Конспект урока по теме "Ориентирование на местности"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Логинова Татьяна Вячеславна

Конспект урока  поможет учитлю географии подготовить и провести урок в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1_-_orientirovanie_na_mestnosti.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название УМК: программа Е. М. Домогацких.                  Предмет: «География».             Класс: «5»

Тема урока: Ориентирование на местности. Практическая работа № 5 «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Цель урока: 

Образовательная: Познакомить учеников со способами ориентирования на местности.

Развивающая:

1.Развитие учебных навыков работы с текстом, картами, слайдами, интернет ресурсами.

2. Развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу для создания электронной презентации.

3. Формирование универсальных учебных действий: наблюдать, сравнивать, анализировать. Рассуждать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная:

1.Воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь своё собственное мнение, уважать одноклассников.

Здоровьесберегающая: Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Метапредметные умения

Предметные умения

- ставить учебную задачу под руководством  учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- выявлять причинно-следственные связи;

- определять критерии для сравнения фактов, явлений;

- выслушивать и объективно оценивать другого;

- уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Умение определять:

- стороны горизонта.

Оборудование: атлас (стр.18-19), учебник,  компасы (10 шт), ноутбук (3 шт: 1 из которых  имеет выход в интернет), проектор, тесты в двух вариантах, карточки, презентация, кроссворд, список понятий

Учебные понятия (на доске):

Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта компас, румбы (страны света).

Этап урока

Время, мин.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Оргмомент. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.

2

минуты

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Я очень рада вас видеть. Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке помогут вам в жизни.

-   Посмотрите на эти картинки (глобус, географическая карта, физическая карта мира, аэрофотоснимки, космические изображения).  

- Как вы думаете, почему именно эти снимки я сегодня разместила перед вами? (изучали на прошлом уроке и должны проверить домашнее задание)

- А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили то, о чём мы узнали на прошлом уроке

Фронтальная форма работы.

-Эмоциональный настрой детей на изучение нового материала.

- Формирование регулятивных УУД (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности деятельности); коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, управление поведением партнёра (контроль, оценка его деятельности), умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Актуализация знаний.

10

минут

Цель: Проверка усвоения ранее изученного материала по теме «Глобус и карта».

1. Работа по карточкам – (Васильев Женя, Гаспарян Артак, Евко Никита, Самонин Влад, Телицына Настя, Чурсина Алина, Шарапов Артём, Фёдоров Влад).

2. Работа по карточкам – (Абдуллаева Диана, Боросин Максим, Ирсалиева Юля, Черникова Настя).

3. Работа с компьютером (Бакаева Ира, Мишонин Юра).

- Какую оценку тебе поставил компьютер? Ира, как ты думаешь, объективно ли оценил твои знания компьютер?

4. Устная работа (Вербицкая Вика, Городецкая Алиса, Денисова Ирина, Матвеева Кристина, Пастухов Артём, Петрова Катя, Пуцыкович Саша, Фёдоров Влад):

1) Как вы понимаете, что такое глобус?

2) Объясните, что такое географическая карта?

3) Как вы думаете, что обозначается на географической карте оттенками синего цвета? (моря и океаны) 

- Зелёного? (низкие равнины) 

- Жёлтого? (приподнятые равнины).

- Коричневого цвета? (горы)

4) Сравните глобус и географическую карту (глобус - шарообразная модель Земли практически без искажений, карта – плоский чертёж с искажениями)

5) Как вы думаете, почему на карте появляются искажения изображения земной поверхности? (Земля имеет форму шара и изобразить её без искажений невозможно)

6) Объясните, почему на географической карте отражено больше информации, чем на глобусе?

Применение инновационных технологий (использование ресурса интернета)

Тестирование, индивидуальная, использование дифференцированных заданий

Работа с картой, работа в парах

Работа с компьютером

Фронтальная работа (беседа по вопросам)

Беседа с учениками по итогам работы

Устная работа с учениками

Самооценка

«5» - 5 правильных ответов

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

Взаимопроверка

«5» - 3 правильных ответа

«4» - 2 правильных ответа

«3» - 1 правильный ответ

Самостоятельная работа

55-69% - «3»

70 – 80% - «4»

81-100% - «5»

Включение учащихся в обсуждение ответа.

- Формируемые УУД: регулятивные – оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы); логические УУД – построение логической цепочки рассуждений); коммуникативные - управление поведением партнёра (контроль, оценка его деятельности), умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Первичное усвоение новых знаний

3

минуты

Отгадайте ребус: (ориентирование)

                         

                            О                       ,,

ОРИ     http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=20368030-21-72&n=21  И http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=283370576-29-72&n=21  НИЕ

- Какая у нас сегодня будет тема урока?

- Что бы вы хотели узнать об ориентировании?

- Как вы считаете, для чего нам нужны знания об ориентировании?

Цель: Узнаем, что такое ориентирование. Научимся работать с компасом.

- Как вы считаете,  зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам пригодятся знания по теме? (Чтобы не заблудиться в незнакомой местности)

-Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя. А в конце урока, ребята, мы с вами ответим на один хитренький вопрос: Можем ли мы в своей жизни прожить без ориентирования?

  1. Ориентирование.

1)  Как вы понимаете, что такое ориентирование? (определение своего местоположения относительно сторон горизонта)

- В переводе с латыни «ориенс» означает «восток». При чём тут восток? (Первое направление, которое человек научился определять был восток. Нет ничего проще:  где встаёт солнце – там и восток).

- А какие ещё стороны горизонта вы знаете? (север, юг, запад).

ФИЗМИНУТКА (давайте попробуем сориентироваться в классе)

- Где у нас утром восходит солнце? (потянули ручки на восток. Поманили его  к себе)

- Дальше Солнце идёт на …. (запад). Поможем Солнышку найти запад (помахали ему «до свидания»).

- Скоро у нас наступит зима. Она придёт к нам с севера (позовём её).

- А птичкам холодно и они улетают на юг (проводим птиц)

 

- Садитесь ребята и найдите в учебнике как по-другому называются стороны горизонта?

-  Как вы считаете, что такое румбы? Найдите это понятие в учебнике. (Стороны горизонта по-другому называются страны света или румбы.)

- Как определить румбы на местности?  

- Как вы думаете, как человек может ориентироваться на местности?

2. Ориентирование на местности.

1 группа - ориентирование по Солнцу.

2 группа – ориентирование по звёздам.

3 группа - ориентирование по местным признакам.

ВЫВОД: Хорошо, ребята. Я поняла вас так, вы хотели сказать, что существует несколько способов ориентирования на местности.

 - Ребята. Как вы считаете, а есть ли какой-нибудь специальный прибор для ориентирования? (есть. Компас)

3. Ориентирование по компасу.

- Он был изобретён в Китае. Это был простой и надёжный прибор.

- И  хотя он всем известен, давайте вспомним правила пользования компасом.

- Вы сейчас будете работать в парах с материалом учебника и компасами. А вы уже сами друг с другом договоритесь, как вы будете работать (кто первым из вас будет читать, а кто работать с компасом, или вы будете работать вместе)

Практическая работа № 5 «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

- А теперь давайте проверим, как вы умеете ориентироваться по компасу.

- Слушаем, правильно ли он говорит.

- А теперь вспомните, на какой вопрос мы должны были с вами ответить?

- Как вы думаете, можем ли мы в своей жизни прожить без ориентирования?

Диалог

Диалог

самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная.

Частичное использование презентации

фронтальная работа

Устная работа

Работа с учебником

Работа в группах

Работа в парах

демонстрация

Включение учащихся в обсуждение ответа.

самостоятельная работа

Объяснение правил работы с компасом

- Формируемые УУД: личностные - смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; регулятивные - целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно, прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний), саморегуляция – способность к мобилизации сил и нергии и преодолению препятствий; познавательные  - общеучебные (поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решений задач, рефлексия способов и условий действий, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов, определение основной и второстепенной информации); логические – построение логической цепочки рассуждений, доказательство), самостоятельное создание способов решения проблем; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий), мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проверка понимания.

5

минут

Цель: Проверим  усвоение материала.

- Посмотрите, сколько новых слов сегодня мы с вами услышали. Давайте закрепим эти понятия. Нам в этом поможет кроссворд.

- Вам надо определить зашифрованное слово (ориентирование).

1. Кроссворд:

1 – Сторона горизонта или страна света по-другому называются - …. (румб)

2 – Полярная звезда всегда показывает путнику где… (север).

3 – Одна из сторон горизонта (восток)

4 – Прибор, с помощью которого можно определить стороны горизонта (компас)

2. -  Какое главное слово у нас получились? (Ориентирование)

- Молодцы, ребята!

Работа с доской

индивидуальная

Формируемые УУД: регулятивные – оценка (выделение и осознание качества и уровня усвоения); коммуникативные - разрешение конфликтов.

Рефлексия

2 мин

Цель: подведение итогов урока.

- Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, поняли что такое ориентирование?

- Оцените свою работу сегодня на уроке?

- Кого вам хочется похвалить за работу на уроке?

- Что вы для себя взяли из урока?

- Молодцы, ребята! Я думаю, вы в жизни не потеряетесь!  Вы очень хорошо сегодня работали: показали  себя, свои знания. Меня не подвели. Умнички, вы мои!

- А домашнее задание поможет вам закрепить знания.

- Прочитайте в модулях, что вам задано.

Диалог

Самоконтроль:

22 - 24 баллов «5»;

18-21 балла – «4»;

12 - 17 баллов- «3»

- Формируемые УУД: личностные - нравственно-этическая ориентация, регулятивные -  оценка результатов работы; познавательные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, коммуникативные – контроль, коррекция и оценка действий партнёра, владение монологической и диалогической формами речи.

Д/З

2

минуты

1. Подготовиться к повторению.

2. Дополнительное творческое задание

- Изготовить модель компаса из бумаги, пластилина или других материалов.

- Подготовить презентацию для урока повторения по понравившейся вам теме.

Задания дифференцированного задания, задания контекстного характера, для решения которых необходима информация.

Объяснить домашнее задание

Запись задания в дневник

- Формируемые УУД: регулятивные - планирование деятельности, познавательные – поиск и выделение необходимой информации, коммуникативные – сотрудничество в поиске и сборе информации.

Логинова Татьяна Вячеславна, учитель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курманаевская средняя общеобразовательная школа» с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка в 9 классе по теме "Жизнь в городе и в сельской местности".

Урок построен на обсуждении вопрса "Где жизнь лучше в городе или в сельской местности?"  Город рассматривается на примере Вашингтона. К уроку есть звуковая презентация....

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

План-конспект урока географии "Ориентирование на местности" 6 класс ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА по теме "Ориентирование на местности" 6 класс по ФГОС (линия учебников Е.М. Домогацких)...

Конспект урока по физической культуре для учащихся 7 класса по теме: " Элементы туризма и оринтирования на местности"

Данная разработка поможет учителю подготовить учащихся  к туристической деятельности, даст возможность на практике отработать туристические элементы...

Конспект урока "Равнины суши. Рельеф своей местности"

Тема: Равнины суши. Рельеф своей местности.Цели урока: Образовательные:продолжить формирование у учащихся представления об основных формах рельефа суши;познакомить с новыми понятиями и определениями;д...

План – конспект урока. «Ориентирование на местности».

В материале план - конспект урока по географии 6 класса, составленнный в соответствии с требованиями ФГОС....

конспект урока (технологическая карта) " План местности и географическая карта"

На уроках географии в 5 классе каждый урок-это открытие новых знаний  о географии, потому что является фундаментом географических знаний  и практической деятельности....