть из вас, кто все знаки определил правильно? С 1-2 ошибками?

Вы  заметили, что знаки очень похожи на сами предметы, объекты? Приведите примеры таких знаков.

Каждому объекту соответствует определенный цвет: лес-зеленый, (какие еще объекты зеленого цвета?)

река, озеро, болото- голубые.

Люди, каких профессий в своей деятельности используют планы, карты?

Слайд презентации (геодезисты)

Геодезисты проводят топографические съемки, используя различные приборы: теодолиты, нивелиры, тахометры…

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Составляют схему

Используя схему, дают определение плану.

План-это уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности с помощью условных знаков.

Работа в парах.  Сказать определение плана друг другу.

Нет.

Уменьшить размеры школы.

Читают определение масштаба.

Работа с атласом, с 21.

В 10 000 раз.

Выполнение задания - подписать условные знаки, изображенные на листах, не пользуясь никакими источниками информации.

Сравнивают свои ответы с рис. учебника. Самопроверка.

Поднимают руки.

Озеро, дерево…

Кустарник, фруктовый сад.

Военные, строители, малая авиация…

Выполняют движения.

Первичная проверка усвоения знаний

10

Работа с электронным приложением. Установить соответствие между условными знаками и их значением.

  Возьмите на парте раздаточный материал и выполните задание. Замените выделенные слова условными знаками.

Работа с рисунком учебника 98 на с.84.

Какие объекты показаны на этом плане?

Составьте по этому рисунку небольшой рассказ, не забываем использовать стороны горизонта при описании.

Кто желает ответить?

Выполнение заданий учащимися на интерактивной доске.

Работа в парах.

Учащиеся перечисляют объекты плана.

Учащиеся работают в парах. 

Учащиеся слушают описание плана.

Первичное закрепление знаний

6

Составьте план по описанию.

 При изображении местности, нужно помнить, условные знаки должны быть одинаковые по форме, величине и цвету.

Составление плана местности по описанию.

Контроль и самопроверка знаний

2

Кто желает показать свою работу?

Прикрепить на доске работы учащихся.

Какой план на ваш взгляд самый удачный?

Самопроверка.

Комментарии учеников.

Подведение итогов урока. Рефлексия

3

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли мы их? Все ли нам удалось?

На уроке Я…

  • Узнал…
  • Понял…
  • Научился…
  • Самый большой мой успех-это…
  • Значительные трудности я ощутил…
  • Я не умел, а теперь умею…
  • Я изменил свое отношение к…
  • На следующем уроке я хочу…

Ответы учащихся.

Устная рефлексия, произносят по схеме…

Информация о домашнем задании

2

 На выбор:

1.Учебник с. 84

2.Контурная карта задания на с. 12 или 13

3.Придумать несуществующие условные знаки.

(бассейн, хоккейная коробка…библиотека)

4.Придумать описание плана местности.

Записывают д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии в 6 классе "Как составить план местности".

Урок комбинированного типа. Презентация включает пояснение к работе с карточками (географическое лото) и обяснение нового материала....

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

Урок географии в 5 классе на тему "Ориентирование на местности".

Цель урока:сформировать представление о способах ориентирования на местности;учиться с учащимися определять азимут.Задачи урока:ü     образовательные: ввести новые понятия план мес...

Урок географии в 5 классе. Учимся с «Полярной звездой». Составляем план местности

Урок географии в 5 классе "Составляем план местности" разработан в соответствии  тематической структуре учебника для 5-6 классов линии "Полярная звезда". На уроке проводится работа с основными эл...

конспект урока географии 5кл. "Ориентирование на местности"

цель урока- сформировать знания учащихся о способах ориентирования на местности, развитие навыков работы с компасом...

Карточки для учащихся к уроку географии по теме "План местности и их чтение"

Карточки можно использовать для работы на уроке, а так же для проверки полученных знаний....