конспект урока (технологическая карта) " План местности и географическая карта"
план-конспект урока по географии (5 класс)

На уроках географии в 5 классе каждый урок-это открытие новых знаний  о географии, потому что является фундаментом географических знаний  и практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_mestnosti_i_geograficheskaya_karta.docx75.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2 города Чадан»

 Дзун-Хемчикского кожууна

Разработка урока по теме:

«План местности и географическая карта»

в 5 «б» классе.

                                                                                           Учитель географии :

                                                                                           Ооржак Айланмаа Кавайевна,

                                                                                            высшая категория

         

                                                          2018-2018 учебный год


Тема урока: «План местности и географическая карта».

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Цель урока: создать условия для усвоения и осмысления понятия план местности, географическая карта умения читать план местности, составлять план по описанию.

Задачи урока:

Образовательные: ввести новые понятия план местности, географическая карта, дать первоначальные сведения об условных знаках,; показать практическую необходимость полученных знаний.

Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, географической картой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие внимания, памяти, логики и интеллекта. Различать изученные географические объекты.

Воспитательные: осознание практической значимости географических знаний.

Планируемые результаты:

УУД

Личностные: понимание значение условных знаков для применения жизни и деятельности человека;

Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель, осуществляют смысловое чтение, переводят текст на условные знаки, устанавливают отношения между данными и вопросом, составляют алгоритм построения плана местности, проверку и оценку выполнения задания, умеют читать масштаб карты, плана местности.

Регулятивные: умеют составлять план действий, осуществлять само- и взаимоконтроль и его результаты с заданным эталоном, оценивать, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные:  умеют строить понятные для партнера высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения, задавать вопросы, слушать и слышать собеседника, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь, рефлексию своих действий, строить в паре  продуктивное взаимодействие.

Образовательные ресурсы:

Этап урока

мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала

урока

1

Приветствие учащихся.

Приветствие.

Мотивация учебной деятельности

4

3

1.Организационный момент. Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.

2. Повторение. Игровой момент «мозговой штурм».
На прошлом уроке рассмотрели новую тему и познакомились с новыми понятиями, давайте их вспомним (за правильный ответ учащиеся получают звездочку).

1 звено: при помощи сигнального круга отвечают на вопросы.(показывают сигнальный круг)
1.Покажи сторону горизонта, где восходит солнце.

2Покажи сторону горизонта, где солнце заходит.

3Если человек стоит лицом к югу, то какая сторона горизонта будет справа?

4 Какая сторона горизонта расположена напротив севера?

2 звено: цифровое задание. Под номерами перечислены местные   признак природы, которые позволяют определить стороны горизонта.

1.Мох на стволах деревьев.

2.Муравейник у дерева.

3. Таяние снега ранней весной на склонах.

4. Ветви на деревьев короче.

3 звено: буквенное задание. Выпиши в рамочку цифры по порядку, начиная с наименьшей, вместе с буквами и прочитай слово

3.Сообшение новой темы.Чтобы определить тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд. Выделенное слово и будет темой нашего урока.

  1. Под стеклом сижу,

На север и юг гляжу,

Со мною пойдешь-

Дорогу найдешь.    

  1. Эта звезда всегда указывает на север.                            
  2. Определение своего местоположения  относительно сторон горизонта и отдельных объектов, называется…                                
  3. Виден край, да не дойдешь.    

  Отгадать загадки
1) Страны без людей
Города без домов 
Лес без деревьев 
Море без воды…
2) Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –На одном листе бумажном
- Что это такое? (географическая карта) 
Итак, что мы будем сегодня изучать? Сформулируйте тему урока

План местности и географическая карта

План урока:

1.Изображение земной поверхности в древности;

2.План местности

3. Географическая карта
    А вам приходилось в повседневной жизни сталкиваться с планом? Видели планы помещений? Обращали ли внимание на план школы, он есть на каждом этаже (план эвакуации).

Для чего они предназначены?

Подготовка класса к работе

             

Север

Юг

4

8

1

6

2

10

5

7

9

3

А

Н

М

Е

У

К

В

Й

И

Р

Решают кроссворд

к

о

м

п

а

с

п

о

л

я

р

н

а

я

о

р

и

е

н

т

и

р

о

в

а

н

и

е

г

о

р

и

з

о

н

т

План… местности.

 Записывают дату и тему урока на листах.

Ответы учеников

План местности-это изображение небольшого участка земной поверхности в виде планов.

Географическая карта- это уменьшенное изображение поверхности Земли или её частей на плоскости при помощи масштаба и условных знаков. В географической карте, как в глобусе есть линии меридиан и параллель.

Подготовка учащихся к усвоению, актуализации опорных знаний

Какие цели мы поставим себе на уроке?

Для чего это мне понадобится?

Какие средства нам помогут достичь этих целей?

Ответы учеников  (узнать, …

Работа в парах (рассказать друг другу  и учителю, что они надеются получить от этого урока).

Ответы учеников. Учебник, атлас, раздаточный материал, презентация

Изучение нового материала

10

Слайд: Изображение земной поверхности в древности.

Слайд. Так что же такое план местности?

1.Что это? Это изображение (чертеж)

2.Что изображается? Участок местности.

3. Чего? Земной поверхности.

3.Показывается большой участок местности? Нет.

4. Этот участок на плане имеет такие же размеры как в действительности? Нет. Меньше.

5. Что за символы показаны? Условные знаки.

Задание учащимся.

Изобразить на тетрадном листе план школы в реальную величину? Возможно? Почему?

Что нужно сделать, чтобы данное задание

выполнить?

Вот мы подошли к понятию  - Масштаб.        

Масштаб-степень уменьшения объектов на карте, плане, относительно их размеров на земной поверхности.

Прочитать в атласе на с 20 определение масштаба.

В атласе на с 21, внизу мы видим виды масштаба. С ними мы подробно познакомимся в 6 классе. А сегодня я сама прочитаю данный масштаб.

Одна десятитысячная, что означает, один сантиметр на плане соответствует 10 000 см на местности. Значит изображение местности уменьшено во сколько раз?

Условные знаки - графические символы, с помощью которых обозначают различные объекты.

Это язык плана.

Чтобы научиться читать, сначала нужно выучить буквы. А чтобы научиться читать план или карту, нужно знать условные знаки.

Задание на перфокарте. Попытайтесь подписать названия условных знаков, не пользуясь, какими либо источниками информации.

Каждому объекту соответствует определенный цвет: лес-зеленый, (какие еще объекты зеленого цвета?)

река, озеро, болото – голубые, горы-коричневые, возвышенности-желтые

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик»

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли —

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы у нас все было хорошо

Люди, каких профессий в своей деятельности используют планы, карты?

Слайд презентации (геодезисты)

Геодезисты проводят топографические съемки, используя различные приборы: теодолиты, нивелиры, тахометры…

Учащиеся делают сообщение по первому вопросу.

Составляют схему «Кластер»

Используя схему, дают определение плану.

План-это уменьшенное изображение небольшого участка земной поверхности с помощью условных знаков.

Работа в парах.  Сказать определение плана друг другу.

нет

Уменьшить размеры школы.

Читают определение масштаба.

Работа с атласом, с 21.

В 10 000 раз.

Выполнение задания - подписать условные знаки, изображенные на листах, не пользуясь никакими источниками информации.

      Объекты  

             На

            мест-

               сти            

Условные знаки плана

Луг

болото

Тропа

Кустарник

Просека

дорога

 

Сравнивают свои ответы с рис. учебника. Самопроверка.

Выполняют движение

Военные, строители, малая авиация…

Первичная проверка усвоения знаний

10

  1.Возьмите на парте раздаточный материал и выполните задание. Замените выделенные слова цветами.

2. Для чего человеку необходим план местности? (для проектирования, дорог, заводов, строительства домов)

3 Чем отличается географическая карта от плана местности?

Учащиеся перечисляют объекты плана.

Учащиеся работают в парах.

Учащиеся слушают описание плана.

Первичное закрепление знаний

6

Работа с рисунком учебника 98 на с.84.

Какие объекты показаны на этом плане?

Составьте по этому рисунку небольшой рассказ, не забываем использовать стороны горизонта при описании.

Составление плана местности по описанию.

Контроль и самопроверка знаний

3

Кто желает показать свою работу?

Прикрепить на доске работы учащихся.

Какой план на ваш взгляд самый удачный?

Самопроверка.

Комментарии учеников.

Подведение итогов урока. Рефлексия

2

Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли мы их? Все ли нам удалось?

На уроке Я…

  • Узнал…
  • Понял…
  • Научился…
  • Я не умел, а теперь умею…

Ответы учащихся.

Устная рефлексия, произносят по схеме…

Информация о домашнем задании

1

 На выбор:

1.Учебник с. 84

2.Написать описание плана местности о дома до школы.

Записывают д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План местности и географическая карта.

Повторительно - обобщающий урок по теме "План местности и географическая карта"...

Внеклассное мероприятие по географии для учащихся 6-х классов по теме "План местности и географическая карта"

Данное мероприятие проводится в форме игры в рамках школьной недели географии, за основу взят сценарий игры «Счастливый случай»....

" План местности и географическая карта"

План-конспект урока в 5 классе   - " План местности и географическая карта"Урок соответствует ФГОС....

Методическая разработка урока географии в 5 классе "План местности и географическая карта"

Урок по ФГОС. Третий урок раздела "Виды изображений поверхности Земли".  Используемые учебники и учебные пособия:1 Учебник  География. Начальный курс. Авторы; Баринова, Плешаков, Сонин....

Отличие плана местности от географической карты

Отличие плана местности от географической карты -методическая разработка урока по ФГОС...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (технологическая карта) Географические открытия древности.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Географические открытия древности. По учебнику Учебник 5 класс. География. Землеведение. О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. Издательство «Дрофа».an>Цель  ...

Конспект открытого урока "План местности и географическая карта"

Конспект открытого урока  на тему "План местности и географическая карта"...