конспект урока географии 5кл. "Ориентирование на местности"
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Еланцева Анастасия Александровна

цель урока- сформировать знания учащихся о способах ориентирования на местности, развитие навыков работы с компасом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение                        
Средняя общеобразовательная школа №6

Имени Героя России Шерстянникова Андрея Николаевича
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

Урок географии по теме:

«Ориентирование на местности»

5класс

C:\Users\1\Desktop\2GJstNB6P8s.jpg

учитель  географии: Еланцева А.А.    

2017-18 уч. год

Технологическая карта урока

  1. ФИО учителя: Еланцева Анастасия Александровна, учитель географии  МКОУ СОШ №6 имени Героя России Шерстянникова А.Н.
  2. Класс: 5
  3. Тема урока: «Ориентирование на местности».
  4. Учебник:    Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.  и др. «География 5-6 кл. – М.: «Просвещение», 2015г.
  5. Методы обучения: частично- поисковый, проблемный, практикум
  6. Тип урока: Урок открытия нового знания
  7. Формы работы: Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Цель урока: Сформировать знания  о способах определения своего местоположения относительно сторон горизонта, показать важность умения ориентироваться. Ввести понятия  «ориентирование»,  « компас», «стороны горизонта». Самостоятельно изготовить компас из подручных материалов.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование умений характеризовать конкретные способы ориентирования; овладение навыками пользования компасом.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развивать умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков  коммуникативной компетентности; осознают, что умения ориентироваться на местности  пригодятся в жизни.

Урок проводился в 5-а классе для родителей в День Открытых Дверей. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его  личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, практическая деятельность на уроке позволяет максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес, стимулировать коммуникативно - речевую активность.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

1. Приветствие

2.Проверка готовности

3. Организация внимания

Приветствие учащихся

Внешний вид учеников, состояние рабочего места.

Приветствие учащимися учителя

Этап целеполагания

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Отрывок из рассказа М, М. Пришвина «Кладовая солнца» (Приложение 1)

Вопрос: О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Открываем тетради, записываем тему урока: «Ориентирование на местности» (слайд №1)

Определяем цели, сравниваем с целями на слайде (слайд  №2)

Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем.

Учащиеся предлагают свои варианты темы урока и его цели.

Предполагаемые ответы детей: о компасе, о том, как ориентироваться

Актуализация знаний

- А для чего нужно уметь ориентироваться?   Людям  каких профессий это необходимо? Пригодятся ли вам знания в вашей дальнейшей жизни?

Учитель ведет диалог.

Учащиеся слушают, принимают участие в обсуждении.

Этап усвоения новых знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

Введение понятий.

Первичное закрепление знаний.

 

-   Что значит ориентироваться?

Ориентирование – определение своего местоположения относительно сторон горизонта. (слайд № 3)

- Основные направления – с, в, ю, з;

 - Промежуточные -  св, юв, юз, сз;

Работа в тетради – обозначьте основные и промежуточные стороны горизонта.

по учебнику.   Стр.30 учебник. Рис. 19

Работа в группах по теме: «Как определить стороны горизонта по местным признакам» (работа с раздаточным материалом)

Задание по группам (Приложение 2)

Учитель координирует работу групп. Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы.

Отчет групп о проделанной работе

Задание: Заполните таблицу, используя предложенные местные признаки. (индивидуально)

Кора берез светлее, более крутая сторона муравейника, обильнее смола на стволах хвойных деревьев, снег раньше тает весной на склонах, гуще лишайник на стволах, грубее кора деревьев.

Самопроверка.

На север

На юг

Грубее кора деревьев.

Кора берез светлее

Гуще лишайник на стволах

Обильнее смола на стволах хвойных деревьев

Более крутая сторона муравейника

Снег раньше тает весной на склонах

Обобщение знаний по теме (слайд №4)

1.Записывают определение в тетрадь

2. Обозначают основные и промежуточные стороны горизонта  в тетради

Работают в группах с раздаточным материалом, выбирают информацию, делают расчеты, готовят выступление

Представляют свой материал, объясняют, предлагают схемы, рисунки.

Выполняют самостоятельно задание

Физкультминутка

Встаньте лицом на север и определите:

А) в какую сторону горизонта обращены окна нашего класса ……………………. (повороты)

Б) направление, в котором находится дверь класса………………………………………(повороты)

В) в каком направлении от окна расположен стол учителя (повороты)

Учащиеся выполняют упражнения

И отвечают на вопросы учителя.

 Практическая часть

Загадка:

На ладонь он ляжет весь. 
Не часы — а стрелка есть. 
Он в дороге пригодится, 
С ним нигде не заблудиться .  
(компас) – демонстрация компаса

История компаса (Приложение 3)  сообщение ученика (слайд №5)-древний китайский компас

Правила пользования компасом (слайд № 6)

Задание: Сориентировать компас (работают парами) Что это значит?    

Сориентировать компас – это значит расположить его таким образом, что бы синяя стрелка была направлена на север, а красная на юг

Как сделать компас из подручных материалов  (работа по группам)

 Инструкция (Приложение 4)

  Инструкция по изготовлению компаса  и все необходимые материалы на столах.

Проверить, совпадает ли конец иглы, созданного вами компаса со стрелкой компаса, указывающей на север.

Тест по теме «Стороны горизонта, ориентирование» (индивидуально)

1.Сколько существует основных сторон горизонта:

А-1; Б – 4; В – 6; Г – 8;

2.Как называется умение находить стороны горизонта:

А – ориентированием; Б – навигацией; В – масштабированием;

3.Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева:

А – северо – запад; Б – восток; В - юг; Г - запад;

4. Сторона горизонта противоположная востоку:

1 – юг; 2- север; 3 – запад; 4 – восток;

5. допишите названия сторон горизонта противоположных данным

1. север - ……………….

2. юго - восток -………………….

3.северо – восток - …………………….

Выполняют задание, отвечают на вопрос учителя

Работают группой

Учащиеся выполняют тест самостоятельно, с взаимопроверкой.

На доске ключ к проверке.

Поставь себе оценку

«5» - 5 баллов

«4» - 4 - 3балла

«3» -  2 и меньше балла

Итоговый этап.

Оценка ответов учащихся за урок.

Учитель выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся.

Учащиеся заполняют листочки, на которых оценивают свое усвоение материала на уроке.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Учитель дает домашнее задание и комментирует его.

  1) П 8, 2)рисунок или фотографии различных видов компаса, 3) найти что такое «румбы», «азимут»

Отмечают обязательное, дополнительное домашнее задание и по выбору. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию

Рефлексия.

– достигли ли мы целей урока?

- пригодятся ли вам полученные на уроке знания?

- сможешь ли ты объяснить, при необходимости, материал урока своему товарищу?

Спасибо за работу!

Учащиеся оценивают свою деятельность

Приложение 1

Митраша, герой рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца» не раз спрашивал отца:

    - Всю жизнь ты ходишь по лесу,  и  тебе лес известен весь,  как ладонь.

    -Зачем же тебе еще нужна эта стрелка?

    - Видишь,  Дмитрий Павлович,  - отвечал отец, - в лесу эта стрелка тебе

добрей матери: бывает, небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты определиться не можешь, пойдешь наугад - ошибешься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку - и она укажет тебе, где твой дом. Пойдешь прямо по стрелке домой, и тебя там покормят. Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как ее ни верти, все на север глядит.

Приложение 2

Задание для группы №1

Как найти полярную звезду?

Задание: Внимательно прочитайте информационный материал, подготовьте выступление для ребят о том, как найти полярную звезду и по полярной звезде определить стороны горизонта

C:\Users\1\Desktop\Orient.jpg

Таким образом, если мы встанем лицом к полярной звезде, то спереди будет север, за спиной – юг, справа – восток, а слева – запад.

Для поиска Полярной звезды нам нужны два ориентира — Мерак и Дубхе. Именно в такой последовательности их нужно мысленно соединить друг с другом и продолжить эту прямую дальше, а затем отложить на ней пять расстояний, равных расстоянию между Мераком и Дубхе.Большой Ковш

На конце пятого отрезка и окажется Полярная звезда. Находится Полярная звезда в ручке Малого Ковша созвездия Малой Медведицы

Задание для группы №2

Определить стороны горизонта по местным признакам. Выступить перед ребятами с сообщением

C:\Users\1\Desktop\slide_6.jpg

C:\Users\1\Desktop\images (1).jpg

C:\Users\1\Desktop\Рисунок2.jpg

C:\Users\1\Desktop\Рисунок1.jpg

C:\Users\1\Desktop\slide_19.jpg

C:\Users\1\Desktop\Без названия.jpg

Задание для группы №3

Как определить стороны горизонта по солнцу. По солнцу, используя часы? Приготовьте выступление для ребят.

C:\Users\1\Desktop\images.jpg

C:\Users\1\Desktop\28b9067f8fe09a8179b0ae4ad03d7ce4.jpg

Для определения сторон света необходимо:

  1. Разместить часы горизонтально.
  2. Повернуть часы так, что бы часовая стрелка была направлена на Солнце.
  3. Мысленно разделить угол между часовой стрелкой, направленной на Солнце, и цифрой 1 (один, час дня) пополам – эта линия укажет нам Юг, соответственно с противоположной стороны будет Север.

Определение сторон света по часам и Солнцу

Определение сторон света по часам и Солнцу

 

До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00, а после полудня — ту дугу, которую она прошла после 13.00

Приложение 3

История создания компаса

Согласно историческим данным, изобретение компаса произошло в эпоху правления китайской династии Сун и было связано с необходимостью ориентироваться в пустыне. В III веке до н.э. китайский философ Хэнь Фэй-цзы описал устройство компаса его эпохи следующим образом: он представлял собой шарообразную, тщательно отполированную в выпуклой части, разливательную ложку, состоящую из магнетита с тонким черенком.

На тщательно отполированную медную или деревянную пластину ложкаустанавливалась своей выпуклой частью так, чтобы черенок не касался пластины, а располагался свободно над ней. При этом ложка должна свободно вращаться вокруг оси своего основания.

На пластину наносятся обозначения сторон света, представляющие зодиакальные знаки. Ложку приводили во вращение, подталкивая черенок ножки. Когда ложка остановится, черенок, выполняющий роль магнитной стрелки, указывает точно на юг.

Значительно усовершенствованный вид компас приобрёл в начале XIV века благодаря итальянцу Флавио Джойя. Он надел магнитную стрелку на вертикальную шпильку, а стрелку прикрепил к лёгкому кругу — картушке, разбитому по окружности на 16 румбов. А в XVI веке картушку и коробку со стрелкой поместили в кардановый подвес, чтобы избежать влияния качки корабля на показания компаса.

Происхождение слова «компас», по-видимому, связано со старинным английским словом compass, которое означало в XIII—XIV вв. «круг».

Приложение 4

Как сделать компас

инструкция

Итак, вам понадобятся: ёмкость для воды, иголка и кусочек любого плавучего материала (пенопласт, губка, пробка или простой лист)

 Берём ёмкость и наливаем в неё воду. Затем достаём иголку и намагничиваем один её конец: для этого можно использовать магнит, а при его отсутствии — ткань или даже собственные волосы. Теперь намагниченную иголку устанавливаем на кусочек плавучего материала и опускаем в ёмкость с водой. Через некоторое время наша игла-стрелка перестанет колебаться, и её намагниченная сторона будет указывать с юга на север

Список источников информации:

  1. Учебник:    Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.  и др. «География 5-6 кл. – М.: «Просвещение», 2015г.
  2. Geografia.​ru (Источник).
  3. Википедия (Источник).
  4. Конспекты  уроков с сайтов Инфоурок, Социальная сеть работников  образования nsportal.ru , педагогическое сообщество Урок.РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

Презентация к уроку Повторение темы Ориентирование на местности 6 класс длядетей с ОВЗ

Презентация расчитана на целый урок и охватавает все темы раздела Ориентирование на местности. Предназначена для обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Рекомендуется ска...

открытый урок на тему: "Ориентирование на местности"

Тема занятия: «Ориентирование на местности»Цель  занятия: формирование навыков ориентирования на местности. Задачи:- Определять понятия стороны горизонта, ориентирование.- С...

Конспект урока по теме "Ориентирование на местности"

Конспект урока  поможет учитлю географии подготовить и провести урок в 5 классе....

Карточки для учащихся к уроку географии по теме "План местности и их чтение"

Карточки можно использовать для работы на уроке, а так же для проверки полученных знаний....

Конспект урока географии в 5 классе "План местности"

Конспект урока "План местности" по географии (5 класс)  в основе которого лежит системно- деятельный подход....